Пути совершенствования налогообложения образовательных учреждений | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 27.11.2017

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Соколова М. С. Пути совершенствования налогообложения образовательных учреждений [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 29-31. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13361/ (дата обращения: 13.11.2018).



В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Из этого можно сделать вывод, что развитие образования является важнейшим направлением развития деятельности государства.

Для Российской Федерации модернизация сферы образования является весьма актуальной, так как в настоящее время образование становится одним из наиболее важных факторов, которые обеспечивают устойчивый рост экономики, социальную стабильность государства, а также развитие институтов гражданского общества.

Доходы бюджетных образовательных организаций от предпринимательской деятельности подлежат налогообложению на тех же условиях, что и доходы коммерческих организаций. Налоговый кодекс не исключает бюджетные образовательные организации из числа налогоплательщиков, однако в некоторых случаях налогообложение таких организаций осуществляется в льготном режиме.

Основные проблемы налогообложения образовательных учреждений связанны с исчислением и уплатой НДС. Возможность оптимизации налогообложения в части налога на добавленную стоимость зависит от ряда факторов:

‒ выбора системы налогообложения;

‒ использования льготы, предоставляемой в соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ, согласно которой не подлежит налогообложению реализация услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями, по реализации общеобразовательных и профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии;

‒ наличия деятельности, не связанной с образовательным процессом, или оказания консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений;

‒ реализации некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне;

‒ использования в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн. руб. [1].

Так же можно использовать опыт Франции, где учреждения образования полностью освобождены от уплаты этого налога. Это существенно увеличит дополнительный приток доходов за счет оказания дополнительных услуг и позволит образовательным учреждениям улучшить качество образования.

К мерам государственной поддержки некоммерческих организаций, в частности негосударственных образовательных учреждений, можно отнести снижение тарифа по уплате страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС. Изменения, внесенные в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, с 01.01.2012 позволяют негосударственным образовательным учреждениям, применяющим упрощенную систему налогообложения, при уплате взносов во внебюджетные фонды применять льготный тариф в размере 20 % для отчислений в ПФР, 0 % — для отчислений в ФСС РФ и ФФОМС. Так как страховые взносы составляют основную долю налоговой нагрузки большинства образовательных учреждений, данную меру поддержки можно применить и для учреждений с общей системой налогообложения.

Для развития образовательных учреждений можно использовать и неналоговые меры. Возможно создание фондов эндаумента (целевого капитала), имеющих статус автономных некоммерческих организаций, что позволит повысить доступность образовательных услуг и стимулировать научно-исследовательскую деятельность образовательных учреждений, особенно в рамках прикладных научных разработок молодых ученых. На Западе этот финансовый инструмент реализовывается достаточно эффективно практически во всех отраслях социальной сферы. Особенно распространены эндаумент-фонды в области образования и культуры.

Во многих странах данный вид дохода классифицируется как благотворительность, поэтому доход от эндаумента не облагается налогом. Помимо этого, доноры эндаумента, имеют налоговые льготы на прибыль на сумму взносов, перечисленных в эндаумент. Таким образом, такая система финансирования выгодна и для благотворителя, и для организации, в фонд которой перечислены финансовые средства. Наиболее распространена такая система финансирования распространена в США. Эндаумент, или как его назвали в России целевой капитал, позволяет аккумулировать финансовые ресурсы различных доноров, которые являются долгосрочным стабильным источником дохода для некоммерческих организаций. В настоящее время в России принят федеральный закон № 275 ФЗ от 30.12.2006 г. «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», таким образом, создана правовая основа для развития этого источника финансирования некоммерческих организаций [2].

Согласно Закону, целевой капитал некоммерческой организации — целевой капитал некоммерческой организации (далее также — целевой капитал) — часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счет пожертвований, внесенных в порядке и в целях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом и передана некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом [3].

Создание фондов целевого капитала позволит бюджетным образованиям улучшить свое финансовое положение и направить дополнительный доход на улучшение своей деятельности. Однако в Законе не предусмотрены налоговые или иные льготы жертвователям фондов целевого капитала, что может привести к увеличению периода накопления такового.

Таким образом, налогообложение учреждений образования нуждается в совершенствование. Одним из перспективных направлений является введение налоговых льгот и преференций. Так же большую роль в развитии образовательных учреждений играют неналоговые меры.

Литература:

  1. Климова М. А. Налоговое планирование: приемы и правовое обеспечение. М.: Налоговый вестник, 2013. — С. 68.
  2. Титова А. О. Рынок медицинских услуг: понятие, особенности, регулирование. — LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. — С. 104
  3. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: закон Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «КонсультантПлюс».
  4. Дорофеева, Н. А. Налоговое администрирование: Учебное пособие/ Н. А. Дорофеева. — М.: Российский университет кооперации, 2010. — 235 с.
  5. Об образовании в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант Плюс».
Основные термины (генерируются автоматически): целевой капитал, некоммерческая организация, РФ, учреждение, услуга, создание фондов, система финансирования, Россия, Российская Федерация, доверительное управление.

Похожие статьи

Совершенствование практики использования доходов от целевого...

Работа посвящена финансированию образовательных учреждений с помощью механизма целевого капитала в России. Представлен анализ законодательных основ и практики деятельности фондов целевого капитала (эндаумент-фондов).

Экономико-управленческие аспекты формирования фондов...

С аккумулированные средства благотворителей в логике федерального закона передаются в доверительное управление управляющей

Эндаумент — это целевой благотворительный фонд, созданный для долгосрочного финансирования некоммерческих организаций.

Проблемы обеспечения деятельности некоммерческих...

Рис. 1. Источники финансирования спортивной некоммерческой организации.

Но движение в этих направлениях сопряжено с проблемой нехватки средств на создание системы вентиляции и ремонт душевых.

Журнал «Некоммерческие организации в России».

Расширение механизмов финансирования социально...

Расширение механизмов финансирования социально ориентированных некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации в системе институтов...

Некоммерческие организации (НКО) занимаются оказанием социальных услуг населению...

Бюджетные образовательные учреждения и способы их...

Мы знаем, что бюджетное учреждение — это некоммерческая организация, образованная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для осуществления работ, оказания услуг в сферах образования...

Понятие, значение и содержание системы мер по поддержке...

Российская Федерация, Россия, целевой капитал, сфера культуры, область культуры, корпоративная благотворительность, фонд, Московская область, культурный туризм, контрактная система.

Особенности финансирования бюджетных учреждений культуры

Некоммерческие организации также могут вести предпринимательскую деятельность.

государственное задание, услуга, финансовое обеспечение, оказание, бюджетное финансирование, учреждение, расход, Российская Федерация, полномочие учредителей...

Особенности предоставления услуг доверительного управления...

банк, услуга, Россия, компания, продукт, Доверительное управление, банковский бизнес, коммерческий банк, фонд, Банковское обозрение. Эффективное управление привлеченными ресурсами... ресурсная база, ресурс, кредитная организация, банк...

Финансирование корпораций с государственным участием

Особенности управления акционерным капиталом российских... акционерный капитал, акция, уставной капитал, акционерное общество, опцион эмитента, акционер, выкуп акций, Российская Федерация, Россия, корпоративное управление.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Совершенствование практики использования доходов от целевого...

Работа посвящена финансированию образовательных учреждений с помощью механизма целевого капитала в России. Представлен анализ законодательных основ и практики деятельности фондов целевого капитала (эндаумент-фондов).

Экономико-управленческие аспекты формирования фондов...

С аккумулированные средства благотворителей в логике федерального закона передаются в доверительное управление управляющей

Эндаумент — это целевой благотворительный фонд, созданный для долгосрочного финансирования некоммерческих организаций.

Проблемы обеспечения деятельности некоммерческих...

Рис. 1. Источники финансирования спортивной некоммерческой организации.

Но движение в этих направлениях сопряжено с проблемой нехватки средств на создание системы вентиляции и ремонт душевых.

Журнал «Некоммерческие организации в России».

Расширение механизмов финансирования социально...

Расширение механизмов финансирования социально ориентированных некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации в системе институтов...

Некоммерческие организации (НКО) занимаются оказанием социальных услуг населению...

Бюджетные образовательные учреждения и способы их...

Мы знаем, что бюджетное учреждение — это некоммерческая организация, образованная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для осуществления работ, оказания услуг в сферах образования...

Понятие, значение и содержание системы мер по поддержке...

Российская Федерация, Россия, целевой капитал, сфера культуры, область культуры, корпоративная благотворительность, фонд, Московская область, культурный туризм, контрактная система.

Особенности финансирования бюджетных учреждений культуры

Некоммерческие организации также могут вести предпринимательскую деятельность.

государственное задание, услуга, финансовое обеспечение, оказание, бюджетное финансирование, учреждение, расход, Российская Федерация, полномочие учредителей...

Особенности предоставления услуг доверительного управления...

банк, услуга, Россия, компания, продукт, Доверительное управление, банковский бизнес, коммерческий банк, фонд, Банковское обозрение. Эффективное управление привлеченными ресурсами... ресурсная база, ресурс, кредитная организация, банк...

Финансирование корпораций с государственным участием

Особенности управления акционерным капиталом российских... акционерный капитал, акция, уставной капитал, акционерное общество, опцион эмитента, акционер, выкуп акций, Российская Федерация, Россия, корпоративное управление.

Задать вопрос