Автор: Иванишина Виктория Александровна

Рубрика: 2. История экономической мысли

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2016)

Дата публикации: 21.07.2016

Статья просмотрена: 2208 раз

Библиографическое описание:

Иванишина В. А. Анализ модели пяти сил Портера и ее применение в современной экономической ситуации [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 9-12.



В данной статье проведен анализ модели конкурентной структуры Портера, в основе которой лежат пять базовых рыночных сил: внутриотраслевая конкуренция, угроза со стороны потенциальных конкурентов, наличие продуктов-заменителей, рыночная сила поставщиков и потребителей, которые помогают фирме провести анализ отрасли как единого целого, а также сделать прогноз ее развития, понять всех конкурентов отрасли и их позицию, и как результат — преобразовать этот анализ в конкурентную стратегию конкретного бизнеса.

Ключевые слова: конкурентная стратегия, конкуренция, конъюнктура рынка, модель конкурентных сил, прибыль организации, конкурентоспособность, бизнес-стратегия

Модель 5-ти сил Портера — инструмент стратегии, который используется для анализа привлекательности структуры рынка. Данная модель была описана американским специалистом по стратегиям и конкуренции, в том числе конкуренции и на международных рынках, Майклом Портером в книге «Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей конкурентов» в 1980 году. Книга была переиздана 63 раза, переведена на 19 языков, а в 2008 году вышло переработанное и дополненное издание «Пять конкурентных сил, которые формируют стратегию».

Данная модель действительно актуальна в существующей на сегодня конъюнктуре рынка, ведь предметом ее исследования является изучение абсолютно неизученного, особенно для российской экономической науки, вопрос удержания и усиления рыночной власти. Известно, что качественное экономическое исследование, пользуется заслуженным спросом не только в США, но и в других странах мира. М. Е. Портер, как ученый, пытающийся самостоятельно найти ответы на многие вопросы в области экономической науки, не опирается на работы фундаментальных экономистов и тем самым идет против устоявшихся штампов и традиций, ставя главной целью своего исследования оказание конкретной консалтинговой помощи бизнес-сообществу. Но при этом можно говорить не только о прикладном характере модели, но и об ее фундаментальном значении [1, с. 372].

Анализ проводится путем идентификации 5 основных конкурентных сил:

Рис. 1. Модель пяти сил Портера

Первая угроза состоит в появлении конкурентов. Если в отрасли появляются новые участники, они приносят дополнительные ресурсы и стремятся присвоить себе часть рыночной доли у прежних участников, и таким образом соперничество увеличивается, а прибыль уменьшается.

Угроза появления товаров-заменителей состоит в вопросе — насколько просто заменить продукт или услугу, в частности, удешевить, т. е. если существуют аналоги товаров или услуги, предлагаемых организацией, они ограничат размер цены, которую может установить организация, и как следствие, ограничат размер ее прибыли.

Сильная зависимость от потребителей может быть негативна, поскольку, имея большую мощь, чем у продавца, покупатели могут тем самым снизить маржу прибыли продавца.

Чрезмерная зависимость от поставщиков также может привести к тому, что поставщик будет продавать свою продукции по более высоким ценам, что грозит появлению олигополии и даже монополии.

Конкуренция в отрасли заставляет участников вступать в ценовые, исследовательские и рекламные войны, результатом которых, вероятней всего, будет снижение прибыли.

В совокупности эти силы определяют предельный потенциал прибыли отрасли. Портер подробно описывает структурные факторы, обуславливающие интенсивность конкуренции, а также особенности развития отрасли и конкурентной стратегии на различных этапах отраслевой эволюции. Иногда добавляется шестая конкурентная сила: Правительство.

Модель конкурентных сил Портера является одним из наиболее часто используемых инструментов для разработки бизнес-стратегии. На базе проведенного анализа предлагаются модели конкурентных действий компаний и их руководителей с целью сохранения наилучших позиций их бизнеса.

Как и все модели, модель Портера имеет свои недостатки. Необходимо проявлять осторожность при использовании данной модели: нельзя недооценивать важность существующих конкурентных преимуществ организации. Эта модель была создана для анализа индивидуальных бизнес-стратегий. Она не касается синергии и взаимозависимостей внутри портфеля крупной корпорации. В таких ситуациях применение модели может дать неверные выводы. С более теоретической точки зрения, модель не рассматривает возможность того, что рынок может быть привлекательным, потому что в нем представлены определенные компании. Иногда создаются возможности для создания абсолютно новых рынков вместо выбора в пользу существующих.

В соответствии с рекомендациями Портера, можно разработать стратегию компании, учитывая следующие 10 правил:

Рис. 2. Правила построения стратегии компании

«Разработка конкурентной стратегии заключается, по существу, в отыскании четкой формулировки того, как предприятие будет вести конкуренцию, какими должны быть его цели и какие средства и действия понадобятся для достижения этих целей» [2, с. 26].

Портер наиболее известен в мире как популяризатор понятия экономического кластера. Он показал, что конкурентоспособность компании во многом определяется конкурентоспособностью ее экономического окружения, которая, в свою очередь, зависит от базовых условий и конкуренции внутри кластера.

Главная отличительная черта учения М. Е. Портера — забота о свободе компании в условиях рыночной экономики, а точнее — о ее независимости от существующих субъектов рыночной власти. Это обеспечивают предусмотрительность и активность поведения компании, ориентирующейся на самовыживание и постоянство получения позитивного эффекта, на рынке, и ее вынужденная гибкость как закономерная реакция на постоянно меняющиеся условия, что создает условия для спокойной работы.

Спокойствие достигается и необходимыми защитными мерами, обеспечивающими безопасность работы компании на рынке. В то же время М. Е. Портер проводит мысль не о том, что в условиях рынка все вокруг потенциальные враги, разрушающие действия которые надо упреждать, а о том, что бизнес-сообщество взаимозависимо, экономические отношения предполагают взаимодействие субъектов хозяйствования. И от того, как будут формировать они это взаимодействие, зависит не только результат их деятельности, но и общая обстановка в экономике — позитивная, направленная на созидание, или негативная, направленная на разрушение [3, с. 345].

На наш взгляд, модель пяти сил конкуренции не только служит пособием для самообразования аналитиков каждого из предприятий, ориентирующегося на получение максимально возможного получения прибыли, но и важна для определения приоритетов государственной отраслевой политики.

Литература:

  1. Румянцева Е. Е. Мировая экономическая наука в лицах. — М.: ИНФА-М, 2011. – 456 с.
  2. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей конкурентов. — М.: Альпина Паблишер, 2014. – 464 с.
  3. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2013. – 496 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сил Портера, конкурентных сил, Методика анализа отраслей, конкурентных сил Портера, модель конкурентных сил, конкурентной структуры Портера, основных конкурентных сил, модель Портера, базовых рыночных сил, рыночной власти, конкурентной стратегии, модели конкурентных действий, рекомендациями Портера, экономической науки, важность существующих конкурентных, сил конкуренции, потенциал прибыли отрасли, маржу прибыли продавца, шестая конкурентная сила, прикладном характере модели.

Ключевые слова

конкурентоспособность, конкуренция, конкурентная стратегия, конъюнктура рынка, модель конкурентных сил, прибыль организации, бизнес-стратегия

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос