Автор: Тян Алёна Юрьевна

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2017)

Дата публикации: 21.07.2017

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Тян А. Ю. Понятие банковских инфокоммуникационных технологий и их классификация [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 59-63.



Данная статья охватывает широкий круг вопросов, связанных с определением банковских инфокоммуникационных технологий, их классификацией и спецификой.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, банковская деятельность, банковские услуги, классификация ИКТ

This article covers a wide range of issues related to the definition of banking information and communication technologies, their classification and specifics.

Key words: information and communication technologies, banking, banking services, classification of ICT

На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии проникли практически во все сферы жизнедеятельности человека. Немаловажное значение они имеют и в банковской сфере. Присутствие современных технологических решений в работе банка в наши дни является объективной необходимостью, обеспечивающей устойчивое развитие современного коммерческого банка, а также и всей банковской системы в целом.

Поскольку будущее экономической системы стоит за молодым поколением, то кредитным организациям необходимо уже сейчас подстраивать свои продукты и услуги, а также условия работы под их требования. Следует отметить, что современная молодежь росла в постоянно изменяющихся условиях, обусловленных ускоренным развитием технологий. Поэтому в стремлении кредитных организаций завоевать доверие клиентов и работников традиционного спектра услуг и устоявшейся с годами системы мотивации персонала будет недостаточно. Необходимо менять формы и методы обслуживания, расширять сервисные возможности, представлять комплексный банковский сервис, улучшать условия труда. Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании банковских продуктов и услуг, а также в организации работы кредитной организации сыграет важную роль в обеспечении устойчивого развития кредитной организации в будущем.

Под инфокоммуникационными технологиями (ИКТ) понимается совокупность методов, производственных процессов, программно-технических и лингвистических средств, интегрируемых с целью сбора, обработки, хранения, отображения, использования и распространения информации в интересах ее пользователей [1, с. 61].

Банковской технологией же является процесс преобразования первичных данных с использованием современных технологических средств связи и вычислительной техники с целью получения новой качественной информации, позволяющей на ее основе принимать оптимальные управленческие решения для обеспечения эффективной работы кредитной организации [2, с. 701].

Основываясь на рассмотренных выше определениях можно определить, что банковская инфокоммуникационная технология — это процесс преобразования первичных данных с использованием современных технологических средств связи и вычислительной техники с целью получения новой качественной информации, позволяющей на ее основе принимать оптимальные управленческие решения для обеспечения эффективной работы кредитной организации.

Специфика банковских инфокоммуникационных технологий обусловлена особенностями банковской деятельности и выражается следующими признаками:

‒ универсальный характер банковских ИКТ проявляется в том, что в большинстве случаев оказание банковских услуг клиенту даже отдельно взятой услуги на самом деле требует совершения целого комплекса взаимосвязанных операций, и даже обеспечения взаимодействия нескольких подразделений банка, которые при этом могут быть расположены в разных частях страны, поэтому необходимо, чтобы банковские инфокоммуникационные технологии могли сопровождать любую деятельность в кредитной организации;

‒ дифференцированный подход, заключается в том, что любая кредитная организация является уникальной, поэтому инфокоммуникационные технологии в банке должны учитывать все особенности, такие как размер банка, его специализация, число работников, объем и структура документооборота, количество внутрибанковских и клиентских счетов, наличие филиальной сети, а также цели их использования;

‒ эффективность выражается в том, что использование инфокоммуникационных технологий в банке приводит к повышению технической, экономической и социальной эффективности работы банка;

‒ развитие во времени, проявляется в том, что в процессе своей работы банковские инфокоммуникационные технологии совершенствуются и развиваются посредством ввода в них новых элементов и связей, исправлений ошибок;

‒ длительный характер выражается в том, что существующие банковские инфокоммуникационные технологии рассчитаны на эксплуатацию в течение длительного времени, а при необходимости изменений в работе кредитной организации могут корректироваться;

‒ надежность, определяется тем, что в процессе эксплуатации банковских инфокоммуникационных технологий реализуются все их функции с заданными требованиями, кроме того, их работа осуществляется по стандартам при наличии соответствующего законодательством или банковских правил;

‒ защищенность характеризуется способностью фиксировать или блокировать действия по несанкционированному доступу к информации кредитной организации или попытки ее разрушения.

Таким образом, банковские инфокоммуникационные технологии отличны от инфокоммуникационных технологий, применяемых в других сферах. Их специфика во многом обусловлена особенностями самой банковской деятельности, а также требованиями рынка к предоставляем банком услугам. Что выделяет банковские инфокоммуникационные технологии как отдельное направление в понимании инфокоммуникационных технологий в целом.

Разнообразие банковских инфокоммуникационных технологий отражает их классификация. К основным признакам, по которым осуществляется классификация инфокоммуникационных технологий в банке, относится их разделение по составляющим компонентам, по области решаемых задач, по области применения технологий, по результативности их внедрения, по получаемому эффекту, по глубине вносимых изменений в работу кредитной организации, по происхождению инфокоммуникационных технологий в банке, по наличию аналогов.

Таблица 1

Классификация банковский информационно-коммуникационных технологий

Классификационный признак

Название икраткая характеристика

1. По временному аспекту

— Сверхновые ИКТ применяются впервые в банковской сфере;

— Новые ИКТ ранее уже применялись в других кредитных организациях, но в конкретном банке используются впервые.

— Оперативные ИКТ разрабатываются конкретные формы реализации выбранной инфокоммуникационной технологии;

— Перспективные ИКТ направлены на получение конкретного результата в будущем.

  1. В зависимости от составляющих компонентов

— Информационные ИКТ представлены в виде совокупности информации в банке, например, системы показателей, методы классификации информации, документов, информационных потоков банка, а также специально организованные массивы информации, файлы, базы данных на машинных носителях или в облачных хранилищах;

— Функциональные ИКТ выражаются в виде набора операций банка или технологии, выполняющие определенные функции, задачи;

— Математические ИКТ представляют собой алгоритмы работы, экономико-математические методы преобразования информации, модели финансово-кредитных процессов, методы решения банковских задач;

— Программное обеспечение включает в себя операционные системы, системы управления базами данных (СУБД), сервисные программы, программные модули, автоматизированные рабочие места, офисные системы;

— Аппаратные средства представляют собой средства вычислительной техники (сервера, рабочие станции), оборудование локальных вычислительных сетей, средства телекоммуникации и связи, оборудование платежных систем пластиковых карт, терминалы торговой системы, автоматы-кассиры и прочие.

  1. По области решаемых задач

— Транзакционные ИКТ используются для автоматизации работы банка, составляют инфокоммуникационную систему самой кредитной организации, обеспечивают взаимодействие подразделений и филиалов между собой, взаимодействие с контрагентами, а также способствуют созданию единого информационного пространства банка;

— Вспомогательные ИКТ необходимы для предоставления дополнительных возможностей сотруднику банка или для решения отдельных задач, которые выполняются на одном рабочем месте в интересах клиента банка;

— BI-технологии (Business intelligence) обрабатывают большие объемы неструктурированных данных для решения комплексных бизнес-задач, т. е. переводят необработанную информацию в осмысленную, удобную форму, полученные данные используются для проведения бизнес-анализа.

  1. По причинам зарождения

— Инфокоммуникационные технологии, разрабатываемые в стратегических целях, направлены на упреждение необходимости инновационных преобразований, их основная цель — получение в перспективе определённых конкурентных преимуществ;

— Инфокоммуникационные технологии, разрабатываемые в целях «оборонительной стратегии» направлены на «выживание» кредитной организации на рынке, и являются в основном реакцией на инновацию банка-конкурента. В этом случае банк вынужден использовать инфокоммуникационные технологии для обеспечения своего «выживания» в конкурентной борьбе на рынке.

  1. По объему воздействия

— Инфокоммуникационные технологии точечного воздействия имеют место в совершенствовании частных процессов работы в банке.

— Инфокоммуникационные технологии системного воздействия определяют изменение всей структуры производственных отношений кредитной организации.

  1. По происхождению

— Внешние ИКТ приобретаются банком на рынке банковских инфокоммуникационных технологий;

— Внутренние ИКТ разрабатываются банком самостоятельно.

  1. По области применения

— Управленческие ИКТ повышают эффективность административной деятельности кредитной организации, например, для ведения бухгалтерского учета в банке;

— Организационные ИКТ представляют собой реализацию нового подхода ведения бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей;

— Социальные ИКТ нацелены на формирование у людей заданных качеств.

  1. По результативности

Выделяют:

— ИКТ с высокой результативностью;

— ИКТс низкой результативностью;

— ИКТ со стабильной результативностью;

Определяется уровень реализации процессов введения инфокоммуникационных технологий в работу банка, то есть какие результаты принесли те или иные изменения.

  1. По эффективности

— ИКТ, ориентированные на экономический эффект, определяются сопоставлением экономических результатов с затратами на внедрение этих технологий;

— ИКТ, ориентированные на социальный эффект. Социальный эффект, может быть выражен в изменении условий труда, качества обслуживание клиентов.

  1. По глубине вносимых изменений

— Радикальные ИКТ основаны на исследованиях новых технологий и возможностей кредитной организации и представляют из себя новую форму технологии в кредитной организации;

— Улучшающие ИКТ служат для повышения качества продуктов и услуг;

— Модификационные ИКТ направлены на частичное улучшение устаревших продуктов и услуг в кредитных организациях.

  1. По наличию аналогов

— Безаналоговые ИКТ разработаны и предложены на рынке впервые;

— Копирующие ИКТ уже существуют в отечественной или зарубежной банковской практике и внедряются банком с целью предоставления аналогичных услуг и поддержания конкурентной позиции.

Данная классификация является более полной и создана на основе работ Королева Д. М. и Королева Д. И. [3], Просаловой В. С. и Никитиной А. А. [4]. Она раскрывает все многообразие существующих видов инфокоммуникационных технологий в банке и характеризует их с разных сторон.

На практике такая система классификации может быть полезна при выборе вводимых информационно-коммуникационных систем, а также в определении их функционала, возможностей, цели использования. Кроме того, классификация может оказать помощь в настройках эксплуатируемых систем.

Теоретическая значимость классификации заключается в широком охвате всех возможных информационно-коммуникационных технологий, выявлении общего классификационного признака, определении роли инфокоммуникационных технологий в работе кредитной организации.

Таким образом, инфокоммуникационные технологии в банке — это процессы, объединяющие в себе методы и способы сбора, обработки, хранения и распределения информации с использованием современных технических средств, направленные на обеспечение эффективной работы кредитной организации. Специфика банковских инфокоммуникационных технологий во многом обусловлена особенностями банковской сферы. Выбранная система классификации позволяет наглядно показать все разнообразие инфокоммуникационных технологий в банке. На сегодняшний день банковские информационно-коммуникационные технологии являются важным фактором в развитии банковской системы, а вследствие и всей экономической системы. Можно с уверенностью утверждать, что процесс информатизации банковской деятельности продолжится и в дальнейшем, что обусловлено стремлением банков оставаться конкурентоспособными на финансовом рынке.

Литература:

  1. Хохлов Ю. Е. Глоссарий по информационному обществу Москва Институт развития информационного общества 2009 160 с
  2. Лаврушин О. И. Банковское дело 12-е изд. Москва Кронус 2016 800 с
  3. Королев Д. М., Королев М. И. Информационные системы в банковском деле Белгород БелГУ 2004 293 с
  4. Просалова В. С., Никитина А. А. Понятие банковских инноваций и их классификация интернет-журнал Науковедение 2013 № 1
Основные термины (генерируются автоматически): инфокоммуникационных технологий, банковских инфокоммуникационных технологий, кредитной организации, инфокоммуникационные технологии, банковские инфокоммуникационные технологии, работы кредитной организации, Специфика банковских инфокоммуникационных, эффективной работы кредитной, информационно-коммуникационных технологий, Понятие банковских инфокоммуникационных, определением банковских инфокоммуникационных, классификация инфокоммуникационных технологий, использование инфокоммуникационных технологий, понимании инфокоммуникационных технологий, происхождению инфокоммуникационных технологий, работе кредитной организации, Разнообразие банковских инфокоммуникационных, эксплуатации банковских инфокоммуникационных, видов инфокоммуникационных технологий, разнообразие инфокоммуникационных технологий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос