Библиографическое описание:

Андреева Г. С. Институт саморегулирования строительной отрасли в РФ: возникновение, становление, текущая ситуация [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 32-34.



На сегодняшний день институт саморегулирования имеет много сторонников и противников, но нельзя отрицать того факта, что в современных рыночных условиях данный механизм динамично развивается и уже реализуется во многих сферах российской экономики.

В строительной отрасли и смежных с ней отраслях проектирования и инженерных изысканий саморегулируемые организации (СРО) добровольного типа начинают появляться с 2007 года. Это обусловлено введением 1 декабря 2007 года 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». На тот момент со стороны органов государственной власти серьезного внимания к работе первых саморегулируемых организаций не возникало, поскольку они имели добровольный характер и их решения не были обязательными для всех участников рынка.

22 июля 2008 года по решению Государственной Думы РФ в Градостроительный кодекс РФ была введена глава 6.1 в соответствии с 148-ФЗ, описывающая особенности саморегулирования в строительстве и основные требования к СРО строительной сферы. Позже в данную главу вносились следующие поправки:

− 27 июля 2010 г. — 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»;

− 7 июня 2013 г. — 113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций»;

− 22 октября 2014 г. — 320-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ»;

− 24 ноября 2014 г. — 359-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и ст. 1 ФЗ «О саморегулируемых организациях»»;

− 03 июля 2016 г. — 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Институт саморегулирования выступил в качестве инструмента распределения контрольных и надзорных функций за деятельностью строительных организаций, а также ответственности за их действия, между государством и непосредственно участниками рынка. Таким образом, в 2009 году лицензирование строительной деятельности сменяется системой саморегулирования, а вместо лицензий появляются свидетельства о допуске к работам.

В то же время стоит отметить, что значительная часть контролирующих и регулирующих функций сохранялась за государственными структурами. Постановлением Правительства от 19 ноября 2008 г. № 864 было определено, что государственный реестр СРО и государственный надзор за ними будет вести Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), а перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, утверждает Минрегионразвития России. Порядок ведения государственного реестра СРО был установлен Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. № 724.

В 2009 году по решению I Всероссийского Съезда саморегулируемых организаций (СРО), основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ была создана Ассоциация «Национальное объединение строителей» (далее — НОСТРОЙ). В качестве основных целей НОСТРОЙ можно выделить: защиту и представление интересов СРО; выработку стандартов и правил регулирования деятельности СРО в строительстве; создание условий для эффективного сотрудничества между всеми участниками системы саморегулирования (СРО, строительными организациями, государственными и муниципальными органами власти, потребителями работ и др.). На базе НОСТРОЙ 2015 году был запущен Единый реестр членов саморегулируемых организаций в строительстве. Его введение позволило заказчикам, застройщикам и другим заинтересованным лицам получать актуальную информацию о деятельности строительных компаний и их членстве в СРО.

К октябрю 2009 г. более 80 некоммерческих партнерств уже получили статус саморегулируемых организаций. На конец апреля 2010 года всего в отрасли строительства, проектирования и инженерных изысканий получили статус СРО 404 некоммерческих партнерства, что составляет более 80 % от количества имеющихся СРО на данный момент. Далее институт саморегулирования перешел в стадию планомерного развития. Постоянно совершенствуется законодательство и работа всего механизма, увеличивается качество выполняемых функций СРО по контролю и сопровождению организаций-членов, меняется форма работы национальных объединений. Вместе с тем оставались проблемы, которые требовали кардинальной реформы: торговля свидетельствами о допуске, утрата средств КФ СРО, формальные требования СРО к деятельности своих членов при проверках и прочие.

На сегодняшний день в Государственный реестр саморегулируемых организаций внесены сведения о 497 действующих саморегулируемых организациях: 267 СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, 190 СРО в области архитектурно-строительного проектирования, 40 СРО в области инженерных изысканий.

17 мая 2016 года в числе поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета РФ (№ Пр-1138ГС от 11 июня 2016 года) были обозначены ключевые направления для совершенствования системы саморегулирования в строительной отрасли. В соответствии с данным поручением с 3 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». До 01.07.2017 определен переходный период для саморегулируемых организаций в области строительства и их членов. Далее в таблице № 1 приводятся ключевые этапы реорганизации системы саморегулирования в строительстве [5].

Новый закон отменяет свидетельства о допуске к работам, устанавливает требования к квалификационному составу специалистов, вводит региональный принцип членства в СРО. В соответствии с п.18 ст. 5 Федерального закона № 372-ФЗ от 01.07.2016 г. «…Членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация».

Кроме того, вводятся поправки относительно условий членства. Теперь обязательный характер членства в СРО остается только для лиц, заключающих договоры строительного подряда напрямую с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, осуществляющим эксплуатацию здания, региональным оператором (для строительства и проектирования), либо лицом, получившим разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (для инженерных изысканий). А также для застройщиков, в случае, если они сами выполняют инженерные изыскания, проектные работы, осуществляют строительство.

Если до этого СРО обязаны были формировать только компенсационный фонд (КФ, компфонд) возмещения вреда, то теперь согласно 372-ФЗ в целях обеспечения имущественной ответственности членов СРО по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда, саморегулируемыми организациями будет формироваться компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Таблица 1

Ключевые этапы реорганизации системы саморегулирования встроительстве

Период

Этап

Пояснение

До 1 ноября 2016 года

Размещение средств КФ СРО в надежных банках

Требования к размещению средств КФ СРО в банках определены Постановлением Правительства РФ от 27.09.2016 № 970

До 1 декабря 2016 года

Самоопределение членов СРО

До 1 декабря 2016 года все члены СРО должны подать в свою СРО уведомление о прекращении членства в СРО, в т. ч. с последующим переходом в другую СРО, или о готовности остаться в этой СРО. При желании перейти в другую СРО членство прекращается с даты, указанной в уведомлении, но не позднее 1 июля 2017 года. До 1 сентября 2017 года необходимо обратиться в «прежнюю» СРО с заявлением о переводе компфонда.

До 1 марта 2017 года

Проведение общих собраний СРО

Все СРО до 1 марта 2017 года должны провести общие собрания членов СРО, на которых будет принято решение о реорганизации СРО или о формировании компфондов СРО в соответствии с новыми требованиями законодательства.

До 1 июля 2017 года

Приведение в соответствие с ГрК РФ устава, документов, КФ СРО, реестр членов СРО

До 1 июля 2017 года СРО подают в Ростехнадзор документы для подтверждения своего статуса.

С 1 июля 2017 года

Прекращение действия свидетельств о допуске к работам

С 1 октября 2017 года

Исключение СРО Ростехнадзором из реестра в случае не подтверждения своего статуса

По состоянию на 25 ноября 2016 года 50 СРО не подали информацию в НОСТРОЙ по итогам исполнения первого этапа реформирования — размещения средств КФ СРО на специализированных счетах в надежных банках. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации планирует подвести первые итоги реформирования СРО к осени 2017 года.

В конце стоит отметить, что развитие и становление института саморегулирования в России имеет свои особенности, которые обусловлены условиями создания СРО. Принятие 372-ФЗ способствует совершенствованию института и решению ряда назревших проблем. По прогнозам экспертов законодательство будет еще дорабатываться как минимум в течение полутора лет, это значит, что реформа совершенствования системы саморегулирования строительной отрасли России еще далека от завершения.

Литература:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федеральный закон: от 29.12.2004 № 90-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) (с измен. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2016). — Ст. 6.1
  2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О саморегулируемых организациях» [Электронный ресурс]: www.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2016).
  3. Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ (действующая редакция, 2016) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]: www.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2016).
  4. Официальный сайт Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР): http://gosnadzor.ru/ (дата обращения: 25.11.2016).
  5. Официальный сайт Национального объединения строителей: http://nostroy.ru/ (дата обращения: 25.11.2016).
  6. Белоусов А. И., Худзинская И. А. Саморегулируемые организации в строительстве и их объединения как регулятор предпринимательской деятельности. — СПб.: Издательский дом «Инкери», 2014. — 176 с.
  7. Масюк Н. Н., Маркин Д. Н. Формирование и становление института саморегулирования предпринимательской деятельности в России // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 4(52). — С. 147–149.
  8. Юрьева Т. В., Миронюк Н. Ю. Саморегулирование: история вопроса и перспективы развития // Экономический анализ: история и практика. — 2011. — № 44(251). — С. 54–58.
Основные термины (генерируются автоматически): «О внесении изменений, Российской Федерации, Градостроительный кодекс, отдельные законодательные акты, Градостроительный кодекс Российской, законодательные акты Российской, системы саморегулирования, кодекс Российской Федерации, СРО строительной, акты Российской Федерации», СРО членство, СРО уведомление, СРО обязаны, саморегулирования строительной отрасли, инженерных изысканий, реорганизации системы саморегулирования, объектов капитального строительства, становление института саморегулирования, совершенствования системы саморегулирования, дата обращения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос