Автор: Латышева Наталия Александровна

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 03.10.2017

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Латышева Н. А. Государственное регулирование и мониторинг иммиграционных потоков как фактор обеспечения экономической безопасности России [Текст] // Инновационная экономика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 13-15.



В статье проанализировано влияние иммиграции на показатели экономической безопасности государства. Сделан вывод о необходимости включения в индикативную систему экономической безопасности еще одного показателя — индикатора «уровень иммиграционного потока».

Ключевые слова: иммиграция населения, демографическая безопасность, иммиграционная политика, экономическая безопасность России

Высокая динамика иммиграции ставит множество задач перед обществом и государством. Иммиграция, рассматривается как межгосударственное движение рабочей силы, является элементом институциональной структуры рынка труда. Одновременно рынок труда является неотъемлемой составляющей экономики принимающего государства, а также важнейшей компонентой одного из классических факторов производства, в связи с этим иммиграция влияет не только на отдельные составляющие институциональной структуры рынка труда, но и на институциональную среду государства в целом.

Следует отметить, что на количество иммигрантов, как отмечают специалисты [1; 2; 5], в первую очередь влияет рынок труда. На предложение рабочей силы (количество иммигрантов) влияние оказывают спрос на труд (количество вакантных рабочих мест) и цена на труд (средняя заработная плата по региону). Таким образом, регулируя среднюю заработную плату (увеличение или снижение налоговой базы) и количество вакантных рабочих мест (запрет заниматься определенными видами деятельности иностранным гражданам) можно, даже с учетом наличия «нелегального» рынка, оказывать влияние на численность иммигрантов в стране или регионе.

С учетом этого, представляется, что наиболее актуальными на сегодняшний момент являются задачи восстановления высоких показателей трудового потенциала. В условиях острой демографической ситуации в стране, привлечение иностранных граждан имеет важное значение не только в целях восстановления количественной составляющей экономически активного населения, но и играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы на стадиях ее формирования, распределения, обмена и использования. Иммиграция в настоящее время является важнейшим ресурсом, способствующим развитию глобализации и укрепления мирохозяйственных связей. Поэтому стоит говорить о роли иммиграции как людском ресурсе развития экономики принимающего государства, стратегического назначения [3; 4; 7].

На основании изложенного, а также в связи с объективной необходимостью государственного регулирования процесса иммиграции, необходимо включить в индикативную систему экономической безопасности еще одну составляющую — индикатор «уровень иммиграционного потока» и установить пороговые для него значения, при соблюдении которых иммиграция выступает как ресурс экономической безопасности. Иммиграция только тогда является людским ресурсом экономической безопасности страны-реципиента, когда пороговые значения предлагаемого индикатора экономической безопасности — уровня иммиграционного потока — не превышены.

Понимание иммиграции как ресурса экономической безопасности страны-реципиента может применяться при составлении баланса трудовых ресурсов страны в процессе формирования экономически безопасной институциональной структуры рынка труда в России. В связи с тем, что влияние иммиграции на показатели экономической безопасности полярно, что выражается в положительном влиянии на ВВП и одновременно негативном влиянии на отток капитала, возникает проблема, заключающаяся в недостаточном для роста ВВП количестве иммигрантов, ограниченном необходимостью снизить отток капитала.

Одними из выходов из данной ситуации могут быть меры по «удорожанию» жизни в России иммигрантов. Такими мерами могут быть повышение госпошлин и налогов, и улучшение административного контроля, увеличивающего долю иностранных граждан, работающих на законных основаниях. Необходимо развивать эффективность миграционной политики, количество квот на иностранных граждан должно отражать реальные потребности экономики России в иностранных работниках.

Иммиграционный поток обладает своими пороговыми значениями, превышение которых неизбежно приводит к превышению значений некоторых индикаторов экономической безопасности. В этой связи в индикативную систему экономической безопасности необходимо включить индикатор «уровень иммиграционного потока» и установить пороговое для него значение (см. табл. 1).

В абсолютных показателях пороговые значения иммиграционного потока для индикатора уровня преступности соответствует 65 млн. иностранных граждан, а для индикатора уровня вывоза капитала — 16 млн. иностранных граждан. Стоит учесть, что для обеспечения постоянного роста ВВП (что требует пороговое значение индикатора) достаточно текущего уровня роста производительности труда коренного населения.

Таблица 1

Уровень иммиграционного потока всистеме индикаторов экономической безопасности

Индикаторы экономической безопасности

Пороговое значение индикаторов

Соответствующее пороговое значение предлагаемого индикатора— уровня иммиграционного потока

Уровень роста ВВП по сравнению с предыдущим периодом, %

100 %

Не менее 62 иммигрантов на 1000 жителей коренного населения

Уровень роста ВВП на душу населения, %

100 %

Не менее 62 иммигрантов на 1000 жителей коренного населения

Уровень безработицы по

методологии МОТ, %

7 %

-

Уровень преступности (число преступлений на 100 тыс. населения), тыс.

5

Не более 500 иммигрантов на 1000 чел. коренного населения

Уровень вывоза капитала, % к ВВП

2

Не более 112 иммигрантов на 1000 чел. коренного населения

Дефицит федерального бюджета, % ВВП

0,5

-

Уровень иммиграционного потока (иностранных граждан на 1000 чел. коренного населения)

Не более 112 иммигрантов на 1000 чел. коренного населения

Иммиграция выступает как процесс, способствующий воспроизводству трудовых ресурсов и оказывающий непосредственное влияние на воспроизводство рабочей силы, призванный восстановить количественную составляющую, а также включающий в себя процессы формирования, распределения, обмена и использования иностранной рабочей силы, подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Названные компоненты воспроизводства иностранной рабочей силы сегодня лишены регулирования со стороны государства. Данное обстоятельство, как отмечают специалисты [1; 6; 7] представляет собой проблему, требующую системного подхода и разрешения в самое ближайшее время. Отсутствие предпринимаемых мер в данной области может стать одной из причин возникновения угроз экономической безопасности государства под воздействием иммиграции.

В этой связи, необходимы меры по совершенствованию управления процессом иммиграции в целях обеспечения экономической безопасности, через осуществление мероприятий по регулированию не только количественной составляющей иммиграции, но и управлению ею на стадиях формирования, распределения, обмена и использования иностранной рабочей силы, подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

На стадии формирования иностранной рабочей силы необходимо осуществлять мониторинг, регулирование, контроль количества прибывающих иностранных граждан. Данная мера позволит достичь необходимого равновесия и результатов с точки зрения обеспечения экономической безопасности. Формирование иностранной рабочей силы может также включать в себя меры по соразмерному обучению, повышению квалификации и трудового потенциала иностранных работников.

Распределение, обмен и использование иностранной рабочей силы связано в настоящее время с притоком иммигрантов в наиболее успешные трудоизбыточные регионы с развитой инфраструктурой. Данный процесс является естественным, их территориальное распределение в трудонедостаточные регионы не даст значительного экономического эффекта, но может быть полезно для развития отрасли сельского хозяйства. Кроме того, с учетом мер по формированию иностранной рабочей силы, обучившиеся иностранные работники, с определенным набором навыков и умений могут служить впоследствии фактором развития инфраструктуры в трудонедостаточных регионах. Также стоит говорить о диверсификационном распределении иностранных граждан по отраслям, чтобы избежать установившегося в последние годы практически полного замещения некоторых профессий иностранными гражданами.

Литература:

  1. Дмитриев, Д.Ю., Медведева, Е.А., Охотников И. В. Анализ особенностей изменения объема и структуры миграционных потоков в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 12–3.
  2. Ионцев В. А. Классификация основных теоретических подходов в изучении миграции населения // Миграция в России. 2000–2012. Хрестоматия в трех томах / Гл. ред. И. С. Иванов. — М: Спецкнига, 2013.
  3. Охотников И. В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны // Проблемы безопасности российского общества. — 2014. — № 1.
  4. Охотников И. В., Сибирко И. В. Локализация в условиях глобализации / Охотников И. В., Сибирко И. В. // Проблемы безопасности российского общества. — 2015. — № 3.
  5. Рязанцев С. В. Вопросы терминологии и трактовки миграции // Миграционные процессы в России / Под ред. В. В. Локосова и Л. Л. Рыбаковского — М: Экон-информ, 2014.
  6. Сибирко, И.В., Охотников, И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия / Охотников И. В., Сибирко И. В. // Предпринимательство. — 2013. — № 8.
  7. Хубиев К. А. Глобализация и национальная безопасность // Логистика и безопасность России / Под ред. Т. М. Степанян. — М.: МАКС Пресс, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): экономической безопасности, рабочей силы, иностранной рабочей силы, иностранных граждан, систему экономической безопасности, обеспечения экономической безопасности, индикативную систему экономической, экономической безопасности государства, показатели экономической безопасности, «уровень иммиграционного потока», структуры рынка труда, институциональной структуры рынка, экономической безопасности страны-реципиента, использования иностранной рабочей, экономической безопасности России, индикатора экономической безопасности, индикатор «уровень иммиграционного, Проблемы безопасности российского, безопасности российского общества, влияние иммиграции.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос