Анализ развития сервисной отрасли в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коломиец, К. Л. Анализ развития сервисной отрасли в России / К. Л. Коломиец. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13339/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье проанализированы основные тенденции развития сервисной отрасли России. Представлена статистика услуг. Рассмотрены условия, благоприятствующие развитию сервисного обслуживания и росту его роли в российской экономике.

Ключевые слова: сфера услуг, сервисизация, услуга

На данный момент сфера услуг занимает все более прочное положение в мировом хозяйстве и является одним из главных областей общественного производства. Многие страны направляют свою экономику именно на развитие данной области, т. к. сегодня спрос в этой сфере достаточно высок. Прибыль от сферы услуг во многих странах приводит к увеличению ВВП, что оказывает положительное влияние на экономику любой страны.

Российская Федерация относится к так называемой группе БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика), участники которой имеют большие возможности для экономического развития и отличаются более высокими темпами роста экономики, чем другие страны. Первоочередная задача обеспечения высокого качества экономического роста предполагает высокую эффективность использования ресурсов, рост конкурентоспособности продукции, увеличение доходов населения и улучшение условий жизни.

Для решения поставленной задачи следует использовать ускоренную сервисизацию российского общества, которая предполагает последовательное развитие сферы услуг и улучшения качества обслуживания в соответствии с переменами, происходящими в жизни населения.

Сфера услуг в последние годы становится одной из самых растущих отраслей экономики. На сегодняшний день как развитые, так и развивающиеся страны ставят перед собой задачу — приблизить развитие сферы услуг для воздействия на экономический рост.

Сфера услуг — это область деятельности, занимающаяся реализацией материальных и нематериальных потребностей населения.

Россия вступила в новый период социально-экономического развития, который характеризуется более узкой информатизацией и сервисизацией в условиях возрастающей глобализации. Главная причина общественного развития  это рост потребностей. Многие индивидуальные и корпоративные нужды являются основанием общественного воспроизводства. В связи с развитием общества происходит рост потребностей, меняются их состав, структура, приоритеты, качественное содержание, появляются новые потребности, исчезают прежние. Появляются принципиально новые потребности, связанные с научно-техническим прогрессом, информатизацией общества и развитием рыночной инфраструктуры.

Вступление России в глобальное экономическое пространство предполагает быстрое и диверсифицированное развитие сферы услуг: социальной, культурной, бытовой, информационной и телекоммуникационной. Дополнительное воспроизведение требует многогранного увеличения сети сферы услуг и значительного повышения качества сервиса, предоставляемых различными видами услуг: от домашних (жилищно-коммунальных, туристических) до профессиональных (консалтинговых, маркетинговых и т. д.). Поэтому возникает важная закономерность, заключающаяся в том, что, с одной стороны, услуги, являющиеся неотъемлемой частью использования, являются двигателем репродуктивного процесса, а с другой  дополнительное развитие требует развития сектора услуг. Кроме того, ускоренное развитие сектора услуг становится катализатором территориального развития, которое служит своего рода мультипликатором. Можно с уверенностью сказать, что наиболее важной причиной, характеризующей социальный прогресс, является быстрое развитие сектора услуг и проникновение сервиса в большинство областей человеческой жизни [1].

Развитие экономики услуг  многофункциональный процесс, присущий всем странам. Реализация данного процесса происходит с учетом вызревания внутренних предпосылок и зависит от уровня экономического развития. В странах, со слабо развивающейся экономикой, хозяйственная деятельность сводится преимущественно к производству товарной продукции. Структура экономики деятельности, которая направлена на производство нематериальных, неосязаемых видов продукции, выраженных в форме услуги, прямо пропорциональна уровню развития экономики и производительности труда. Эти закономерности на рубеже веков проявляются в полной мере. В результате длительной эволюции к концу XX в. доля услуг в мировом ВВП достигла 68 %.

Лидером в производстве услуг является США, на их долю приходится более 1/3 мирового производства. Далее идет Великобритания и с несколько большим отставанием следуют Франция, Канада, Италия. В Германии и, особенно в Японии в большей степени развивается производство товаров, но и наблюдается рост доли услуг.

В России услуги развиваются достаточно медленно, преимущество отдается товарам. В условиях санкций и экономического кризиса государство фокусирует свое внимание на товарном производстве. По данным Федеральной службы государственной статистики, общий объем платных услуг за январь 2015 года снизился на 11,8 % по сравнению с декабрем 2014 года. Наибольшее снижение отмечается при предоставлении ветеринарных услуг  30,9 %, медицинских  28,1 %, бытовых услуг  20,8 %. Потребление в сфере образовательных услуг также значительно сократилось (на 23,1 %), а в сфере туризма и гостиничного размещения  18 %. Следует отметить, что на общем фоне объем услуг связи увеличился на 2 % [3].

Главными тенденциями современного развития сферы обслуживания, по мнению автора, являются: изменение потребительского спроса, внутривидовая диверсификация услуг, интенсивное развитие информационно-телекоммуникационных услуг, межвидовая интеграция услуг и формирование сервисных комплексов.

Изменение спроса связано с переменами вкусов потребителей и различиями в их платежеспособности. Анализ показывает, что в структуре платных услуг населению доля бытовых услуг неуклонно снижается в то время как доля услуг связи, жилищно-коммунальных, системы образования, по техобслуживанию и ремонту автомобилей увеличивается. Еще одним фактором тенденции изменения спроса следует указать увеличивающуюся урбанизацию, которая приводит к росту спроса на определенные виды работ и услуг, связанных с обустройством в городах (например, коттеджное строительство) и снижением спроса на услуги сельскохозяйственного характера. Несомненно, существует также разделение индивидуальных потребностей в связи с изменяющейся демографической ситуацией и стратификацией общества. При этом, заметна деформация как в сторону увеличения престижных видов услуг для обеспеченных слоев населения («евроремонт»), так и в отношении относительно «дешевых» видов услуг (ремонт обуви) для части населения, принадлежащего к малообеспеченным слоям общества. Немаловажным фактором, вызывающим изменение спроса, является внедрение достижений научно-технического прогресса — сложной бытовой техники, компьютерных технологий и др. [1].

Следующая важная тенденция, которая наблюдается в сервисной отрасли — это форсирование развитие фирм, которые выпускают так называемую интеллектуальную продукцию. В сфере обслуживания информация при оказании некоторых видов услуг составляет до 75 % вновь созданной стоимости. В процессе предоставления потребителю информационных услуг возникают новые формы обслуживания и технологические цепочки. Информационные системы становятся важнейшими компонентами передовых технологий управления и производства в сервисных фирмах. В условиях глобальной информатизации важной задачей является быстрое формирование и развитие отрасли, предоставляющей широкий спектр информационных услуг, конкурентоспособных на рынке. Овладение и популяризация современных информационно-телекоммуникационных услуг является определяющим условием для создания инфраструктуры бизнеса в сфере сервиса. Введение новых видов услуг и форм обслуживания поспособствует увеличению занятости населения и удовлетворению повышающихся потребностей общества.

Третья важная тенденция в развитии современного сектора услуг находит свое место в расширении внутриотраслевой диверсификации услуг, предоставляющей различным потребителям. Прогрессивные фирмы улучшают уровень обслуживания за счет предоставления дополнительных услуг клиентам (быстрое питание, мелкий автосервис, торговля сопутствующими товарами), которые хорошо сочетаются с основными видами деятельности.

Характерной особенностью стала тенденция развития дополнительных услуг, но тесно связана с основным видом обслуживания, например, по дизайну, проектированию и модернизации жилых домов и офисных зданий при ремонтных работах, а также выбор и установка мебели, светотехнической аппаратуры и сложной бытовой техники.

Следующая тенденция в развитии индустрии услуг заключается в организации комплексного обслуживания клиентов и слиянии услуг. Под влиянием рыночного спроса и с помощью возможностей конкретных фирм происходит объединение обособленных видов услуг в комплексные посредством интеграции и комбинирования в различных сочетаниях. Разработка многофункционального комплекса сопровождает изменения отдельных услуг. Таким образом, просматривается принципиально новый подход к организации комплексного сервиса [1].

К условиям, благоприятствующим развитию сервисного обслуживания и росту его роли в российской экономике, можно отнести:

– модернизацию производимой продукции и связанную с этим потребность в разработке системы до- и послепродажного обслуживания, которая соответствует технической и кадровой базе;

– потребность в удержании соответствующего состояния произведенных материально-вещественных ценностей в условиях снижения резервов, необходимых для производства нового товара;

– усиление влияния результатов деятельности сервисных подразделений предприятий и организаций на реализацию их маркетинговой политики.

Многие российские сферы обслуживания до сих пор не дотягивают до международных стандартов, по предоставления населению торговых предприятий, особенно современных форматов, потребительских услуг, учреждений культуры, и по этой причине они нуждаются в хороших условиях и стимулах для успешного развития. Но изменение в этих отраслях может быть достигнуто только, если ресурсы будут обновлены с учетом зарубежного опыта и потребностей.

При реализации этой структурной стратегии решающая роль принадлежит государству. В дополнение к общим мерам по улучшению бизнеса необходимо расширить государственную поддержку отраслей сферы услуг и меры по их стимулированию. Без значительного увеличения объема государственного финансирования, перспективы реформирования и развития социальных услуг и науки, решения проблем транспортной инфраструктуры и коммуникаций очень малы [2].

Российская сфера услуг, которая длительное время не относилась к важнейшим областям народного хозяйства, претерпела за последние годы серьезные изменения. Общемировые социально-экономические тенденции и процессы реформирования отечественной экономики, безусловно, содействовали не только достижению российской сервисной сферой высоких темпов роста, но и созданию значительных предпосылок ее дальнейшего развития.

Литература:

  1. Молев М. Д. Анализ основных тенденций развития сервисной отрасли в России // VI Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве». — 2010.
  2. Романова М. М. Основные тенденции развития сферы услуг в России и за рубежом // Евразийский Союз Ученых — 2017. — № 12.
  3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, сфера услуг, изменение спроса, научно-технический прогресс, российская экономика, россия, сервисное обслуживание, сложная бытовая техника, экономический рост, экономическое развитие.

Похожие статьи

Рынок услуг как динамично развивающееся явление...

услуга, сфера услуг, изменение спроса, экономический рост, сложная бытовая техника, сервисное обслуживание, россия, российская экономика, научно-технический прогресс, экономическое развитие.

Экономическое содержание категории «услуги» в национальной...

услуга, сфера услуг, изменение спроса, экономический рост, сложная бытовая техника, сервисное обслуживание, россия, российская экономика, научно-технический прогресс, экономическое развитие.

Научно-технический прогресс — положительные...

экономический рост, Россия, СССР, военно-промышленный комплекс, российская экономика, физический износ, хозяйственный механизм, экономическое развитие, экстенсивный экономический рост, экономическое развитие... Научно-технический прогресс и...

Современное развитие российской экономики: проблемы...

экономический рост, развитие экономики, ВВП, развитие, млрд, уровень развития, федеральный бюджет, промышленное производство, основной капитал, российская экономика. Экономический рост, его стадии, типы и факторы.

Экономический рост, его стадии, типы и факторы

Сам термин «экономический рост» был введён в употребление Йозефом Шумпетером

На этом этапе развивается индустриальное общество, прогрессируют те отрасли, которые задают технический прогресс.

Долговременные тренды и циклы развития экономики России и их...

Экономическое развитие — за инновациями | Статья в журнале...

Сегодня для развития экономики огромную значимость имеет научно-технический прогресс. Инновации, выступающие основой НТП, устанавливают конкурентные успехи фирмы и государства. На экономическое развитие оказывают воздействие многие факторы...

Современный взгляд на проблемы спроса и предложения...

Социально-ориентированная рыночная российская экономика требует поиска новых вариантов при моделировании множества переменных, главные из которых это спрос, предложения и рыночная цена. Развитие рыночных экономических преобразований в России...

Современные тенденции, проблемы и перспективы развития...

россия, инновационная активность, проблема, экономическая жизнь, сельское хозяйство, российская экономика, основной капитал, макроэкономический рост, глобальный кризис, экономический рост.

Проблемы развития рециклинга в сфере услуг на современном...

рынок услуг, Россия, сфера услуг, рынок, услуга, внешнеэкономическая деятельность, теневой рынок, сервисная деятельность, мировая торговля, экономический рост. Инновационные проекты в сфере услуг | Статья в журнале... Сегодня в экономике России доля сферы услуг...

Похожие статьи

Рынок услуг как динамично развивающееся явление...

услуга, сфера услуг, изменение спроса, экономический рост, сложная бытовая техника, сервисное обслуживание, россия, российская экономика, научно-технический прогресс, экономическое развитие.

Экономическое содержание категории «услуги» в национальной...

услуга, сфера услуг, изменение спроса, экономический рост, сложная бытовая техника, сервисное обслуживание, россия, российская экономика, научно-технический прогресс, экономическое развитие.

Научно-технический прогресс — положительные...

экономический рост, Россия, СССР, военно-промышленный комплекс, российская экономика, физический износ, хозяйственный механизм, экономическое развитие, экстенсивный экономический рост, экономическое развитие... Научно-технический прогресс и...

Современное развитие российской экономики: проблемы...

экономический рост, развитие экономики, ВВП, развитие, млрд, уровень развития, федеральный бюджет, промышленное производство, основной капитал, российская экономика. Экономический рост, его стадии, типы и факторы.

Экономический рост, его стадии, типы и факторы

Сам термин «экономический рост» был введён в употребление Йозефом Шумпетером

На этом этапе развивается индустриальное общество, прогрессируют те отрасли, которые задают технический прогресс.

Долговременные тренды и циклы развития экономики России и их...

Экономическое развитие — за инновациями | Статья в журнале...

Сегодня для развития экономики огромную значимость имеет научно-технический прогресс. Инновации, выступающие основой НТП, устанавливают конкурентные успехи фирмы и государства. На экономическое развитие оказывают воздействие многие факторы...

Современный взгляд на проблемы спроса и предложения...

Социально-ориентированная рыночная российская экономика требует поиска новых вариантов при моделировании множества переменных, главные из которых это спрос, предложения и рыночная цена. Развитие рыночных экономических преобразований в России...

Современные тенденции, проблемы и перспективы развития...

россия, инновационная активность, проблема, экономическая жизнь, сельское хозяйство, российская экономика, основной капитал, макроэкономический рост, глобальный кризис, экономический рост.

Проблемы развития рециклинга в сфере услуг на современном...

рынок услуг, Россия, сфера услуг, рынок, услуга, внешнеэкономическая деятельность, теневой рынок, сервисная деятельность, мировая торговля, экономический рост. Инновационные проекты в сфере услуг | Статья в журнале... Сегодня в экономике России доля сферы услуг...