Автор: Охотников Илья Викторович

Рубрика: 13. Экономика труда

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2017)

Дата публикации: 03.08.2017

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Охотников И. В. Социальное партнерство как основа развития кадрового потенциала и повышения производительности труда на железнодорожном транспорте России [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 86-88. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12831/ (дата обращения: 11.12.2017).



В статье рассмотрены практические аспекты реализации института социального партнерства на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о существенном влиянии на производительность труда и развитие персонала эффективной модели социального партнерства реализованной на железнодорожном транспорте России.

Ключевые слова: социальное партнерство; социально-трудовые отношения; развитие персонала; социальная поддержка персонала; производительность труда

В рыночной экономике интересы работодателей и наемных работников существенным образом различаются. Противостояние двух основных социальных сил, как отмечают эксперты [1; 3; 6], может привести к возникновению социальных конфликтов и серьезным последствиям для социального и экономического развития страны. Устранение противоречий необходимо искать во взаимодействии обеих сторон трудовых отношений, в их умении вести переговоры, находить компромиссные решения, готовности идти на уступки друг другу. Объединение основных социальных сил в решении главной задачи по обеспечению успешной работы компании, позитивное взаимодействие работодателей (их представителей) и работников (их представителей) ведут общество к социальному миру, развитию отношений социального партнерства созданию условий для достойной жизни работников и успешному развитию бизнеса [2; 4].

Социальное партнерство определяется как система отношений, организованная по принципу социального диалога, на основе принятия взаимных обязательств по согласованию требований участвующих сторон — властных структур, профсоюзов и работодателей (предпринимателей) и их объединений [1; 2; 7]. Социальное партнерство является основным механизмом регулирования трудовых отношений, решения трудовых конфликтов в рамках социального мира. Сторонами социального партнерства на железнодорожном транспорте России являются: работники — физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателями; работодатели (организации) — действующие в железнодорожной отрасли организации железнодорожного транспорта, вступившие в трудовые отношения с работниками.

Представителем работников выступает Общественная организация — Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ). В отрасли создана эффективная система представительства интересов работников в социально-трудовой сфере. Первичная профсоюзная организация ОАО «Российские железные дороги» (крупнейшая в мире) создана в 2008 году и находится в прямом подчинении РОСПРОФЖЕЛу, объединяющего 1 млн. 660 тыс. человек. Из них: 63 % — ОАО «РЖД»; 20 % — структуры Холдинга РЖД и здравоохранение; 6 % — наука, студенты ВУЗов и учащиеся колледжей; 3 % — ведомственная охрана; 3 % — транспортное строительство; 5 % — метрополитены России [5].

Представителем работодателей является Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта (ЖЕЛДОРТРАНС). ЖЕЛДОРТРАНС образовано в 2007 году и является полномочной организацией, представляющей и защищающей специфические интересы работодателя (66 организаций). Учредителями и членами Объединения являются ОАО «РЖД» и его дочерние общества. Основная задача Объединения состоит в координации деятельности работодателей отрасли железнодорожного транспорта, проведении согласованной политики выстраивания социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. Высшим органом управления Объединения является общее собрание его членов, которое вправе принимать решения по всем вопросам его деятельности. Деятельность организаций, входящих в Объединение соответствует требованиям международных стандартов SA 8000 и ISO 27000 [7].

Значительным фактором, имеющим огромное влияние на социальное партнерство в России в целом, а также на локальном уровне любой организации, как отмечают специалисты [3; 8], является позиция собственника. Собственники организаций имеют право определять финансовую политику и бюджет организации, в том числе размер фонда оплаты труда, вознаграждение менеджменту, назначение (увольнение) руководителя и т. д. При этом собственники не несут ответственности за соблюдение трудового законодательства в принадлежащих им организациях, соблюдение действующих отраслевых соглашений, а также взятых на себя работодателем обязательств по коллективному договору. В этих условиях двухсторонние взаимоотношения между работниками и работодателями на практике зависят от неформального согласования ключевых вопросов с собственниками организаций.

Безусловным приоритетом социально-трудовых отношений в отрасли является социальная поддержка персонала. На железнодорожном транспорте России благодаря эффективному социальному партнерству реализована система социальной поддержки персонала, представляющая комплекс гарантий, льгот, возможностей и компенсаций, которые компании обеспечивают работников помимо заработной платы в целях мотивации, привлечения и удержания персонала, а также заботы об их работоспособности, возможностях самореализации, условиях труда и жизни. Оценивая социальные проекты как эффективные с точки зрения роста производительности труда, снижения операционных рисков, создания положительной деловой среды, увеличения рыночной стоимости компаний (в долгосрочном периоде), социальная поддержка рассматривается как инструмент развития персонала, мотивации и сохранения работников высокой квалификации и дефицитных профессий, в которых компания нуждается для достижения стратегических целей.

Важно, что при указанной целевой ориентации, социальная поддержка распространяется на всех работников без исключения, попавших в экстренные ситуации, когда требуется материальная или организационная помощь. Следствием продуманной организации партнерских отношений является отсутствие коллективных трудовых споров и конфликтов, что является результатом эффективного социального партнерства в отрасли.

Результатом действенности социального партнерства является тот факт, что социальные расходы компаний не ограничиваются лишь расходами на социальную поддержку персонала (здравоохранение, жилищная политика, молодежная политика, культурно-массовая и спортивная работа, летний отдых и оздоровление детей работников, негосударственное пенсионное обеспечение), а включают в себя: оплату труда и мотивацию персонала; оказание материальной помощи ветеранам отрасли; охрану труда и экологическую безопасность; рабочее снабжение и обеспечение товарами и услугами; благотворительную и спонсорскую деятельность; социальную поддержку неработающих пенсионеров; социальную поддержку пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Социальная поддержка работников рассматривается как прямые вложения в развитие человеческого капитала — образование, организационную культуру, воспитание, охрану труда, а социальные расходы — в качестве инструмента повышения производственной и экономической эффективности. Расходы на социальную поддержку персонала рассматриваются как социальные инвестиции, как форму реализации корпоративной социальной ответственности.

Уровень социальной защиты каждого железнодорожника поставлен в прямую зависимость от его персонального трудового вклада. Принципы формирования социального пакета привязаны к значимости для компании определенной категории персонала и трудового вклада работника. Осуществляются мероприятия по повышению уровня, адресности предоставляемых социальных гарантий, социальные гарантии поэтапно замещаются повышением заработной платы, внедрением индивидуальных и корпоративных систем страхования социальных рисков.

Ключевыми факторами успеха в отношениях работодателей с работниками на железнодорожном транспорте являются такие понятия как доверие, честность, справедливость, преданность, надежность. Основная идея в процессе формирования отношений работодателей с работниками — предложить работнику нечто большее, чем только его материальная, финансовая удовлетворенность. В свою очередь, сотрудник, рационально оценивая собственные запросы и способности, с пониманием отнесется к возможностям, которые может предоставить работодатель, особенно в период экономических и финансовых трудностей. Атмосфера согласия меняет отношение к работе. Работник не просто удовлетворен трудом, у него появляется чувство идентификации, приверженности к организации в целом. Идеальный вариант, если собственный материальный и карьерный успех работник будет связывать с успехом компании.

В качестве вывода можно отметить, что данный подход, позволяет оценивать социальные расходы с точки зрения социальных инвестиций, доход от которых будет поступать в долгосрочном периоде нарастающим итогом, выражаться в высокой эффективности труда, ответственности, дисциплине труда, стабильной и успешной деятельности организаций железнодорожного транспорта.

Литература:

  1. Аверин А. Н. Социальное партнерство в сфере труда. — М: РАГС, 2011.
  2. Андрейченко В. В. Социальное партнерство: Опыт, технологии, оценка эффективности. — М.: Алетейя. 2011.
  3. Барков, С.А., Зубков, В. И. Социология организаций. — М.: Юрайт, 2013.
  4. Иванов А. П., Охотников И. В. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в России // Журнал для акционеров. — 2010. — № 9–10.
  5. Официальный сайт Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей // Режим доступа: www.rosprofzhel.rzd.ru
  6. Петросян, Д.С., Фаткина Н. Л. Этические принципы в социально-экономической политике России // Вопросы экономики. — 2008. — № 2.
  7. Публичный отчет об итогах социального партнерства на железнодорожном транспорте / Официальный сайт «Желдортранс» // Режим доступа: http://www.ooorzd.ru
  8. Управление человеческими ресурсами. В 2 ч. / Под ред. С. А. Баркова, В. И. Зубкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожном транспорте, социального партнерства, железнодорожном транспорте России, Социальное партнерство, железнодорожного транспорта, социальная поддержка, социальную поддержку, социальная поддержка персонала, социальную поддержку персонала, социальные расходы, основных социальных сил, производительности труда, отношений социального партнерства, охрану труда, социального партнерства реализованной, производительность труда, трудовых отношений, института социального партнерства, социальное партнерство, Сторонами социального партнерства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос