Социальные, экологические, экономические проблемы и их взаимосвязь
Авторы: Токарева Екатерина Альбертовна, Токарев Алексей Алексеевич
Рубрика: 1. Экономическая теория
Опубликовано в
V международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 06.04.2017
Статья просмотрена: 9137 раз
Библиографическое описание:
Токарева, Е. А. Социальные, экологические, экономические проблемы и их взаимосвязь / Е. А. Токарева, А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12173/ (дата обращения: 24.11.2024).
}}}
Социально-экономическое развитие общества в XX в., в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, нанесло огромный ущерб окружающей природной среде. Человечество столкнулось с противоречиями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности.
Богатства природы, ее способность поддержать развитие общества и возможности самовосстановление не безграничны. Возросшая роль и мощь экономики стали разрушительной силой для биосферы и человека. При этом цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предположила ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества.
Интенсивное социально-экономическое развитие общества привело к беспрецедентной антропогенной нагрузке на природную среду и обострению экологической напряженности не только локальном, региональном, национальном, но и глобальном уровнях.
Проблемы деградации окружающей среды в результате хозяйственной деятельности (загрязнения атмосферы и водных источников, эрозия почв, обезлесивание, накопление промышленных и бытовых отходов, потепление климата, угроза озоновому слою стратосферы др.) начали перемещаться из сферы обеспокоенности ученых и общественности на уровень обсуждения и принятия решений высшими государственными структурами.
Устойчивое развитие предполагает создание такой социально-экономической системы, которая обеспечила бы на долгосрочной основе не только высокий уровень ее качества, то есть рост реальных доходов, образовательного уровня, улучшение здравоохранения и т. д.
Экологические проблемы заняли прочное место в государственной политике большинства стран мира, стали объектом серьезных научных исследований и разработок.
Во многих странах мира созданы управляющие структуры по охране окружающей среды, заключено множество международных конвенций по охране природы, разработаны сотни различных проектов по защите воздуха, воды и почв от загрязнения, сохранению озонового слоя земной атмосферы, спасению лесов, борьбы с опустыниванием, охране здоровья людей.
Однако результаты всех этих действий ничтожно малы. Они ограничиваются лишь тем, что в некоторых экономически развитых и богатых странах удалось несколько снизить экологическую напряженность на локальном уровне, однако на региональном уровне или тем более национальном таких успехов пока нет нигде.
Стало очевидным, что экологические проблемы по своей сути значительно сложнее, чем представлялось раньше. Они не только технико-технологические, сколько социальные. Необходимы радикальные изменения в образе мышления людей, структуре сложившихся потребностей.
За истекшие десятилетия большая часть развивающихся стран взяла за образец экономику индустриального Запада. Конвенция в Рио-де-Жанейро констатировала невозможность движения развивающихся стран по пути, которыми пришли к своему благополучию развитые государства. Эта модель признана ведущей к катастрофе и в связи с этим провозглашена необходимость перехода на рельсы устойчивого развития.
Правительства всех стран, говорится в решениях Конференции, должны разработать и принять национальные стратегии и планы реализации конвенции устойчивого развития, которая предполагает взаимозависимое решение экологических и социальных проблем в интересах нынешнего и будущих поколений.
Достижение устойчивого развития — это проблема общепланетарного масштаба, но уровень и степень ее решения в различных странах и регионах и регионах имеют существенные отличия.
К настоящему времени наметились контуры межгосударственного содружества по следующим направлениям.
- Принятие концептуальных и стратегических решений, определение потребностей и объемов экологической информации для принятия решений на различных уровнях управления, обеспечения гласности в вопросах экологии.
- Создание необходимой технической базы для сбора, передачи и обмена информацией.
- Решение организационных и материально-финансовых вопросов для создания, поддержания и совершенствования экологических информационных систем.
- Интеграция с международными информационными системами в области охраны окружающей среды.
В целях осуществления последовательного перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, а также руководствуясь программными документами, принятыми на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г.), президент Российской Федерации Б. Ельцин 1 апреля 1996 г. подписал Указ № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
Ценности и убеждения, стоящие на пути к гуманному и надежному будущему, родились не вчера: их корни тянутся в те времена, когда начиналась история человечества. Условия, в которых жили наши предки 10 тыс. лет назад,
В Концепции подчеркивается, что «к началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной. Ее негативное воздействие на окружающую среду существенно выше, чем в технологически передовых странах.
Значительная часть производственных фондов России не отвечает современным экономическим требованиям, а 16 % ее территории, где проживает больше половины населения, характеризуются как экологически неблагополучные. Груз накопленных в прошлом проблем и специфика переживаемого переходного периода предопределяют сложность и болезненность необходимых преобразований».
Однако тут же утверждается, что «осуществляемые реформы создают предпосылки для развития позитивных процессов, которые позволят решить существующие проблемы и войти России в XXI век с качественно новым потенциалом». За счет чего же это произойдет? Оказывается, что «изменение характера участия государства в хозяйственной деятельности, сокращение доли государственной собственности позволят создать экономические условия, обеспечивающие высокую деловую активность. Рыночный механизм в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировывать экономические стимулы бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде».
Далее в тексте следует множество безличных формулировок: «должны служить», «должны быть», «могут быть», «можно достичь» и т. д. Возникают вопросы: как и кто все это будет исполнять и что контролировать? Есть и призывы типа «добиться коренного улучшения состояния окружающей среды», ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий», «важным фактором обеспечения устойчивого развития является усиление роли основных социальных групп населения… Особое место здесь принадлежит молодежи». Все это уже было. Проявляя особую заботу о молодежи Министерство общего и профессионального образования ввело в образовательную подготовку новую специальность «безопасность жизнедеятельности». Кто, и чему и как учит — вопросы будущего.
А к чему привело хозяйствование в рыночных условиях, говорят данные, изложенные в Государственном докладе «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1996 году».
Несмотря на сокращение производства и закрытие многих предприятий специалисты Госкомитета РФ по охране окружающей среды утверждают, что уровень загрязнения атмосферы остается высоким. Список городов с максимальным содержанием загрязняющих веществ охватывает 70 городов.
Из-за нестабильной работы предприятий, их тяжелого финансового положения, а также неудовлетворенного бюджетного финансирования выполнение водоохранных мероприятий в стране осуществлялось крайне низкими темпами. Основные реки — Волга, Кубань, Обь, Енисей, Лена, Печора — оцениваются как загрязненные, а их крупные притоки — Ока, Кама, Томь, Иртыш, Тобол, Миасс, Висеть, Тура — «как сильнозагрязненные», к этой же категории относится река Урал.
Не лучше обстоят дела с состоянием почв, земельных и лесных ресурсов, растительного и животного мира, рыбных ресурсов. Для наибольшей части территорий самой острой признана проблема нарушения земель в процессе хозяйственной деятельности. Площадь земель, нарушенных при добыче полезных ископаемых и геологоразведочных работах, составляет 697,6 тыс. га.
Даже в обездоленных районах Крайнего Севера вследствие развития нефтегазового комплекса, и иных объектов предприятий добывающей, перерабатывающей промышленности, энергетике, транспорта продолжается сокращение площадей оленьих пастбищ, ухудшается их состояние, в результате сокращается запасы лишайниковых кормов. По сравнению с предыдущим годом площадь оленьих пастбищ сократилось на 1,3 млн. га.
В 1999 году общая площадь погибших лесонасаждений достигла 525,2 тыс. га. По сравнению с 1998 годом площадь погибших насаждений увеличилась в 3,2 раза.
Катастрофически гибнет среда обитания, среда, обеспечивающая жизнедеятельность человека. И если такое положение с окружающей средой будет продолжаться, то, по мнению специалистов, дети, родившиеся в 1998 г., не доживут до пенсионного возраста.
Нужны срочные меры со стороны государства. Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются:
1. Создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды.
2. Разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установления пределов ответственности за ее экономические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов.
Главным в государственном управлении процессом перехода к устойчивому развитию должна стать разработка системы программных и прогнозных документов:
‒ Государственной стратегии действий долгосрочного характера;
‒ Долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих в качестве составного компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности;
‒ Краткосрочные прогнозы и программы отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней.
Это предполагает эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов РФ, то предполагает важность разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также интеграция этих программ при разработки государственной политики в области устойчивого развития.
Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам. Поскольку биосфера как регулятор окружающей среды представляет собой единую систему, поскольку переход к устойчивому развитию всего мирового сообщества может быть осуществлен только в условиях эффективного международного сотрудничества.
Роль России в решении актуальных проблем в области экологии определяется обладанием большими территориями, которые не используются под хозяйственной деятельностью и являются определенным резервом устойчивости всей биосферы в целом.
К числу важнейших научных проблем, решение которых возможно лишь в рамках международного сотрудничества ученых, относится определение характеристик экологической устойчивости планеты в целом и основных подсистем биосферы. Благодаря своему научному потенциалу Россия может сыграть одну из важнейших ролей. Резкое снижение государственного финансирования производственной и научной деятельности в этих регионах вызвало резкое ухудшение их социально-экономического состояния.
Основное достояние и самый эффективный резерв экономического развития страны — высокий научно-технический потенциал оказался в кризисном состоянии.
Литература:
- Бобылев С. Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007. — XXVI, 501 с.
- Перман Р. и др. Экономика природных ресурсов и охраны окружающей среды. М.: ТЕИС. 2007.
- Татаркин А. И. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории / А. И. Татаркин, Д. С. Львов, А. А. Куклин, А. Л. Мызин, Л. Л. Богатырев, Б. А. Коробицын, В. И. Яковлев. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. — 276 с.
- Хаустов А. П., Редина М. М. Экономика природопользования: Учеб. пособие. — М.: Изд-во РУДН.,2002. — 216 с.