В современном мире компании пытаются предпринимать любые способы для того, чтобы оставаться конкурентоспособными. Один из способов — это планирование своей деятельности на определенный период времени, что помогает принимать управленческие решения для улучшения деятельности компании. Процессы планирования в финансовой сфере в настоящее время на практике и в теории получили называние «бюджетирование».
Понятие «бюджетирование» не так давно пришло на российский рынок, оно заменило классический для плановой экономики, господствующей в СССР в течение 70-ти лет, термин «годовое планирование». Западные компании уже широко используют указанный термин, который подразумевает прогнозную информационную систему внутрифирменного и корпоративного управления посредством инструментов финансов, называемых бюджетами.
По определению Института дипломированных управляющих бухгалтеров по управленческому учету (США) " бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понижены в течении этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения цели». Иными словами, бюджет отражает будущие цели организации в денежном эквиваленте.
Каковы особенности бюджета?
Бюджетирование, как и любой другой элемент системы управленческого учета, имеет свои основные характеристики. Наиболее полно особенности бюджета раскрыты в работе Волковой О. Н. [1], которая отмечает следующие из них:
- Временная определенность. Бюджет относится к определенному периоду времени, а бюджетный период имеет временные границы. Например, бюджетный период сезонной компании удобнее считать с началом сезона. Для организаций с постоянным видом деятельности, принято считать с 1 января или первого числа любого квартала.
- Периодичность составления. Период бюджета имеет определенную продолжительность. Годичный бюджет с помесячной разбивкой используется наиболее широко во всех экономически развитых странах. Однако, для малых предприятий годовой план может быть уже стратегическим, поэтому для них актуально применять поквартальную разбивку.
- Прогнозный характер. Прогнозные значения будущих доходов и расходов лежат в основе бюджета. Процесс довольно сложный и точность результатов может быть проверена только через год/квартал/месяц. Нужно учитывать, что прогнозируемые величины поддаются эндогенным и экзогенным факторам, из-за которых могут быть довольно сильные отклонению факта с планом. Например, по прогнозам маркетинговой службы в следующем году ожидалось увеличение спроса на 5 %, но появился новый конкурент с более низкой ценой на аналогичный товар, что привело к снижению спроса на 5 %. Следовательно, затраты выросли на 5 % (по плану), выручка упала, из-за чего прибыль снизилась.
- Многовариантность (в отличие от прогноза). Неотъемлемой частью бюджетирования является рассмотрение любых возможных сценариев дальнейшего развития компании по типу «что было бы, если...», в отличие от процесса прогнозирования, который имеет дело лишь с наиболее вероятными показателями. Многовариатность выражается в использовании нескольких гибких бюджетов.
- Значимость информации. Следует отмечать только те статьи, которые имеют наибольшую значимость для организации. Обычно это те статьи, которые характеризуют основную функцию предприятия и сильно отличаются по величине. Так же применяется метод определения уровня значимости, который определяется каждым предприятием самостоятельно: экономическое содержание отличается от других и составляет более пяти процентов от общей суммы расходов/доходов в течение бюджетного периода. На наш взгляд, наиболее точное понимание значимости или существенности применяется в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), согласно которому существенной является та информация, отсутствие которой в отчетах приведет пользователей этих отчетов к ошибке при принятии управленческих решений [2, 3].
- Пригодность для принятия управленческих решений. Представление отчета о финансовых результатах в отличие от других форм отчетности имеет не стандартизированную форму. Оно имеет прямую зависимость с конкретными потребностями самого предприятия, особенностями деятельности и масштабом. Тем не менее, какая бы форма ни использовалась — формируемые данные должны быть пригодными для принятий управленческих решений (пример, взятие кредита, увеличение или уменьшение выпуска продукции, развитие отношений с новыми поставщиками и т. п.)
- Учет факторов ивнешней, ивнутренней бизнес-среды. При составлении бюджета берутся в расчет внешние (конкуренция, кризис в стране, новшества) и внутренние факторы (ограничения по ресурсам, внутренние правила организации и т. д.), которые оказывают влияние на показатели деятельности предприятия.
- Учет бизнес-структуры организации. В крупных компаниях должна быть более сложная и разветвленная система бюджетирования, по сравнению с малыми. Каждая организация разрабатывает свою систему, соответствующую со своей структурой и направленную на достижение ее целей.
- Согласованность действий на разных уровнях организации. Составление системы бюджетов строится на цепи договоренностей и компромиссов между различными отделами компаний. Поскольку каждый из них придерживается своих целей, а иногда они могут противоречить друг другу, результат должен быть оформлен общего для всех документа. Естественно, что налаживание данной процедуры может занимать не один год.
Цель бюджетирования
Конечная цель бюджетирования — это разработка итоговых форм бюджета. Иными словами, получить данные, позволяющие увидеть четкую картинку настоящей и будущей ситуации компании с точки зрения оценки важных показателей таких, как прибыль, остаток денежных средств и финансовые потоки.
Прибыль показывает выгоду от данного вида деятельности и рентабельность бизнеса.
Остаток денежных средств отражают способность расплатиться поналогам, заработной плате, кредитам и т. д. в планируемый период; и остаются ли свободные денежные средства, которые можно дополнительно вложить в фирму.
Результаты финансовых потоков нужны для оценки величины дебиторской и кредиторской задолженности, оставшееся количество материалов на складах, ликвидность баланса, а также для проведения прогнозной оценки финансового состояния фирмы.
Таким образом, итоговыми формами, которые получаются в результате бюджетного процесса, будут:
- бюджет доходов и расходов (БДР);
- бюджет движения денежных средств (БДДС);
- прогнозный баланс.
Бюджет доходов ирасходов представляет с собой прогнозный отчет о финансовых результатах. В БДР входят следующие значения: выручка от услуг производственного и непроизводственного характера, расходы, относимые на себестоимость, прибыль от реализации, прочие доходы и расходы, прибыль (убыток) по начислению до налогообложения, чистая прибыль (убыток) по начислению.
БДР имеет сходство с бухгалтерским отчетом о финансовых результатах, но между ними есть и отличия. Основное отличие состоит в том, что нет регламентированных законодательством форм бухгалтерской отчетности, обязательных к применению. В системе МСФО в стандарт первого поколения — IAS1для каждого бухгалтерского отчета требует указать в отчете минимальную информацию: определенный набор показателей, не связанных формой [4].
БДР рассчитывается без учета НДС, чтобы избежать различных искажающих данных. Только в этом случае значения будут более точны.
Бюджет движения денежных средств — это форма, в которой отражаются денежные обороты компании. Периодичность составления, как правило, осуществляется на год с разбивкой по месяцам. Далее форма корректируется и утверждается каждый месяц с учетом факта.
БДДС обеспечивает оперативное финансирование хозяйственных операций. На его основе планируются расчетные обязательства перед государством, кредиторами и партнерами. Более того форма позволяет планировать поступление собственных средств и оценить потребность в заемном капитале.
Отличия БДДС от БДР:
‒ Рассчитывается с учетом НДС, так как отражают денежные потоки;
‒ Доходы и расходы учитываются по оплате, в то время как БДР отражает отгрузку товара и списание затрат;
‒ Структура, некоторые статьи есть только в БДДС, и наоборот.
Прогноз остатков по основным статьям бухгалтерского баланса (внеоборотные и оборотные активы, капитал, долгосрочные и краткосрочные пассивы) производится по форме прогнозного баланса. Каждая статья оценивается по стандартному алгоритму:
А = Сн + Од — Ок,
П = Сн + Ок — Од,
где А — расчетная величина активов (конечное сальдо);
П — расчетная величина пассивов (конечное сальдо);
Сн — начальное сальдо (из отчетности);
Ок — оборот по кредиту (прогнозная оценка);
Од — оборот по дебету (прогнозная оценка).
Результатом прогнозного баланса является оценка размера активов и пассивов, и определение величин дебиторской и кредиторской задолженности в будущем.
Что же такое бюджетирование?
Исходя из терминологии, данное слово представляет с собой процесс, а именно процесс планирования и управления деятельностью предприятия с помощью показателей, которые определяют вклад отделов и менеджеров в достижение цели или целей.
Исходя из определения, главной функцией бюджетирование является планирование бюджетов. Однако существуют и другие полезные функции для деятельности компаний.
Какими функциями обладает «бюджетирование» кроме планирования деятельности организации?
Контроль и оценка результатов деятельности. На основе сравнения плановых показателей и фактических проводится финансовый контроль и оценка результатов деятельности компании. Есть возможность отследить факторы, влияющие на финальный итог, а постоянный мониторинг позволяет быстро реагировать на изменения и принимать управленческое решение.
Бюджеты содержат критерии для оценки работы менеджеров.Многие организации, которые внедрили систему бюджетирования, используют ее в качестве оценки деятельности менеджера и подразделений. Основой для оценки выступает степень выполнения бюджета. (Из данной функции вытекает следующая).
Мотивация производственного и управленческого персонала. В бюджетах отражаются цели компании и отдельных частей, что стимулирует руководителей и персонал достигать их. Однако, некоторые компании используют бюджетирование в качестве давления, что приводит к конфликтной ситуации и демотивирует работников.
Коммуникация или обратная связь между всеми звеньями, которые охватывает процесс бюджетирования.Еслиработники не знают планы и ориентиры, то смысла в бюджетировании нет.Коммуникация будет эффективной только в том случае, если система строится в виде комбинации восходящих и нисходящих потоков информации. Восходящий информационный поток — это передача данных от организационных звеньев и линейных руководителей низкого уровня к руководителям и специалистам высокого. Нисходящие потоки — от топ-менеджеров спускаются утвержденные планы к низшим уровням.
Поддержание и усиление координации между подразделениями. Координация между отделами является важным элементом организации, в которой руководители сами принимают решение.
Средство обучения менеджеров. Составление бюджетов способствует изучению руководителями особенностей и тонкостей деятельности подразделений, осознанию связей между показателями и работой других центров ответственности.
Какие трудности могут возникнуть впроцессе «бюджетирования»?
Компания при планировании своих доходов и расходов может столкнуться с рядом проблем, при игнорировании которых в дальнейшем могут негативно сказаться на конкурентоспособности и работе в целом.
Нереальность формируемых финансовых планов [5]. Причина этому может быть функциональная разобщенность отделов, которые участвуют в формировании планов. Компания будет эффективной только в том случае, если планы будут реальны и обоснованы на длительный срок (например, год).
Низкая оперативность составления планов. Данная проблема возникает, когда, нет четкой системы составления прогнозной информации между подразделениями, долгие процедуры согласования, недостаточные и недостоверные данные, работники не мотивированны и др.
Отсутствие прозрачности планов для руководства (вытекает из двух предыдущих) из-за отсутствия прописанного регламента по формированию бюджетов.
Несмотря на существование указанных выше проблем, они вполне разрешимы, сам процесс бюджетирования является актуальным и полезным для всех хозяйствующих субъектов, поскольку позволяет компании в будущем, во-первых, менее болезненно реагировать на появляющиеся задачи и вызовы. Есть возможность уделить им существенное внимание, в то время как текущая деятельность идет по плану. Указанное обстоятельство обеспечивает устойчивость компании к постоянно меняющейся бизнес-среде. Во-вторых, бюджетирование дает возможность определить степень успешности компании при сложившихся обстоятельствах и принять адекватное сложившейся ситуации управленческое решение в сторону повышения эффективности функционирования в следующем периоде. Более того, процесс бюджетирования вовлекает и мотивирует персонал путем привлечения его к участию в составлении планов. Не менее важен тот факт, что компания отслеживает свою деятельность и анализирует ее в динамике, за ряд лет, что позволяет выявить установившиеся за несколько лет тенденции развитии компании и экстраполировать эти тенденции на будущее при определении стратегии развития.
Подводя итоги, отметим, что бюджетирование — это процесс, который подразумевает планирование финансовой составляющей компании и осуществляется посредством формирования бюджетов. Основными из них являются бюджет доходов и расходов, сопоставимый с бухгалтерским отчетом о финансовых результатах, бюджет движения денежных средств, сопоставимый с одноименным бухгалтерским отчетом, а также прогнозный баланс, сопоставимый с бухгалтерским балансом. Вместе с тем, составление планов — это не единственная задача бюджетирования исследуемый в рамках данной статьи процесс обеспечивает мотивацию и обучение сотрудников, контроль за деятельностью, коммуникации и обратную связь между уровнями управления в компании и позволяет решить ряд сопутствующих задач. Функции, выполняемые в процессе бюджетирования, помогают компаниям уживаться при конкуренции и быть более гибкими в постоянно изменяющейся бизнес-среде.
Литература:
- Волкова, О. Н. Управленческий учет.- Учебное пособие.-М.: Издательство «Проспект», 2005.
- Агеева, О. А. Требования к формированию отчетности по МСФО/ О. А. Агеева // Бухгалтерский учет. — 2006.- № 14.- С.51–57.
- Агеева, О.А., Ребизова, А. Л. Анализ проекта изменений концептуальных основ международных стандартов финансовой отчетности. — М.: Изд-во ГУУ// Вестник университета. Финансовый менеджмент. -№ 8.- 2014.
- Агеева, О.А., Ребизова, А. Л. Переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО): проблемы теории и практики. — М.: Изд-во ГУУ// Вестник университета. Финансовый менеджмент. -№ 3, 2012.
- Репин В. В. Финансовое планирование и управленческий учет: проблемы внедрения // Финансовый менеджмент. 2008. № 4

