Анализ развития сервисной отрасли в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Коломиец К. Л. Анализ развития сервисной отрасли в России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 20-22. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13339/ (дата обращения: 24.06.2018).



В статье проанализированы основные тенденции развития сервисной отрасли России. Представлена статистика услуг. Рассмотрены условия, благоприятствующие развитию сервисного обслуживания и росту его роли в российской экономике.

Ключевые слова: сфера услуг, сервисизация, услуга

На данный момент сфера услуг занимает все более прочное положение в мировом хозяйстве и является одним из главных областей общественного производства. Многие страны направляют свою экономику именно на развитие данной области, т. к. сегодня спрос в этой сфере достаточно высок. Прибыль от сферы услуг во многих странах приводит к увеличению ВВП, что оказывает положительное влияние на экономику любой страны.

Российская Федерация относится к так называемой группе БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика), участники которой имеют большие возможности для экономического развития и отличаются более высокими темпами роста экономики, чем другие страны. Первоочередная задача обеспечения высокого качества экономического роста предполагает высокую эффективность использования ресурсов, рост конкурентоспособности продукции, увеличение доходов населения и улучшение условий жизни.

Для решения поставленной задачи следует использовать ускоренную сервисизацию российского общества, которая предполагает последовательное развитие сферы услуг и улучшения качества обслуживания в соответствии с переменами, происходящими в жизни населения.

Сфера услуг в последние годы становится одной из самых растущих отраслей экономики. На сегодняшний день как развитые, так и развивающиеся страны ставят перед собой задачу — приблизить развитие сферы услуг для воздействия на экономический рост.

Сфера услуг — это область деятельности, занимающаяся реализацией материальных и нематериальных потребностей населения.

Россия вступила в новый период социально-экономического развития, который характеризуется более узкой информатизацией и сервисизацией в условиях возрастающей глобализации. Главная причина общественного развития  это рост потребностей. Многие индивидуальные и корпоративные нужды являются основанием общественного воспроизводства. В связи с развитием общества происходит рост потребностей, меняются их состав, структура, приоритеты, качественное содержание, появляются новые потребности, исчезают прежние. Появляются принципиально новые потребности, связанные с научно-техническим прогрессом, информатизацией общества и развитием рыночной инфраструктуры.

Вступление России в глобальное экономическое пространство предполагает быстрое и диверсифицированное развитие сферы услуг: социальной, культурной, бытовой, информационной и телекоммуникационной. Дополнительное воспроизведение требует многогранного увеличения сети сферы услуг и значительного повышения качества сервиса, предоставляемых различными видами услуг: от домашних (жилищно-коммунальных, туристических) до профессиональных (консалтинговых, маркетинговых и т. д.). Поэтому возникает важная закономерность, заключающаяся в том, что, с одной стороны, услуги, являющиеся неотъемлемой частью использования, являются двигателем репродуктивного процесса, а с другой  дополнительное развитие требует развития сектора услуг. Кроме того, ускоренное развитие сектора услуг становится катализатором территориального развития, которое служит своего рода мультипликатором. Можно с уверенностью сказать, что наиболее важной причиной, характеризующей социальный прогресс, является быстрое развитие сектора услуг и проникновение сервиса в большинство областей человеческой жизни [1].

Развитие экономики услуг  многофункциональный процесс, присущий всем странам. Реализация данного процесса происходит с учетом вызревания внутренних предпосылок и зависит от уровня экономического развития. В странах, со слабо развивающейся экономикой, хозяйственная деятельность сводится преимущественно к производству товарной продукции. Структура экономики деятельности, которая направлена на производство нематериальных, неосязаемых видов продукции, выраженных в форме услуги, прямо пропорциональна уровню развития экономики и производительности труда. Эти закономерности на рубеже веков проявляются в полной мере. В результате длительной эволюции к концу XX в. доля услуг в мировом ВВП достигла 68 %.

Лидером в производстве услуг является США, на их долю приходится более 1/3 мирового производства. Далее идет Великобритания и с несколько большим отставанием следуют Франция, Канада, Италия. В Германии и, особенно в Японии в большей степени развивается производство товаров, но и наблюдается рост доли услуг.

В России услуги развиваются достаточно медленно, преимущество отдается товарам. В условиях санкций и экономического кризиса государство фокусирует свое внимание на товарном производстве. По данным Федеральной службы государственной статистики, общий объем платных услуг за январь 2015 года снизился на 11,8 % по сравнению с декабрем 2014 года. Наибольшее снижение отмечается при предоставлении ветеринарных услуг  30,9 %, медицинских  28,1 %, бытовых услуг  20,8 %. Потребление в сфере образовательных услуг также значительно сократилось (на 23,1 %), а в сфере туризма и гостиничного размещения  18 %. Следует отметить, что на общем фоне объем услуг связи увеличился на 2 % [3].

Главными тенденциями современного развития сферы обслуживания, по мнению автора, являются: изменение потребительского спроса, внутривидовая диверсификация услуг, интенсивное развитие информационно-телекоммуникационных услуг, межвидовая интеграция услуг и формирование сервисных комплексов.

Изменение спроса связано с переменами вкусов потребителей и различиями в их платежеспособности. Анализ показывает, что в структуре платных услуг населению доля бытовых услуг неуклонно снижается в то время как доля услуг связи, жилищно-коммунальных, системы образования, по техобслуживанию и ремонту автомобилей увеличивается. Еще одним фактором тенденции изменения спроса следует указать увеличивающуюся урбанизацию, которая приводит к росту спроса на определенные виды работ и услуг, связанных с обустройством в городах (например, коттеджное строительство) и снижением спроса на услуги сельскохозяйственного характера. Несомненно, существует также разделение индивидуальных потребностей в связи с изменяющейся демографической ситуацией и стратификацией общества. При этом, заметна деформация как в сторону увеличения престижных видов услуг для обеспеченных слоев населения («евроремонт»), так и в отношении относительно «дешевых» видов услуг (ремонт обуви) для части населения, принадлежащего к малообеспеченным слоям общества. Немаловажным фактором, вызывающим изменение спроса, является внедрение достижений научно-технического прогресса — сложной бытовой техники, компьютерных технологий и др. [1].

Следующая важная тенденция, которая наблюдается в сервисной отрасли — это форсирование развитие фирм, которые выпускают так называемую интеллектуальную продукцию. В сфере обслуживания информация при оказании некоторых видов услуг составляет до 75 % вновь созданной стоимости. В процессе предоставления потребителю информационных услуг возникают новые формы обслуживания и технологические цепочки. Информационные системы становятся важнейшими компонентами передовых технологий управления и производства в сервисных фирмах. В условиях глобальной информатизации важной задачей является быстрое формирование и развитие отрасли, предоставляющей широкий спектр информационных услуг, конкурентоспособных на рынке. Овладение и популяризация современных информационно-телекоммуникационных услуг является определяющим условием для создания инфраструктуры бизнеса в сфере сервиса. Введение новых видов услуг и форм обслуживания поспособствует увеличению занятости населения и удовлетворению повышающихся потребностей общества.

Третья важная тенденция в развитии современного сектора услуг находит свое место в расширении внутриотраслевой диверсификации услуг, предоставляющей различным потребителям. Прогрессивные фирмы улучшают уровень обслуживания за счет предоставления дополнительных услуг клиентам (быстрое питание, мелкий автосервис, торговля сопутствующими товарами), которые хорошо сочетаются с основными видами деятельности.

Характерной особенностью стала тенденция развития дополнительных услуг, но тесно связана с основным видом обслуживания, например, по дизайну, проектированию и модернизации жилых домов и офисных зданий при ремонтных работах, а также выбор и установка мебели, светотехнической аппаратуры и сложной бытовой техники.

Следующая тенденция в развитии индустрии услуг заключается в организации комплексного обслуживания клиентов и слиянии услуг. Под влиянием рыночного спроса и с помощью возможностей конкретных фирм происходит объединение обособленных видов услуг в комплексные посредством интеграции и комбинирования в различных сочетаниях. Разработка многофункционального комплекса сопровождает изменения отдельных услуг. Таким образом, просматривается принципиально новый подход к организации комплексного сервиса [1].

К условиям, благоприятствующим развитию сервисного обслуживания и росту его роли в российской экономике, можно отнести:

– модернизацию производимой продукции и связанную с этим потребность в разработке системы до- и послепродажного обслуживания, которая соответствует технической и кадровой базе;

– потребность в удержании соответствующего состояния произведенных материально-вещественных ценностей в условиях снижения резервов, необходимых для производства нового товара;

– усиление влияния результатов деятельности сервисных подразделений предприятий и организаций на реализацию их маркетинговой политики.

Многие российские сферы обслуживания до сих пор не дотягивают до международных стандартов, по предоставления населению торговых предприятий, особенно современных форматов, потребительских услуг, учреждений культуры, и по этой причине они нуждаются в хороших условиях и стимулах для успешного развития. Но изменение в этих отраслях может быть достигнуто только, если ресурсы будут обновлены с учетом зарубежного опыта и потребностей.

При реализации этой структурной стратегии решающая роль принадлежит государству. В дополнение к общим мерам по улучшению бизнеса необходимо расширить государственную поддержку отраслей сферы услуг и меры по их стимулированию. Без значительного увеличения объема государственного финансирования, перспективы реформирования и развития социальных услуг и науки, решения проблем транспортной инфраструктуры и коммуникаций очень малы [2].

Российская сфера услуг, которая длительное время не относилась к важнейшим областям народного хозяйства, претерпела за последние годы серьезные изменения. Общемировые социально-экономические тенденции и процессы реформирования отечественной экономики, безусловно, содействовали не только достижению российской сервисной сферой высоких темпов роста, но и созданию значительных предпосылок ее дальнейшего развития.

Литература:

  1. Молев М. Д. Анализ основных тенденций развития сервисной отрасли в России // VI Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве». — 2010.
  2. Романова М. М. Основные тенденции развития сферы услуг в России и за рубежом // Евразийский Союз Ученых — 2017. — № 12.
  3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, сфера услуг, изменение спроса, экономический рост, сложная бытовая техника, сервисное обслуживание, россия, российская экономика, научно-технический прогресс, экономическое развитие.

Ключевые слова

сфера услуг, услуга, сервисизация

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос