Механизм выработки управленческих решений в вертикально интегрированной нефтяной компании ОАО «Сургутнефтегаз» | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 7. Отраслевая экономика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 04.10.2017

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Векессер С. Р. Механизм выработки управленческих решений в вертикально интегрированной нефтяной компании ОАО «Сургутнефтегаз» [Текст] // Инновационная экономика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 20-23. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/262/12991/ (дата обращения: 15.10.2018).



В современных реалиях управления российскими предприятиями формируются объективные факторы, приводящие к усложнению задач выработки и реализации управленческих решений. Поэтому сегодня на предприятиях реализуются новые механизмы по разработке и реализации управленческих решений, раздвигающие рамки представления о внутренних резервах целенаправленной управленческой деятельности в нефтяных компаниях.

Ключевые слова: механизм выработки, управленческие решения, модель, нефтяная компания, ОАО «Сургутнефтегаз», Upstream, Downstream

Решения — это основные стратегические операции, проходящие в организациях. Принятие успешных решений руководителями организаций означает, что они смогли обойти своих конкурентов, по крайней мере, по трем параметрам: приняли обоснованное «правильное» решение в данной конкретной ситуации; сделали это быстрее; и более успешно его реализовали [2].

Следовательно, под управленческим решением следует понимать процесс осознанного выбора одной из потенциальных альтернатив выхода из определенной управленческой ситуации на основании имеющейся информации и в соответствии с выбранным критерием. При этом реализуемое управленческое решение должно базироваться на своевременной и прогнозируемой информации, исследовании всех факторов, оказывающих прямое воздействие на эти решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Объектом выработки и реализации управленческих решений выступает вся деятельность нефтяной компании в направлениях Upstream, Downstream и корпоративное управление, в частности: стратегическое планирование и разработка тактических и оперативных планов; организация производственных процессов и маркетинговая деятельность; экономическое и финансовое развитие; бухгалтерская и кадровая деятельность; экологическая деятельность; инновационное развитие.

ОАО «Сургутнефтегаз» с точки зрения системного подхода является сложной системой, которая охватывает определенный набор подсистем, и, соответственно, задачами функционирования и развития, которые являются достаточно специфическими.

Осуществляя решения на уровне функциональных менеджеров ОАО «Сургутнефтегаз» стремится сохранить конкурентные преимущества посредством решений, устремленных на сохранение добычи и наибольшее раскрытие резервов действующих месторождений, воплощение новых проектов для обеспечения устойчивого объема добычи углеводородов.

Для того чтобы лучше представить, что может представлять управленческое решение нефтяной компании, необходимо более полно раскрыть сам процесс принятия такого решения, то есть, обозначить его модель. В целом всю процедуру можно представить в виде взаимосвязанного процесса, состоящего из следующих функций: изучение проблемы на основе полученной информации; постановка управленческой задачи (выработка и постановка цели); поиск альтернатив, сравнение и оценка альтернатив; выбор альтернативы (рассмотрение с экспертами и согласование со специалистами всевозможных вариантов решения, формулирование и принятие оптимального решения); внедрение решения, сопровождение и контроль.

Общая схема выработки управленческих решений ОАО «Сургутнефтегаз» представлена на рисунке 1. На схеме отображена структура механизма выработки решений на институциональном уровне ОАО «Сургутнефтегаз», которые более всего зависят от влияния внешних факторов, таких как: потенциал сырьевой базы; мировые цены экспортно-импортных нефтяных сделок; перспективы применения инновационных технологий на всех направлениях нефтяной цепочки; глобальная финансовая нестабильность, вызванная введением финансово-экономических санкций со стороны некоторых западных стран в связи с напряженной геополитической обстановкой в мире.

И как следствие являются стимулом к реализации управленческих решений. Исходя из их продуктивности, компания ранжирует управленческие решения в таких подсистемах как «геологоразведка», «добыча», «переработка» и «сбыт». В частности, в направлении «Добыча» ОАО «Сургутнефтегаз» ставит перед собой такие цели как: укрепление и развитие минерально-сырьевой базы за счет увеличения темпов и объемов геологических и поисковых работ и приобретения новых перспективных участков недр; разработка и применение инноваций, расширение области внедрения современных технологий и техники, повышающих эффективность освоения и разработки месторождений, в том числе с трудноизвлекаемыми запасами; стабилизация объемов производства на целевом уровне; формирование и развитие новых центров добычи углеводородного сырья; обеспечение высокого качества выполняемых работ и контроль над затратами.

В процессе управления нефтяной компанией довольно часто возникают схожие ситуации, в которых можно использовать ранее разработанные управленческие решения, если они помогут эффективно справиться с имеющейся проблемой [1].

Рис. 1. Схема выработки управленческих решений в ОАО «Сургутнефтегаз»

Поэтому на первом этапе для того чтобы добиться определенных результатов за счет различных вариантов решений нефтяная компания изучает аккумулированный опыт, потому как проблемы с состоянием сырьевой базой, снижением позитивной динамики добычи нефти не являются новыми для нефтяных компаний. Кроме этого прорабатывается опыт решения подобных проблем и достижения обозначенных целей другими нефтяными компаниями, которые осуществляют свою деятельность в сходных экономических условиях, особенно в разрезе наращивания инновационного потенциала добычи углеводородов. На этапе «Формулирование проблемы, постановка целей (задач)» осуществляется постановка проблемы и ее экспликация, конкретизация целей.

На третьем этапе «Выработка ограничений» после осмысления проблемы и четкой ее постановки, изучаются условия для результативного исполнения управленческих решений, а именно условия, относящиеся к условиям риска и неопределенности, оказание влияния на такие условия с целью их корректировки, а также группировка и исключение избыточных ограничений с целью разрешения обнаруженной проблемы и достижения поставленных целей. На следующем этапе разрабатывается адекватная система оценочных показателей во всех подсистемах деятельности нефтяной компании для использования их на последующих этапах.

На пятом этапе «Подготовка альтернативных вариантов управленческих решений» осуществляется детализирование вероятных альтернатив решений, а также снижение их множества. Последнее гарантируется с помощью отсеивания решений в вариационной воронке на базе совокупного учета критериев оценки и выбора одного или группы из нескольких вариантов решений для реализации.

На шестом этапе запуская в действие механизм вариационной воронки, уточняются или дополнительно изучаются условия внешней и внутренней среды и если это необходимо вносятся существенные корректировки в систему оценочных критериев. На седьмом и восьмом этапах после согласования со специалистами окончательного варианта управленческого решения или определенного комплекса решений происходит его утверждение и координация процесса его реализации.

На заключительном девятом этапе процесса выработки и исполнения управленческих решений осуществляется контроль над исполнением разработанных управленческих решений. Определяется период мониторинга процесса исполнения решений с выделением ключевых показателей, по которым он будет осуществляться.

По результатам осуществления контрольной функции на десятом этапе вероятно проявление необходимости внесения корректировки разработанного управленческого решения в результате низких значений показателей, введенных в систему мониторинга согласования и утверждения нового решения.

Литература:

  1. Сидорина Т. В. Технология принятия управленческого решения [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Сидорина. — Новосибирск: из-во СибАГС, 2014. — 192 с.
  2. Гостяева Ю. Ю., Щетинина Е. Д. Инструменты повышения качества управленческих решений в современных рыночных условиях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://naukarus.com/instrumenty-povysheniya-kachestva-upravlencheskih-resheniy-v-sovremennyh-rynochnyh-usloviyah.
Основные термины (генерируются автоматически): нефтяная компания, решение, управленческое решение, вариационная воронка, реализация, сырьевая база, этап.

Ключевые слова

модель, управленческие решения, нефтяная компания, механизм выработки, ОАО «Сургутнефтегаз», Upstream, Downstream

Похожие статьи

Маркетинговые управленческие решения в гостиничном бизнесе...

Именно последовательная реализация таких этапов приводит к успешному и эффективному результату решения возникшей проблемы. Этапы принятия управленческих решений приведены ниже и отражены на рисунке 4.

Словообразовательная структура нефтегазовых терминов...

нефтяная компания, решение, управленческое решение, вариационная... Оценка углеводородного потенциала ОАО «ЛУКОЙЛ».

Место анализа ресурсного потенциала предприятия в принятии...

Общая информационная база, необходимая для принятия управленческих решений может включать: законодательные, нормативные акты, плановые данные, бухгалтерскую отчетность

Восьмой этап представляет собой контроль за реализацией управленческого решения.

К вопросу о выборе подхода в принятии управленческого решения

Принятие управленческих решений – это один из ключевых этапов управленческой деятельности.

Речь идет не только о времени, потраченном на разработку, принятие и реализацию управленческого решения, но и о своевременности.

Анализ подготовки и принятия управленческих решений...

Подготовка, принятие и реализация управленческих решений — неотъемлемая часть жизни — руководителя как лица принимающего решения (ЛПР), так и отдельной личности.

И особая роль здесь отводится начальному этапу не только процесса принятия решений, но и всей...

Экономическая оценка проектов в нефтегазовой сфере

Компания должна принять решение относительно объема инвестиций, о недвижимое имущество, в которое нужно

Сегодня деятельность большинства нефтяных компаний по воспроизводству минерально-сырьевой базы можно считать неудовлетворительной.

Выбор поставщика как один из методов оптимизации...

...а также расходы, связанные с осуществлением административно-управленческих функций (9–14 %).

Оценка и выбор поставщиков являются необходимыми составляющими оптимизации базы существующих

В основном решение основывается на следующих критериях

Стратегическое управление нефтегазовыми компаниями...

Ключевые слова: маркетинговая стратегия, нефтегазовый рынок, нефтяная компания, тенденции, рынок. Желательно, чтобы в этом сегменте компания уже имела какую-либо базу научных разработок.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Маркетинговые управленческие решения в гостиничном бизнесе...

Именно последовательная реализация таких этапов приводит к успешному и эффективному результату решения возникшей проблемы. Этапы принятия управленческих решений приведены ниже и отражены на рисунке 4.

Словообразовательная структура нефтегазовых терминов...

нефтяная компания, решение, управленческое решение, вариационная... Оценка углеводородного потенциала ОАО «ЛУКОЙЛ».

Место анализа ресурсного потенциала предприятия в принятии...

Общая информационная база, необходимая для принятия управленческих решений может включать: законодательные, нормативные акты, плановые данные, бухгалтерскую отчетность

Восьмой этап представляет собой контроль за реализацией управленческого решения.

К вопросу о выборе подхода в принятии управленческого решения

Принятие управленческих решений – это один из ключевых этапов управленческой деятельности.

Речь идет не только о времени, потраченном на разработку, принятие и реализацию управленческого решения, но и о своевременности.

Анализ подготовки и принятия управленческих решений...

Подготовка, принятие и реализация управленческих решений — неотъемлемая часть жизни — руководителя как лица принимающего решения (ЛПР), так и отдельной личности.

И особая роль здесь отводится начальному этапу не только процесса принятия решений, но и всей...

Экономическая оценка проектов в нефтегазовой сфере

Компания должна принять решение относительно объема инвестиций, о недвижимое имущество, в которое нужно

Сегодня деятельность большинства нефтяных компаний по воспроизводству минерально-сырьевой базы можно считать неудовлетворительной.

Выбор поставщика как один из методов оптимизации...

...а также расходы, связанные с осуществлением административно-управленческих функций (9–14 %).

Оценка и выбор поставщиков являются необходимыми составляющими оптимизации базы существующих

В основном решение основывается на следующих критериях

Стратегическое управление нефтегазовыми компаниями...

Ключевые слова: маркетинговая стратегия, нефтегазовый рынок, нефтяная компания, тенденции, рынок. Желательно, чтобы в этом сегменте компания уже имела какую-либо базу научных разработок.

Задать вопрос