Приватизация в России как важнейший этап перехода к рыночной экономике | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Дзуцева Г. Н., Халява А. И. Приватизация в России как важнейший этап перехода к рыночной экономике [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13181/ (дата обращения: 24.06.2018).



После распада СССР перед новым руководством России встал вопрос о дальнейшем развитии экономики страны. В основном сохранившаяся государственная собственность требовала более эффективного управления, что могло быть обеспечено путем передачи предприятий в частную собственность. В статье рассматриваются основные этапы приватизации в России, условия ее проведения, законодательная база и ее экономические последствия.

Ключевые слова: приватизация, изменение форм собственности, ваучеры, залоговые аукционы

В современной экономической науке процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В новой России, в процессе рыночных реформ, основная роль отводилась именно приватизации. В результате этого процесса, частный сектор должен был стать преобладающей частью экономики.

Первый этап приватизации начался с принятием Закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 года, указов президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992 года и «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» от 14 августа 1992 года. Этот этап получил название ваучерного или чекового, главной его целью ставилось массовое преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа, для чего использовался чековый механизм наделения всех граждан правом на получение доли государственной собственности, а также механизм первоначального распределения акций между трудовыми коллективами и государством [‎1]. Каждый житель страны получал ваучер номинальной стоимостью десять тысяч рублей, а вместе с ним право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов, или просто продать свой приватизационный чек.

Согласно статистике, около 25 миллионов россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 миллионов вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их просто продали. Однако законодательство 90-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали в экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились и были ликвидированы [‎2]. Таким образом, в период первого этапа приватизации в частную собственность было передано 112,6 тысячи государственных и муниципальных предприятий. К концу 1994 года процесс малой приватизации завершился. С точки зрения политической характеристики данного этапа, можно отметить, что официально провозглашенные цели приватизации находились в рамках национальных интересов России, а механизмы ее проведения сохраняли видимость социальной справедливости при разделе государственной собственности. В действительности, социально-экономические результаты ваучерной приватизации обострили политическое противостояние в обществе и привели к ожесточенной внутрипартийной борьбе.

С первого июля 1994 года начался следующий, денежный этап приватизации. Продажа предприятий, а также акций акционированных предприятий происходила только за деньги. Специфическим методом приватизации стали залоговые аукционы, в рамках которых государственные пакеты акций отдельных предприятий передавались в доверительное управление на определенный период банкам, предложившим кредиты с целью финансирования дефицита госбюджета. В случае непогашения кредитов банк получал право продать или сохранить в своей собственности залоговые пакеты акций, фактически приобретал право собственности над переданными в залог государственными предприятиями. Постепенно уходили из практики стандартные массовые схемы приватизации предприятий, преобладали индивидуальные проекты. Упор делался на переход в частную собственность не целых предприятий, а имущественных долей государства в этих предприятиях. Основная масса населения в залоговых аукционах и инвестиционных конкурсах, разумеется, не участвовала. По своей внутренней логике развития данный этап процесса приватизации может быть охарактеризован как рыночный, ибо именно рыночные механизмы стали господствовать в отношениях преобразования форм собственности. Собственность государства превратилась в обычный товар, а манипуляции с ним чисто рыночными действиями.

Социально-экономическая специфика данного этапа заключалась в совокупности нескольких новых явлений приватизации. Во-первых, государственная собственность по основным экономическим характеристикам перестала господствовать, приоритетными в экономике стали вновь сформированные частнособственнические отношения. Преобразование экономической основы государства на преимущественно общественной в преимущественно частную форму собственности завершилась. Во-вторых, принципиально изменилась социальная структура общества. Наряду с традиционными слоями и группами появилась новая, олигархическая группа, которая во второй половине 90-х годов приобрела огромное финансовое и политическое влияние, позволявшее ей полностью определять внутреннюю и внешнюю политику России. В обществе, это явление получило название «семибанкирщина». Впоследствии, влияние олигархических групп на государство было ослаблено, однако вопрос о законности проведенных аукционов в обществе не угасает до сих пор. В-третьих, реальностью стала российская многопартийность. Многочисленные политические партии с разнообразной социальной базой, идеологическими ценностями и приоритетами, предвыборными платформами образовали достаточно активное партийное пространство, как существенный политический элемент гражданского общества.

В начале 2000-х годов начался новый этап приватизационного процесса, который называют точечным или этапом «индивидуальных» проектов. По сути, он охватывал все сферы экономики, не ограничивается в методах и механизмах, превращается в постоянно действующую систему новых экономических и финансовых отношений. Его можно назвать этапом глобальной приватизации. Экономическая политика государства прослеживается в законодательстве 2000–2002 годов, особенно в содержании законов о банкротстве, о земле, об обороте сельскохозяйственных земель и других, а также в Послании Президента РФ Федеральному собранию от 18 апреля 2002 года, в последующей политике руководства страны в отношении государственной собственности и государственной экономики [‎3].

Особенностью данного этапа стало быстрое нарастание «вторичной» приватизации в виде массового и почти неконтролируемого государством перехода ранее приватизированной собственности к новым владельцам. Чаще всего подобные переходы касались акционированных предприятий, акции которых скупались с предъявлением права на собственность. Нередко таким путем российские предприятия скупались иностранными компаниями, с помощью подставных лиц и лазеек в законодательстве. Обычно такие предприятия подвергались сверхэксплуатации для получения максимальной прибыли, или разрушались как конкуренты на мировом рынке. Оба эти варианта были распространены в цветной металлургии, в добывающей и перерабатывающей промышленности.

Кроме того, сфера приватизации значительно расширилась. Если в девяностые годы тысячи предприятий оборонного или околооборонного характера не выводились из государственного сектора по причине их прямой связи с обеспечением национальной безопасности, то на этом этапе на первое место ставились экономические интересы страны и стремление получить максимальную прибыль. Правительство считало, что неэффективный государственный сектор не приносит стране ничего, кроме дополнительных проблем и расходов. Часть предприятий оборонного комплекса была приватизирована, однако политическая обстановка в мире со всей очевидностью показала недальновидность таких планов государства, что позволило сохранить ведущие предприятия оборонно-промышленного комплекса и своевременно начать перевооружение армии.

В 2001 году в правительстве РФ были одобрены программы разгосударствления естественных монополий, таких как Газпром, РАО ЕЭС, РЖД, их реформирования путём дробления на основе производственного процесса с возможной последующей приватизацией отдельных структур. В результате государство сохранило контрольные пакеты в акционерных обществах, так как участие в собственности естественных монополий обеспечивало ее влияние в управлении экономикой страны.

Негативной стороной приватизации на этом этапе стало широкое распространение так называемого «банкротного» метода приватизации. Банкротство стало формально законным и достаточно лёгким путём перераспределения собственности. Этот метод особенно широко применялся в отношении предприятий с акционерной формой владения, но также и тех, где оставалась государственная доля. «Банкротная» приватизация стала массовым и нечистоплотным процессом только из-за примитивности законодательства и попустительства чиновников государственных структур управления.

В настоящее время Правительством сформированы планы приватизации государственных активов в акционерных обществах, в том числе естественных монополий и оставшихся в государственной собственности унитарных предприятий, что позволит увеличить объем поступления в федеральный бюджет и создаст условия для вывода компаний на рынок, изменит модель корпоративного управления. Создаются новые инструменты приватизации государственного имущества, например, электронные площадки, список которых утверждается Постановлением Правительства и такой инструмент как формирование пула определенного количества опытных независимых директоров, услугами которых может воспользоваться любое приватизируемое предприятие.

Таким образом, рассматривая вопрос о приватизации государственных предприятий в Российской Федерации в ходе перехода к рыночной экономике, частная собственность в России получила окончательную и законную прописку. Участвуя в процессе продажи своей собственности, у государства появилась возможность получать реальные денежные поступления в бюджет для решения государственных и социальных нужд. Негативный опыт первых этапов приватизации с использованием ваучеров, залоговых аукционов, принудительного банкротства предприятий и т. д. приведших к значительному социальному неравенству российского общества должен быть переосмыслен и использован для создания новых механизмов справедливого перераспределения государственных средств, в том числе налогового законодательства.

Литература:

  1. Куликов В. Российская приватизация в шестилетней ретроспективе.//Российский экономический журнал. 1998. № 1. С. 10.
  2. История приватизации России. https://ria.ru/history_spravki/20110530/381713462.html
  3. Подберезкин А., Стреяев С., Хохлов О., Ястребов Я. Из истории приватизации в России. М.: Ступени, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, государственная собственность, частная собственность, Россия, этап, общество, Российская Федерация, государство, аукцион, акция.

Ключевые слова

приватизация, изменение форм собственности, ваучеры, залоговые аукционы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос