Трансформация понятия «развитие бизнеса» в современных экономических условиях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Экономическая теория

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 09.09.2017

Статья просмотрена: 276 раз

Библиографическое описание:

Сулейманова, А. Ф. Трансформация понятия «развитие бизнеса» в современных экономических условиях / А. Ф. Сулейманова. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/262/12902/ (дата обращения: 16.04.2024).



Современные экономические условиях характеризуются значительным снижением темпа экономического роста в России. М. А. Волков правильно отмечает, что основными причинами торможения российской экономики являются внутренние факторы, такие как: ухудшение динамики инвестиций на фоне сохранения значительного чистого оттока из России частного капитала; низкие темпы роста эффективности управления, производства и производительности труда; ограничения, вызванные неэффективным использованием производственных мощностей базовых отраслей экономики, процикличность денежно-кредитной и бюджетной политики [3, с.1–3]. Д. В. Манушин справедливо полагает, что к основным последствиям этой ситуации относятся: существенная зависимость от экспорта топливно-энергетических товаров и импорта машин и оборудования; высокая степень износа основных фондов; слабо развитая транспортная инфраструктура; низкая производительность труда; монополизация или олигополизация большинства рынков; большой объем средств, находящихся в теневой экономике; высокая стоимость кредитов [18, с. 45; 19, с. 6].

Изученный материал свидетельствует, что развитие бизнеса затруднено в связи с ситуацией явного экономического кризиса в нашей стране (выделение периодов явного кризиса основано на позиции Д. В. Манушина: кризис присутствует в экономике страны всегда, находясь либо в явной, либо в скрытой форме [15–17,20]. Важность этого аспекта обусловлена тем, что именно внешняя экономическая среда является главной составляющей для нормального функционирования действия бизнеса. В этой связи становится важным уточнение понятия «развитие бизнеса» в современной экономической ситуации, на основе изученных определений в этой области.

Все изученные термины в этой области расположим в хронологическом порядке.

По мнению Е. Н. Кучеровой (2009) «устойчивое развитие предприятия — это некий режим функционирования предприятия, при котором выполняются оперативные, текущие и стратегические планы деятельности организации» [13, с.91–101]. В данном определении нет уточнения, чьи потребности будут удовлетворены в последствии реализации планов. Следовательно, определение не раскрывает всей сути устойчивого развития предприятия.

А. С. Зайцева (2012) считает, что «развитие бизнеса — это результат рационального менеджмента, основанного на использовании информации о возможностях предприятия» [6, с.87]. В данном случае в определении не раскрыты результаты рационального менеджмента. Следовательно, данное определение не раскрывает всю суть развития бизнеса.

Как считает Э. Р. Зиннатуллина (2015) «устойчивое развитие бизнеса — это естественное продолжение других организационных изменений» [7, с.31]. В данном определении отсутствует конкретика того, продолжение каких именно организационных изменений, поэтому данное определение нельзя считать полным.

Л. М. Куприянова (2015) утверждает, что «устойчивое развитие бизнеса — это процесс изменений, в котором эксплуатация расходов и направлений инвестиций согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал организации» [12, с.25]. В данном случае в определении не отражены конкретные изменения при развитии бизнеса. Поэтому это определение нельзя считать полностью раскрытым.

М. В. Макеенко (2015) утверждает, что «развитие организации — это процесс, направленный на постоянное и непрерывное совершенствование способностей организации решать разнообразные проблемы, возникающие в процессе реализации ее деятельности, а также расширять ее возможности в обновлении» [14, с.129]. В определении отсутствует уточнение: по каким схемам реализуются совершенствование организации. Поэтому определение нельзя считать полностью раскрытым.

Как считает Ю. Н. Переверзин (2016), «развитие организации — это переход экономики организации в новое качественное состояние посредством преобразования возможных экономических ресурсов непосредственно в факторы производства» [24, с.50]. В этом случае в определении не учтена схема реализации поставленных планов, а также, чьи потребности будут удовлетворены в конечном счете. Следовательно, определение нельзя считать полным.

В связи с относительно небольшим числом понятий характеризующих именно «развитие бизнеса» исследуем термины «бизнес» и «развитие», а потом их объединим в итоговое понятие. Все изученные понятия в этой области расположим в порядке хронологии.

Л. Ф. Ильичёв (1983) утверждает, что «развитие — это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов» [9, с.594]. В данном определении имеются неточности: развитие не является необратимым процессом; развитие не всегда закономерно; не указано, что это изменение должно быть благоприятным.

А. М. Прохоров (1997) считает, что «развитие — это направленное, закономерное изменение в результате которого возникает новое качественное состояние объекта — его состава или структуры» [26, с.991]. Его оценка выявила ряд неточностей в его содержании. Так, развитие не всегда закономерное и не всегда приводит именно к качественному улучшению объекта.

М. П. Торадо (1997) определяет «развитие — как процесс улучшения в ходе взаимозависимых процессов экономического роста качества жизни» [29, с.78]. В данном определении, во-первых, в суть развития вносятся экономические аспекты, которые не всегда в нем присутствуют. Во-вторых, развитие отождествляется с процессом улучшения, т. е. его суть не раскрывается, а всего лишь излагается иными словами.

С. И. Ожегов (1999) отмечает, что «бизнес — это предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль» [23, с.47]. Данное определение является обобщенным понятием бизнеса.

По мнению В. С. Стёпина (2001) «развитие — это высший тип движения, изменения материи и сознания; переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому» [27, с.241]. Данное определение отражает лишь факт движения, изменения, перехода, однако не учитывает каким способом был достигнут тот или иной переход. Следовательно, определение нельзя считать полностью раскрытым.

По мнению М. Д. Аистовой (2002) «развитие — это процесс адаптации к внешней среде, которая динамично меняется» [1, с.85]. В данном случае адаптация к внешней среде необходимое условие, однако не достаточное условие развития. Следует заметить, что и внутренняя среда оказывает влияние на развитие. В этой связи это определение нельзя считать полным.

Как считает Л. Г. Мельник (2003) «развитие — это необратимое, направленное, закономерное изменение системы на основе реализации внутренне свойственных ей механизмов самоорганизации» [21, с.23]. В данном определении имеется неточность: развитие по ряду причин может быть приостановлено, а после может начаться и регрессия, т. е. развитие не является необратимым процессом.

Как считает А. А. Ивин (2004), «развитие — это поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к другому. Развитие противопоставляется «творению», «взрыву», появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и «катастрофизму», предполагающему внезапное, одномоментное замещение имевшихся объектов совершенно новыми» [8, с.513]. В данном определении существует неточность: развитие может быть и спонтанным, т. е. оно не всегда является спланированным или постепенным.

А. Л. Кузеванова (2007) утверждает, что «бизнес — это форма деловой активности, основанная на процессе реализации личного замысла, идеи и связанная с определенным риском и инновационным подходом к системе существующих экономических связей, при которой производство и поставка на рынок товаров ориентированы на получение предпринимательского дохода» [11, с.31]. В определении не отражена направленность формы деловой активности. Кроме того, не всегда бизнес создается с целью получения дохода. Следовательно, данное определение не раскрывает всю суть развития бизнеса.

Как считает Ш. М. Валитов (2011) «бизнес — это органическая система, её элемент и связи становятся устойчивее в ходе своего развития» [2, с.54]. В данном определении очень обобщенное понятие бизнеса.

А. Ф. Кудряшев (2012) утверждает, что «развитие — это направленное изменение, приводящее к существенной смене состояния объекта» [10, с.640]. В данном случае в определении обобщенное понятие развития. Поэтому определение нельзя считать точным.

По мнению А. В. Петрова (2012) «развитие — это закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, представляющее системно-целостный процесс, охватывающий все его основные стадии: возникновение, становление, зрелость, преобразование и регулятивом которого является преемственность, выступающая внутренней основой, обусловливающей интегральность, целостность и направленность процессов в системе» [25, с.25]. В данном определении имеются неточности: развитие не является необратимым процессом; развитие не всегда закономерно.

По мнению Ю. Е. Волкова (2013) «бизнес — это общественно полезная деятельность, являющаяся для людей источником средств к существованию или способом жизненного обустройства» [4, с.158]. В данном определении рассматривается только общее понятие бизнеса, оно не отражает всей сути термина.

А. А. Назаров (2013) отмечает, что «бизнес — это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству, переработке, приобретению или продаже товаров, услуг с учетом взаимной выгоды заинтересованных лиц или организаций» [22, с.55]. В этом понятии, бизнес во многом отождествляется с традиционным пониманием экономики, что является не корректным.

Ж. Т. Тащенко (2013) считает, что «бизнес — это целесообразная деятельность, обеспечивающая взаимодействие человека с природой и обществом; действия и поступки человека по преобразованию материальных и вещественных элементов; создание материальных и духовных потребительских ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей человека, общества и социальных преобразований» [28, с.36]. В данном случае в определении не отражен факт того, что бизнес создается в том числе и для получения коммерческой выгоды. Следовательно, данное определение не раскрыто полностью.

В. С. Филончик (2014) утверждает, что «развитие — это изменение состояния объекта информационно во времени и пространстве» [30, с.4–5]. Заметим, что в термине не учтена возможность не информационного изменения; не указано, что это изменение должно быть благоприятным.

Л. Е. Гринин затрагивает вопрос о том, что предприниматели, при осуществлении коммерческой идеи могут использовать разные стратегии, которые в свою очередь можно разделить на два основных типа: творческая и подражательная стратегии. Осуществить творческую стратегию способны немногие предприниматели, так как не обладают достаточным творчеством и энергией, чтобы успешно внедрить новые производственные процессы в изготовлении уже имеющихся товаров или новых видов товаров, открыть новые рынки. Подражательная стратегия делится также на два типа. В первом случае — при развитии бизнеса, развитие является основной целью, где средства для развития находятся в результате заимствования апробированных инновационных технологий. Во втором случае — подражание, как средство что-то делать, чтобы удержаться при усилении конкуренции или ухудшении обстановки. В конечном счете выбор стратегии зависит от психологических особенностей бизнесменов [5, с.93]. Сравнив эти две стратегии можно отметить, что различие между предпринимателем и бизнесменом состоит в том, что бизнесмен занимается осуществлением общеизвестной деятельности, а предприниматель в своей работе внедряет что-то новое.

Л. Е. Гринин справедливо отмечает, что сейчас произошел переход от размеренной жизни буржуа к идеалу жизни бизнесмена, стремящегося к расширению своего дела именно в качестве самоцели. Это изменение связано с переходом от традиционной экономики, в которой расширение производства могло иметь место периодами, но не было непременным условием хозяйственной жизни, к индустриальной экономике, в которой расширенное воспроизводство становится практически обязательным. Социальный престиж в обществе стал определяться успехом, а успех зависел от расширения бизнеса, а значит, утвердились идеи: во что бы то ни стало придумать, как разбогатеть; использовать все, чтобы производство росло [5, с. 82].

В результате автор, на основе изученных понятий, предлагает следующее определение: «развитие бизнеса — это непрерывные действия по улучшению деятельности компании, ставшие для большинства бизнесменов подсознательной потребностью, реализующееся обычно по общеизвестным схемам, позволяющие лучше удовлетворять потребности общества и приносить его владельцу дополнительную прибыль».

В данном определении устранены основные неточности, допущенные изученными выше авторами. При этом выделение таких элементов как «подсознательная потребность бизнесмена», «реализующейся по общеизвестным схемам» является научной новизной. Она заключается в применении общеизвестных аспектов по новому назначению (в данном случае в рамках термина «развитие бизнеса»).

Таким образом, данное определение точно раскрывает суть изучаемого понятия, в нем обобщены все преимущества, изученные в других работах и изложены все основные признаки. Особо отметим, что в современных условиях бизнеса именно его непрерывное развитие является ключевым факторов влияющим на успешное существование бизнеса. Принятие подобной позиции, отображенной в авторском термине, отечественными бизнесменами позволит им сохранить бизнес и успешно использовать все возможности для его развития.

Литература:

  1. Аистова М. Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегия, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям. — М.: Альпина Паблишер, 2002. 287 с.
  2. Валитов Ш. М. Эффективность макроэкономической системы: теория и практика — Москва: Экономика, 2011. — 192 с.
  3. Волков М. А., Козлова Е. А. Причины замедления темпов экономического роста в России. Развитие российской экономики: проблемы и перспективы. Сборник статей участников V Международного научного студенческого конгресса. 2014. С. 273–277.
  4. Волков Ю. Е. Социология труда. — М.: Издательский дом «АТ и СО», 2013. — 536 с.
  5. Гринин Л. Е. Психология экономических кризисов // Историческая психология и социология истории. 2009. Т. 2. № 2. С. 75–99.
  6. Зайцева А. С. Теоретические основы понятия «потенциал предприятия» // Международная научно — практическая конференция «Актуальные проблемы современной науки: свежий взгляд и новые подходы» в 2 ч. / Приволжский научно — исследовательский центр. — Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2012. С. 87–89.
  7. Зиннатуллина Э. Р. Основные факторы, определяющие устойчивое развитие компании // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2015. № 3. — С.29–31.
  8. Ивин А. А. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.
  9. Ильичёв Л. Ф. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
  10. Кудряшев А. Ф. Развитие, эволюция, коэволюция: соотношение понятий // Вестник Башкирского университета. 2012. № 1. Т.17. С.640–644.
  11. Кузеванова А. Л. «Теоретические проблемы определения понятий «бизнес» и «культура» // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2007. № 4. С.31–34.
  12. Куприянова Л. М. Функции финансовой отчетности и их контроль в развитии бизнеса // Общество: политика, экономика, право. 2015. № 3. С.19–25.
  13. Кучерова Е. Н. Теоретические основы разработки механизма устойчивого развития предприятия // Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 6–2. С.91–101.
  14. Макеенко М. В. Особенности и различия понятий «развитие», «экономическое развитие» и «развитие организации» // Экономика и Управление: Сборник научных трудов // Издательство СПбГЭУ, 2015. 232 с.
  15. Манушин Д. В. Истинные причины мировых экономических кризисов и их воздействие на российскую экономику // Финансы и кредит. 2014. № 42. С. 52–70.
  16. Манушин Д. В. Новый взгляд на понятие «кризис» // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 15. С. 17–24.
  17. Манушин Д. В. Обзор, обобщение и оценка теорий экономических циклов и кризисов. Выделение и сопоставление новых теорий: политико-экономического условного цикла и бесконечного кризиса // Финансы и кредит. 2016. № 2. С. 9–26.
  18. Манушин Д. В. Оценка антикризисного плана российского правительства на 2015 год и выработка мер по его улучшению // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 45–54.
  19. Манушин Д. В. Оценка антикризисных планов правительства РФ в 2015 и 2016 годах и совершенствование плана правительства РФ по обеспечению стабильного социально-экономического развития России в 2016 году // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 3. С. 5–27.
  20. Манушин Д. В. Современная классификация макроэкономических кризисов // Финансы и кредит. 2013. № 2. С. 35–46.
  21. Мельник Л. Г. Фундаментальные основы развития. — Сумы: ИТД «Университетская книга», 2003. 288 с.
  22. Назаров А. А. Теоретические основы формирования и развития бизнеса // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. 2013. № 3(55). С.54–63.
  23. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1999. 939 с.
  24. Переверзин Ю. Н. О понятии «развитие организации (фирмы)» // Актуальные проблемы и перспективы инновационной агроэкономики. — Саратов / ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ. — Саратов, 2016. 106 с.
  25. Петров А. В. Развивающее обучение // Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике: могография / Челябинск.: Издательство ЧГПУ «Факел», 2012. 261 с.
  26. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1997. 1456 с.
  27. Стёпин В. С. Новая философская энциклопедия: В 4 т. — М.: Мысль, 2001. 736 с.
  28. Тащенко Ж. Т. Социология труда: опыт нового прочтения. — М.: Мысль, 2013. 334 с.
  29. Торадо М. П. Экономическое развитие: Учебник. — М.: ЮНИТИ, 1997. 667 с.
  30. Филончик В. С. Антология понятия «развитие» и его роль в планировании бизнес-систем // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 555–561.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие, развитие бизнеса, бизнес, качественное состояние, необратимый процесс, внешняя среда, деловая активность, закономерное изменение, конечный счет, подражательная стратегия.

Похожие статьи

Формирование стратегии: теоретические основы

Стратегия является одним из ключевых условий успешного развития компании в условиях рыночной экономики.

— М.: Олимп- Бизнес, 2002. — 288 с.

Формирование конкурентных преимуществ современного... Процесс развития направлен на формирование потенциала...

Разработка стратегий развития бизнеса | Статья в журнале...

Разработка стратегий развития бизнеса. Автор: Гришков Александр Валерьевич.

стратегическое планирование, внешняя среда, выбранная стратегия, окружающая среда, стратегический анализ, реализация стратегии, миссия, выбор стратегии, анализ портфеля...

Научные аспекты понятия «стратегия развития предприятия»

При этом основными свойствами развития выступают необратимые, направленные, закономерные изменение системы на основе реализации внутренних механизмов самоорганизации [17]. Сухорукова Т. В. определяет развитие предприятия как качественное и...

Закономерности функционирования и развития организации

Диверсификация как стратегия устойчивого развития предприятия. В толковом словаре Ожегова «развитие» — это: «1. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное.

Стратегическое планирование, его значение и этапы

внешняя среда, разработка стратегии, стратегия, внешний консультант, реализация плана, эффективная реализация стратегии организации.

Разработка стратегий развития бизнеса | Статья в журнале... Ключевые слова: стратегический менеджмент, стратегии развития...

Основные подходы к формированию стратегии управления...

Финансовая стратегия — выбор источников за чей счет будет производиться развитие

Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое планирование, внешняя среда, выбранная стратегия, окружающая среда, стратегический анализ, реализация...

Анализ бизнес-среды и определение рыночной позиции...

От того насколько грамотно выбрана стратегия развития предприятия, закреплены рыночные позиции, зависит успех в его деятельности.

Учебник «Стратегический менеджмент» под ред. Петрова А.Н [8, с. 51]. под внешней деловой окружающей средой понимается совокупность...

Разработка стратегии развития организации | Статья в журнале...

Разработка стратегий развития бизнеса | Статья в журнале...

стратегическое планирование, внешняя среда, выбранная стратегия, окружающая среда, стратегический анализ, реализация стратегии, миссия, выбор стратегии, анализ портфеля, внутренняя среда.

Особенности инвестиционно-инновационной среды малых...

малое предпринимательство, инвестиционная деятельность, предприятие, малое предприятие, внешняя среда, малое промышленное предприятие, малый бизнес, стратегический подход, малый, стратегическое развитие.

Похожие статьи

Формирование стратегии: теоретические основы

Стратегия является одним из ключевых условий успешного развития компании в условиях рыночной экономики.

— М.: Олимп- Бизнес, 2002. — 288 с.

Формирование конкурентных преимуществ современного... Процесс развития направлен на формирование потенциала...

Разработка стратегий развития бизнеса | Статья в журнале...

Разработка стратегий развития бизнеса. Автор: Гришков Александр Валерьевич.

стратегическое планирование, внешняя среда, выбранная стратегия, окружающая среда, стратегический анализ, реализация стратегии, миссия, выбор стратегии, анализ портфеля...

Научные аспекты понятия «стратегия развития предприятия»

При этом основными свойствами развития выступают необратимые, направленные, закономерные изменение системы на основе реализации внутренних механизмов самоорганизации [17]. Сухорукова Т. В. определяет развитие предприятия как качественное и...

Закономерности функционирования и развития организации

Диверсификация как стратегия устойчивого развития предприятия. В толковом словаре Ожегова «развитие» — это: «1. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное.

Стратегическое планирование, его значение и этапы

внешняя среда, разработка стратегии, стратегия, внешний консультант, реализация плана, эффективная реализация стратегии организации.

Разработка стратегий развития бизнеса | Статья в журнале... Ключевые слова: стратегический менеджмент, стратегии развития...

Основные подходы к формированию стратегии управления...

Финансовая стратегия — выбор источников за чей счет будет производиться развитие

Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое планирование, внешняя среда, выбранная стратегия, окружающая среда, стратегический анализ, реализация...

Анализ бизнес-среды и определение рыночной позиции...

От того насколько грамотно выбрана стратегия развития предприятия, закреплены рыночные позиции, зависит успех в его деятельности.

Учебник «Стратегический менеджмент» под ред. Петрова А.Н [8, с. 51]. под внешней деловой окружающей средой понимается совокупность...

Разработка стратегии развития организации | Статья в журнале...

Разработка стратегий развития бизнеса | Статья в журнале...

стратегическое планирование, внешняя среда, выбранная стратегия, окружающая среда, стратегический анализ, реализация стратегии, миссия, выбор стратегии, анализ портфеля, внутренняя среда.

Особенности инвестиционно-инновационной среды малых...

малое предпринимательство, инвестиционная деятельность, предприятие, малое предприятие, внешняя среда, малое промышленное предприятие, малый бизнес, стратегический подход, малый, стратегическое развитие.