Автор: Степанян Тамара Мирзаевна

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 03.10.2017

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Степанян Т. М. Справедливость распределения доходов как приоритет и основа социальной политики государства [Текст] // Инновационная экономика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 17-20. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/262/13041/ (дата обращения: 14.12.2017).



В статье проанализирован институт социальной справедливости как основа современного государства. Сделан вывод о наличии существенной межотраслевой дифференциации доходов в России, что консервирует её сырьевую ориентацию и бедность.

Ключевые слова: социальная справедливость, дифференциация доходов населения, бедность, социальная политика государства

К важнейшим социальным потребностям человека относится потребность в справедливости. От степени ее удовлетворения значительно зависят качество жизни и результативность хозяйственной деятельности. Хотя каждый человек имеет представление о справедливости, ее определение достаточно сложно.

В первом приближении справедливость целесообразно рассматривать как равенство возможностей. Различное понимание справедливости проявляется, прежде всего, в сферах и направлениях реализации равенства возможностей: распределение общественного богатства и продуктов труда; защита достоинства и имущества граждан; доступность образования и медицинской помощи; развитие и использование природных способностей; поведение на рынках труда, товаров и ресурсов; участие в управлении предприятием, деятельности региональных и государственных органов власти.

Первый из этих аспектов часто сводится к равенству в имуществе и потреблении. Эксперимент, проведенный над гражданами стран бывшего социалистического лагеря, показал, что ориентация государства на такое понимание справедливости ведет в тупик. Вместе с тем для относительно небольшой группы людей, объединенных религиозной или другой идеей, равенство в имуществе и потреблении может быть не только достижимо, но и эффективно. Примерами мог служить хозяйства религиозных общин.

Распределение доходов существенно зависит от их структуры. В общем случае личные доходы формируются из трех основных источников: труд, собственность и общественные фонды. Наиболее справедливым обычно считается распределение по труду. За последние 100 лет в развитых странах доли дохода от труда и из общественных фондов увеличились при многократном повышении качества жизни. Это показывает, что более справедливое распределение доходов способствует росту эффективности. Вместе с тем проблема оптимизации структуры доходов, еще далека от решения.

Дифференциация доходов в стране существенно зависит от достигнутого уровня экономического и социального развития, в том числе от производительности труда, характеристик благосостояния, степени демократизации общества. В результате многих исследований [1; 3; 4; 7] установлено, что уровень дифференциации доходов населения в развитых странах существенно меньше, чем в развивающихся. Иначе говоря, чем беднее страна, тем больше различия между богатыми и бедными.

Второй аспект справедливости — равенство возможностей в защите достоинства и имущества граждан. Прежде всего, он характеризуется тем, что в законодательстве всех цивилизованных стран, конвенциях Международной организации труда и других документах международных организаций подчеркивается равенство всех граждан перед законом, необходимость защиты их чести, достоинства, имущества. Однако, реальное соблюдение этих требований в современном обществе, как отмечают специалисты [2; 5; 8], еще не обеспечивается в одинаковой мере для всех граждан.

Равенство возможностей для развития и использования природных способностей человека является одной из важных характеристик справедливости общественных отношений. В цивилизованных странах эти возможности сейчас значительно больше, чем в начале XX в. и ранее. Поскольку реализация способностей в значительной степени зависит от социального происхождения, образования и воспитания, постольку в этой сфере еще сохраняется неравенство. Уменьшение этого вида неравенства соответствует интересам не только тех, кто обладает большими способностями, но и всего общества. В условиях рыночной экономики справедливость часто рассматривается как равенство возможностей на рынках труда, товаров и ресурсов. Практически это то, что понимается под справедливой конкуренцией, проблемы и предпосылки которой рассматриваются в работах по общей экономической теории.

Стремление справедливо распределить блага в обществе, сгладить неравенство доходов граждан, на первый взгляд, является утопичным. Однако страна, в которой быстро увеличиваются темпы экономического роста, но при этом одновременно сохраняется неравенство доходов и эксплуатация труда, неизбежно идет навстречу своей гибели. Эта идея становиться сегодня основным лейтмотивом авторских публикаций на страницах экономических журналов [1; 2; 3; 5; 7].

Усиление социального неравенства внутри государства, размывание консолидирующего общество среднего класса ведёт к социальной напряжённости, расколу общества на непримиримые группы, способствует росту криминализации государства, что, в конечном счете, угрожает его национальной безопасности [5, с. 58]. Выбирая социальную справедливость как базовый принцип социального государства, правительство может и должно координировать рост доходов своих граждан, сглаживать неравенство доходов. Расширение участия государства во всех аспектах экономической и общественной жизни естественная и неизбежная реакция на растущее стремление к достижению не только эффективности, но и социальной и экономической справедливости [4, с. 22–23].

Цели и средства государственного вмешательства в экономику составляют содержание экономической политики. Задачей экономической политики является регулирование отношений между людьми, складывающихся по поводу производства и распределения благ в обществе. Ещё в ХХ веке экономическая мысль сформулировала важнейшие методологические принципы экономической политики государства: это принцип эффективности производства и принцип справедливости распределения доходов [7, с. 196].

Принцип эффективности производства выражает стремление обеспечить граждан государства наибольшим количеством продуктов при заданном объеме затрат. В соответствии с принципом эффективности производства необходимо использовать национальные ресурсы так, чтобы получить быстрый рост конечного продукта непроизводственного назначения в оптимальной структуре, и при минимальных затратах общества. Однако при этом можно нарушить принцип справедливости распределения доходов.

Принцип справедливости распределения доходов выражает стремление сгладить неравенство доходов граждан страны и увеличить доход каждого по его вкладу в рост эффективности производства. Нарушение этого принципа в России, как отмечают специалисты [1; 2; 3; 4] наглядно проявляется в росте доходов господствующих социальных слоёв за счет уменьшения доходов других не в связи с большим их вкладом в рост общественного благосостояния, а в связи с главенствующей ролью в распределении благ, несправедливого распределения благ.

По данным Росстат, реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительным данным, в 2016г. по сравнению с 2015г. снизились на 5,9 %, в декабре 2016г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года — на 6,1 %. До 50 % общего объема этих денежных доходов концентрируется у 20 % населения страны (Коэффициент Джини за 2016 г. = 0,413). Коэффициент фондов в 2016 году достиг 15,7 (1995г. — 13,5) [6, с. 205]. Это означает, что на долю 10 % наиболее обеспеченного населения приходится до 30 % общего объема денежных доходов, а на долю 10 % наименее обеспеченного населения — 2 %. Известно, что критически опасным в плане социальной безопасности государства считается 7–8 кратный разрыв доходов.

Всё это усугубляется аномально низким, установленным государством, минимальным размером оплаты труда, который в России с 1 июля 2017 года составит 7800 рублей. Крайне низок и часовой уровень оплаты труда. В России на 2016 год он составил 208 рублей (3,5 долл. США) [6, с. 197]. Для сравнения, как отмечает в своих исследованиях В. А. Жуковская [2, с. 9], в Норвегии почасовые затраты на оплату труда составляют 55,03, в Германии — 51, в Великобритании — 37, а в США — 30,56 долл.

Таким образом, статистика труда в России и приведенные исследования, дают возможность подтвердить очевидный факт: наличие постоянной работы, образования (в том числе среднего специального и высшего) не является гарантией достойного трудового дохода; межотраслевая дифференциация заработных плат в пользу производств топливно-энергетического комплекса, финансовой деятельности затрудняет приток трудовых ресурсов в другие сферы экономики и консервирует ее сырьевую ориентацию и бедность.

Литература:

  1. Глазьев С. Ю. Политика социальной справедливости и экономического роста // РЭЖ. — 2005. — №. 11–12.
  2. Жуковская В. М. Удельная оплата труда — индикатор конкурентоспособности // Вопросы статистики. — 2009. — № 7.
  3. Куликов В. В. Роик В. Д. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики // РЭЖ. — 2005. — № 1.
  4. Охотников, И. В. Сбережения как фактор повышения качества жизни населения России: автореф. …канд. эконом. наук: 08.00.05 / Охотников Илья Викторович. — М., 2006.
  5. Охотников, И. В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны // Проблемы безопасности российского общества. — 2014. — № 1.
  6. Социально-экономическое положение России. 2016: Стат. Сб. / Росстат // www.gks.ru
  7. Сибирко И. В., Охотников И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия /Охотников И. В., Сибирко И. В. // Предпринимательство. — 2013. — № 8.
  8. Сибирко, И.В., Охотников, И. В. Локализация в условиях глобализации / Охотников И. В., Сибирко И. В. // Проблемы безопасности российского общества. — 2015. — № 3.
  9. Управление человеческими ресурсами. В 2 ч. / Под ред. С. А. Баркова, В. И. Зубкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): неравенство доходов, справедливости распределения доходов, неравенство доходов граждан, доходов населения, дифференциации доходов, денежных доходов, принцип справедливости распределения, равенство возможностей, эффективности производства, дифференциация доходов населения, Справедливость распределения доходов, межотраслевой дифференциации доходов, социальной справедливости, дифференциации доходов населения, доходов граждан страны, экономической политики, справедливое распределение доходов, Распределение доходов, оптимизации структуры доходов, объема денежных доходов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос