Механизм выработки управленческих решений в вертикально интегрированной нефтяной компании ОАО «Сургутнефтегаз» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Отраслевая экономика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 04.10.2017

Статья просмотрена: 1192 раза

Библиографическое описание:

Векессер, С. Р. Механизм выработки управленческих решений в вертикально интегрированной нефтяной компании ОАО «Сургутнефтегаз» / С. Р. Векессер. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/262/12991/ (дата обращения: 17.12.2024).



В современных реалиях управления российскими предприятиями формируются объективные факторы, приводящие к усложнению задач выработки и реализации управленческих решений. Поэтому сегодня на предприятиях реализуются новые механизмы по разработке и реализации управленческих решений, раздвигающие рамки представления о внутренних резервах целенаправленной управленческой деятельности в нефтяных компаниях.

Ключевые слова: механизм выработки, управленческие решения, модель, нефтяная компания, ОАО «Сургутнефтегаз», Upstream, Downstream

Решения — это основные стратегические операции, проходящие в организациях. Принятие успешных решений руководителями организаций означает, что они смогли обойти своих конкурентов, по крайней мере, по трем параметрам: приняли обоснованное «правильное» решение в данной конкретной ситуации; сделали это быстрее; и более успешно его реализовали [2].

Следовательно, под управленческим решением следует понимать процесс осознанного выбора одной из потенциальных альтернатив выхода из определенной управленческой ситуации на основании имеющейся информации и в соответствии с выбранным критерием. При этом реализуемое управленческое решение должно базироваться на своевременной и прогнозируемой информации, исследовании всех факторов, оказывающих прямое воздействие на эти решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Объектом выработки и реализации управленческих решений выступает вся деятельность нефтяной компании в направлениях Upstream, Downstream и корпоративное управление, в частности: стратегическое планирование и разработка тактических и оперативных планов; организация производственных процессов и маркетинговая деятельность; экономическое и финансовое развитие; бухгалтерская и кадровая деятельность; экологическая деятельность; инновационное развитие.

ОАО «Сургутнефтегаз» с точки зрения системного подхода является сложной системой, которая охватывает определенный набор подсистем, и, соответственно, задачами функционирования и развития, которые являются достаточно специфическими.

Осуществляя решения на уровне функциональных менеджеров ОАО «Сургутнефтегаз» стремится сохранить конкурентные преимущества посредством решений, устремленных на сохранение добычи и наибольшее раскрытие резервов действующих месторождений, воплощение новых проектов для обеспечения устойчивого объема добычи углеводородов.

Для того чтобы лучше представить, что может представлять управленческое решение нефтяной компании, необходимо более полно раскрыть сам процесс принятия такого решения, то есть, обозначить его модель. В целом всю процедуру можно представить в виде взаимосвязанного процесса, состоящего из следующих функций: изучение проблемы на основе полученной информации; постановка управленческой задачи (выработка и постановка цели); поиск альтернатив, сравнение и оценка альтернатив; выбор альтернативы (рассмотрение с экспертами и согласование со специалистами всевозможных вариантов решения, формулирование и принятие оптимального решения); внедрение решения, сопровождение и контроль.

Общая схема выработки управленческих решений ОАО «Сургутнефтегаз» представлена на рисунке 1. На схеме отображена структура механизма выработки решений на институциональном уровне ОАО «Сургутнефтегаз», которые более всего зависят от влияния внешних факторов, таких как: потенциал сырьевой базы; мировые цены экспортно-импортных нефтяных сделок; перспективы применения инновационных технологий на всех направлениях нефтяной цепочки; глобальная финансовая нестабильность, вызванная введением финансово-экономических санкций со стороны некоторых западных стран в связи с напряженной геополитической обстановкой в мире.

И как следствие являются стимулом к реализации управленческих решений. Исходя из их продуктивности, компания ранжирует управленческие решения в таких подсистемах как «геологоразведка», «добыча», «переработка» и «сбыт». В частности, в направлении «Добыча» ОАО «Сургутнефтегаз» ставит перед собой такие цели как: укрепление и развитие минерально-сырьевой базы за счет увеличения темпов и объемов геологических и поисковых работ и приобретения новых перспективных участков недр; разработка и применение инноваций, расширение области внедрения современных технологий и техники, повышающих эффективность освоения и разработки месторождений, в том числе с трудноизвлекаемыми запасами; стабилизация объемов производства на целевом уровне; формирование и развитие новых центров добычи углеводородного сырья; обеспечение высокого качества выполняемых работ и контроль над затратами.

В процессе управления нефтяной компанией довольно часто возникают схожие ситуации, в которых можно использовать ранее разработанные управленческие решения, если они помогут эффективно справиться с имеющейся проблемой [1].

Рис. 1. Схема выработки управленческих решений в ОАО «Сургутнефтегаз»

Поэтому на первом этапе для того чтобы добиться определенных результатов за счет различных вариантов решений нефтяная компания изучает аккумулированный опыт, потому как проблемы с состоянием сырьевой базой, снижением позитивной динамики добычи нефти не являются новыми для нефтяных компаний. Кроме этого прорабатывается опыт решения подобных проблем и достижения обозначенных целей другими нефтяными компаниями, которые осуществляют свою деятельность в сходных экономических условиях, особенно в разрезе наращивания инновационного потенциала добычи углеводородов. На этапе «Формулирование проблемы, постановка целей (задач)» осуществляется постановка проблемы и ее экспликация, конкретизация целей.

На третьем этапе «Выработка ограничений» после осмысления проблемы и четкой ее постановки, изучаются условия для результативного исполнения управленческих решений, а именно условия, относящиеся к условиям риска и неопределенности, оказание влияния на такие условия с целью их корректировки, а также группировка и исключение избыточных ограничений с целью разрешения обнаруженной проблемы и достижения поставленных целей. На следующем этапе разрабатывается адекватная система оценочных показателей во всех подсистемах деятельности нефтяной компании для использования их на последующих этапах.

На пятом этапе «Подготовка альтернативных вариантов управленческих решений» осуществляется детализирование вероятных альтернатив решений, а также снижение их множества. Последнее гарантируется с помощью отсеивания решений в вариационной воронке на базе совокупного учета критериев оценки и выбора одного или группы из нескольких вариантов решений для реализации.

На шестом этапе запуская в действие механизм вариационной воронки, уточняются или дополнительно изучаются условия внешней и внутренней среды и если это необходимо вносятся существенные корректировки в систему оценочных критериев. На седьмом и восьмом этапах после согласования со специалистами окончательного варианта управленческого решения или определенного комплекса решений происходит его утверждение и координация процесса его реализации.

На заключительном девятом этапе процесса выработки и исполнения управленческих решений осуществляется контроль над исполнением разработанных управленческих решений. Определяется период мониторинга процесса исполнения решений с выделением ключевых показателей, по которым он будет осуществляться.

По результатам осуществления контрольной функции на десятом этапе вероятно проявление необходимости внесения корректировки разработанного управленческого решения в результате низких значений показателей, введенных в систему мониторинга согласования и утверждения нового решения.

Литература:

  1. Сидорина Т. В. Технология принятия управленческого решения [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Сидорина. — Новосибирск: из-во СибАГС, 2014. — 192 с.
  2. Гостяева Ю. Ю., Щетинина Е. Д. Инструменты повышения качества управленческих решений в современных рыночных условиях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://naukarus.com/instrumenty-povysheniya-kachestva-upravlencheskih-resheniy-v-sovremennyh-rynochnyh-usloviyah.
Основные термины (генерируются автоматически): нефтяная компания, решение, управленческое решение, вариационная воронка, реализация, сырьевая база, этап.

Ключевые слова

модель, управленческие решения, нефтяная компания, механизм выработки, ОАО «Сургутнефтегаз», Upstream, Downstream

Похожие статьи

Формирование маркетинговой политики промышленного предприятия в условиях рыночной нестабильности

В статье рассмотрены ключевые элементы разработки организационного механизма формирования маркетинговой политики промышленного предприятия в условиях нестабильности. Сформулированы признаки управленческих действий, принимаемых в текущем режиме, харак...

Современные проблемы учета затрат на отечественных элеваторах

В статье на основе проведенного исследования условий функционирования организаций элеваторного комплекса и факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность их деятельности, определены информационные потребности современной системы управлен...

Формулировка модели разработки и принятия управленческих решений для хозяйствующих субъектов в условиях актуальных тенденций отечественной экономики

В статье представлено авторское видение актуальных проблем в существующих подходах к разработке и принятию управленческих решений в российских организациях в контексте теоретических моделей. Проведен краткий анализ направлений и теоретических концепц...

Особенности цифровизации фитнес-отрасли

Разработка надёжных систем управления цифровыми услугами в условиях цифровизации деятельности приобретает в настоящее время особую актуальность для всех организаций вне зависимости от отраслевой принадлежности, в том числе, и для современных фитнес-к...

Направления совершенствования управления инвестиционной деятельностью на основе концепции управления стоимостью компании

В статье рассмотрены вопросы управления инвестиционной деятельностью с использованием инструментов, ориентированных на повышение стоимости компании. В том числе обобщены управленческие новации, ориентированная на увеличение стоимости компании и резул...

Тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий: международный опыт

В статье систематизированы условия, особенности формирования и ключевые тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий. Анализ кейсов зарубежных компаний позволяет сделать вывод об усилении конкуренции в сегменте и влиянии...

Сбалансированная система показателей как инструмент повышения финансовой эффективности компании

В статье рассматривается понятие «сбалансированная система показателей», которое является одним из современных механизмов, способствующих повышению эффективности формирования и реализации выбранной стратегии по повышению финансовой эффективности комп...

Совершенствование методических подходов к оценке эффективности деятельности компаний магистрального транспорта нефти

В статье рассматривается вопрос о влиянии качества организации и управления проектами на их эффективность и предлагается алгоритм оценки экономической эффективности деятельности предприятий магистрального транспорта нефти, с учетом его влиянии на пов...

Пути повышения эффективности производства ПАО «Газпром»

Исследованы современные особенности развития нефтяных и газовых предприятий. Выявлено влияние пандемии COVID-19 на эффективность их деятельности. Дана характеристика одного из лидеров отрасли — ПАО «Газпром». На основе анализа его деятельности обосно...

Система мотивации и стимулирования трудовой деятельности разных категорий работников на примере ОАО «Комплекс» г. Находка

Для современной России вновь становится актуальной в связи со сложной экономической ситуацией проблема мотивации персонала. Даже в условиях кризиса основной задачей для организации остается сохранение или повышение качества продукции при сокращении и...

Похожие статьи

Формирование маркетинговой политики промышленного предприятия в условиях рыночной нестабильности

В статье рассмотрены ключевые элементы разработки организационного механизма формирования маркетинговой политики промышленного предприятия в условиях нестабильности. Сформулированы признаки управленческих действий, принимаемых в текущем режиме, харак...

Современные проблемы учета затрат на отечественных элеваторах

В статье на основе проведенного исследования условий функционирования организаций элеваторного комплекса и факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность их деятельности, определены информационные потребности современной системы управлен...

Формулировка модели разработки и принятия управленческих решений для хозяйствующих субъектов в условиях актуальных тенденций отечественной экономики

В статье представлено авторское видение актуальных проблем в существующих подходах к разработке и принятию управленческих решений в российских организациях в контексте теоретических моделей. Проведен краткий анализ направлений и теоретических концепц...

Особенности цифровизации фитнес-отрасли

Разработка надёжных систем управления цифровыми услугами в условиях цифровизации деятельности приобретает в настоящее время особую актуальность для всех организаций вне зависимости от отраслевой принадлежности, в том числе, и для современных фитнес-к...

Направления совершенствования управления инвестиционной деятельностью на основе концепции управления стоимостью компании

В статье рассмотрены вопросы управления инвестиционной деятельностью с использованием инструментов, ориентированных на повышение стоимости компании. В том числе обобщены управленческие новации, ориентированная на увеличение стоимости компании и резул...

Тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий: международный опыт

В статье систематизированы условия, особенности формирования и ключевые тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий. Анализ кейсов зарубежных компаний позволяет сделать вывод об усилении конкуренции в сегменте и влиянии...

Сбалансированная система показателей как инструмент повышения финансовой эффективности компании

В статье рассматривается понятие «сбалансированная система показателей», которое является одним из современных механизмов, способствующих повышению эффективности формирования и реализации выбранной стратегии по повышению финансовой эффективности комп...

Совершенствование методических подходов к оценке эффективности деятельности компаний магистрального транспорта нефти

В статье рассматривается вопрос о влиянии качества организации и управления проектами на их эффективность и предлагается алгоритм оценки экономической эффективности деятельности предприятий магистрального транспорта нефти, с учетом его влиянии на пов...

Пути повышения эффективности производства ПАО «Газпром»

Исследованы современные особенности развития нефтяных и газовых предприятий. Выявлено влияние пандемии COVID-19 на эффективность их деятельности. Дана характеристика одного из лидеров отрасли — ПАО «Газпром». На основе анализа его деятельности обосно...

Система мотивации и стимулирования трудовой деятельности разных категорий работников на примере ОАО «Комплекс» г. Находка

Для современной России вновь становится актуальной в связи со сложной экономической ситуацией проблема мотивации персонала. Даже в условиях кризиса основной задачей для организации остается сохранение или повышение качества продукции при сокращении и...