Библиографическое описание:

Шевелева Е. В., Турганова А. Т. Особенности системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 78-83.



Любое сельскохозяйственное предприятие подвержено рискам. И для того, чтобы уменьшить влияние этих рисков, нужны механизмы воздействия. Таким механизмом является внутренний контроль. Он необходим для эффективного ведения бухгалтерского учета и управления организацией. Осуществление внутреннего контроля в сельском хозяйстве важнее, чем в других отраслях, так как здесь на результаты влияют использование земельных и биологических активов, климатические условия. И для того чтобы оценить эффективность использования различных ресурсов (трудовых, финансовых, земельных, биологических), нужно создавать СВК. То есть независимо от масштаба деятельности сельскохозяйственной организации в центре внимания должна быть четко выстроенная, своевременно реагирующая на изменения, отлаженная система внутреннего контроля.

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ определена обязанность экономического субъекта организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Также в соответствии со ст.19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя) [1].

Внутренний контроль в большинстве средних и малых по размеру сельскохозяйственных организациях не всегда выстроен должным образом, является слабым звеном. Существуют проблемы и в качестве формирования учетной политики, в уровне подготовки кадров и других внутренних нормативных документов, регулирующих внутренний контроль. В настоящее время для сельскохозяйственных организаций не разработаны нормативные стандарты по организации и ведению системы внутреннего контроля. Это дает предпосылки о самостоятельном формировании инструментов внутреннего контроля, индивидуально для каждого хозяйствующего субъекта.

Зачастую у руководства формальное отношение к организации СВК и разработке локальных нормативных документов, оно не понимает ее значимости для деятельности хозяйствующего субъекта. Также в сельскохозяйственных организациях недостает квалифицированных кадров, и не проводится обучение работников по вопросам внутреннего контроля.

Для создания и развития эффективной СВК необходимо понимание сущности внутреннего контроля и его элементов.

Согласно Правилу (стандарту) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской отчетности)» система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей [3].

Внутренний контроль по времени проведения может быть предварительный (направлен на предотвращение фактов хозяйственной жизни, которые могут неблагоприятно отразиться на финансовом благополучии организации), текущий (обеспечивает выполнение предписаний руководства, соблюдение нормативных актов РФ, предотвращает злоупотребления со стороны МОЛ) и последующий (необходим для выявления фактов хозяйственной жизни, которые негативно повлияли на результаты деятельности организации) [5, c.230]

Согласно Информации Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учет и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются:

1) контрольная среда;

2) оценка рисков;

3) процедуры внутреннего контроля;

4) информация и коммуникация;

5) оценка внутреннего контроля [2].

Контрольная среда — это совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, определяющих общее понимание внутреннего контроля и требования к нему. Отражает культуру управления экономическим субъектом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля.

Компонентами являются: 1) компетентность и стиль работы руководства; 2) соблюдение этических принципов; 3) участие собственника в контроле; 4) организационная структура; 5) наделение ответственностью; 6) кадровая политика.

Оценка рисков — процесс выявления и анализа хозяйственных рисков.

Компонентами являются: 1) выявление хозяйственных рисков; 2) оценка значимости рисков; 3) оценка вероятности возникновения рисков; 4) принятие соответствующих решений по управлению рисками.

Информация и коммуникация — это сбор, регистрация, систематизация и распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Компонентами являются: 1) применяемые в информационной системе технические средства; 2) программное обеспечение; 3) персонал; 4) соответствующие процедуры.

Процедуры внутреннего контроля — действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта. Компонентами являются: 1) документальное оформление; 2) подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям; 3) санкционирование; 4) сверка данных; 5) разграничение полномочий и ротация обязанностей; 6) процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация; 7) надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей; 8) процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами [2].

Оценка внутреннего контроля — осуществляется с целью определения эффективности и результативности элементов СВК, а также необходимости их изменения.

Компонентами являются: 1) непрерывный мониторинг в форме регулярного анализа результатов деятельности экономического субъекта, проверки результатов выполнения отдельных хозяйственных операций, регулярной оценки и уточнения внутренней организационно- распорядительной документации и других формах; 2) периодическая оценка результативности и эффективности внутреннего контроля.

СВК сельскохозяйственной организации характеризуется наличием объекта и субъекта. Объект внутреннего контроля — деятельность организации (факты хозяйственной жизни, активы и обязательства, хозяйственные риски, формы отчетности).

Субъекты внутреннего контроля определены локальными документами организации. Ими являются, например, руководящие органы, главный бухгалтер, ревизор.

Контрольные функции обеспечиваются ими в рамках исполнения служебных обязанностей.

Так как ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ требует обязательного установления внутреннего контроля в экономическом субъекте, следовательно, должен быть разработан и утвержден руководителем локальный документ, в котором будут определены элементы внутреннего контроля (цель, задачи, объекты и субъекты), его структура, мероприятия по контролю фактов хозяйственной жизни организации.

Поэтому, в каждой сельскохозяйственной организации необходимо разработать «Положение о внутреннем контроле». Оно должно являться одним из элементов учетной политики организации. По содержанию оно должно соответствовать масштабам и роду деятельности, особенностям организационной структуры субъекта. Также в должностных инструкциях работников необходимо закрепить обязанности по осуществлению процесса внутреннего контроля.

Во многих случаях от квалификации работников зависит уровень ошибок, поэтому необходимо уделить повышенное внимание контролю персонала. Для функционирования эффективной СВК требуется наличие компетентных сотрудников, которые регулярно будут повышать квалификацию. Для этого следует внедрять в практику повседневной деятельности планы повышения квалификации сотрудников экономической и бухгалтерской служб. Либо передать выполнение функций внутреннего контроля специализированной компании (аутсорсинг).

Чтобы достигнуть в сельском хозяйстве желаемой результативности, необходимо тщательнее контролировать и оценивать эффективность используемых ресурсов.

Производство сельскохозяйственной продукции — сложный процесс, он требует точности расчетов на всех этапах. Затраты биологического происхождения (такие как затраты на семена, корма, удобрения, скот) — фактор, от которого во многом зависит эффективность производства сельскохозяйственной продукции [4, c.184]. Качество готовой продукции напрямую зависит от качества сырья, которое должно контролироваться на всех этапах производства. Поэтому проведение контроля и оценки биологических затрат в растениеводстве и животноводстве является одной из задач СВК.

Например, сопоставив урожайность и расход семян (по плану и по факту), можно сделать вывод о качестве семян, о соблюдении норм высева, о степени всхожести семян в посевной площади. Или рассчитав коэффициент продуктивного использования кормов, можно оценить эффективность использования кормов в животноводстве и принимать управленческие решения по их оптимизации. Именно для эффективного контроля биологических и в общем производственных затрат, эффективности использования различных ресурсов необходимо создавать СВК.

В сельском хозяйстве существует проблема большой «закредитованности», то есть наблюдается большая доля убыточных организаций, имеющих просроченную задолженность по кредитам и займам. Решение этой проблемы также отчасти зависит от постановки внутреннего контроля.

Средства государственной помощи — субсидии и субвенции, бюджетные кредиты, которые поступают сельскохозяйственным организациям, способны влиять на финансовые результаты, поэтому также являются объектом внутреннего контроля [6, c.19].

Должностные лица, ответственные за внутренний контроль, обязаны проверить, закреплены ли в учетной политике способы признания видов государственной помощи, полнота их раскрытия, соответствие нормативно-правовым актам. Также нужно контролировать операции по поступлению государственных субсидий: соблюдение договорных обязательств, правильность учета суммы субсидий. Потом идет проверка целевого использования государственных субсидий, проверка правильности отражения в учете субсидий, проверка правильности раскрытия информации о государственной помощи в отчетности. И последний этап — проведение процедур оценки эффективности использования государственных субсидий.

Необходимо понимать, что при четко выстроенной СВК будет обеспечена максимальная отдача бюджетных средств, вложенных государством. При ненадлежащем контроле за целевым использованием бюджетных средств руководством организации будут нарушены договорные обязательства, что приведет к финансовым санкциям со стороны государства.

Можно сделать следующий вывод: внутренний контроль — это эффективный инструмент управления сельскохозяйственной организацией, функционирование СВК позволяет достичь более экономичного использования ресурсов, улучшения результатов организации, правильности записей на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности. Но отметим, что на законодательном уровне установлена только обязанность организации СВК, а методы и инструменты, с помощью которых будет осуществлена контрольная деятельность, решается на уровне организации. Поэтому процесс создания СВК в сельскохозяйственной организации требует решения организационно-методологических вопросов.

Литература:

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6.12.2011 г. № 402-ФЗ (в ред. От 28.12.2013 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа СПС «Консультант Плюс»;
  2. Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учет и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» [Электронный ресурс]. — Режим доступа СПС «Консультант Плюс»;
  3. Правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской отчетности)»;
  4. Концевой Г. Р. Контроль эффективности биологических затрат в сельскохозяйственном производстве // Известия Горского государственного аграрного университета. — 2014. — № 2. — С. 183–187
  5. Мирошниченко Т. А., Зубарева О. А. Создание системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 4. — С. 229–233.
  6. Нуриева Р. И. Развитие системы внутреннего контроля государственных субсидий в сельскохозяйственных организациях // Вестник Казанского государственного аграрного университета. — 2015. — № 3. — С. 18–24.
Основные термины (генерируются автоматически): внутреннего контроля, системы внутреннего контроля, фактов хозяйственной жизни, внутренний контроль, система внутреннего контроля, субъектом внутреннего контроля, «О бухгалтерском учете», экономического субъекта, сельскохозяйственных организациях, экономическим субъектом внутреннего, ведения бухгалтерского, сельскохозяйственной организации, внутреннего контроля экономического, Осуществление внутреннего контроля, сущности внутреннего контроля, вопросам внутреннего контроля, инструментов внутреннего контроля, эффективности внутреннего контроля, осуществлению внутреннего контроля, понимание внутреннего контроля.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос