Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие форм государственной поддержки инвестиционной деятельности малого предпринимательства

15. Региональная экономика
07.07.2015
1073
Поделиться
Библиографическое описание
Петров, Е. В. Развитие форм государственной поддержки инвестиционной деятельности малого предпринимательства / Е. В. Петров, А. Е. Шульгина. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 120-124. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/204/8536/.

Малые и средние предприятия (далее — МСП) в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, то МСП, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическую стабильность развития. О значимости МСП для ряда стран можно судить по приведённым данным в таблице 1.

Таблица 1

Доля малого и среднего предпринимательства в экономике отдельных стран

Страны

Доля МСП в общей численности занятых (%)

Доля МСП в ВВП страны (%)

Великобритания

52

53–56

Германия

69

55–57

США

53

50–52

Япония

78

52–55

Венгрия

65

50–52

Польша

60

50–52

Россия

13

10–11

 

Сектор МСП отличается повышенной динамичностью, гибкостью инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочих мест. Например, в США за последние десять лет примерно 55 % всех инноваций и около 75 % новых рабочих мест были созданы в секторе МСП. При этом эффективность капиталовложений примерно в 9 раз выше, чем в сфере крупного бизнеса [1, с.115].

Сложившаяся экономическая ситуация в России негативно воздействует на малый и средний бизнес по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса.

Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными и ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность. Все эти обстоятельства снижают эффективность деятельности и вынуждают направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за «выживание».

Для решения этих проблем необходима активная и эффективная государственная политика по поддержке малого бизнеса на всех уровнях власти. Опыт большинства зарубежных стран, показывает, что это важное самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства, которое строится на принципе наибольшего благоприятствования развитию сектора малого бизнеса, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект в стране и регионах.

В настоящее время такая политика в России только разрабатывается, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Реализация государственной политики требует создания правовой, финансовой и институциональной среды, эффективное функционирование которой предполагает постоянное взаимодействие и координацию деятельности всех ее элементов при минимальном дублировании функций, а также ориентацию, как на общие цели социально-экономической политики государства, так и на интересы субъектов малого бизнеса.

Как показывает практика, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная поддержка. Она может осуществляться в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только неэффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение «убивает» в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 15–25 % полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы — усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. В этой связи необходимо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее приоритетных отраслей.

Кредитованием субъектов малого и среднего бизнеса занимаются различные кредитные учреждения, прежде всего коммерческие банки, которые учитывают специфику этого бизнеса и создают специальные программы кредитования.

При этом существует проблемы минимизации рисков при обслуживании таких клиентов с целью их ориентации на предупреждение рисков и их последствий. Огромное влияние на появление и развитие кредитного риска оказывают не только общеэкономические факторы, но и факторы, связанные с предприятиями — заемщиками. Зачастую юридические документы потенциального заемщика не приведены в соответствие с требованиями законодательства, а также неправильное оформление либо отсутствие документации на предоставляемое залоговое имущество, что приводит к неправоспособности и недееспособности субъекта сделки и признанию его деятельности на рынке незаконной. Основным факторами является нестабильное финансовое состояние предприятия-заемщика (низкая платежеспособность и финансовая устойчивость, потеря собственного капитала вследствие убыточности, неспособность рассчитываться по взятым ранее обязательствам, неустойчивость денежных потоков, превышение оттока денежных средств над их притоком), а также отсутствие либо недолжным образом организованный процесс маркетинговой деятельности и менеджмента.

Во многих странах (Германия, США, Япония и др.) для получения кредитов или достаточно весомой технической помощи, предприятие должно представить объективные сведения по организационным, финансовым, техническим, кадровым и другим аспектам своей деятельности. Такие сведения обычно подготавливаются уполномоченными специализированными организациями или диагностическими центрами. Это существенно снижает риски вложения средств в предприятия. В нашей стране эти функции по–прежнему выполняют сотрудники банков.

Опыт зарубежных стран показал, что наиболее эффективная государственная поддержка МСП осуществляется через специализированные правительственные органы, имеющие достаточные ресурсные возможности и полномочия. В частности, в США такие функции реализуются через Администрацию Малого Бизнеса при Президенте США (Small Business Administration — SBA), созданную в 1953 г., в Великобритании — через Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса (SBS), созданное в 2000 г в составе Министерства торговли и промышленности (DTI), в Германии — через генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий» (DG VIII) в составе Федерального Министерства экономики и технологий (BMWA), в Японии — через реорганизованное Министерств экономики, торговли и промышленности (METI), в составе которого создано Агентство малого и среднего предпринимательства (SMEA).

Наиболее эффективность деятельности SBA подтверждается как фактом устойчивого развития США и мощью сектора МСП, так и использованием опыта SBA при проведении преобразований в системах поддержки МСП в странах ЕС, в Великобритании и Японии, а так же в других странах. В целях обеспечения высокого государственного статуса, SBA было подчинено непосредственно Президенту страны и не могло быть аффинировано ни с одним другим правительственны органом.

Руководит деятельностью SBA — Управляющий, кандидатура которого выдвигается Президентом и утверждается Сенатом. К настоящему времени SBA является одной из наиболее крупных в мире правительственных организаций, специализирующихся в поддержке и развитии МСП. SBA имеет 108 представительств во всех регионах и в крупнейших городах страны с общим штатом свыше 4,2 тыс. сотрудников. Государственная поддержка МСП осуществляемая либо непосредственно структурными подразделениями SBA или уполномоченными компаниями, партнёрскими организациями и фирмами, а также консультационными пунктами, бизнес центрами и т. п.

SBA организовала в США разветвленную сеть представительств, отделений, консультационных пунктов, бизнес центров и уполномоченных компаний полностью или частично, финансируемых из средств федерального бюджета.

Кратко остановимся только на некоторых видах поддержки МСП, которые, не требуя больших капиталовложений, нашли широкое распространение во многих странах и вполне могут быть применены в нашей стране, в их числе:

-        «Консультационные бюро руководящих работников в отставке» (ServiceCorpsofRetiredExecutives- SCORE), работа которых связана с использованием опыта высококвалифицированных специалистов, ныне вышедших на пенсию, для консультаций и технической помощи МСП. В 389 консультационных пунктах США сотрудничают 11400 пенсионеров, которые ежегодно консультируют свыше 400 тыс. клиентов. Аналогичные структуры действуют в странах ЕС (EuropeanSeniorServiceNetwork-ESSN), оказывая консультационную помощь с выездом на предприятия, в том числе и в страны СНГ по программе TACIS. В нашей стране этот опыт может быть применён путём создания локальных баз данных о высококвалифицированных пенсионерах, заинтересованных в активном сотрудничестве с местными структурами поддержки МСП.

Интересен опыт инвестиционного кредитования МСП, широко распространённый в США, Японии и Англии. В его основе создание сети частных инвестиционных компаний (Small Business Investment Companies — SBIC), которые используя собственный капитал и привлекая заимствованный капитал под гарантии SBA, осуществляют различные инвестиции в МСП.

Эти компании предоставляют акционерный капитал, долговременные займы, облигационные займы, а также оказывают услуги по финансовому менеджменту. Стимулом для их деятельности является возможность участия в прибыли в случае успешного развития малых предприятий.

Мощным рычагом косвенной финансовой поддержки МСП, является предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам. Такие программы существуют в США, Японии, Германии и мн. других странах. Существует свыше 20 специализированных кредитных программ (краткосрочных — для приобретения оборотных средств, обеспечения экспортных операций, оказания экстренной помощи и др.; долгосрочных — для приобретения недвижимости, оборудования и/или для модернизации и расширения деятельности, помощи при бедствиях, проведения НИОКР, и др.). Развитие подобной системы в России позволит сильно расширить базу финансовых ресурсов поддержки МСП за счет привлечения частного капитала.

В настоящее время получает развитие такой способ государственной поддержки малого и среднего бизнеса для получения банковских кредитов как гарантии фондов поддержки МСБ.

Для финансового стимулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ созданы территориальные гарантийные фонды и Агентство кредитных гарантий. Агентство оказывает поддержку на федеральном уровне, а гарантийные фонды — на уровне субъектов Российской Федерации [4, с.77].

Фонды создаются для целей обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП, к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам СМСП и организаций инфраструктуры поддержки СМСП, основанных на кредитных договорах, договорах финансовой аренды (лизинга), договорах о предоставлении банковской гарантии.

Согласно действующим требованиям фонды берут на себя обязательства по заключенным кредитным договорам или договорам финансовой аренды (лизинга), договорам о предоставлении банковской гарантии перед кредитором за исполнение заемщиком своих обязательств.

Организация экономической работы фондов по предоставлению гарантий для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства заключается в том, что работает по принципу «единого окна» и не требует предварительного обращения в фонд за получением поручительства. Подача заявки осуществляется через партнеров фондов. Схема взаимодействия участников представлена на рис. 1 [2, с.10].

Рис. 1. Схема взаимодействия участников

 

Этапы получения поручительства фондов:

Этап 1. СМСП должен самостоятельно обратиться с заявкой на предоставление кредита, банковской гарантии в любое отделение партнера фонда на территории соответствующего региона.

Этап 2. Партнер фонда рассматривает заявку и принимает решение о предоставлении кредита, банковской гарантии или отказе. Партнер фонда информирует СМСП о возможности привлечения фонда в качестве поручителя. При согласии СМСП получить поручительство, партнер фонда направляет в фонд подписанную СМСП заявку на получение поручительства.

Этап 3. Фонд рассматривает заявку в течение трех рабочих дней.

Этап 4. Поручительство фонда оформляется путем заключения трехстороннего договора поручительства между партнером фонда, СМСП и фондом.

Преимуществами использования поручительств фондов являются [3, с.5]:

1.    Поручительство фонда не требуется страховать.

2.    Возможность не обременять свое имущество залогом и использовать его без ограничений, экономя денежные средства за счет отсутствия страховых платежей.

3.    Простота схемы получения — по принципу «единого окна»: не требуется предварительного обращения в фонды за получением поручительства. Подача заявки осуществляется через партнеров фонда.

4.    Отсутствие необходимости сбора документов отдельно для фондов.

5.    Быстрота оформления поручительства фонда — в течение 3-х рабочих дней.

6.    Возможность получения кредита (банковской гарантии) при отсутствии собственного достаточного обеспечения (необходимо не менее 30 %).

7.    Поручительство относится к высокой, второй, категории качества обеспечения.

8.    Возможность оформления «уникального» предмета лизинга по договору финансовой аренды.

9.    Возможность получения поручительства предпринимателями отдаленных от центра территорий региона.

Таким образом, механизм стимулирования банковского кредитования с помощью предоставления гарантий фондами имеет следующие достоинства: отсутствие страхования, быстрота оформления поручительства, выдача кредита при отсутствии необходимого обеспечения и др.

 

Литература:

 

1.      Малый и средний бизнес в 2012 году: международный опыт регулирования и финансирования. Аналитический центр МСП Банк. — М.: Юрайт, 2012. — С. 103–127.

2.      Предпринимательский климат в России: индекс Опоры России. — М.: Литкон, 2012. — 52 с.

3.      Гусева К. А. Инвестиционная деятельность в регионах России // Вопросы экономики, 2012. — № 4. — С. 4–9.

4.      Тихомирова И. В. Инвестиционный климат в России: региональные риски. — М.: Издатцентр, 2014. — 98 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный