Автор: Силютина Светлана Ивановна

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 20.05.2017

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Силютина С. И. Теоретические аспекты исследования сущности внутреннего финансового контроля [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 62-65.



В данной статье рассматривается сущность внутреннего финансового контроля, информационная составляющая, порядок его ведения и особенности в рамках компаний сегмента малого бизнеса

Ключевые слова: характеристика финансового контроля, субъекты и объекты контроля, источники информации, результаты деятельности

Хорошо налаженный и внедренный алгоритм финансового контроля является неотъемлемой частью системы управления субъекта хозяйствования.

В последнее время, в связи с заинтересованностью многих компаний именно в сегменте малого бизнеса, эффективностью финансового контроля, так как в настоящее время в РФ складывается благополучное реформирование экономики кроме всего прочего наблюдается и учет теории и практики в отношении основных функций системы управления на всех его уровнях, где одна из основных функций управления является поддержание эффективной системы финансового контроля. Финансовый контроль имеет контрольную функцию, свойственный финансам, тем самым его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах. Поэтому чтобы финансовый контроль действительно начал работать в организации, необходимо иметь представление о том, кто и когда может и должен его проводить, какие современные эффективные и доступные способы контроля существуют, и к какому итоговому положительному результату можно прийти, используя его в качестве инструмента финансиста-экономиста. Ведь финансовый контроль — это, прежде всего, профилактика нарушений, которые могут возникнуть в организации в ходе ведения повседневной производственной деятельности, причем специалисты, несущие ответственность за финансовую отчетность, даже могут не подозревать, что совершили ошибку. Финансовый контроль призван предупредить ошибку или обеспечить ее исправление в кратчайшие сроки [4, c. 123].

Первыми учеными, которые ввели в научный оборот понятие финансового контроля, были профессор С. А. Котляревский (монография «Финансовое право СССР», 1926 год) и Э. Э. Понтович (монография «Финансовый контроль», 1928 год), они разграничивали понятия государственного и финансового контроля следующим образом: финансовый контроль осуществляется только в определенной сфере государственной жизни, то есть лишь в области исполнения государственного бюджета [10, c. 1120]. А вот автором книги В. Т. Батычко «Финансовое право» было дано четкое понятие финансового контроля, где сказано, что финансовый контроль — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, который, предполагает обязанность осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью, тем самым он охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных потоков и эффективность их применения. Так советский и российский экономист, доктор экономических наук Э. А. Вознесенский под финансовым контролем понимал контроль, который осуществлялся за финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов, при этом он отмечал, что финансовый контроль должен осуществляться наряду с другими видами контроля. Хотелось бы обратить внимание на еще одно интересное и достаточно обширное определение, которое было дано советским и российским академиком Международной академии наук высшей школы Н. И. Химичевой. Она понимала под финансовым контролем деятельность по контролю за законностью и целесообразностью действий, которые были реализованы в области образования, распределения и исполнения денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально–экономического развития страны и ее регионов.

В экономической и финансовой литературе представлены и используются самые разные определения понятия «финансовый контроль», на основании которых можно сформировать собственное определение. Логика построения авторского определения понятия «финансовый контроль» будет включать в себя ответы на следующие вопросы: что контролируют? кто контролирует? где? когда? как? и зачем осуществляется контроль?

Таким образом, финансовый контроль — это деятельность по соблюдению финансовой и расчетной дисциплины, законности и обоснованности денежных затрат в рамках конкретного управляемого объекта, реализуемая финансовыми, кредитными или хозяйственными органами с помощью правовых норм посредством специфических форм и методов в определенные промежутки времени (1 раз в год или квартал) с целью выявления нарушений или резервов и принятия соответствующих корректирующих мер [3, c. 19].

Следующая сторона, через призму которой можно охарактеризовать финансовый контроль, реализуемый в рамках компаний сегмента малого бизнеса, это информационная составляющая финансового контроля. Это, пожалуй, наиболее глобальное действие, благодаря которому, огромные объемы информации, собираемые в течение также достаточно продолжительного времени, преобразуются в итоговую цифру или словесную характеристику, которая отражает истинное положение дел в организации [6, c. 29]. Информационная составляющая финансового контроля является очень важной. Прежде всего, это касается источников и форм получения информации для проведения последующего финансового контроля. Основным источником информации для финансового контроля является финансовая отчетность компании, в которой представлены основные результирующие показатели деятельности компании. В состав отчетности входят:

Бухгалтерский баланс;

Отчет о финансовых результатах;

Приложения в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;

Пояснительная информация к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

На основании данных, получаемых из представленных источников, и методик расчета показателей, разработанных Министерством Финансов, которые характеризуют степень зависимости компании от внешних источников финансирования или финансовую независимость, успешность функционирования компании на рынке или близость банкротства, соответствующие специалисты и органы проводят финансовый контроль.

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:

по субъектам проведения выделяют:

государственный;

негосударственный;

по сфере финансовой деятельности различают:

бюджетный;

налоговый;

валютный;

кредитный;

страховой;

инвестиционный;

по форме проведения финансовый контроль делится на:

предварительный;

текущий;

последующий.

Реализация финансового контроля может быть осуществлена как внутри организации силами компетентных специалистов, работающих непосредственно в данной компании, либо приглашенного внешнего независимого аудитора, так и представителями государственных структур, в компетенцию которых входит подобная деятельность.

Использование двояконаправленного финансового контроля позволяет реализовать оценку исполнения действующего законодательства, касающегося финансовой деятельности, да и всего функционирования организации; соблюдение инструкций, согласно которым на работников возложены те или иные функции и обязанности; расчет конкурентоспособности организации на рынке [5, c. 91].

Следует отметить, что в отечественной литературе характеристике внутреннего финансового контроля не уделяется достаточного внимания. Это связано с тем, что в многих компаниях до сих пор финансовый контроль ассоциируется с государственным контролем, а промежуточный внутрифирменный контроль редко принимается во внимание. В российском законодательстве до 2012 г. обходили вопросы, которые касались внутреннего финансового контроля, существовали только правила аудиторской деятельности.

Внешний контроль осуществляют: Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации. Внешний финансовый контроль возложен на органы исполнительной власти, на Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство. Число внешних контрольных органов достаточно велико.

Если говорить о внутреннем контроле, то он реализуется подразделением или подразделениями организации, на которые данная функция возложена, при этом отчет предоставляется вышестоящему руководству.

Если в процессе проведения внешнего финансового контроля соответствующие структуры опираются на нормативные акты, в которых дано четкое определение того, что и как надо проверять, то внутренний контроль, порой опирается на плохо оформленные и четко не определенные показатели, которые опираются на старые методики или неактуальные показатели, которые не способны представить объективную картину финансового состояния организации.

Чтобы внутренний финансовый контроль был актуальным и достоверным также необходимо осуществлять проверку деятельности внутренних аудиторов. Оценкой для измерения эффективности внутреннего аудитора, к примеру, может являться степень реагирования аудитора на рекомендации со стороны руководства организации. Также показателями эффективности работы подразделения внутреннего аудита может являться оценка кадрового состава данного отдела, а именно, удельный вес более опытных работников, уровня образования, текучести кадров.

Процесс внутреннего контроля в организации должен носить перманентный характер и охватывать все сферы деятельности. Благодаря внутреннему контролю деятельность субъекта хозяйствования направлена в наиболее прибыльное русло, способное приносить доход организации. Стратегической целью внутреннего аудита выступает получение информации о состоянии системы управления, наличия или отсутствия отклонений от утвержденных стандартов, нормативов [8, c. 40].

Итоговыми мероприятиями в ходе проведения внутреннего финансового контроля являются:

анализ финансовых, экономических, социальных и других показателей деятельности субъекта хозяйствования;

предложение прогноза развития организации, диверсификации ее деятельности в случае необходимости в обоснованных направлениях;

контроль за выполнением предложенных мероприятий в соответствующих направлениях.

Среди задач внутреннего финансового контроля можно выделить:

соблюдения требований соответствующих нормативно-правовых актов;

выполнение обязательств перед различными субъектами;

обеспечение ведение качественного и непрерывного учета: бухгалтерского, налогового;

поиск резервов для повышения эффективности ведения хозяйственной деятельности;

периодическая проверка исполнения внутренних документов, управленческих решений;

поддержание финансовой дисциплины [2, c. 46].

Таким образом, результатом внутреннего аудита является информация, предоставляемая руководству, которая позволяет ему оценить степень эффективности деятельности, ее дальнейшего развития и вложения средств или отказ от выбранного направления и перепрофилирования на другое, более прибыльное дело. При оценке результатов финансового контроля следует четко и грамотно ориентироваться в нормативных значениях коэффициентов, которые собственно и характеризуют финансовое состояние и являются наиболее наглядным результатом финансового контроля. Данные коэффициенты дают представление о том, стоит ли развивать выбранное направление, так как не все еще потеряно, возможно, восстановление платежеспособности и ликвидация угроза банкротства. Или все же лучше пройти процедуру банкротства, рассчитаться по всем своим обязательствам и выбрать новое направление, которое по предварительным расчетам должно быть прибыльным и эффективным.

Рассмотрим основные характеристики финансового контроля, определяющие его практическую значимость в рамках субъекта хозяйствования.

Вероятнее всего финансовый контроль следует рассматривать как элемент системы управления организацией, так как даже новый руководитель, когда принимает дела компании, прежде всего, начинает свое знакомство с вверенным ему субъектом хозяйствования с изучения финансовой документации. Благодаря ее изучению можно сразу получить представление о том, насколько прибыльно или убыточно функционирует организация, а также понять, насколько оно зависит от внешних источников финансирования, насколько подкреплены обязательства ликвидными средствами и насколько далеко или близко от банкротства оно находится в данный момент [9, c. 181].

С этой точки зрения финансовый контроль дает возможность установить круг задач, целей, решение которых позволит получить заинтересованному лицу, чаще всего которым является собственник организации, информацию об объективном состоянии дел: рентабельности, состоянии расчетов с должниками и кредиторами, состоянии расчетов с бюджетом и так далее. Можно запросить схему движения средств организации с тем, чтобы выяснить, не задерживаются ли активы на том или ином этапе, а если задерживаются, то почему, не происходит ли отклонение движения средств от оптимального маршрута или дублирование шагов, которые приводят к задержке движения, то есть происходит увеличение продолжительности периода оборота, что требует дополнительных затрат [4, c. 12].

Надлежащее осуществление внутреннего финансового контроля требует от руководителя компании или подразделения проводить проверку качества деятельности внутренних проверяющих.

С этой целью руководитель разрабатывает индикаторы, которые необходимы для измерения эффективности и достоверности внутреннего аудита [1, c. 167].

Финансовый контроль может быть рассмотрен также как особый вид практической деятельности, которую реализуют в компании. Данное направление предполагает четкое выявление участников процесса финансового контроля и выбор методик, на основании которых они будут собственно данный контроль осуществлять [7, c. 142].

По результатам проведения внутреннего аудита в организации составляется отчет, который предоставляется руководителю подразделения, а затем руководителю.

Подобный отчет предоставляется руководителю организации раз в полугодие или даже чаще, включает в себя информацию о:

состоянии выполнения плана по внутреннему финансовому контролю, причины его невыполнения в случае каких-либо сбоев;

внутреннем финансовом контроле, проводимом вне плана;

каждом завершенном плановом и внеплановом внутреннем аудите;

существенных проблемных вопросах, в том числе выявленных по результатам выполнения финансового контроля в предыдущие периоды, которые не были оперативно решены и требующие немедленного принятия мер по ним;

результатах внедрения рекомендаций по результатам контроля;

выявленных ограничениях, которые возникли во время проведения внутреннего финансового контроля;

наличии и состоянии выполнения программ обеспечения и повышения качества внутреннего контроля.

Составленный отчет должен сформировать у руководителя организации полное представление об объеме деятельности, проделанной в ходе финансового контроля, и дать возможность сделать соответствующие выводы по формированию предложений для совершенствования, как существующей системы внутреннего финансового контроля, так и деятельности субъекта хозяйствования. Содержание отчета и порядок его предоставления регулируются внутренними документами организации.

Литература:

  1. Бородина Ю. Б. Статистическое исследование показателей экономического роста потребительской кооперации: диссертация канд. экон. наук. — Новосибирск: СибУПК, 2006. -167 с.
  2. Бородина Ю. Б. Факторы экономического роста: финансовый аспект / Бородина Ю. Б. // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27), С. 46–48.
  3. Бородина Ю. Б., Федосова Т. А. Теоретические аспекты экономического роста Российской Федерации: понятие, факторы, модели / Бородина Ю. Б., Федосова Т. С. // Экономика и предпринимательство. 2013. № 6(35). С.19 -25.
  4. Голованчук Е. О. Оценка внутреннего финансового контроля как путь его усовершенствования // Финансы, денежное обращение, кредит. 2013. С.123–126.
  5. Завьялова Л. В. Внутренний финансовый контроль в условиях нового законодательства // Вестник Омского университета. 2013. № 4. С.88–99.
  6. Львова И. Г. К вопросу о классификации видов финансового контроля// Вестник Омской юридической академии. 2014. С.29–31.
  7. Савельев А. В., Савельева М. Ю., Бородина Ю. Б. Жилищное строительство -шесть причин спада и два направления улучшения // ЭКО. 2017. № 5 (515). С. 142–152.
  8. Столяров Н. С. Финансовый контроль в системе стратегического управления социально-экономическим развитием России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук: М. 2016. — 40 с.
  9. Федосова Т. А., Бородина Ю. Б. Методические аспекты оценки товарной безопасности регионального потребительского рынка (на материалах Новосибирский области) / Бородина Ю. Б., Федосова Т. С. // Экономика и предпринимательство. 2013. № 6(35). С. 181 -186.
  10. Филимонова К. А. Понятие финансового контроля: проблема определения // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 1120–1122.
Основные термины (генерируются автоматически): финансового контроля, внутреннего финансового контроля, финансовый контроль, Финансовый контроль, Бородина Ю, понятие финансового контроля, составляющая финансового контроля, внутреннего аудита, субъекта хозяйствования, проведения внутреннего финансового, внутреннего контроля, эффективностью финансового контроля, характеристика финансового контроля, системы финансового контроля, алгоритм финансового контроля, финансового контроля следующим, сущность внутреннего финансового, финансового контроля соответствующие, последующего финансового контроля, двояконаправленного финансового контроля.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос