Пути совершенствования налогообложения образовательных учреждений | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 27.11.2017

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Соколова М. С. Пути совершенствования налогообложения образовательных учреждений [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 29-31. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13361/ (дата обращения: 24.06.2018).



В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Из этого можно сделать вывод, что развитие образования является важнейшим направлением развития деятельности государства.

Для Российской Федерации модернизация сферы образования является весьма актуальной, так как в настоящее время образование становится одним из наиболее важных факторов, которые обеспечивают устойчивый рост экономики, социальную стабильность государства, а также развитие институтов гражданского общества.

Доходы бюджетных образовательных организаций от предпринимательской деятельности подлежат налогообложению на тех же условиях, что и доходы коммерческих организаций. Налоговый кодекс не исключает бюджетные образовательные организации из числа налогоплательщиков, однако в некоторых случаях налогообложение таких организаций осуществляется в льготном режиме.

Основные проблемы налогообложения образовательных учреждений связанны с исчислением и уплатой НДС. Возможность оптимизации налогообложения в части налога на добавленную стоимость зависит от ряда факторов:

‒ выбора системы налогообложения;

‒ использования льготы, предоставляемой в соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ, согласно которой не подлежит налогообложению реализация услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями, по реализации общеобразовательных и профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии;

‒ наличия деятельности, не связанной с образовательным процессом, или оказания консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений;

‒ реализации некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне;

‒ использования в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн. руб. [1].

Так же можно использовать опыт Франции, где учреждения образования полностью освобождены от уплаты этого налога. Это существенно увеличит дополнительный приток доходов за счет оказания дополнительных услуг и позволит образовательным учреждениям улучшить качество образования.

К мерам государственной поддержки некоммерческих организаций, в частности негосударственных образовательных учреждений, можно отнести снижение тарифа по уплате страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС. Изменения, внесенные в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, с 01.01.2012 позволяют негосударственным образовательным учреждениям, применяющим упрощенную систему налогообложения, при уплате взносов во внебюджетные фонды применять льготный тариф в размере 20 % для отчислений в ПФР, 0 % — для отчислений в ФСС РФ и ФФОМС. Так как страховые взносы составляют основную долю налоговой нагрузки большинства образовательных учреждений, данную меру поддержки можно применить и для учреждений с общей системой налогообложения.

Для развития образовательных учреждений можно использовать и неналоговые меры. Возможно создание фондов эндаумента (целевого капитала), имеющих статус автономных некоммерческих организаций, что позволит повысить доступность образовательных услуг и стимулировать научно-исследовательскую деятельность образовательных учреждений, особенно в рамках прикладных научных разработок молодых ученых. На Западе этот финансовый инструмент реализовывается достаточно эффективно практически во всех отраслях социальной сферы. Особенно распространены эндаумент-фонды в области образования и культуры.

Во многих странах данный вид дохода классифицируется как благотворительность, поэтому доход от эндаумента не облагается налогом. Помимо этого, доноры эндаумента, имеют налоговые льготы на прибыль на сумму взносов, перечисленных в эндаумент. Таким образом, такая система финансирования выгодна и для благотворителя, и для организации, в фонд которой перечислены финансовые средства. Наиболее распространена такая система финансирования распространена в США. Эндаумент, или как его назвали в России целевой капитал, позволяет аккумулировать финансовые ресурсы различных доноров, которые являются долгосрочным стабильным источником дохода для некоммерческих организаций. В настоящее время в России принят федеральный закон № 275 ФЗ от 30.12.2006 г. «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», таким образом, создана правовая основа для развития этого источника финансирования некоммерческих организаций [2].

Согласно Закону, целевой капитал некоммерческой организации — целевой капитал некоммерческой организации (далее также — целевой капитал) — часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счет пожертвований, внесенных в порядке и в целях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом и передана некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом [3].

Создание фондов целевого капитала позволит бюджетным образованиям улучшить свое финансовое положение и направить дополнительный доход на улучшение своей деятельности. Однако в Законе не предусмотрены налоговые или иные льготы жертвователям фондов целевого капитала, что может привести к увеличению периода накопления такового.

Таким образом, налогообложение учреждений образования нуждается в совершенствование. Одним из перспективных направлений является введение налоговых льгот и преференций. Так же большую роль в развитии образовательных учреждений играют неналоговые меры.

Литература:

  1. Климова М. А. Налоговое планирование: приемы и правовое обеспечение. М.: Налоговый вестник, 2013. — С. 68.
  2. Титова А. О. Рынок медицинских услуг: понятие, особенности, регулирование. — LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. — С. 104
  3. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: закон Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «КонсультантПлюс».
  4. Дорофеева, Н. А. Налоговое администрирование: Учебное пособие/ Н. А. Дорофеева. — М.: Российский университет кооперации, 2010. — 235 с.
  5. Об образовании в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант Плюс».
Основные термины (генерируются автоматически): целевой капитал, некоммерческая организация, РФ, учреждение, услуга, создание фондов, система финансирования, Россия, Российская Федерация, доверительное управление.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос