Автор: Сатлер Виталий Викторович

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 06.06.2017

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Сатлер В. В. Организационно-экономические факторы обеспечения конкурентоспособности аптечных организаций в России [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 135-138.



В условиях кризиса аптечные организации должны совершенствовать свою деятельность в различных направлениях в целях повышения свой конкурентоспособности и, следовательно, увеличения прибыли.

Ключевые слова: аптечная организация, организационно-экономический механизм, факторы конкурентоспособности

Под организационно-экономическими факторами достижения конкурентоспособности предприятия следует понимать совокупность методов и способов, которые дают возможность предприятию иметь устойчивое положение на аптечном рынке, привлекать и сохранять потребителей при реализации основной цели своей деятельности.

К внутренним факторам конкурентоспособности аптечной организации относятся:

− качество управления организацией;

− качество стратегии повышения конкурентоспособности организации;

− потенциал организации;

− организационно-технический уровень производства.

Внешние факторы конкурентоспособности аптечной организации:

− ассортимент лекарственных средств;

− уровень цен на лекарства, система скидок;

− быстрота и качество обслуживания;

− удобное месторасположение аптек;

− качество обслуживания с точки зрения этики поведения провизоров и другого обслуживающего персонала;

− режим работы аптеки;

− интерьер торгового зала и оформление витрин;

− конструкция здания и удобный вход в аптеку;

− предоставляемые услуги.

Совокупность всех элементов, исходя из их природы, подразделяют на «внешние» и «внутренние» конкурентные преимущества. «Внешние» преимущества основаны на отличительных качествах предприятия, которые образуют ценность для потребителя и обусловлены удобным месторасположением аптечной организации, организацией торгового пространства, стоимости потребительской ценности товара или фармацевтической услуги, качества услуги и т. д. «Внутренние» преимущества характеризует превосходство хозяйствующего субъекта по сравнению с предприятиями — конкурентами в отношении эффективности использования имеющихся в их распоряжении ресурсов. Они образуют ценность для хозяйствующего субъекта и не могут быть оценены потребителями. [2]

Совокупность имеющихся в распоряжении аптечной организации «внешних» и «внутренних» конкурентных преимуществ является ключевым фактором успеха на территориальном рынке и в отрасли в целом. Это общие для всех аптечных организаций управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции. Элементы, формирующие блок «внутренние» преимущества, исходя из природы, разделены на четыре группы: материально-техническая база, материально-производственные запасы и трудовые ресурсы, финансовые ресурсы.

Элементы, формирующие блок «внешние» преимущества аптеки подразделяются на группы: особенности месторасположения и архитектуры, ассортиментная политика, качество сервиса и обслуживания, реклама, работа с врачами и поставщиками.

Комплексная диагностика внешних и внутренних факторов конкурентоспособности товаров и организации позволяет найти конкурентные преимущества организации и формировать для их реализации портфели новшеств и инноваций. В совокупности выполнение этой диагностики позволит повысить конкурентоспособность каждого товара на каждом рынке и организации в целом. Повышение конкурентоспособности аптечной организации позволит увеличить массу прибыли для жизнеобеспечения общества (через налоги) и самой организации. [1]

Стратегия аптек заключается в создании уникальной и выгодной позиции, отличной от аптек — конкурентов. Это те характеристики и элементы, которые создают «рыночную силу» или определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.

Направления повышения конкурентоспособности аптечных организаций в России можно подразделить на две группы:

  1. Обеспечивающие процессы по повышению конкурентоспособности услуг (повышение качества управления, совершенствование связей с внешней средой, стратегический маркетинг, совершенствование инновационной деятельности организации и т. д.).
  2. По повышению качества услуг и сервиса их потребителей (см. таблицу 1).

В качестве направлений, наиболее плодотворных с точки зрения повышения конкурентоспособности аптечных сетей, необходимо выделить активную тренинговую и консультационную поддержку аптек, оптимизацию ассортимента, помощь в работе с маркетинговыми данными местных рынков и приведение ассортимента в соответствие с запросами этих рынков, учет специфики клиентуры, оптимизацию ценообразования, мерчандайзинга, инвестиционную поддержку поставщиками внедрения информационных систем в аптеки и т. д.

Конкурентоспособность предприятий торговой аптечной сети интегрирует все технические, экономические, управленческие и другие аспекты деятельности организации. При этом конкурентоспособность торговой аптечной сети является условием получения им прибыли. В свою очередь, условием обеспечения конкурентоспособности торговой аптечной сети является обеспечение конкурентоспособности выполняемых услуг. Упрощенную логическую цепочку увеличения прибыли торговой аптечной сети по нашему мнению можно представить в следующем виде (рис. 1).

Рис. 1. Упрощенная логическая цепочка увеличения прибыли аптечной организации

Разработка организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности торговой аптечной сети предполагает решение трех блоков задач:

1) блок «Диагностика», связанный с выявлением существующих или потенциальных, конкурентных преимуществ, т. е. тех характеристик, показателей деятельности, по которым та или иная сеть занимает или может занимать лидирующее положение среди аптек — конкурентов;

2) блок «Целеполагание», направленный на постановку целей, разработку конкурентной стратегии и тактики управления деятельностью конкретной аптечной сети;

3) блок «Реализация», обеспечивающий механизм выполнения поставленных целей.

Одним из важнейших резервов роста рынка является повышение квалификации специалистов в розничном сегменте фармрынка. Серьезным резервом повышения конкурентоспособности аптек является соответствующее обучение их персонала. При осуществлении такого обучения осуществляется выполнение нескольких основных функций:

Обучающая функция — развитие интегративной компетенции фармспециалистов (новых знаний, навыков и умений).

Социальная функция — повышение степени удовлетворенности покупателей в аптеке благодаря консультативному формату продаж, современным технологиям взаимодействия с клиентами.

Экономическая функция — повышение конкурентоспособности аптек.

Имиджевая функция — завоевание лояльности и повышение привлекательности компании со стороны фармспециалистов и клиентов.

Согласно данным исследований, из 100 обращений покупателей в аптеку покупка совершается только в 67 % случаев. В 17 % случаев посетителя не устраивает цена препарата, и ему предлагается замена. Но в 9,5 % случаев требуемый препарат на момент обращения отсутствует в аптеке, а в 6,5 % — такая позиция вообще не предусмотрена в ассортименте аптеки. [3]

Суммарный урон, причиненный вследствие этих коллективных недоработок, произошедших во многом по причине отсутствия отлаженных взаимодействий между поставщиком и аптекой, составляет огромную в масштабах рынка цифру — 16 %. Для аптечного рынка Ростова-на-Дону это примерно 27 млн. долл. Во многом это происходит из-за плохо отлаженной информационной системы аптечной организации.

Организационные способности любой аптеки базируются на обладании тремя видами ресурсов. Это осязаемые (финансы, материальные ценности), неосязаемые (патенты, торговые марки, технологии, репутация) и человеческие ресурсы, особенно значимые для одиночной аптеки (навыки, способности, цели, мотивация, коммуникации). В зоне взаимодействия этих ресурсов как раз и находится трейд-маркетинг, обеспечивая основания для конкурентных преимуществ и решения стратегических целей организации.

К основным инструментам трейд-маркетинга относятся стимулирование сбыта, конечных потребителей, обучение, консультации и услуги со стороны производителей, мерчендайзинг. [3]

Схема реализации организационно — экономического механизма повышения конкурентоспособности торговой аптечной сети представлена на рис. 2.

Рис. 2. Схема реализация организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности торговой аптечной сети

На начальном этапе проводится диагностика уровня конкурентоспособности как исследуемой организации, так и организаций — конкурентов. Далее выполняется сводный анализ конкурентоспособности при помощи комплексной методики. Следующим этапом является сравнение результатов сводного анализа рассматриваемых организаций и определение направлений, по которым необходимо предпринять управленческие усилия для конкретной исследуемой организации с целью повышения её конкурентоспособности. Данный механизм является дискретно непрерывным, и его применение рекомендуется на протяжении всего периода существования организации, приводя тем самым к появлению так называемой «обучающейся организации».

Литература:

  1. Андреева Е. Л. Организационные предпосылки конкурентоспособности предприятий. // Проблемы прогнозирования. — 2003. — № 4.
  2. Ахметова М. В., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности. // Маркетинг. — 2003. — № 4.
  3. Славич-Приступа А. С. Практический маркетинг для аптек. — М.: Ремедиум, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): повышения конкурентоспособности, торговой аптечной сети, конкурентоспособности торговой аптечной, аптечной организации, конкурентоспособности аптечных, конкурентоспособности аптечной организации, конкурентоспособности аптечных организаций, повышения конкурентоспособности аптечных, повышения конкурентоспособности торговой, механизма повышения конкурентоспособности, конкурентоспособности аптек, обеспечения конкурентоспособности, обеспечения конкурентоспособности аптечных, повышения конкурентоспособности аптек, факторам конкурентоспособности аптечной, повышение конкурентоспособности аптек, конкурентоспособности аптечных сетей, Повышение конкурентоспособности аптечной, факторами достижения конкурентоспособности, Направления повышения конкурентоспособности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос