Таксономия механизма стратегического управления | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 02.02.2017

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Текиев, М. В. Таксономия механизма стратегического управления / М. В. Текиев, И. А. Болиева, С. В. Панкратов. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 113-114. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/220/11830/ (дата обращения: 19.04.2024).



Под стратегическим менеджментом понимается особый тип управления организацией, суть которого И. Ансофф определил как «взаимосвязанный комплекс планирования стратегии организации и внедрения выработанных планов в жизнь».

Стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, что позволяет организации добиваться поставленных долгосрочных целей и задач [1].

Можно предложить следующую таксономию механизма стратегического управления (таксономия — это наука о классификации объектов, явлений). Она позволяет упорядочить представление о механизме управления и понимание связей между его элементами. Модель механизма стратегического управления представлена на рис.1.

Рис. 1. Модель механизма стратегического управления

Размерность модели: 7 х 5 х 6 = 210

Каждая клетка в модели имеет определенный смысл.

Так, клетка 1.3.-2.3. (заштрихована) — означает модель процесса разработки стратегических планов производства продукции; клетка 1.1.-2.2. — модель процесса целеполагания в сфере маркетинга.

Это представление процесса стратегического управления на плоскости. Для объемного представления механизма стратегического управления дополним его третьей характеристикой — элементами. Получим геометрическую фигуру — четырехгранник. Тогда фигура 1.3.-2.3.-3.1. будет означать модель информационной системы процесса разработки стратегических планов производства продукции. В целом же модель будет включать все виды работ, которые необходимо системно выполнять в ходе разработки и осуществления стратегии предприятия.

Совершенствование управления должно быть направлено на то, чтобы поставлять на внутренний и внешний рынок качественные и конкурентные, пользующиеся спросом товары и услуги. А это невозможно без внедрения стратегического управления, при этом не отдельных его элементов, а системы механизмов. Для реализации общей экономической цели предприятия система стратегического управления должна быть ориентирована на создание условий для эффективного использования ресурсов и рыночного роста за счет поддержания равновесного состояния организации с внешней средой, т. е. ее адаптации к внешним изменениям, и, следовательно, должна иметь адаптивные механизмы.

Типология адаптивных механизмов стратегического управления основывается на адаптивных системах, присущих живой природе и технике.

Существуют три типа подобных механизмов:

  1. Механизмы с пассивной адаптацией к внешней среде. Они решают задачу функционирования системы в стабильной, несложной и достаточно определенной среде и направлены на выбор наиболее благоприятных условий деятельности организации из тех, что уже имеются в сложившейся `нише` внешней среды. Существенное изменение условий в рамках выбранной `ниши` приводит к качественной внутренней перестройке производственно-хозяйственной системы организации. Эти механизмы характерны для таких систем управления, как системы реактивной адаптации, бюджетно-финансового контроля, долгосрочного планирования, стратегического планирования
  2. Механизмы с активной адаптацией. В их основе лежит непосредственная адаптация Они направлены на активное использование элементов внешней среды в деятельности предприятия, в частности, на поиск наиболее благоприятных условий перехода в новые `ниши`. Адаптивная реакция организации на изменения во внешней среде по большей части проявляется в быстрой обратимой перестройке внутренних структур и в использовании сложных форм стратегического поведения. Внимание уделяется построению систем прогнозирования состояния среды и разработке ответных внутренних мероприятий. Механизмы с активной адаптацией подходят к типам управления, которые И. Ансофф определил как системы управления путем выбора стратегической позиции, ранжирования стратегических задач, реакции на слабые сигналы, а также управления в условиях стратегических неожиданностей
  3. Механизмы, направленные на формирование внешней среды. Они используются для формирования наиболее благоприятных условий для функционирования организации. В их основе лежит предварительная адаптация. Основным направлением использования этих механизмов является формирование элементов среды, обеспечивающих набор внешних параметров, оптимальных для функционирования организации. Стратегические решения при этом принимаются на основе интуитивных предложений о состоянии внешней среды и `коллективной логики`. Механизмы, направленные на формирование внешней среды, применимы для систем управления на основе коллективной стратегии, инновационного управления и др.

Итак, по своей сути адаптивные механизмы представляют собой совокупности определенных действий (или бездействий) организации, основанные на информации, полученной в результате стратегического анализа с помощью методов SWOT и PEST. Основная функция адаптивных механизмов состоит в том, что они помогают выбрать стратегию взаимодействия организации с внешней средой [3].

Таким образом, все предложенные механизмы должны быть включены в единую систему стратегического управления как элементы общей системы управления.

Литература:

  1. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления. Учебник. М. А. Чернышев и др. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 506 с.
  2. Ансофф И. Стратегический менеджмент: классическое издание. — СПб. Питер, 2009.
  3. Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
Основные термины (генерируются автоматически): внешняя среда, стратегическое управление, механизм, система управления, PEST, SWOT, активная адаптация, модель механизма, производство продукции, функционирование организации.

Похожие статьи

Обновление организационной структуры управления как...

стратегическое управление, внешняя среда, механизм, система управления, PEST, производство продукции, модель механизма, активная адаптация, SWOT, функционирование организации.

Оптимальная система стратегического управления...

Система стратегического управления позволяет:  усилить стратегическую адаптацию

Систему стратегического управления можно определить как такое управление организацией, которое

Стратегическое управление нефтегазовыми компаниями...

Стратегическое управление нефтегазовыми компаниями с помощью системы сбалансированных показателей.

Данный этап проводится с помощью SWOT-анализа, PEST-анализа, анализа TEMPLES, портфельных методов позиционирования стратегических...

Управление сортировочной горкой с учетом анализа...

стратегическое управление, внешняя среда, механизм, система управления, PEST, производство продукции, модель механизма, активная адаптация, SWOT...

Анализ инструментов стратегического планирования

Многие менеджеры акцентируют внимание на применение лишь некоторых инструментов стратегического управления: SWOT и PEST анализы, матрица БКГ, матрица Ансоффа, модель 5 конкурентных сил Портера.

Разработка стратегии развития организации | Статья в журнале...

SWOT-анализ выступает в роли инструмента по структурированию информации о состоянии организации на рынке.

антикризисное управление, стратегия, предприятие, антикризисная стратегия, внешняя среда, устранение причин, кризис, кризисная ситуация, начальная...

Использование методик оценки стратегического положения...

Стратегическое управление пищевого предприятия можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов

SWOT-анализ детализируется в формате PEST + M, в котором все факторы внешней среды делятся на пять групп: политических (POLICY)...

Анализ внешней среды организации (на примере ООО...)

Библиографическое описание: Коробова Е. А. Анализ внешней среды организации (на примере ООО

Для анализа внешней среды используется такой метод как PEST-анализ.

Полное устранение потерь на производстве благодаря системе «точно в срок».

Стратегическое планирование как основной элемент...

Ключевые слова: стратегическое планирование, механизм управления, управленческие решения, поэтапный алгоритм

Результаты исследований внутренней и внешней среды хозяйствования предприятия, определенные в ходе PEST и SWOT- анализа на...

Похожие статьи

Обновление организационной структуры управления как...

стратегическое управление, внешняя среда, механизм, система управления, PEST, производство продукции, модель механизма, активная адаптация, SWOT, функционирование организации.

Оптимальная система стратегического управления...

Система стратегического управления позволяет:  усилить стратегическую адаптацию

Систему стратегического управления можно определить как такое управление организацией, которое

Стратегическое управление нефтегазовыми компаниями...

Стратегическое управление нефтегазовыми компаниями с помощью системы сбалансированных показателей.

Данный этап проводится с помощью SWOT-анализа, PEST-анализа, анализа TEMPLES, портфельных методов позиционирования стратегических...

Управление сортировочной горкой с учетом анализа...

стратегическое управление, внешняя среда, механизм, система управления, PEST, производство продукции, модель механизма, активная адаптация, SWOT...

Анализ инструментов стратегического планирования

Многие менеджеры акцентируют внимание на применение лишь некоторых инструментов стратегического управления: SWOT и PEST анализы, матрица БКГ, матрица Ансоффа, модель 5 конкурентных сил Портера.

Разработка стратегии развития организации | Статья в журнале...

SWOT-анализ выступает в роли инструмента по структурированию информации о состоянии организации на рынке.

антикризисное управление, стратегия, предприятие, антикризисная стратегия, внешняя среда, устранение причин, кризис, кризисная ситуация, начальная...

Использование методик оценки стратегического положения...

Стратегическое управление пищевого предприятия можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов

SWOT-анализ детализируется в формате PEST + M, в котором все факторы внешней среды делятся на пять групп: политических (POLICY)...

Анализ внешней среды организации (на примере ООО...)

Библиографическое описание: Коробова Е. А. Анализ внешней среды организации (на примере ООО

Для анализа внешней среды используется такой метод как PEST-анализ.

Полное устранение потерь на производстве благодаря системе «точно в срок».

Стратегическое планирование как основной элемент...

Ключевые слова: стратегическое планирование, механизм управления, управленческие решения, поэтапный алгоритм

Результаты исследований внутренней и внешней среды хозяйствования предприятия, определенные в ходе PEST и SWOT- анализа на...