Автор: Степанян Тамара Мирзаевна

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2017)

Дата публикации: 07.08.2017

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Степанян Т. М. Системный подход к оценке инновационного потенциала высшего учебного заведения [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 105-107.



В статье рассмотрены методологические подходы к оценке инновационного потенциала высшего учебного заведения. Сделан вывод о необходимости применения целостного, системного подхода, предполагающего интегрированную оценку инновационного потенциала образовательного учреждения.

Ключевые слова: инновационный потенциал ВУЗа, методика оценки инновационного потенциала ВУЗа, инновационное развитие высшей школы

Стратегия развития высшей школы, предполагает включение в рыночный оборот результатов собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Эффективность реализации данной стратегии зависит от уровня инновационного потенциала ВУЗа. Инновационный потенциал ВУЗа, как отмечают специалисты, — это сложная категория, характеризующая способность системы к трансформации и развитию. С одной стороны, он является характеристикой существующих ресурсных возможностей, а с другой стороны, отражает результативность процесса [2; 4; 5; 8]. Как результат развития на текущий момент инновационный потенциал становится точкой к переходу в новое, более совершенное состояние, а его анализ в динамике отражает информацию о ходе инновационного развития высшей школы [10].

На сегодняшний день известны различные подходы к оценке инновационного потенциала ВУЗа (ИПВ): Во-первых, оценка инновационного потенциала по схеме ресурс (Р) — функция (Ф) — проект (П). Сущность подхода заключается в оценке готовности организации к реализации одного нового проекта или оценке текущего состояния организации относительно всех или группы уже реализуемых проектов. Во-вторых, оценка ИПВ по показателям научно-исследовательской деятельности. Сущность подхода: инновационный потенциал рассмотрен как совокупность критериев, отражающих ресурсы организации, генерацию знаний и идей, управление и инфраструктуру. Особенность подхода заключается в экспертной оценке инновационного потенциала и его сравнение с инновационной активностью. В-третьих, оценка ИПВ как сложной системы, осуществляющей различные виды деятельности. Сущность подхода: инновационный потенциал рассмотрен как совокупность инновационных потенциалов трех сфер деятельности: образовательной, научно-технической и административно-управленческой [1; 3; 5].

Методика оценки инновационного потенциала вуза должна строиться на целостном, системном подходе, предполагающем интегрированную оценку инновационного потенциала, отражающего результаты различных сфер деятельности, полученных с учетом ресурсного обеспечения под воздействием условий внешней среды. В качестве сфер деятельности вуза, необходимо рассмотреть: образовательную, научно-исследовательскую и административно-управленческую деятельность. Каждой группе определен соответствующий набор критериев:

Образовательная деятельность ВУЗа (ОД) включает в себя: 1) возможность обучения студентов по двухуровневым программам высшего образования, модульным образовательным программам, разработка и внедрение новых образовательных технологий, активных методов обучения; 2) введение новых специальностей для удовлетворения экономики в соответствующих специалистах, новых дисциплин и дисциплин по выбору студента; 3) введение активных форм обучения: case-study, тренажерные комплексы, имитационные системы, деловые игры и т. п.; 4) разработка и использование образовательных программ, получивших общественно-профессиональную и международную аккредитацию; 5) наличие системы непрерывного образования, отвечающего потребностям бизнес-структур по компетенциям и квалификациям; 6) мониторинг рынка труда и образовательных услуг, создание и обеспечение механизмов и организационных структур взаимодействия с работодателем, наличие программ освоения новых сегментов рынка; 7) использование результатов проектно-инновационной деятельности ВУЗа в его образовательных программах; 8) качество выпускников согласно независимой оценке работодателей; 9) показатели использования интеллектуального учебно-методического потенциала ВУЗа.

Научно-исследовательская деятельность ВУЗа (НИ) включает в себя: 1) проведение международных проектов, конференций, симпозиумов и научных семинаров; 2) создание проектно-аналитических и научно-исследовательских центров федерального значения; 3) проведение бюджетных и внебюджетных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и проектно-аналитических работ; 4) издание научных публикаций и отчетов о результатах деятельности, в т. ч. структуре доходов и расходов бюджетных и внебюджетных средств ВУЗа; 5) создание научных школ на мировом уровне; 6) создание экспонатов для представления на выставках, в том числе международных выставках; 7) участие ППС и научных сотрудников в работе научно-внедренческих предприятий, совместных конструкторских бюро, бизнес-инкубаторов, технопарков, патентных агентств и иных элементов инновационной инфраструктуры, на базе или с участием ВУЗа; 8) количество и стоимость зарегистрированных и проданных объектов интеллектуальной собственности (патентов, ноу-хау и т. д.) в текущем году; 9) количество полученных российских и международных наград, премий в области науки, культуры и образования.

Административно-управленческая деятельность (АУ) включает в себя: 1) использование кредитной системы в управлении учебным процессом ВУЗа; 2) разработка стратегической программы развития ВУЗа и среднесрочного плана; 3) разработка и использование системы управления качеством учебного процесса; 4) выполнение ВУЗом международных, федеральных и региональных проектов; 5) создание общественных органов управления с значимым уровнем представительства общественно-профессиональных сообществ; 6) участие в международных образовательных организациях и программах международного обмена; 7) создание новых мест для граждан иностранных государств и студентов, обучающихся в рамках целевых программ подготовки; 8) применение современных технологических инструментов в управлении ВУЗом; 9) наличие элементов системы контроля качества образовательной деятельности ВУЗа (экспертиза, аудит качества образовательных услуг, экспертный контроль, деятельность учебно-методических советов).

Важными, как отмечают специалисты [3; 5; 6], являются вопросы мониторинга кадрового, финансового и материально-технического обеспечения инновационной деятельности ВУЗа. Особо необходимо отметить влияние региональной инновационной инфраструктуры (ИС) на инновационный потенциал ВУЗа:

Оценивая региональную инновационную инфраструктуры и её влияние на инновационный потенциал ВУЗа, как считают специалисты [3; 7; 9], необходимо учитывать: 1) приоритет региона в масштабе России, наличие в регионе стратегических и инновационных секторов экономики; 2) соответствие цели инновационного проекта ВУЗа приоритетам социально-экономического развития региона, стратегиям и программам регионального и национального развития; 3) ресурсно-подтвержденная заинтересованность в реализации образовательного проекта федеральных и региональных органов власти, организаций, бизнес-структур и международных фондов и организаций; 4) наличие системы целевой подготовки и повышения квалификации для экономического кластера; разработка целевых программ с участием работодателей; 5) наличие в ВУЗе инновационной инфраструктуры (в т. ч. материально-технической и информационной базы, научных кадров по «прорывным» направлениям и уникальных научных школ, бизнес-инкубаторов, технопарков, центров трансфера и т. д.), интегрированной в пространство региона; 6) количество международных проектов в сфере образования и научных исследований; 7) количество студентов и преподавателей, принявших участие в программах международного обмена.

Таким образом, сформированная система критериев позволяет оценить инновационный потенциал ВУЗа, прежде всего, с качественных позиций как синергетический результат его функционирования во всех сферах деятельности с учетом ресурсного обеспечения под воздействием условий внешней среды.

Литература:

  1. Емельянов С. Г., Борисоглебская Л. Н., Цуканова Н. Е. Интегрированная оценка инновационного потенциала вуза // Инновации. — 2006. — № 6.
  2. Исправникова Н. Р., Мжачих Т. Е. Инновационная деятельность вузов Российской Федерации // Социология власти. — 2010. — № 3.
  3. Мицук, И.В., Охотников, И.В., Казакбаев, З. М. Модель интегральной оценки качества образовательных услуг в системе мониторинга инновационного потенциала вуза // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 1–1 (66–1).
  4. Никитин, В.А., Белоусов, И. В. Сущность понятия «инновационный вуза // и управление. — 2011. — № 5. — С. 135–137.
  5. Новоселов С. В. Оценка инновационного потенциала технического университета с применением гибридных экспертных систем при оптимизации управленческих решений // Инновации. — 2007. — № 9.
  6. Охотников, И. В. Магистерская диссертация. Учеб. пособие. — М.: МАКС Пресс, 2011.
  7. Охотников, И. В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны // Проблемы безопасности российского общества. — 2014. — № 1.
  8. Ривчун Т. Е. Высшее заведение — эффективный национальной экономики взгляд): Монография, «РГУТиС». — М., 2010.
  9. Сибирко И. В., Охотников И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия /Охотников И. В., Сибирко И. В. // Предпринимательство. — 2013. — № 8.
  10. Управление человеческими ресурсами. В 2 ч. / Под ред. С. А. Баркова, В. И. Зубкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационного потенциала, инновационный потенциал, оценке инновационного потенциала, инновационного потенциала ВУЗа, инновационный потенциал ВУЗа, инновационного потенциала вуза, инновационного потенциала высшего, оценку инновационного потенциала, оценки инновационного потенциала, оценка инновационного потенциала, интегрированную оценку инновационного, потенциала высшего учебного, инновационного потенциала образовательного, деятельности ВУЗа, уровня инновационного потенциала, Сущность подхода, инновационного потенциала технического, инновационной инфраструктуры, высшего учебного заведения, мониторинга инновационного потенциала.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос