Авторы: Марченко Светлана Владимировна, Погосян Виктория Владимировна

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

V международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Марченко С. В., Погосян В. В. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в СКФО [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 82-84.



В статье освещаются общероссийские и региональные проблемы развития малого предпринимательства. Выявляются факторы, влияющие на развитие малого бизнеса. Определяются пути решения сложившихся проблем.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, государственное регулирование, фонды финансирования

В настоящее время российское Правительство считает одной из важнейших задач — развитие предпринимательства, поскольку именно оно позволит развиваться отечественной экономике более интенсивно и внесет весомый вклад в ВВП Российской Федерации. Государство постоянно совершенствует меры воздействия на малый бизнес, реализуя меры содействия его развитию. В перечне форм и методов воздействия на данный сегмент экономики центральное место отводится финансовым методам его регулирования, как наиболее результативным.

Не секрет, что меры, направленные на развитие малого бизнеса относятся к числу приоритетных социально — экономических задач современных рыночных экономик, включая финансовые механизмы, используемые для их реализации на практике.

Ключевая роль в решении проблем развития малого бизнеса отводится федеральному уровню, инициирующему генеральное направление финансовой политики на этом участке. Наряду с этим, на региональном и местном уровне реализуются программы поддержки и развития малого предпринимательства, целью которых является создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности субъектов малого бизнеса на внутреннем, межрегиональном и международных рынках. Реализация поставленной цели программ осуществляется посредством мероприятий, оказывающих как финансовую, так и информационную поддержку малому бизнесу.

К основным формам финансовой поддержки малого бизнеса можно отнести: предоставление субсидий на создание собственного бизнеса, субсидирование части затрат на технологическое присоединение, — к объектам электросетевого хозяйства: субсидирование части затрат на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования, материалов, субсидии начинающим малым и действующим инновационным компаниям и др. То есть, финансовая поддержка оказывается в виде предоставления безвозмездной и безвозвратной субсидии на определенные цели, которые сформированы в программах поддержки малого бизнеса.

Для решения, поставленных задач российским Правительством предприняты и другие меры для создания благоприятного климата и поддержки малого предпринимательства в России. К примеру, были упрощены некоторые процедуры регистрации малых предприятий, сокращено количество проверок, разработаны программы поддержки начинающим предпринимателям.

Так, согласно Постановлению от 29 декабря 2016 года № 1538, в целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета на господдержку малого и среднего предпринимательства исключена необходимость проведения конкурсного отбора субъектов Федерации для предоставления субсидий на эти цели. Это сократит сроки доведения до регионов средств на поддержку малого и среднего предпринимательства. За счёт объединения субсидий на поддержку малого и среднего предпринимательства и поддержку молодёжного предпринимательства в одну субсидию сокращается перечень документов, представляемых субъектом Федерации в Минэкономразвития России. Это позволит упростить процедуру получения регионами субсидии.

Также на развитие предпринимательства в России значительное влияние оказал экономический кризис и политическая обстановка в стране. Развитие предпринимательства в России по-прежнему сопряжено с целым рядом трудностей. С одной стороны крайне мала экономическая активность населения, с другой стороны тормозят развитие бюрократические барьеры региональных и местных властей.

По опросам руководителей малых предприятий основной проблемой в осуществлении предпринимательской деятельности является отсутствие возможности оперативно изыскивать финансовые средства на пополнение оборотных средств, а также на начало предпринимательской деятельности. При этом зачастую необходимые финансовые ресурсы для малых фирм и предпринимателей составляют от десяти до трехсот тысяч рублей в зависимости от оборота компании. Решая финансовые проблемы малого бизнеса, государство осуществляет меры в части его поддержки и развития, что имеет исключительно разовый и адресный характер.

Вместе с тем, основной проблемой малого бизнеса являются меняющиеся условия рынка, внешние и внутренние факторы, которые требуют быстрого оборота и принятия своевременного решения по организации процесса своего бизнеса за счет дополнительных финансовых ресурсов, которые в данном временном промежутке отсутствуют у предпринимателя, но должны поступить в будущем. Кроме проблем, вызванных недоступностью надёжных источников пополнения финансовых ресурсов, малый бизнес наделён целым рядом внутренних особенностей организации финансов, обусловленных спецификой самого существования малого предпринимательства, как самостоятельной формы бизнеса.

Еще одной серьезной проблемой, препятствующей развитию предпринимательства в России, является сложность получения кредитов. Большинство банков предпочитают работать с крупными корпорациями, выдача микрокредитов частным предпринимателям представляет для них небольшой интерес 1.

Таким образом, предпринимательство в России развивается довольно медленно, особенно в российской «глубинке», где практически невозможно создать малое предприятие, приносящее стабильный доход. Все эти негативные факторы привели к снижению числа малых предприятий в России (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Число малых предприятий по федеральным округам РФ в I полугодии 2014 г. 2

Рис. 2. Число малых предприятий по федеральным округам РФ в I полугодии 2016 г. 2

Причем, согласно данным Росстата, наименее привлекательным для развития малого бизнеса остается Северо-Кавказский федеральный округ. Так в период с 2014г. по 2016г. отмечается отсутствие роста числа малых предприятий, являющихся базой системы организации бизнеса каждого субъекта в составе федерального округа (табл. 1).

Таблица 1

Динамика малых предприятий вСКФО 2

Число малых предприятий в Iполугодии 2014 года

Число малых предприятий в Iполугодии 2016 года

тыс. единиц

в% китогу по России

тыс. единиц

в% китогу по России

Российская Федерация

235,5

100

172,8

100

Северо-Кавказский федеральный округ

5,4

2,3

3,4

1,9

Республика Дагестан

0,6

0,2

0,4

0,3

Республика Ингушетия

0,1

0,0

0,1

0,0

Кабардино-Балкарская Республика

0,5

0,2

0,4

0,2

Карачаево-Черкесская Республика

0,3

0,1

0,2

0,1

Республика Северная Осетия — Алания

0,5

0,2

0,4

0,2

Чеченская Республика

0,1

0,0

0,1

0,1

Ставропольский край

3,4

1,4

1,7

1,0

Отсутствие необходимых площадок для осуществления производственной деятельности, неразвитость транспортной системы и логистики, низкий уровень снабжения энергоресурсами, нехватка квалифицированных специалистов технической и инженерной сферы являются одними из сдерживающих факторов, препятствующих развитию малого предпринимательства и эффективному функционированию относящихся к нему хозяйствующих субъектов во всех регионах СКФО 3. К тому же, имеет место проблема распространения нелегального предпринимательства.

Пути решения существующей проблемы, предполагающие государственную финансовую помощь субъектам малого и среднего бизнеса, отражены в «Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года».

В субъектах СКФО функционируют фонды финансирования предприятий малого и среднего бизнеса, через которые осуществляется инвестирование средств в развитие хозяйствующих субъектов 3. Однако важна не только финансовая помощь, но и развитие информационной среды, научно-технической базы, совершенствование финансового законодательства РФ и правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, разработка эффективной системы кредитования малых предприятий. Комплексная реализация этих мер на федеральном и региональном уровне позволит повысить результаты деятельности функционирующих субъектов малого бизнеса, а также послужит инструментом стимулирования создания новых предприятий и их прогрессивного развития, что является залогом оптимального развития экономики всего федерального округа.

Литература:

  1. Погосян В. В. Условия функционирования банковской системы Российской Федерации на современном этапе // Kant. 2016. № 1 (18). С. 131–135.
  2. Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: http://www.gks.ru
  3. Марченко С. В. Финансовые результаты деятельности предприятий как индикатор развития СКФО // Kant. 2016. № 1 (18). С. 120–123.
Основные термины (генерируются автоматически): малого бизнеса, малого предпринимательства, малых предприятий, развития малого предпринимательства, развитие малого бизнеса, субъектов малого бизнеса, развития малого бизнеса, поддержки малого бизнеса, среднего предпринимательства, поддержки малого предпринимательства, развитие предпринимательства, существования малого предпринимательства, поддержку малого, развитию малого предпринимательства, проблемой малого бизнеса, проблемы малого бизнеса, перспективы развития малого, числа малых предприятий, проблемы развития малого, Число малых предприятий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос