Библиографическое описание:

Кобзева Т. Я., Дегтяренко И. С. Влияние глобализации на эффективность грузоперевозок морским транспортом Великобритании [Текст] // Инновационная экономика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 17-20.



В статье рассмотрены вопросы снижения особой роли морского транспорта в структуре развития экономики и внешней торговли Великобритании как островного государства.

Ключевые слова: островное государство, сети морских портов, британский Регистр, Лондонский и Ливерпульский порты, ведущие морские регистровые компании, популярные направления британских международных каботажных маршрутов, с начала 60-х годов 20 века ситуация изменилась, с развитием авиа перевозок, перевозки морским транспортом сокращаются

Актуальность темы определяется, тем, что Великобритания во все времена имела крупнейший торговый флот. Это островное государство, расположенное в Западной Европе, на Британских островах. Площадь Британских островов: 325 тыс. км2. Структура Британских островов состоит из двух крупных островов Великобритании и Ирландии, архипелагов (Гебридские, Оркнейские, Шетлендские острова) и нескольких мелких островов. В этой связи очевидно, что особая роль в развитии транспортной инфраструктуры Великобритании всегда уделялась морскому транспорту, оказывающему значительное влияние на развитие экономики и внешней торговли. По существу, экономика Великобритании долгое время находилась в зависимости от состояния национального морского флота. По данным Министерства транспорта и Судоходной палаты Великобритании на долю морских портов приходиться около 95 % внешнеторгового грузооборота, а также до 25 % грузовых перевозок внутри страны.Огромное количество рек и озер обусловило наличие только в частной собственности у населения Великобритании свыше 400 тыс. морских и более 100 тыс. речных прогулочных судов [1].

Развитие сети морских портов и четкой грамотной их деятельности являлись одним из ключевых элементов экономики морского транспортного комплексаВеликобритании. Все районы страны, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них — Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гуль и Харидж. Лондонский и Ливерпульский порты по стоимости грузооборота пропускают около половины всех перевозимых грузов. Иными словами, деятельность морских портовых хозяйств долгое время являлась важным условием обеспечения конкурентоспособности Великобритании на внешнем рынке.

В водном хозяйстве Великобритании за последние 6 лет осуществлены крупные капитальные вложения в соответствующую инфраструктуру морских портовых хозяйств, которые можно рассматривать прежде всего, как результат применения норм европейского законодательства и возмещение недостатка капитальных вложений в предшествующее десятилетие. В Англии и Уэльсе водный транспорт был приватизирован, в Шотландии и Северной Ирландии остался в государственной собственности. В Англии и Уэльсе в развитие водного транспорта за этот период реализованы значительные инвестиции, разработаны разные схемы финансирования проектов. До приватизации британское законодательство затрудняло разработку новых подходов и методов финансирования проектов в области морских портовых хозяйств в соответствии с требованиями аналогичных отраслей по европейским стандартами. При этом в британский Регистр внесены 649 судов водоизмещением свыше 100 тонн — так называемых «длинных» тонн; их суммарная грузоподъемность — 15 млн. т. Среди них:

149 судов общим дедвейтом 5,5 млн. т для перевозки нефти, газа и химикатов;

453 судна дедвейтом 9,3 млн. т, нанимаемые в качестве сухогрузов и контейнеровозов;

47 пассажирских судов суммарным дедвейтом 100 тыс. т.

Британское статистическое ведомство утверждает, что 77 % судов, принадлежащих британским компаниям, зарегистрированы в Соединенном Королевстве, на острове Мэн или в британских заморских территориях.

Надо отметить, что поскольку Великобритания является островным государством, для обслуживания морских торговых и пассажирских судов, а также обработки грузов в Великобритании обустроено более 70 международных морских торговых портов, имеющих большое коммерческое значение, а также более 200 небольших портовых пунктов, где обрабатываются перевозки местных грузов. Ежегодно через британские порты проходят перевалку более 565 млн т грузов (из них около 220 млн т импортных и 180 млн т экспортных), а также перевозится до 30 млн пассажиров [3]. При этом в Лондоне расположена штаб-квартира Международной морской организации, входящей в структуру ООН, а также представительства более 120 судовладельческих компаний мира. В Лондоне так же находятся ведущие морские регистровые компании. В частности, «Ллойдовский морской регистр», являющийся старейшим и вторым в мире (после японского «Society Class NK») классификационным обществом, в котором зарегистрировано до 20 % тоннажа мирового морского торгового флота.

Самым популярным направляем для британских международных каботажных маршрутов является Франция (данная тенденция сохраняется с 1950 года). В 2015 году 74 % всех морских пассажирских перевозок осуществлялись между Великобританией и Францией. Второй по популярности маршрут — Ирландия. На Ирландию приходилось 13 % всех морских пассажирских перевозок.

Ниже, на рисунке 1 графически представлена статистика о наиболее популярных морских маршрутах 2015 года в сравнении с 2005 годом.Скриншот 18.06.2016 202442.jpg

Рис. 1. Международные пассажирские перевозки морским транспортом с учетом стран назначения/происхождения

Согласно графику на рисунке очевидно общая тенденция снижения популярности путешествий морским транспортом. Так статистика свидетельствует, что несмотря на популярность, перевозки с Францией морским транспортом за десять лет сократились на 7 %. С Ирландией такие перевозки за тот же период сократились на 19 %. Что касается Бельгии, то перевозки и вовсе сократились на 55 %.

Основные причины в падении популярности перевозок морским транспортом (как пассажирских, так и грузовых перевозок) состоят в следующих факторах:

– более длительный период времени доставки;

– отсутствие гибкости в расписании и маршрутах;

– недостаточное внутреннее финансирование водного транспорта;

– низкая безопасность грузов (многие грузы не являются влагоустойчивыми, что приводит к дополнительным расходам на упаковку товара).

В прошлом в Великобританию наибольшее количество грузов доставляли морским путем. Однако с начала 60-х годов 20 века с развитием авиа перевозок ситуация изменилась. Так, по данным Министерства транспорта Великобритании только за 2015 год перевозка грузов морским транспортом по сравнению с 2014 годом сократилась на 2 % и грузооборот составил 483,3 млн тонн груза, при том, что количественный состав груза в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличился

на 2 % и составил 23,2 млн штук груза [5]. При этом экспорт доставленного в Великобританию составил 305,6 млн тонн грузов, а импорт 178,2 млн тонн грузов.

Скриншот 18.06.2016 195005.jpg

Рис. 2. Основные показатели перевозки груза, тонн. (4 квартал 2000 года взят за 100 %)

Схема, представленная на рисунке 2 дает наиболее общее представление об изменении объемов перевезенного груза (товара) в тоннах в соответствующие годы. Так представленная схема подтверждает, что общее количество перевезенного груза с 2008 года сокращается и в 2015 году перевозки морским транспортом по сравнению с 2008 годом снизились на 12,9 %. Анализ данных грузоперевозок объясняется только возрастающей ролью авиатранспорта.

Аналогичная ситуация происходит с перевозками морским транспортом пассажиров. Общее количество пассажиров, перевезенных морским транспортом Великобритании в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократилось на 1 % и составило 21 млн. человек [6].

В заключении необходимо отметить, что анализ эффективности в целом перевозки грузов и пассажиров показывает, что в настоящее время в экономике Великобритании в структуре перевозок не только грузов, но и пассажиров отчетливо проявляется тенденция приоритетности авиатранспорта по сравнению с морским транспортом. Иными словами, в условиях глобализации конкуренция в сфере перевозок грузов и пассажиров зависит не в последнюю очередь от затрат времени. Поэтому морской транспорт все более уступает в перевозке пассажиров и грузов лидирующим авиа компаниям, способным предложить наилучший сервис в кратчайшие сроки.

Литература:

  1. Л. Е. Стровский — ВЭД предприятия: учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
  2. Кобзева Т. Я. Статья: «Современный взгляд на ВЭД российских морских портов», материалы III Междунар. науч. конф.: «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва. июнь 2015г).-М.: Буки-Веди, 2015.
  3. http://ru.wikipedia.org 15.08.2016 17:45
  4. https://www.gov.uk/government/uploads20.07.2016 19:45
  5. Department for Transport. UK Port Freight Statistics: October to December 2015 (Quarter 4), p1 [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/508020/port-freight-statistics-oct-to-dec-2015.pdf
  6. Department for transport. Provisional short sea passenger Statistics: 2015, p1 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/502712/prov-sea-passenger-statistics-2015.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): морским транспортом, перевозки морским транспортом, морским транспортом Великобритании, морских портовых хозяйств, млн тонн грузов, морских пассажирских перевозок, развитием авиа перевозок, сети морских портов, грузов морским транспортом, грузоперевозок морским транспортом, морским транспортом пассажиров, Францией морским транспортом, путешествий морским транспортом, британских международных каботажных, международных каботажных маршрутов, млн тонн груза, пассажирские перевозки морским, ведущие морские регистровые, данным Министерства транспорта, перевозки местных грузов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос