Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности бухгалтерского учета в условиях антикризисного управления

10. Учет, анализ и аудит
6
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются причины наступления финансового кризиса предприятия, его основные этапы и способы определения кризисного состояния предприятия. Перечислены основные документы для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Подробно описывается процедура банкротства и особенности бухгалтерского учета.
Библиографическое описание
Джикия, Э. Д. Особенности бухгалтерского учета в условиях антикризисного управления / Э. Д. Джикия. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/10568.


В статье рассматриваются причины наступления финансового кризиса предприятия, его основные этапы и способы определения кризисного состояния предприятия. Перечислены основные документы для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Подробно описывается процедура банкротства и особенности бухгалтерского учета.

Ключевые слова: финансовый кризис, банкротства, бухгалтерский учет.

This article discusses the causes of financial crisis, its main stages and methods for determining the crisis state of an enterprise. The required documents for analysis of financial and operating activities of an enterprise are listed. The bankruptcy procedure is described in detail as well as peculiarities of accounting.

Keywords: the financial crisis, insolvency, accounting.

Каждая организация в своем жизненном цикле существования проходит несколько стадий: возникновение, функционирование, подъем, кризис, спад, реорганизация. Финансовый кризис — это состояние, которое ставит под угрозу само существование предприятия, угрожает его функционированию и может даже привести к банкротству.

Причины наступления кризиса на предприятии могут быть как внутреннми, так и внешними — усиление конкуренции и неудача в конкурентной борьбе, нестабильность рыночной конъюнктуры, спад экономики страны, потребности в инновациях, ошибки в стратегии управления. Кризис в организации может наступить всегда, поэтому с целью ее распознавания и предупреждения, необходимо осуществлять анализ и постоянный контроль.

Финансовый кризис в процессе своего развития проходит 4 основные этапа:

1) падение эффективности использования капитала, снижение абсолютных показателей прибыли и рентабельности;

2) бездоходность (убыточность) производства;

3) недостаток собственных средств и резервов, снижение платежеспособности предприятия;

4) формирование острой неплатежеспособности. Это критический этап, когда у предприятий (организации) лишается возможности субсидировать свое производство и оплачивать платежи по своим обязательствам. Другими словами, это ситуация когда, возникает угроза приостановки или прекращения деятельности, то есть банкротство.

Диагностировать начало финансового кризиса на предприятии можно без проведения глубокого анализа. Кризис начинается если, предприятие (организация) в течение нескольких кварталов подряд работает на убыток. Однако в современных условиях, с учетом особенностей бухгалтерской отчетности, эта величина весьма условна. Более точно наличие или отсутствие прибыли можно определить только исходя из показателей консолидированной отчетности всех юридических лиц, которые имеют отношение к рассматриваемому предприятию.

Российской законодательной властью разработан пакет документов, которые дают возможность применить процедуру банкротства, для уменьшения просроченных задолженностей и устранить связанные с этим негативные последствия.

Основными документами для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются:

  1. Бухгалтерский баланс;
  2. Отчет о финансовых результатах;
  3. Отчет о движении денежных средств;
  4. Отчет о движении капитала.

«В соответствии с федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (от 26.10.2002 N 127-фз, с изм. и доп. вступ. в силу с 01.10.2015) ст.2. — несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». [1]

Банкротство — это в первую очередь восстановление платежеспособности (санация) организации. Финансовая санация может предусматривать различные мероприятия, в том числе продажу или ликвидацию бизнеса, в зависимости от причин и степени финансового кризиса. Составляется реестр требований кредиторов должника, который завершается либо удовлетворением требований кредиторов, либо ликвидацией должника — юридического лица.

На сегодняшный день финансовое законодательство не содержит специальных указаний по бухгалтерскому учету и налогообложению операций, связанных с процедурами банкротства.

При банкротстве бухгалтерский учет следует организовать по процедурам финансовой несостоятельности: наблюдению, финансовому оздоровлению, внешнему управлению, конкурсному производству, мировому соглашению. Во время проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, ответственность за организацию бухгалтерского учета несет арбитражный управляющий.

Согласно ст.9 Закона N 127-ФЗ в случае становления признаков банкротства руководитель организации-должника обязан направить сведения о несостоятельности, после чего, применяются всевозможные меры по восстановлению платежеспособности должника. По результатам рассмотрения заявления должника в арбитражном суде вводится наблюдение, задачей каторого является проверка достоверности и существенности признаков банкротства.

После устоновления возможности восстановления платежеспособности должника, на основании решения и заявления собрания кредиторов, арбитражным ссудом вводится внешнее управление, на срок не более чем на восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев или сокращен по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляюшего. Внешный управляющий в течение месяца с даты своего утверждения, разробатывет и предоставляет план управления на основании возможности востоновления платежеспасобности должника в соответствии с требованием федеральными законами. Востоновление платежеспособности может быть достигнута с помощю приминением таких мер, как: взыскание дебиторской задолженности, продажы части имущества, закрытие нерентабельных производств и другие.

Если попытка окажется безуспешным, то арбитражный суд принимает решение о признании организации-должника банкротом и открытии конкурсного производства, о его продажи и ликвидации. Конкурсное производство является завершающей процедурой банкротства, который вводится на срок до шести месяцев.

На любой стадии рассмотрения дела о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства) между должником и его конкурсными кредиторами может быть заключено мировое соглашение.

При проведении процедур у организации должника возникают дополнительные расходы, связанные рассмотрением дела, такие как: государственная пошлина, судебные издержки, публикация сведений в СМИ, вознаграждение арбитражным управляющим и привлеченным лицам. Эти расходы покрываются за счет имущества должника. В случае нехватки средств неоплаченная часть покрывается за счет заявителя.

  • Государственную пошлину надо учитывать в составе прочих расходов:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

  • При подаче искового заявления в суд:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», кредит счета 51 «Расчетные счета».

  • При выплате государственной пошлины истцу:

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит счета 51 «Расчетные счета».

  • Расходы на публикацию о признании должника банкротом, включаются в состав судебных расходов в соответствии со ст. 89 АПК РФ. Перечисленная предоплата за публикацию объявления о введении на предприятии процедуры наблюдения:

Дебет счета 76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и Кредит счета 51 «Расчетные счета».

  • В день выхода печатного издания на основе акта выполненных услуг, расходы на публикацию:

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы», Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

  • НДС, предъявленный организацией, оказывающей услуги по размещению объявления,:

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

  • Принятый НДС к вычету:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

  • Списание дебиторской задолженности оформляется по записями: Дебет 91, Кредит 62, 76; а списание кредиторской задолженности _ Дебет 60, Кредит 91;
  • Ликвидационный баланс закрывается путем записей: Дебет 99 Кредит 90, 91;

Что касается вознаграждения арбитражного управляющего, то оно выплачивается за каждый месяц осуществления им своих полномочий (ст. 20.6 «Закон о банкротстве»), включается в состав прочих расходов предприятия. Особенность заключается в том, что в этом случае не нужно начислять обязательные платежи по страховым взносом, и удерживать с него налог на доходы физических лиц. В бухгалтерском учете операция отражается так:

— Начислено — Дебет счета 26 «общехозяйственные расходы» и Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

— Выплачено — Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и Кредит счета 51 «Расчетные счета».

Во время выполнения судебных действий привлекаются также квалифицированные специалисты (юристы, эксперты). Если у организации в штате есть свой юрист, то расходы начисляются, как заработная плата штатному сотруднику, в другом случае, расходы на вознаграждение отражаются в составе общехозяйственных расходов.

Для учета денежных средств, материальных ценностей и имущественных прав, можно использовать счета: 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 41 «Товары», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 91«Прочие доходы и расходы».

Существует отличительная особенность в оценке активов, обязательств, доходов и расходов организации при обычных условиях и в ситуации банкротства. В первом случае, оценка производится по первоначальной стоимости, то есть по себестоимости, а в случае банкротства, особенно на его заключительных стадиях, по текущей рыночной стоимости. [2]

В соотсетствиис ФЗ «О несостоятельности (банкротсвте)» юридическое лицо обязан ввести бухгалтерский учет до момента его ликвидации. В условиях банкротствобухгалтерскый учет введется с нарушением таких принцип, как: принцип автономности, принцип последовательности применения учетной политики, принцип конфиденциальности, так как, сведения о деятельности должника перестают быть коммерческой тайной, а также, принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, на заключительных стадиях банкротства, теряет свое первоначальное значение. Это означает, что факты хозяйственной деятельности должны относиться к тому отчетному периоду, в котором они имели место. Когда наступает время банкротства, решающим является время поступления или выплаты денежных средств и погашения соответствующих долговых обязательств. Доходы и расходы признаются и отражаются в бухгалтерском учете на основе денежных потоков, а не относительно фактов совершения сделки. Сделок на заключительной стадии банкротства обычно не бывает.

Таким образом, целью учета и анализа в условиях антикризисного управления является прогнозирование возможного наступления банкротства, восстановления финансовой устойчивости и платежеспособности организаций и предупреждения ликвидации организации.

Литература:

1. Федеральный закон от 26.10.2002. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

2. Бухгалтерский учет в условиях антикризисного управления/учебное пособие/ под ред. В. Э. Керимова. — Москва, 2014 г. — 101с.

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. 04.11.2014);

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций — Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный