Институт саморегулирования строительной отрасли в РФ: возникновение, становление, текущая ситуация | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Андреева Г. С. Институт саморегулирования строительной отрасли в РФ: возникновение, становление, текущая ситуация [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 32-34. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/219/11589/ (дата обращения: 22.06.2018).



На сегодняшний день институт саморегулирования имеет много сторонников и противников, но нельзя отрицать того факта, что в современных рыночных условиях данный механизм динамично развивается и уже реализуется во многих сферах российской экономики.

В строительной отрасли и смежных с ней отраслях проектирования и инженерных изысканий саморегулируемые организации (СРО) добровольного типа начинают появляться с 2007 года. Это обусловлено введением 1 декабря 2007 года 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». На тот момент со стороны органов государственной власти серьезного внимания к работе первых саморегулируемых организаций не возникало, поскольку они имели добровольный характер и их решения не были обязательными для всех участников рынка.

22 июля 2008 года по решению Государственной Думы РФ в Градостроительный кодекс РФ была введена глава 6.1 в соответствии с 148-ФЗ, описывающая особенности саморегулирования в строительстве и основные требования к СРО строительной сферы. Позже в данную главу вносились следующие поправки:

− 27 июля 2010 г. — 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»;

− 7 июня 2013 г. — 113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций»;

− 22 октября 2014 г. — 320-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ»;

− 24 ноября 2014 г. — 359-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и ст. 1 ФЗ «О саморегулируемых организациях»»;

− 03 июля 2016 г. — 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Институт саморегулирования выступил в качестве инструмента распределения контрольных и надзорных функций за деятельностью строительных организаций, а также ответственности за их действия, между государством и непосредственно участниками рынка. Таким образом, в 2009 году лицензирование строительной деятельности сменяется системой саморегулирования, а вместо лицензий появляются свидетельства о допуске к работам.

В то же время стоит отметить, что значительная часть контролирующих и регулирующих функций сохранялась за государственными структурами. Постановлением Правительства от 19 ноября 2008 г. № 864 было определено, что государственный реестр СРО и государственный надзор за ними будет вести Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), а перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, утверждает Минрегионразвития России. Порядок ведения государственного реестра СРО был установлен Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. № 724.

В 2009 году по решению I Всероссийского Съезда саморегулируемых организаций (СРО), основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ была создана Ассоциация «Национальное объединение строителей» (далее — НОСТРОЙ). В качестве основных целей НОСТРОЙ можно выделить: защиту и представление интересов СРО; выработку стандартов и правил регулирования деятельности СРО в строительстве; создание условий для эффективного сотрудничества между всеми участниками системы саморегулирования (СРО, строительными организациями, государственными и муниципальными органами власти, потребителями работ и др.). На базе НОСТРОЙ 2015 году был запущен Единый реестр членов саморегулируемых организаций в строительстве. Его введение позволило заказчикам, застройщикам и другим заинтересованным лицам получать актуальную информацию о деятельности строительных компаний и их членстве в СРО.

К октябрю 2009 г. более 80 некоммерческих партнерств уже получили статус саморегулируемых организаций. На конец апреля 2010 года всего в отрасли строительства, проектирования и инженерных изысканий получили статус СРО 404 некоммерческих партнерства, что составляет более 80 % от количества имеющихся СРО на данный момент. Далее институт саморегулирования перешел в стадию планомерного развития. Постоянно совершенствуется законодательство и работа всего механизма, увеличивается качество выполняемых функций СРО по контролю и сопровождению организаций-членов, меняется форма работы национальных объединений. Вместе с тем оставались проблемы, которые требовали кардинальной реформы: торговля свидетельствами о допуске, утрата средств КФ СРО, формальные требования СРО к деятельности своих членов при проверках и прочие.

На сегодняшний день в Государственный реестр саморегулируемых организаций внесены сведения о 497 действующих саморегулируемых организациях: 267 СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, 190 СРО в области архитектурно-строительного проектирования, 40 СРО в области инженерных изысканий.

17 мая 2016 года в числе поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета РФ (№ Пр-1138ГС от 11 июня 2016 года) были обозначены ключевые направления для совершенствования системы саморегулирования в строительной отрасли. В соответствии с данным поручением с 3 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». До 01.07.2017 определен переходный период для саморегулируемых организаций в области строительства и их членов. Далее в таблице № 1 приводятся ключевые этапы реорганизации системы саморегулирования в строительстве [5].

Новый закон отменяет свидетельства о допуске к работам, устанавливает требования к квалификационному составу специалистов, вводит региональный принцип членства в СРО. В соответствии с п.18 ст. 5 Федерального закона № 372-ФЗ от 01.07.2016 г. «…Членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация».

Кроме того, вводятся поправки относительно условий членства. Теперь обязательный характер членства в СРО остается только для лиц, заключающих договоры строительного подряда напрямую с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, осуществляющим эксплуатацию здания, региональным оператором (для строительства и проектирования), либо лицом, получившим разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (для инженерных изысканий). А также для застройщиков, в случае, если они сами выполняют инженерные изыскания, проектные работы, осуществляют строительство.

Если до этого СРО обязаны были формировать только компенсационный фонд (КФ, компфонд) возмещения вреда, то теперь согласно 372-ФЗ в целях обеспечения имущественной ответственности членов СРО по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда, саморегулируемыми организациями будет формироваться компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Таблица 1

Ключевые этапы реорганизации системы саморегулирования встроительстве

Период

Этап

Пояснение

До 1 ноября 2016 года

Размещение средств КФ СРО в надежных банках

Требования к размещению средств КФ СРО в банках определены Постановлением Правительства РФ от 27.09.2016 № 970

До 1 декабря 2016 года

Самоопределение членов СРО

До 1 декабря 2016 года все члены СРО должны подать в свою СРО уведомление о прекращении членства в СРО, в т. ч. с последующим переходом в другую СРО, или о готовности остаться в этой СРО. При желании перейти в другую СРО членство прекращается с даты, указанной в уведомлении, но не позднее 1 июля 2017 года. До 1 сентября 2017 года необходимо обратиться в «прежнюю» СРО с заявлением о переводе компфонда.

До 1 марта 2017 года

Проведение общих собраний СРО

Все СРО до 1 марта 2017 года должны провести общие собрания членов СРО, на которых будет принято решение о реорганизации СРО или о формировании компфондов СРО в соответствии с новыми требованиями законодательства.

До 1 июля 2017 года

Приведение в соответствие с ГрК РФ устава, документов, КФ СРО, реестр членов СРО

До 1 июля 2017 года СРО подают в Ростехнадзор документы для подтверждения своего статуса.

С 1 июля 2017 года

Прекращение действия свидетельств о допуске к работам

С 1 октября 2017 года

Исключение СРО Ростехнадзором из реестра в случае не подтверждения своего статуса

По состоянию на 25 ноября 2016 года 50 СРО не подали информацию в НОСТРОЙ по итогам исполнения первого этапа реформирования — размещения средств КФ СРО на специализированных счетах в надежных банках. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации планирует подвести первые итоги реформирования СРО к осени 2017 года.

В конце стоит отметить, что развитие и становление института саморегулирования в России имеет свои особенности, которые обусловлены условиями создания СРО. Принятие 372-ФЗ способствует совершенствованию института и решению ряда назревших проблем. По прогнозам экспертов законодательство будет еще дорабатываться как минимум в течение полутора лет, это значит, что реформа совершенствования системы саморегулирования строительной отрасли России еще далека от завершения.

Литература:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федеральный закон: от 29.12.2004 № 90-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) (с измен. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2016). — Ст. 6.1
  2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О саморегулируемых организациях» [Электронный ресурс]: www.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2016).
  3. Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ (действующая редакция, 2016) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]: www.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2016).
  4. Официальный сайт Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР): http://gosnadzor.ru/ (дата обращения: 25.11.2016).
  5. Официальный сайт Национального объединения строителей: http://nostroy.ru/ (дата обращения: 25.11.2016).
  6. Белоусов А. И., Худзинская И. А. Саморегулируемые организации в строительстве и их объединения как регулятор предпринимательской деятельности. — СПб.: Издательский дом «Инкери», 2014. — 176 с.
  7. Масюк Н. Н., Маркин Д. Н. Формирование и становление института саморегулирования предпринимательской деятельности в России // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 4(52). — С. 147–149.
  8. Юрьева Т. В., Миронюк Н. Ю. Саморегулирование: история вопроса и перспективы развития // Экономический анализ: история и практика. — 2011. — № 44(251). — С. 54–58.
Основные термины (генерируются автоматически): СРО, Российская Федерация, внесение изменений, Градостроительный кодекс РФ, размещение средств, капитальное строительство, июль, институт саморегулирования, строительство, Градостроительный кодекс.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос