Автор: Петров Михаил Николаевич

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 14.04.2017

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Петров М. Н. Отличительные черты современных проектов в ракетно-космической отрасли [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 28-34. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12268/ (дата обращения: 18.12.2017).



Развитие методологии проектного управления, а также существующая тенденция проектизации различных форм современного бизнеса, науки, культуры и ряда социальных программ привели к использованию методов проектного управления в совершенно разных по своей сути видах деятельности.

Однако существующие проекты в различных сферах человеческой деятельности значительно отличаются по своим характерным особенностям и требуют, с целью повышения их эффективности, использования определенного, наиболее подходящего набора проектных практик и методов. Данная статья посвящена исследованию особенностей, реализуемых, на сегодняшний день, проектов в ракетно-космической отрасли, понимание специфики которых позволит использовать для их эффективной реализации наиболее оптимальный спектр существующих проектных методик.

Ключевые слова: управление проектами, ракетно-космическая промышленность, типология проектов, масштаб проектов

The development of the methodology of project management, as well as the current trend of designing various forms of modern business, science, culture and a number of social programs led to the use of project management methods in completely different types of activity.

However, existing projects in various spheres of human activity differ significantly in their specific features and require, in order to increase their effectiveness, the use of a certain, most appropriate set of design practices and methods. This article is devoted to the study of the features implemented to date, projects in the rocket and space industry, understanding the specifics of which will allow them to effectively implement the most optimal range of existing design techniques.

Keywords: project management, rocket and space industry, typology of project, scale of project

Существующая тенденция всеобщей проектизации современного бизнеса привела к тому, что на сегодняшний день понятие «управление проектами» объединяет совершенно разные по своей сути виды деятельности: от создания новых видов программного обеспечения до масштабных государственных программ, направленных на решение различного рода экономических и социальных проблем на федеральном уровне.

Вместе с тем, существующие проекты в значительной степени различаются по уровню сложности, степени влияния результатов на проектное окружение, масштабу, составу участников и заинтересованных лиц, а также предметной области.

Понимание существующих различий позволяет вовремя выделить присущие, каждой из проектных групп, особенности с тем чтобы использовать для каждого класса проектов наиболее подходящий набор методов и практик управления с целью повышения их эффективности [1].

В современной профессиональной литературе [1, 2, 3] представлено достаточно много способов критериальной классификации осуществляемых, в настоящее время, проектов.

Для выделения отличительных особенностей современных проектов, реализуемых в ракетно-космической отрасли, проведём их последовательный анализ по представленным ниже критериям:

− Сложность программ и проектов;

− Неопределенность проектного окружения;

− Длительность реализации проектов;

− Специфика реализуемых проектов;

− Масштаб проектов (степень влияния на проектное окружение, объём работ и число участников);

− Тип проектов (по сфере проектной деятельности);

− Класс проектов (структура и состав предметной области).

Изделия ракетно-космической техники, как на сегодняшний день, так и с момента появления их первых опытно-промышленных образцов в нашей стране (конец 40-х годов двадцатого века), являются одними из самых сложных технических систем (уровень сложности очень условно сопоставим только с продукцией авиапрома) в области машиностроения, в результате их высокой наукоёмкости (использование в ходе проектных работ результатов как фундаментальных, так и прикладных научных исследований в области аэро- и гидрогазодинамики, материаловедения, термогазодинамики и тепломассообмена, баллистики, химии, небесной механики и ряда других областей знаний), необходимости моделирования процессов функционирования и экспериментальной отработке опытных изделий.

Вместе с тем, развитие ракетно-космической промышленности, как одной из ведущих отраслей народнохозяйственного комплекса, протекало по мере роста сложности технических систем и объектов, создание и управление жизненным циклом которых, реализовывалось «...в конкретных организационных-процессно-ресурсных образованиях (проектах)...» [4].

На примере средств выведения [10] очевидно, что уровень сложности проектов, осуществляемых в РКП, зависит от уровня сложности, создаваемых (в данных проектах) изделий ракетно-космической техники, который, в свою очередь, прогрессирует по мере роста требований и задач, предъявляемых к перспективным изделиям. Кроме того, отличительной чертой новейшего периода (конец 80-х гг. 20-го века — настоящее время) развития ракет-носителей, как одного из важнейших видов изделий ракетно-космической техники, является полное либо частичное использование научно-технических заделов, созданных в советский период. Это объясняется причинами экономического характера (снижение уровня бюджетных ассигнований), а также некоторым снижением уровня геополитического противостояния (Россия — блок НАТО) в данный период (и как следствие снижением гособоронзаказа). Однако существующие, в настоящее время, внешнеполитические вызовы, определяют дальнейшую необходимость совершенствования как средств ядерного сдерживания (баллистических ракет дальнего действия различного вида базирования) так и перспективных средств выведения (ракеты-носители тяжёлого и сверхтяжёлого класса), а так же средств освоения космического пространства на основе электроракетных двигателей и ядерной энергетики (что уже нашло своё отражение в федеральной космической программе и государственной программе развития вооружений).

Тенденция увеличения сложности реализуемых проектов присутствует так же и в области создания космических аппаратов, и прежде малых и микроспутников [11].

Пилотируемой космонавтики (в силу жесточайших требований в области безопасности, необходимости экспериментальной отработки перспективных и модернизируемых изделий и огромной дороговизны проектов) присущи большая инертность и, как следствие, длительные жизненные циклы разработки и эксплуатации изделий (ракетно-космический комплекс «Союз» эксплуатируется с 1967 г., период эксплуатации системы «Спейс-Шатлл» — 1981-2011 гг.). Пережив в минувшие десятилетия некоторый застой, связанный с закрытием программ «Энергия-Буран» и «Спейс-Шатлл» (в результате высокой стоимости проектов, отсутствием, в данный период, адекватных полезных нагрузок, ряда инженерных просчётов, сказавшихся на надёжности изделий (и политических причин в ситуации с «Энергией-Буран») в настоящий период данный вид космической деятельности динамично развивается, о чём свидетельствует целый ряд проектов, реализуемых в Российской Федерации и за рубежом (перспективный транспортный корабль нового поколения (ПТК НП) — Россия, проекты «Dragon», «Cygnus», «CST-100», «Орион» — США).

Таким образом, можно отметить, что реализуемые практически во всех сферах космической деятельности проекты имеют высокий уровень сложности, повышение которого (по мере роста требований и задач к перспективным изделиям), является устойчивой тенденцией на ближайшую перспективу.

Поскольку проекты, реализуемые в области космической деятельности, представляют собою сложные системы (технические и организационные), то в соответствии с теорией сложных систем для них характерен высокий уровень неопределённости [5]. Высокая техническая сложность, сложность экспериментальной отработки и моделирования различных процессов в ходе создания наукоёмкой продукции, отсутствие необходимого объёма данных для реализации технико-экономических оценок приводит к высокому уровню неопределённости в оценках научно-технического, коммерческого, социального и экологического эффектов, реализуемых отраслевых проектов.

Так, затраты на разработку ракетно-космической системы «Энергия-Буран» возросли в ходе реализации данного проекта в четыре раза (с 25 до 100 млрд. руб. в ценах 1988г.). Фактические затраты, связанные с созданием РН «Ariane» (Европейское космическое агентство) выросли в период реализации проекта более чем на 70 % (с 5 млрд $ до 8.68 млрд $) в результате уточнения ряда параметров в ходе лётных испытаний. При этом задержка сроков сдачи проекта составила более двух лет [6].

Проект «SeaLaunch» («Морской старт»), реализованный международным консорциумом (Россия, США, Украина, Норвегия, при головной роли Российской Федерации («РКК Энергия») во второй половине 90-х в беспрецедентно короткие сроки (около пяти лет), является одним из наиболее технически совершенных проектов новейшего периода развития ракетно-космической техники. Проект предназначался для вывода с экваториальных широт (за счёт этого достигается эффект получения дополнительной энергетики, обусловленной вращением Земли) космических аппаратов коммерческого назначения (ДЗЗ, навигация и связь) и в большей степени был ориентирован на участие в создании перспективных низкоорбитальных группировок спутниковой связи (проект «Иридиум» и другие), состав которых должен был насчитывать несколько сотен КА. Провал проектов спутниковой связи, а затем выход из консорциума американской стороны, привели к недозагрузке «Морского старта», а в последствии и к банкротству. Существующая ситуация политических отношений с Украиной, на предприятиях которой производится ракета-носитель «Зенит» для данного проекта, определяет дальнейшие перспективы развития «SeaLaunch» как весьма неопределённые. Налицо пример «ситуационной неопределённости», практически погубившей проект, оценка рисков которой, на начальных этапах его реализации была крайне затруднительна.

Таким образом, как и для любых высокотехнологичных проектов, связанных с созданием новых технологий [7], степень неопределённости проектов в области космической деятельности, и особенно на их начальных этапах, крайне высока.

Сроки реализации проектов в ракетно-космической отрасли зависят от сферы космической деятельности и составляют (усреднённо, в случае своевременной сдачи проектов) в области проектирования и производства космических аппаратов от 2-х до 3-х лет, в области средств выведения 5-7 лет. Наиболее длительные сроки осуществления проектов в сфере пилотируемой космонавтики, для которой в силу приведённых выше причин характерно как продолжительность сроков создания новых изделий, так и значительный период их эксплуатации. Строительство Международной космической станции (наиболее знаковый пример настоящего времени) началось в 1998 году и изначально предполагалось, что её эксплуатация продлится до 2015 года. Структурно МКС состоит из российского и американского сегментов. Строительство второго было завершено в 2011 году с выводом многоцелевого модуля «Леонардо». Плановая конфигурация российского сегмента должна окончательно завершиться (по предварительным планам «Роскосмоса») к 2018 году в результате запуска и стыковки со станцией трёх новых модулей: научно-энергетического модуля (НЭМ), лабораторного модуля «Наука» (МЛМ) и узлового «Причал». На сегодняшний день существуют договорённости партнёров по международной космической станции о продлении сроков её эксплуатации до 2024 года, но ресурс перспективных российских модулей даёт возможность автономной эксплуатации российского сегмента и в случае его отстыковки с целью дальнейшего формирования национальной космической станции.

Таким образом, на сегодняшний день, в разных областях космической деятельности присутствуют как краткосрочные, так и среднесрочные и долгосрочные проекты.

Одной из важнейших особенностей проектов, реализуемых в ракетно-космической отрасли является специфика используемых ими ресурсов. В наукоёмких проектах РКП в качестве дополнительного, уникального по своей природе, ресурса используются новые научные теории, концепции и идеи. Данный ресурс обладает особой спецификой, обусловленной тем, что требует специальной системы методов, направленных на формирование эффективного перехода от научных концепций к технологическим проектам. Возможной проблемой данного перехода являются сопутствующие риски, связанные как с самой природой научных исследований, так и возможностью концептуальных просчётов, которые могут стать причиной не только срывов сроков проекта, но и поставить под угрозу само его существование. Принципиальная возможность катастрофических рисков диктует необходимость оценки проблем, связанных с задачей их предотвращения и снижения возможных последствий. Минимизация возможных последствий катастрофических и технологических рисков приводит к необходимости опережающего проведения критических экспериментов (экспериментальной отработке — лабораторные испытания, конструкторско-доводочные, лётные и др. виды испытаний) на ранних проектных стадиях, что позволяет избежать непредвиденных расходов, возникающих в результате невозможности либо неэффективности проекта на его поздних этапах.

Одним из наиболее масштабных проектов в истории развития ракетно-космической техники является создание ракеты-носителя сверхтяжёлого класса Н-1, которая разрабатывалась с начала 60-х годов в ОКБ-1 (РКК «Энергия») под руководством С. П. Королёва и В. П. Мишина. Изначально данный носитель предназначался для вывода на орбиту Земли тяжёлой (около 75 т.) орбитальной станции для обеспечения сборки на околоземной орбите межпланетного экспедиционного комплекса, предназначенного для перспективных полётов к планетам Марс и Венера (были так же и оборонные задачи). Однако с принятием решения о включении СССР в «лунную гонку» проект был переориентирован для организации полёта человека на поверхность Луны в составе комплекса Н-1-Л3 (ракета-носитель — экспедиционный космический корабль). Не располагая, в данный период, технологическими возможностями создания высокоэнергетичных кислород-водородных двигателей (и отстаивая своё предложение двигательной установки на токсичных высококипящих компонентах) конструкторское бюро В. П. Глушко (ведущее по ракетным двигателям большой тяги) отказалось от участия в проекте и создание маршевых двигательных установок для РН Н-1 было поручено КБ Кузнецова, которое специализировалось на создании двигателей для авиапрома (создаваемых на совершенно других физических принципах и технологиях). Отсутствие необходимого опыта в создании двигателей большой тяги, поставило разработчиков перед необходимостью использовать в качестве маршевых установок трёх ступеней носителя «связку» двигателей мощностью 150 тс., расположенных концентрически (30 двигателей на первой, 8 на второй и 4 на третьей ступенях), для координации работы которых была разработана система управления «КОРД». Сжатые сроки проекта (лунная программа в СССР началась со значительным отставанием от американской) и высокая стоимость инфраструктурных затрат на создание стендовой базы привели к решению пропустить этап экспериментальной отработки новых двигательных установок и перейти к лётным испытаниям ракетно-космического комплекса в целом.

Четыре старта ракеты-носитель Н-1 закончились неудачей (один из них привёл к серьёзным повреждениям уникального стартового комплекса), основной причиной неудач являлось необработанность режимов работы и управления маршевых двигателей первой ступени. После начала США программы «Спейс-Шаттл» проект был закрыт (требовалась концентрация ресурсов на новом направлении для реализации адекватного ответа), гигантские расходы, понесённые государством в проекте, списаны [8, 9].

Таким образом создание современных образцов ракетно-космической техники на базе существующих (и перспективных) достижений научно-технического прогресса требует проведения значительного объёма исследований (как фундаментальных, так и прикладных) — научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и поэтапной экспериментальной отработки изделий, при этом доля затрат на НИОКР может составлять от 40 до 60 % в общей стоимости продукции [6].

Другой особенностью высокотехнологичных проектов РКП является применение новой элементной базы и ранее неопробованных на практике материалов. При разработке новой продукции в ряде случаев так же в качестве материала изделий закладываются экспериментальные образцы перспективных сплавов (с целью получить лучшие весовые, тепловые и механические показатели). В этом случае возникает ещё один цикл рисков, связанный с возможными проблемами организации серийного производства данных материалов у подрядчика (и их серийной стоимости), что влечёт за собой возможную мультипликацию рисков у головной выпускающей организации.

Опираясь на классификацию Уоррена Шейнина можно выделить следующие, наиболее значимые, классы источников возникновения рисков в высокотехнологичных проектах РКП:

  1. Концептуальные риски — риски, связанные с возможными ошибками и просчётами на этапах фундаментальных и прикладных научных исследований, формирования концепций и проектирования.
  2. Технологические риски — риски, связанные с промышленным освоением новых материалов и технологий.
  3. Контрактные риски — риски своевременного и полного выполнения состава работ субподрядчиками.
  4. Риски инструментов среды проектирования и разработки.
  5. Риски используемого программного обеспечения.
  6. Риски связанные с проблемами качества изделий ракетно-космической техники.
  7. Экологические риски — группа рисков, связанная с воздействием на окружающую среду объектов космической деятельности.
  8. Политические риски.
  9. Организационные риски.
  10. Командно-лидерские риски.

Для проектов, реализуемых в рамках космической деятельности, характерны так же высокая трудоёмкость создаваемых изделий, уникальность применяемых технологий и сопутствующего им оборудования, мелкосерийность (а в ряде случаев и единичность) выпускаемой продукции, высокие требования к качеству финальных изделий в силу высокой важности решаемых ими задач.

В силу специфики решаемых задач изделия ракетно-космической техники являются сложными, высокотехнологичными системами, а их трудоёмкость измеряется сотнями тысяч, а в области пилотируемой космонавтики и миллионами нормо-часов. Многопередельные производства по выпуску ракетной техники и космических аппаратов различного назначения характеризуются применением современных (в ряде случаев уникальных технологий), необходимостью применения узкоспециализированного оборудования и значительной долей ручного труда высококвалифицированных специалистов (в основном на механосборочных работах). Так, в 2010 году РКК «Энергия» ввела в промышленную эксплуатацию уникальный автоклавный комплекс (предназначен для изготовления теплозащитных покрытий (ТЗП) спускаемых аппаратов космических кораблей серии «Союз» и ТЗП перспективного транспортного корабля нового поколения). По своим техническим характеристикам комплекс не имеет аналогов в мире, является самым крупным проектом подобного типа в Европе, в силу значительных габаритов данного изделия при его транспортировке на площадку заказчика использовался речной транспорт. Ведущими предприятиями отрасли («ГКНПЦ им. Хруничева» и РКК «Энергия») в период с 2008 по 2015 гг. был проведён значительный объём научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по внедрению в производство одного из самых перспективных, на сегодняшний день, видов сварочных работ — сварки трением с перемешиванием (позволяет добиться отсутствия тепломеханических деформаций металлов в зоне сварочного шва и как следствие избежать необходимости дополнительной механической обработки). Как было показано выше, снижение государственного заказа в период в 1989-2005 гг. в значительной степени повлияло на серийность, выпускаемой РКП продукции, однако в ряде случаев (в основном в пилотируемой космонавтике) мелкосерийность и единичность изделий ракетно-космической техники определяет сам характер решаемых ими уникальных задач. Так, на сегодняшний день, в отрасли в год производится четыре пилотируемых транспортных космических корабля серии «Союз» (производственный цикл его изготовления и испытаний составляет при этом около 36 месяцев) и четыре-шесть грузовых космических кораблей «Прогресс», которые осуществляют транспортно-техническое обслуживание МКС. За всю историю реализации программы «Спейс-Шаттл» было изготовлено всего четыре лётных изделия (многоразовый космический корабль «Шаттл»). Модули орбитальных космических станций («Салют», «Мир», «МКС») являются уникальными единичными изделиями, производимыми однократно (выпускается один экземпляр данного модуля в виде лётного изделия и несколько его единиц для испытаний различного вида). Высокое внимание к качеству продукции РКП (и особенно в последнее время, когда участившиеся аварии при запусках космических аппаратов приобрели (по разным причинам) системный характер) обусловлено уровнем значимости решаемых целевых задач (среди которых вопросы национальной обороны и национального престижа Российской Федерации), требованиями к необходимому уровню безопасности человеческих жизней в области пилотируемой космонавтики, а также крайне высокой стоимостью реализуемых проектов. В качестве примера можно привести, наверное, один из самых затратных проектов в истории человечества — Международную космическую станцию, затраты на создание которой оцениваются примерно в 150 млрд. $. В случае аварии ракеты-носителя с космическим аппаратом в качестве полезной нагрузки прямые финансовые потери (мы не берём в расчёт сопряжённые репутационные потери, которые в дальнейшем приводят к снижению заказов у поставщика пусковых услуг) могут составлять до 500 млн. $ (70-120 млн. $ — стоимость услуги по выведению и 100-400 млн. $ — стоимость комических аппаратов различного целевого назначения).

По классу проекты, реализуемые в ракетно-космической отрасли, можно отнести к мегапроектам, которые состоят, в свою очередь, из целого ряда мультипрограмм и монопроектов. В свою очередь отдельные монопроекты, выполняемые в рамках больших программ, можно разделить по различным типам деятельности — технической, экономической и организационной. Например, программа создания нового ракетно-космического комплекса определяет необходимость реализации взаимосвязанных проектов по проектированию, производству и испытанию ракеты-носителя, космического аппарата для решения целевой задачи, технического и стартового комплексов, измерительного комплекса, наземного комплекса управления космическим аппаратом и ряда других проектов. В свою очередь это требует реализации целого ряда организационных проектов для развития необходимой производственной и социальной сфер (техническое перевооружение, строительство жилья для привлечения высококвалифицированных кадров и молодёжи и т. д.)

С точки зрения масштаба реализации проекты РКП относятся к очень крупным, поскольку для них характерна межотраслевая многоуровневая кооперация, насчитывающая сотни участвующих предприятий. Значительная часть проектов РКП, как было показано выше, имеет международный характер и может оказывать значительное влияние не только на экономику отдельных отраслей народнохозяйственного комплекса, но и на развитие целых регионов. Проект по созданию космодрома «Восточный», реализуемый в рамках федеральной программы «Развитие российских космодромов», является прежде всего инфраструктурным и предусматривает создание на базе дальневосточного региона территориально-производственного кластера в состав которого войдут не только производственные предприятия, но также образовательные учреждения и социальные объекты.

Проекты, реализуемые в области космической деятельности, оказывают так же значительное влияние и на экологию. Аварии ракет-носителей, использующих в качестве топлива высококипящие, токсичные компоненты ставят под угрозу экологическую безопасность целых регионов.

Масштабность проектов, реализуемых, на сегодняшний день, в ракетно-космической отрасли, их взаимосвязь с различными отраслями народнохозяйственного комплекса и степень их влияния на социальную сферу и экологию ещё раз подтверждает необходимость использования основных положений концепции устойчивого развития во всех этапах их жизненного цикла.

Таким образом, в соответствии с изложенным выше, можно выделить следующие отличительные черты современных проектов в ракетно-космической отрасли:

  1. Реализуемые практически во всех сферах космической деятельности проекты имеют высокий уровень сложности (как технической, так и организационной) повышение которого (по мере роста требований и задач к перспективным изделиям), является устойчивой тенденцией на ближайшую перспективу.
  2. В соответствии с теорией сложных систем, а также в результате специфике используемых ресурсов (фундаментальных и прикладных научных исследований, необходимости моделирования процессов и экспериментальной отработки новых изделий), степень неопределённости (и сопутствующие ей риски) высокотехнологичных проектов в области космической деятельности, и особенно на их начальных этапах, крайне высоки.
  3. Для проектов, реализуемых в рамках космической деятельности, характерны так же высокая трудоёмкость создаваемых изделий, уникальность применяемых технологий и сопутствующего им оборудования, мелкосерийность (а в ряде случаев и единичность) выпускаемой продукции, высокие требования к качеству финальных изделий в силу высокой важности решаемых ими задач.
  4. Масштабность проектов ракетно-космической отрасли, их взаимосвязь (в результате наличия многоуровневой кооперации — научной и производственно-технологической) с различными отраслями народнохозяйственного комплекса, а также степень влияния на социальную сферу и экологию определяет необходимость использования основных положений концепции устойчивого развития во всех этапах их жизненного цикла.

Литература:

  1. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами / Рассел Д. Арчибальд; Пер. с англ. Мамонтова Е. В.; Под ред. Баженова А. Д., Арефьева А. О. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ДМК Пресс, 2017. — 464 с.
  2. Полковников А. В. Управление проектами. Полный курс МВА / А. В. Полковников, М.Ф. Дубовик — М.: Издательство «Олимп-Бизнес», 2016 — 552 с.
  3. Тихомирова О. Г. Управление проектом: комплексный подход и системный анализ: Монография. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 300 с.
  4. Ракетно-космическая промышленность России: институциональное и экономическое развитие: монография / под ред. М.А. Эскиндарова. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 309 с.
  5. Pavlak A. (2005). «Project troubleshooting: tiger teams for reactive risk management». IEEE EngineeringManagementReview, Vol 33, № 1, pp. 36-48.
  6. Романов Ю. Р. Особенности управления производством наукоёмкой машиностроительной продукции // Российское предпринимательство. — 2002. — № 1(25). — с. 74-79.
  7. Дульзон А. А. Успешность управления проектами: проблемы, оценка, возможности // Управление проектами и программами. — 2014. — № 4. — с. 292-300.
  8. Филин В. М. Орбиты жизни. – Шацк: ООО «Шацкая типография», 2013. — 560 с.
  9. Черток Б. Е. Ракеты и люди. Лунная гонка. — М.: Издательство «РТСофт», 2006. — 544 с.
  10. Ковалёв Б. К. Развитие ракетно-космических средств выведения. — М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. — 398 с.
  11. Разработка систем космических аппаратов / Под ред. П. Фортескью, Г. Суайнерда, Д. Старка; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 766 с.
  12. Аньшин В. М., Дёмкин И. В., Никонов И. М., Царьков И. Н. Модели управления портфелем проектов в условиях неопределённости. — М.: МАТИ, 2008.
  13. Пайсон Д. Б. Космическая деятельность: Эволюция, организация, институты. Изд. 2-е. — М.: Книжный дом «Либроком», 2013. — 312 с.
  14. Фаворский В. В., Мещеряков И. В. Космонавтика и ракетно-космическая промышленность: В 2 кн. Кн. 1. Зарождение и становление (1946-1975). — М.: Машиностроение. 2003. — 344 с.
  15. Фаворский В. В., Мещеряков И. В. Космонавтика и ракетно-космическая промышленность: В 2 кн. Кн. 2. Сотрудничество в космосе. М.: Машиностроение. 2003. — 430 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ракетно-космической техники, ракетно-космической отрасли, космической деятельности, изделий ракетно-космической техники, сегодняшний день, области космической деятельности, космических аппаратов, развития ракетно-космической техники, экспериментальной отработки, современных проектов, of project, высокотехнологичных проектов, ряде случаев, народнохозяйственного комплекса, черты современных проектов, уровень сложности, проектов ракетно-космической отрасли, космической деятельности проекты, мере роста требований, сферах космической деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос