Автор: Моргачева Лариса Андреевна

Рубрика: 19. Логистика и транспорт

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 04.06.2017

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Моргачева Л. А. Методы оценки конкурентоспособности транспортного рынка [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 169-171.



В статье рассматриваются научно-методологические подходы к решению проблемам анализа конкуренции и конкурентоспособности на транспортном рынке. Характеристика конкурентных структур, исследованы факторы повышения конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, повышение конкурентоспособности, транспортный рынок

The article deals with scientific and methodological approaches to solving the problems of analysis of competition and competitiveness in the transport market. Characteristics of competitive structures, factors of increasing competitiveness

Keywords: competition, competitiveness, increase of competitiveness, transport market

Социально-экономическое развитие России требует обеспечения первоочередного развития транспорта в сравнении с другими отраслями экономики и создание условий для эффективного функционирования транспортного рынка относительно обеспечения как внутреннего так и внешнего спроса на транспортные услуги. Мировой финансово-экономический кризис последних лет, который обусловил значительный спад производства в реальном секторе национальной экономики, существенно повлиял на усиление конкурентной борьбы на рынке транспортных услуг между различными видами транспорта (автомобильный, железнодорожный, авиационный), так и транспортными предприятиями государственной и частной форм собственности, а также предпринимателями в рамках одной отрасли. Кроме того, включение отечественного транспорта в систему мировых хозяйственных связей выявило наличие сложных проблем в их деятельности учитывая жесткую конкуренцию со стороны иностранных транспортных компаний.

В этих условиях перед субъектами хозяйствования, действующих на данном отраслевом рынке с особой актуальностью встают задачи поиска действенных методико-практических подходов относительно обеспечения высокого уровня их конкурентоспособности, важной частью решения которого выступает надежная методология анализа конкуренции на транспортном рынке. Ведь, конкурентоспособность любого субъекта рыночных отношений может быть определена только в процессе фактической конкурентной борьбы; поэтому вопрос укрепление конкурентоспособности следует рассматривать через призму проблем эффективности конкуренции и конкурентных отношений. Следует отметить, что как направление научных исследований, данная проблематика не является новой для отечественной экономической науки, поэтому, что ей посвящено большое количество работ как отечественных, так и зарубежных авторов.

Проблемам развития теоретических основ конкуренции, а также обоснованию моделей управления конкурентоспособностью как на макро -, так и микроэкономическом уровнях в условиях транзитивной экономики посвящены работы российских ученых — В. Г. Галабурды, А. В. Комарова, Б. М. Лапидуса, В. А. Макеева, В. А. Персианова, Н. П. Терешиной, М. Ф. Трихункова и др. Однако, несмотря на наличие значительного научного задела, перед экономической наукой и практикой встал ряд новых проблем относительно обоснованности методических рекомендаций по анализу конкуренции и конкурентоспособности предприятий транспортного рынка, что и обусловило необходимость написания данной научной статьи.

Трансформация экономических отношений в транспортной сфере национальной экономики, осуществляется на рыночных принципах требует формирования современного конкурентной среды. Это в свою очередь, предполагает необходимость обеспечения субъектами хозяйствования, действующих на транспортном рынке высокого уровня их конкурентоспособности. Конкурентоспособность проявляется лишь в условиях действия конкуренции и через конкуренцию. А следовательно, принятие субъектами транспортного рынка решений об использовании моделей, методов и инструментов повышения конкурентоспособности зависит от видов и механизмов конкуренции, которая складывается на внутренних и международных транспортных рынках. Определение научных подходов к выбору модели роста конкурентоспособности субъектов транспортного рынка требует более глубокого исследования сущностных признаков конкуренции, ее видов и особенностей конкурентной среды. На современном этапе существует большое количество трактовок термина «конкуренция». Так, в общепринятом смысле «конкуренция» означает соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении лучших результатов в определенной общественной сфере [1, C.109]. Как экономическая категория конкуренция — это экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ и услуг по удовлетворению своих интересов, связанных с продажей своей продукции, выполненных работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. С точки зрения теоретических основ самого явления, конкуренция является проявлением объективных процессов в хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики: снижение издержек производства или удовлетворения потребностей потребителей. Сама же борьба, соперничество при этом выступает в качестве только видимой ее части и является предметом различных научных концепций конкуренции.

В современной экономической науке и практике выработано многоплановое представление о конкуренции, которое выразилось в различных определениях этого понятия. В зависимости от места конкуренции в экономической системе эти определения можно разделить на три большие группы:

– Первая — конкуренция как процесс;

– Вторая — конкуренция как метод;

– Третья — конкуренция как результат.

На рынке экономические субъекты всегда руководствуются индивидуальной выгодой и интересом. По определению классика политической экономии А. Смита [4], именно конкуренция является тем механизмом, который уравновешивает частные интересы и экономическую эффективность; работая на себя, каждый работает и на всю экономическую систему, обеспечивая действие «невидимой руки» рынка.

Конкуренция нередко рассматривается и как особое поведение независимых субъектов экономической деятельности на открытом рынке с целью победить конкурента. То есть, в таком контексте основное содержание конкуренции представляет собой борьбу (процесс состязания) за потребителя и более полное удовлетворение его потребностей. Понимание конкуренции как процесса и метода развивается также в рамках функционально-ролевого подхода.

В энциклопедическом словаре конкуренция также толкуется также как «состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья». Кроме того, конкуренция анализируется как ведущая движущая сила экономического развития, роста и «селекции» форм хозяйствования. Результатом конкурентной борьбы становится проверка жизнеспособности предприятия (фирмы) в условиях появления новых товаров и услуг, новых производственных технологий и новых рынков. Все, что не является эффективным, выталкивается с рынка. Победа в конкурентной борьбе сопровождается снижением себестоимости и повышением качества продукции.

В рамках структурного подхода конкуренция рассматривается как определенное рыночное состояние, как структура связей между субъектами хозяйствования, что предопределяет их способность к определенному поведению на рынке. В этом смысле конкуренция рассматривается как определенное рыночное состояние и как ценообразующий фактор, предпосылка для определенной модели ценообразования. Придерживаясь этого подхода современные экономисты расценивают конкуренции как особую ситуацию на рынке, которая характеризуется двумя основными факторами: В первый — наличием большого количества независимых покупателей и продавцов конкретного продукта или ресурса; Во второй — свободой для покупателей и продавцов относительно входа на те или иные рынки или выхода из них [2, С. 52–490]. Следовательно, конкуренция рассматривается как система отношений между взаимозависимыми субъектами — продавцами и покупателями. Ключевым моментом в рассматриваемом трактовке понятия «конкуренция» является не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену. Это «взгляд не с точки зрения поведения субъектов рынка, а с точки зрения структуры связей между субъектами — структуры рынка, в конце-концов определяющей является их поведение» [3, С. 27]. Иначе говоря, конкуренция трактуется лишь как способность экономических агентов к соперничеству, то есть по сути под конкуренцией экономических агентов понимается исключительно их конкурентоспособность. Такой подход реализует «материальное» воплощение, материализацию «невидимой руки» рынка. В большинстве научных трудов конкуренция определяется как экономическое соперничество, борьба между субъектами хозяйственной деятельности за лучшие условия производства и реализации товаров и услуг с целью получения как можно большей прибыли.

В отечественном законодательстве термин «экономическая конкуренция» также толкуется с позиции соревновательного, то есть поведенческого подхода и определяется как соревнование между субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимуществ над другими субъектами хозяйствования» [5]. При этом в определении экономической конкуренции признано допустимость достижение преимуществ за счет именно собственных достижений предпринимателей (экономических, технологических), а не любых других методов соревнования, например, объединение усилий с другими предпринимателями.

С позиции различных методологических подходов рассмотрим действия сил конкуренции на транспортном рынке, что обеспечивают потенциал как для собственного внутреннего развития, так и для социально-экономического развития отечественной экономики. С точки зрения той конкурентной ситуации, сложившейся на транспортном рынке, следует отметить, что конкуренция может быть совершенной чистой и несовершенной — монополистической, прекращая свое существование в случае чистой монополии одной транспортной организации, компании или предприятия. Соответственно, рынок транспортных услуг делится на следующие виды конкурентных рыночных структур: рынок совершенной (чистой) конкуренции, монополистической и рынок чистой монополии.

Другой является ситуация на рынках перевозки пассажиров и грузов. На этих рынках являются смежными со сферой естественной монополии, могут развиваться два вида конкуренции: между разными видами транспорта или конкуренция между предприятиями в рамках одной отрасли. Таким образом, этот рынок можно признать конкурентным, поскольку конкуренцию составляют предприятия автомобильного, речного, трубопроводного и авиатранспорта, а также комбинированные перевозки с использованием нескольких видов транспорта, которые получили распространение в последнее время. Эффективной конкуренции нет лишь тогда, когда грузы нерентабельно перевозить другими видами транспорта.

Выводы и предложения. В условиях обострения конкуренции на рынке транспортных услуг важное значение приобретает использование научно обоснованных методолого-методических подходов к решению проблем анализа конкуренции и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. К наиболее распространенным в науке и практике относятся структурный, поведенческий и функционально-ролевой подходы. Соблюдение принципов объективности, комплексности и адекватности для объяснения сложных процессов, которые имеют место в конкурентных отношениях, требует применения одновременно элементы всех трех подходов. При этом использование структурного подхода к анализу конкуренции на транспортном рынке становится важным методическим инструментом диагностики основных конкурентных сил, влияющих на рынок, оценки степени влияния каждой из них и определение характера конкурентной борьбы, а также необходимых конкурентных действий. При анализе конкурентоспособности разных видов транспорта необходимо учитывать наличие конкурентных преимуществ в их деятельности и влияние внешних факторов, определяющих условия конкуренции в отрасли. Это формирует возможность транспортного предприятия конкурировать на определенном рынке. Кроме этого, на конкурентоспособность транспортных предприятий влияет уровень конкурентоспособности продукции — транспортной услуги, что в свою очередь, напрямую зависит от совокупности организационно-экономических методов деятельности предприятий, которые обеспечивают успех в конкурентной борьбе. Следовательно, принятие субъектами транспортного рынка решений об использовании моделей, методов и инструментов повышения конкурентоспособности предприятий зависит от видов и механизмов конкуренции. Поэтому укрепление конкурентоспособности субъектов этого транспортного рынка зависит от выбранной методологии и методов анализа эффективности конкуренции и конкурентных отношений.

Литература:

  1. Глибина А. И. Методика оценки конкурентоспособности автотранспортного предприятия на рынке транспортных услуг региона / Глибина А. И., Губенко Л. П. // Kant. — 2011. — № 1. — С. 109–110.
  2. Ильина Е. А. Оценка конкурентоспособности грузового автотранспортного предприятия при разработке стратегии устойчивого развития в условиях нестабильной экономической среды / Е. А. Ильина, С. В. Григорьева // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8–1 (61–1). С. 486–493.
  3. Искандарова Э. М. Оценка конкурентоспособности АТП на рынке транспортных услуг / Э. М. Искандарова, А. В. Еремина // Журнал научных и прикладных исследований. 2017. № 3. С. 26–29.
  4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/smit/smit_1.pdf
  5. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.riaria.ru/pdf/zakon/federalnyj-zakon-o-zashhite-konkurencii.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): транспортного рынка, транспортном рынке, рынке транспортных услуг, субъектами хозяйствования, повышения конкурентоспособности, анализа конкуренции, конкурентной борьбы, субъектами транспортного рынка, инструментов повышения конкурентоспособности, конкурентоспособности субъектов, оценки конкурентоспособности, укрепление конкурентоспособности, конкурентоспособности предприятий, принятие субъектами транспортного, конкурентоспособности транспортного рынка, механизмов конкуренции, анализу конкуренции, эффективности конкуренции, конкурентоспособности субъектов транспортного, Оценка конкурентоспособности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос