Особенности использования вспомогательных бюджетов в системе бюджетирования строительной организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 04.11.2017

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Иванова Н. Е., Приступа М. Э. Особенности использования вспомогательных бюджетов в системе бюджетирования строительной организации [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 140-142. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13248/ (дата обращения: 25.06.2018).



В данной статье рассматривается особенности использования вспомогательных бюджетов в строительной организации. Рассматриваются основные виды вспомогательных бюджетов. Предлагаются варианты составления вспомогательных бюджетов.

Ключевые слова: бюджетирование, бюджет, строительство, затраты, планирование, контроль, управление, кредит, вложения, план

Эффективность системы бюджетирования во многом зависит от того, насколько строительная организация тщательно продумывает методику составления бюджетов, какие бюджеты разрабатываются. Одними из главных бюджетов в строительстве являются бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов. Чаще экономисты прибегают к разработке вспомогательных бюджетов. Такие бюджеты позволяют повысить точность планирования и обеспечивают своевременный контроль над его исполнением.

В своей статье В. Е. Хруцкий пишет о том, что вспомогательные бюджеты предназначены для точного определения различных показателей и нормативов планирования в операционных и основных бюджетах. [1]

На практике вспомогательные бюджеты делятся на 2 типа:

  1. План капитальных затрат (инвестиционный план) — показывает распределение по бюджетным периодам финансовых ресурсов, выделяемых руководителями или инвесторами организации под представленный бизнес-план (график оплаты стартовых затрат нового бизнеса), на организацию и создание нового бизнеса, в качестве обоснования прежде всего запрашиваемых кредитов или инвестиций, других внешних финансовых ресурсов.

В этом документе показано распределение капиталовложений, других первоначальных затрат (лицензирование, стартовая реклама, сертификация, оформление прочих разрешительных документов) как по статьям расходов, так и по месяцам или декадам бюджетного периода;

  1. Кредитный план — содержит информацию о кредитах и инвестициях, необходимых организации на предстоящий бюджетный период с указанием размеров, сроков и условий получения, выплаты процентов, режима возврата и т. п.

Вспомогательные бюджеты необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особенностей местного (регионального) налогообложения. [2]

Задача вспомогательных бюджетов заключается в подготовке исходной или обработке итоговой информации, необходимой для составления основных бюджетов. Внедрение полной системы бюджетирования в организации заключается в формировании так называемого мастер-бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Мастер-бюджет — это совокупность взаимосвязанных между собой трех основных бюджетов компании плюс набор операционных и вспомогательных бюджетов, необходимых для их составления. [1]

На рисунке 1 представлена схема построения основных бюджетов строительной организации (БДДС и БДР) с помощью вспомогательных бюджетов.

Рис. 1. Схема построения мастер-бюджета строительной организации

Кредиты и займы в бюджете являются, как правило, расчетным показателем, отражающим потребность во внешнем финансировании в случае, когда остаток денежных средств на расчетном счете организации (конечное сальдо) становится в какой-либо из периодов минусовым или снижается до неприемлемо низкого уровня. Сумма кредита и займа определяется также исходя из запланированной суммы капитальных (первоначальных) затрат организации в бюджетный период (в соответствии с инвестиционным планом). Предварительно в качестве вспомогательного инструмента можно составить «черновой вариант» кредитного плана (с указанием суммы кредита, условий его получения и возврата, периода получения и т. п.). Кредитный план будет корректироваться по мере составления окончательного варианта БДДС (с учетом потребности в оборотных средствах). [3]

Величина денежных средств, поступающих в виде кредитов и займов, определяется также с учетом следующих факторов:

  1. Возможность получения кредита (кредитный рейтинг организации).
  2. Действующие процентные ставки по кредиту (в соответствии с политикой Центрального Банка РФ).
  3. Предпочтительность кредита иным источникам внешнего финансирования.

Но главным является все-таки то, насколько суммы расходов в один из периодов превышают обычную сумму расходования денежных средств по операциям.

Ежедневные значения определяются или на основе точных данных о возможном поступлении всех сумм, или путем отнесения всей суммы поступления на последний день соответствующего месяца.

Таблица 1

Пример бюджета капитальных вложений строительной организации

статьи бюджета

Проекты капитальных вложений иэтапы работ

План 2016г.

вт.ч.

Отклонение 2016/2015

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

ИТОГО

1

Инвестиции в развитие

2

Доходные инвестиции

2.1

Строительство объекта № 1

2.1.1

— проектирование

2.1.2

— экспертиза

2.1.3

2.2

Строительство объекта № 2

При этом определяются размер кредита, вероятная процентная ставка за кредит (с учетом состояния финансового рынка в стране), условия возврата или погашения (с какого месяца, какими частями и т. п.). Окончательный вариант кредитного плана составляется после разработки бюджета движения денежных средств, когда будут ясны все потребности во внешнем финансировании не только для финансирования капитальных затрат, но и на пополнение оборотных средств. В таблице 2 предложен примерный формат того, как может выглядеть кредитный план строительной организации.

Таблица 2

Пример кредитного плана строительной организации

Кредитор

Дата выдачи кредита

Сумма кредита (тыс. руб.)

Срок кредита

Дата погашения кредита

Сумма погашения кредита

Срок пользования кредита (дни)

Сумма% за пользование кредитом

Общая сумма погашения кредита

Банк

01.02.16

2 000

2 года

30.08.16

500

211

150

650

28.02.17

500

182

130

630

30.08.17

500

183

130

630

31.01.18

500

154

110

610

Итого

2 000

520

2 520

Составление кредитного плана будет являться функцией экономического отдела (например, ЦФО 0). Данный центр ответственности готовит материалы для заседаний бюджетного комитета (итоговый отчет об исполнении бюджетов организации и бюджетов ЦФО, комментарии к результатам исполнения бюджетов организации, варианты решений бюджетного комитета и т. п.), запрашивает при необходимости любую финансовую, бухгалтерскую информацию у других ЦФО, выдает рекомендации руководству в отношении формирования финансовой и инвестиционной стратегии организации.

ЦФО 0 делает представления руководству относительно возможных мер воздействия в отношении руководителей и специалистов других ЦФО, отвечающих за бюджетирование, в случае ненадлежащего исполнения ими своих должностных обязанностей.

Имея кредитный план, организация может анализировать и сопоставлять свою фактическую задолженность по отдельным видам ссуд с утвержденными по плану кредитами. Если возникает ситуация несовпадения кредитного плана с реальной ситуацией — организация проводит мероприятия по выявлению причин таких нестыковок. Анализ исполнения кредитного плана позволяет осуществлять действенный контроль за соблюдением кредитной дисциплины.

Таким образом, кредитный план организации определяет целевое назначение кредита соответствие с потребностями в средствах. Кредитный план имеет большое значение для планомерного и рационального распределения кредитных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности организации. Важно отметить, что опираясь на план организации и его целевой характер, банк имеет возможность выдавать ссуды в соответствии с ходом выполнения задания по кредитуемой операции.

Такие вспомогательные бюджеты позволяют увеличить точность планирования, так как прогнозирование состояния как внешней, так и внутренней, экономической, финансовой среды организаций осуществляется путем систематического анализа основных факторов. Качество прогноза определяет и качество финансового плана. Также вспомогательные бюджеты позволят улучшить контроль над исполнением основных бюджетов и обеспечат документированное представление процесса финансово-хозяйственной деятельности организации.

Литература:

  1. Хруцкий В. Е., Операционные, вспомогательные и дополнительные бюджеты: что, как и почему // Справочник экономиста. — 2003. — № 3.
  2. А. П. Виткалова, Д. П. Миллер. Бюджетирование и контроль затрат в организации. — Москва: Альфа-Пресс, 2006. — 103 с.
  3. Ильин А. И. Планирование на предприятии. — М.: Инфра-М, 2011. — 668с.
  4. Иванова Н. Е. // Организация управленческого контроля в системе бюджетирования. — Наука и современность. — 2012— № 15–4. — С. 48–52.
Основные термины (генерируются автоматически): кредитный план, бюджет, строительная организация, внешнее финансирование, средство, бюджетный период, инвестиционный план, бюджетный комитет, окончательный вариант, сумма кредита.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос