Теоретико-методологические аспекты развития отечественной фармацевтической отрасли в инновационном направлении
Автор: Халатян Севак Грачикович
Рубрика: 1. Экономическая теория
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Казань, август 2017)
Дата публикации: 29.07.2017
Статья просмотрена: 265 раз
Библиографическое описание:
Халатян, С. Г. Теоретико-методологические аспекты развития отечественной фармацевтической отрасли в инновационном направлении / С. Г. Халатян. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12800/ (дата обращения: 21.12.2024).
В статье проведен анализ многогранных научно-практических исследований отечественных и зарубежных ученых касательно инновационного развития фармацевтической отрасли. Представлен авторская дефиниция категории «инновация». Осуществлена оценка значимости влияния на инновационное развитие фармацевтической отрасли государственного регулирования. Сделан вывод, что существует объективная необходимость стимулирования собственного производственного потенциала в фармацевтической отрасли с целью реализации политики импортозамещения.
Ключевые слова: инновации, фармацевтическая отрасль, рынок, государственное регулирование, экономическое развитие, фармацевтическое предприятие, кризис
Высокий уровень распространения интеграционных процессов определяет необходимость построения работы компаний и стратегий их развития с учетом мирового контекста. Сейчас в этой сфере бизнеса инновационные процессы максимально интернационализированы, именно в фармацевтике предприятия объективно вынуждены объединяться ради достижения долгосрочной конкурентоспособности и рыночной успешности.
Конструктивный анализ специализированных научных публикаций, например, работы ученых Евстратова А. В., Игнатьевой В. С. показывает, что задача построения результативных инновационно-ориентированных маркетинговых систем в сложных экономических интеграционных образованиях решается учеными ведущих мировых университетов и научно-исследовательских центров [1]. Отметим, что текущий этап мирового экономического развития является достаточно противоречивым и сопровождается системными структурными изменениями, кризисными проявлениями, отсутствием свободных источников финансовых ресурсов на микроэкономическом уровне. Большинство стран сосредоточивают свои усилия на интенсификации развития национальных экономик, а на их стабилизации, содержании на «до кризисном» уровне. В большей мере инновационная деятельность компаний стран, схожих по динамике развития с нашей страной, направляется на развитие продуктовых портфелей: обновление ассортимента, его расширение, совершенствование производства и повышение качества существующих товаров. Интересно также отметить, что наиболее интенсивно новые рынки ищут предприятия.
Необходимо подчеркнуть, что как научная категория термин «инновация» впервые был использован ученым Й. Шумпетером. С его точки зрения инновация представляла собой своеобразный исторический феномен, который способен вызывать необратимую трансформацию (смену, изменение) производства товаров. Й. Шумпетер придерживался позиции, согласно которой, инновация рассматривалась как установление новой производственной функции [2, с. 102–105].
В целом, опираясь на проведенный анализ научных трудов отечественных и зарубежных авторов, по нашему мнению, категория «инновация» может быть дефинирована как форма научного познания, сочетающая в себе собственное стремление творца к самовыражению с желанием усовершенствовать внешний мир. Проведенный анализ научных исследований развития фармацевтического рынка, позволил исследователям сформировать вывод, что современными тенденциями на фармацевтическом рынке являются процессы слияния и поглощения между фармацевтическими, биотехнологическими компаниями, что позволили выявить новые аспекты развития инновационного процесса в условиях трансформационного кризиса [3]. Такой анализ дает возможность понять не только смысл современных стратегий, которые направлены на концентрацию научно-технического, финансового потенциала компаний на пути создания новых конкурентных преимуществ в ходе глобальной консолидации, но и увидеть ближайшие направления развития научно-технологического прогресса. На современном этапе ни система медицинского страхования, ни государственное регулирование стоимости лекарственных средств, ни наличие рынка препаратов дженериков не решают проблемы экономической доступности фармацевтической продукции. Исходя из этого, инновационное законодательство должно четко определить источники финансирования мероприятий инновационной реструктуризации промышленности, в том числе фармацевтической, какими должны стать:
1) собственные средства предприятий путем: поощрение активной инвестиционной поведения субъектов хозяйствования, повышение применения амортизации как источника инвестиций, в том числе за счет ускоренной амортизации; содействие созданию производственных объединений с целью концентрации финансовых ресурсов и дальнейшего их направления на инновационную реструктуризацию; совершенствование механизмов налогообложения предприятий, с целью повышения инвестиционных возможностей;
2) государственные инвестиционные ресурсы, путем: внедрения новых подходов в проведении государственной инновационной политики, в частности с помощью венчурного капитала;
3) иностранный капитал путем: разработки гибкой системы стимулирования иностранного инвестирования в промышленность по направлениям инновационной реструктуризации; содействие деятельности иностранных инвесторов по долгосрочным инновационно-инвестиционными проектами.
Очевидно, что фундаментальную роль в формировании инновационного вектора развития фармацевтической отрасли играет государство. Немаловажную роль в развитии инновационной составляющей в отечественной фармацевтике, должны сыграть и создаваемые фармацевтические кластеры (в ЮФО — в Волгоградской области), которые способствуют интеграции интересов всех участников цепочки поставок фармацевтической продукции. Развитие отечественной инновационной деятельности в условиях трансформационных процессов в фармацевтической отрасли способствует не только выходу на международный рынок и экспорту инновационных технологий, но и созданию более дешевых, по сравнению с импортными аналогами препаратов, направленных на лечение, например, таких тяжелых патологий, как: аутоиммунные и онкологические заболевания. Динамичное развитие научно-технического и инновационного потенциала фармацевтической отрасли России, по нашему мнению, обусловлено наличием высокотехнологичной информационной инфраструктуры, в том числе по управлению цепочками поставок, и формированием качественного кадрового обеспечения. Таким образом, инвестиции в фармацевтическую отрасль региона обеспечат значительное «технологическое перевооружение, переход фармацевтической промышленности Южного региона на инновационную модель развития, в соответствии с Федеральной Целевой Программой Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [4]. Опираясь на значительный массив аналитической информации, труды известных ученых, можно говорить о необходимости взаимодействия экономических и социокультурных факторов в научно-технологическом и инновационном развитии фармацевтической отрасли. Выявлено наличие значительной проблемы — вопрос экономической доступности лекарственных средств, которая стоит наряду с проблемами качества и безопасности. Данная проблема не только усиливает социальное напряжение в обществе, но и составляет потенциальную угрозу национальной безопасности, ведь напрямую связана со сложной эпидемиологической ситуацией по ряду социальных болезней (сердечно-сосудистые, рак, туберкулез, СПИД и прочее), отсутствием государственной системы медицинского страхования, неэффективной практикой государственного регулирования стоимости лекарственных средств, недостаточным качеством фармацевтической продукции и тому подобное.
Нами установлено, что для инновационной деятельности отечественных фармацевтических предприятий характерны противоречивые тенденции. С одной стороны, увеличение доли инновационно активных фармацевтических предприятий в их общем количестве, увеличение доли инновационных расходов в объемах реализации фармацевтической продукции, рост доли фармацевтических предприятий, которые вкладывали средства в приобретение машин и оборудования и объектов интеллектуальной собственности свидетельствует об активизации их инновационной деятельности. Вместе с тем, низкий уровень расходов на НИОКР в структуре общего объема инновационных затрат, существенные колебания по годам исследуемого периода доли инновационно активных предприятий, которые инвестировали средства в подготовку производства для выпуска новых продуктов, ориентация на использование в основном собственных средств для финансирования инновационной деятельности, значительная степень износа основных средств доказывает, что отечественные фармацевтические предприятия не смогли существенно продвинуться в направлении структурных параметров затрат на инновационную деятельность в развитых странах.
По нашему мнению, применение параметрического анализа показателей, для оценки инновационного потенциала предприятия, позволит объединить их в три группы, каждая из которых эквивалентна соответствующей подсистеме инновационного потенциала предприятия. Результаты параметрического синтеза по таким показателям, как: доля инновационных затрат в общем объеме затрат предприятия, степень реализации инновационной политики и рентабельность инноваций дадут возможность в пределах каждой группы выделить ключевые показатели для комплексной оценки эффективности управления инновационным потенциалом фармацевтического предприятия. Сформированный на данный момент инновационный потенциал фармацевтических предприятий в разной степени отвечает требованиям реализации различных конкретных инновационных проектов, что вызывает необходимость разработки методики комплексной оценки инновационного потенциала предприятия, которая позволяет определить как текущее состояние и приоритеты инновационной деятельности предприятия (общая диагностика инновационного потенциала предприятия), так и оценить инновационный потенциал предприятия в отношении его соответствия требованиям реализации конкретного инновационного проекта. Теоретическая значимость данного исследованиясостоит в возможности использования полученных результатов исследования в процессе углубления теоретико-методических знаний об особенностях, условиях и перспективах развития цепей поставок фармацевтической продукции региона.
Литература:
- Евстратов А. В., Игнатьева В. С. Ретроспективный обзор процессов слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке/ А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева. //Вестник Самарского Государственного Экономического Университете. — 2016. — № 11(145). — С.24–31.
- Хайек Ф. А. Глава 5. Джозеф Шумпетер (1883–1950). Методологический индивидуализм // Судьбы либерализма в XX веке. — М.: ИРИСЭН, 2009.
- Халатян С. Г. Факторы и перспективы развития региональных фармацевтических дистрибьюторов в современных условиях: логистический аспект/ С. Г. Халатян// Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2016. — № 3(55). — С. 73–79.
- Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2011 г. № 91 «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (с изменениями и дополнениями). Электронный ресурс: Система ГАРАНТ: http://www.base.garant.ru/12183677/#ixzz4Tq4ajx83 (дата обращения 25.07.2017).
Ключевые слова
инновации, государственное регулирование, рынок, экономическое развитие, кризис, фармацевтическая отрасль, фармацевтическое предприятиеПохожие статьи
Развитие российского агропромышленного комплекса в контексте продовольственной безопасности
В статье проведен комплексный теоретико-методологический анализ основных аспектов развития отечественного агропромышленного комплекса, через призму исследования продовольственной безопасности исследуемой отрасли для нашей страны. Осуществлен критичес...
Интеллектуальный капитал как фактор развития бизнеса
Научная статья посвящена анализу особенностей и проблем текущего этапа развития рынка интеллектуального капитала в Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена периодом цифровой трансформации российской экономики, повышенной ролью инте...
Экономическое развитие — за инновациями
В статье рассмотрены основные вопросы развития инновационной деятельности как фундамента НТП и влияния этого развития на российскую экономику. Рассматривается взаимосвязь инновационной деятельности отечественных предприятий и структуры их экспорта с ...
Перспективы развития маркетинговых инноваций
Статья посвящена основным перспективам осуществления инновационного прорыва в маркетинге. Произведен обзор научно-практических и теоретических сведений по данной проблеме, выявлены основные факторы, указывающие на неэффективное использование потенциа...
Региональная инновационная политика: проблемы государственного регулирования и зарубежный опыт
В данной статье анализируется государственная инновационная политика России и сделан акцент на необходимости развития региональной инновационной политики. Для сравнительного анализа приведен пример развития региональной инновационной политики в заруб...
Роль агротехнопарков в развитии АПК России
В статье анализируется современное состояние экономики России, обусловленное введенными санкциями со стороны стран Запада, а также последствия ответного продовольственного эмбарго. Сделан вывод о необходимости инновационного развития всего АПК страны...
Инновационно-промышленный потенциал Арктической зоны Российской Федерации
Научная статья посвящена исследовательскому анализу инновационно-промышленному потенциалу развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Актуальность исследования обусловлена принятием государством программы «Цифровая экономика», которая стим...
Экомаркетинг как перспективное направление развития современного бизнеса
Авторы данной статьи проанализировали существующие подходы к определению понятия «зеленого маркетинга». В статье дается оценка проблемам внедрения эко-маркетинга при осуществлении деятельности российских и зарубежных компаний. Особое внимание было уд...
Корпоративная социальная ответственность и ее влияние на деятельность фирмы
В статье рассмотрена теоретическая сущность корпоративно-социальной значимости (КСО) и ее влияние на деятельность бизнеса. Выделены основные направления КСО при практическом применении. Проанализирован круг взаимосвязи КСО с заинтересованными лицами ...
Становление профессионального сообщества научных коммуникаторов в России: тенденции и перспективы развития
В приведённой статье исследован процесс становления профессионального сообщества научных коммуникаторов в России. Изучены компетенции и компетентность популяризаторов науки в условиях научно-технического прогресса, а также проведён обзор образователь...
Похожие статьи
Развитие российского агропромышленного комплекса в контексте продовольственной безопасности
В статье проведен комплексный теоретико-методологический анализ основных аспектов развития отечественного агропромышленного комплекса, через призму исследования продовольственной безопасности исследуемой отрасли для нашей страны. Осуществлен критичес...
Интеллектуальный капитал как фактор развития бизнеса
Научная статья посвящена анализу особенностей и проблем текущего этапа развития рынка интеллектуального капитала в Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена периодом цифровой трансформации российской экономики, повышенной ролью инте...
Экономическое развитие — за инновациями
В статье рассмотрены основные вопросы развития инновационной деятельности как фундамента НТП и влияния этого развития на российскую экономику. Рассматривается взаимосвязь инновационной деятельности отечественных предприятий и структуры их экспорта с ...
Перспективы развития маркетинговых инноваций
Статья посвящена основным перспективам осуществления инновационного прорыва в маркетинге. Произведен обзор научно-практических и теоретических сведений по данной проблеме, выявлены основные факторы, указывающие на неэффективное использование потенциа...
Региональная инновационная политика: проблемы государственного регулирования и зарубежный опыт
В данной статье анализируется государственная инновационная политика России и сделан акцент на необходимости развития региональной инновационной политики. Для сравнительного анализа приведен пример развития региональной инновационной политики в заруб...
Роль агротехнопарков в развитии АПК России
В статье анализируется современное состояние экономики России, обусловленное введенными санкциями со стороны стран Запада, а также последствия ответного продовольственного эмбарго. Сделан вывод о необходимости инновационного развития всего АПК страны...
Инновационно-промышленный потенциал Арктической зоны Российской Федерации
Научная статья посвящена исследовательскому анализу инновационно-промышленному потенциалу развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Актуальность исследования обусловлена принятием государством программы «Цифровая экономика», которая стим...
Экомаркетинг как перспективное направление развития современного бизнеса
Авторы данной статьи проанализировали существующие подходы к определению понятия «зеленого маркетинга». В статье дается оценка проблемам внедрения эко-маркетинга при осуществлении деятельности российских и зарубежных компаний. Особое внимание было уд...
Корпоративная социальная ответственность и ее влияние на деятельность фирмы
В статье рассмотрена теоретическая сущность корпоративно-социальной значимости (КСО) и ее влияние на деятельность бизнеса. Выделены основные направления КСО при практическом применении. Проанализирован круг взаимосвязи КСО с заинтересованными лицами ...
Становление профессионального сообщества научных коммуникаторов в России: тенденции и перспективы развития
В приведённой статье исследован процесс становления профессионального сообщества научных коммуникаторов в России. Изучены компетенции и компетентность популяризаторов науки в условиях научно-технического прогресса, а также проведён обзор образователь...