Библиографическое описание:

Майорова Т. В. Экономика, основанная на знаниях: формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 3-6.



Экономика, основанная на знаниях: формирование ключевых компетенций всфере экологического менеджмента

Майорова Татьяна Владимировна, старший преподаватель

Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова

В статье исследуется процессы интеграции российских и европейских стандартов образования. Рассматриваются вопросы создания и реализации образовательных программ, направленных на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента.

Ключевые слова: экономика, образование, ключевые компетенции, экологический менеджмент

The article examines the processes of integrating Russian and European standards of education. A review of problems of development and implementation of educational programs aimed at the formation of the key competences in the sphere of environmental management.

Keywords: economics, education, key competencies, environmental management

Для интеграции европейских стандартов образования и развития экономики, основанной на знаниях, необходимо использование единых механизмов и принципов для внедрения систем профессионального образования и обучения, в том числе прозрачности квалификаций и компетенций, образования в течение всей жизни.

Это требует, в частности:

 развития и реализации форм открытого обучения, позволяющего людям самим определять образовательные траектории и осуществлять непрерывное обучениевизменяющихся социально-экономических условиях;

 опережающего определения потребности в умениях и планированию образования, что особенно важно для формирования ключевых компетенций в условиях экономики, основанной на знаниях.

В России завершается переход к профессиональному образованию, основанному на компетенциях и образовательных стандартах профессионального образования, ориентированных на результат обучения. Дальнейшая интеграция европейской системы образования лежит в плоскости развития и реализации форм открытого обучения, непрерывного обучениявтечение жизни, определения и планирования будущих умений.

Компетентностный подход, положения которого закреплены в документах ЕС, лежит в основе европейской и национальной системы квалификаций, формируемой в целях обеспечения сопоставимости на международном уровне, для международного признания квалификаций, содействия зарубежной мобильности студентов и выпускников.

Европейская стратегия роста «Европа 2020» устанавливает три взаимодополняющих приоритета: высокий уровень занятости, производительности и социальной сплоченности. ЕС установил пять целей, которые должны быть достигнуты к 2020 году в сфере занятости, инноваций, образования, искоренения бедности и борьбы с изменением климата:

  1. Обеспечить 75 % занятости людей в возрасте от 20 до 64 лет.
  2. Инвестиции в инновации 3 % от ВВП ЕС
  3. Сокращение выбросов парниковых газов на 20 %, производство 20 % энергии из возобновляемых источников, повышение энергоэффективности на 20 %
  4. Снизить процент ранних выпускников школ на 10 %, увеличить на 40 % 30–34-летних, завершивших высшее образование.
  5. Сократить количество бедных или подверженных риску бедности и социальной изоляции людей на 20 миллионов.

Эти цели взаимосвязаны и взаимно усиливают друг друга:

 лучшее образование помогает в поиске занятости и сокращение бедности;

 исследования и инновации в экономике, в сочетании с более эффективным использованием ресурсов повышают конкурентоспособность и создают рабочие места;

 инвестиции в экологически чистые технологии помогают бороться с изменением климата, создавая новые возможности для бизнеса и работы.

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов являются одной из основных областей сотрудничества России и европейских стран в рамках Европейской политики соседства (ЕПС). Страны региона имеют общие экологические проблемы, а также сталкиваются с новыми видами воздействия на окружающую среду, сопровождающими ускорение экономического роста. К типичным проблемам относятся низкая энергоэффективность, плохое состояние природоохранной инфраструктуры, несбалансированная эксплуатация природных ресурсов, а также загрязнение воздуха. По объему выбросов парниковых газов страны Евросоюза и Россия занимают, соответственно 4 и 5 места в мире. Национальные планы действий стран ЕПС содержат мероприятия по совершенствованию управления в природоохранной сфере, решению конкретных экологических проблем, а также развитию регионального и трансграничного сотрудничества по природоохранным вопросам.

Взаимоотношения стран Евросоюза и России по природоохранным вопросам основаны на стратегическом партнерстве, так как Россия не является участницей ЕПС. При этом Россия является активным участником работы в области экологических показателей, ведущейся под эгидой Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. С 2011 года систематически развивается использование показателей для подготовки национальных докладов о состоянии окружающей среды, согласно детальному обзору, подготовленному ЕЭК ООН в 2015 году, три из восьми приоритетных показателей из основного набора показателей (выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, выбросы парниковых газов, концентрация аммония в реках) полностью отвечают согласованным требованиям, а в отношении остальных ведется работа по их совершенствованию.

В соответствии с планом действий Европейской Комиссии в области умений и мобильностиосновной целью образовательного процесса становится формирование рабочей силы, которая может занимать высококвалифицированные и высоко оплачиваемые рабочие места, учиться и работать в странах Европейского Союза и России.

Такая постановка цели усиливает роль образования как системообразующего фактора экономической и социальной политики и средства повышения конкурентоспособности Европы и России в мировом масштабе и требует разработки и реализации стратегии, целью которой является усиление взаимодействия в области экономики, занятости и развития человеческих ресурсов, универсализации результатов обучения и компетенций, повышение отдачи от инвестиций в человеческие ресурсы.

Формирование ключевых компетенций в области улучшения эффективности использования ресурсов, создание экологически чистых производств важно для Европейского союза (ЕС) и его соседей, так как загрязнение окружающей среды и изменение климата не знают государственных границ, и их последствия сказываются на всех.

Образовательные программы,направленные на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента в условиях устойчивого развития, должны обеспечить получение новых знаний, адаптацию имеющихся знаний, личностную адаптацию к новым требованиям и ситуациям трудовой деятельности, ситуации на рынке труда в условиях экологической реновации экономики.

Цель реализации образовательных программобеспечение углубленного изучения вопросов в сфере экологического менеджмента, формирование квалификаций и компетенций, необходимых в условиях динамично меняющейся экономики, и в то же время поощрение преподавателей и исследователей в области интеграции европейской системы образования.

Экологический менеджмент — эффективный инструмент глобальной политической и экономической конкуренции в условиях устойчивого развития экономики, стержнем которого является концепция низкоуглеродной экономики, реализация которой — эффективный способ управления национальным инновационным процессом, стимул для технологического обновления отраслей и создания новых рабочих мест.

Низкоуглеродная экономика стала приоритетом ряда политических программ, включая стратегию развития Европейского Союза до 2020 года «Европа 2020», Дорожную карту по продвижению к низкоуглеродной экономике до 2050 года и приоритеты декарбонизации для энергетического и транспортного секторов.

В соответствии с задачами Копенгагенского процесса, результат завершения образовательных программ, направленных на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента — приобретенные и продемонстрированные ключевые компетенции, которые обеспечат:

 повышение мобильности между странами, секторами, рабочими местами и институтами за счет использования квалификаций и компетенций, соответствующих общеевропейским требованиям;

 подготовку к трудовому рынку, развитие занятости в условиях перехода к низкоуглеродной экономике во всех отраслях;

 реализацию возможностей обучения в течение всей жизни;

 личное развитие и участие в развитии и обслуживании широкого спектра основ передового знания.

Проект реализации образовательной программы, направленной на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента включает три этапа:

Этап 1. Исследование деятельности Европейского Союза и России в области окружающей среды:

 пути обеспечения благосостояния в рамках экологических возможностей планеты;

 направления повышения эффективности использования ресурсов и развития низкоуглеродной экономики;

 разработка совместной системы экологической информации со странами Восточного соседства.

Этап 2. Рамка квалификаций в системе экологического менеджмента:

 интеграция стандартов экологического менеджмента Европейского Союза EMAS, Международной организации по стандартизации ISO 14000, России;

 рамка квалификаций в системе экологического менеджмента Европы и России;

 сближение систем мониторинга, отчетности и подтверждения достоверности данных о выбросах парниковых газов в контексте всемирного соглашения об изменении климата.

Этап 3. Формирование ключевых компетенций в соответствии с 6 и 7 уровнем квалификации EQF и НРК России:

 формирование готовности к самостоятельному проведению исследований и решению проблем в сфере экологического менеджмента;

 формирование готовности к инновационной деятельности с приобретением навыков самостоятельного освоения знаний в условиях развития низкоуглеродной экономики;

 готовность к трудовому рынку, занятости, профессиональной деятельности на высших должностях в области специализации.

Создание и реализация образовательных программ, направленных на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента становится элементом эффективной системы развития и реализации форм открытого обучения, позволяющего людям самим определять образовательные траектории; непрерывного обучения в изменяющихся социально-экономических условиях; опережающей подготовки и переподготовки кадров, что важно для экономики, основанной на знаниях, и имеет первостепенное значение с точки зрения ответственного управления в условиях реализации концепции устойчивого развития.

Литература:

  1. Кузнецова Н. В. Методологические аспекты актуализации ключевых компетенций в процессе профессиональной подготовки менеджеров: деятельностный подход // The Fourth International Conference on Eurasian scientific development. Сб. трудов конференции. Vienna: «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2015. 228 с. С. 53–57.
  2. Майорова Т. В. Эффективный экологический менеджмент как способ обеспечения устойчивого развития // Новейшие достижения в науке и образовании: отечественный и зарубежный опыт. Сб. науч. трудов по материалам междунар. науч.-практ. конф. В 2-х частях. Часть I. Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2015. 151 с. С.102–103
  3. Майорова Т. В. Экологическое управление в условиях развития низкоуглеродной экономики // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 12 (42). С. 129–131.
  4. Пономарева О. С. Менеджмент организации: к вопросу формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 481–483.
  5. Balynskaya N. R. Management of the process of vocational training of a competent specialist / Balynskaya N. R., Sinitsina O. N., Kuznetsova N. V., Koptyakova S. V. // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 5 S4. С. 538–545.
Основные термины (генерируются автоматически): ключевых компетенций, сфере экологического менеджмента, формирование ключевых компетенций, формирования ключевых компетенций, Формирование ключевых компетенций, реализации форм открытого, низкоуглеродной экономики, парниковых газов, форм открытого обучения, развития низкоуглеродной экономики, условиях развития низкоуглеродной, устойчивого развития, окружающей среды, условиях устойчивого развития, актуализации ключевых компетенций, европейских стандартов образования, выбросов парниковых газов, развития экономики, Европейского Союза, европейской системы образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос