Позиции Самарского государственного аэрокосмического университета имени С. П. Королева на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Есипова О. В., Кузнецова М. А. Позиции Самарского государственного аэрокосмического университета имени С. П. Королева на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 26-27. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/204/8418/ (дата обращения: 14.08.2018).

В 2013 году стартовала программа повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (национальный исследовательский университет)» (СГАУ) на 2013–2020 годы. Главными целями, которой являются: укрепление позиций университета как одного из лидеров российского технического образования, ведение образовательной и научной деятельности на мировом уровне. Продуктивность данной программы была выявлена уже на следующий год. В 2014 году СГАУ впервые был включен в рейтинг QS University Rankings: БРИКС летом 2014 г.

QS University Rankings: БРИКС- международный рейтинг университетов стран БРИКС, составленного рэнкером QS, был создан в 2013 году. Рейтинг предназначен для выделения лучших университетов в пяти странах БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Рейтинг сформировался на восьми показателях, которые используются для оценки эффективности университета в четырех областях: исследования, обучения, трудоустройства и международные перспективы.

Восемь показателей, используемых для создания БРИКС рейтинг, являются:

1.                  Академическая репутация (30 %) — рассчитывается исходя из результатов опросов мировых профессоров, преподавателей входящих в состав академического сообщества.

2.                  Репутация среди работодателей (20 %) — рассчитывается исходя из результата глобального опроса компаний, которым предлагается определить университеты, производящие лучших выпускников.

3.                  Соотношение числа студентов к числу сотрудников профессорско-преподавательского состава (ППС) (20 %) — число студентов, приходящихся на одного преподавателя.

4.                  Доля сотрудников с ученой степенью (10 %) — соотношение числа профессорско-преподавательского состава, имеющих научную степень, к общему числу ППС.

5.                  Количество опубликованных статей, приходящихся на одного сотрудника профессорско-преподавательского состава (10 %).

6.                  Количество цитат, приходящихся на одну опубликованную статью (5 %) — частота, с которой исследования данного учреждения цитируется другими исследователями.

7.                  Доля международных сотрудников (2,5 %).

8.                  Доля иностранных студентов (2,5 %).

Таким образом, из вышеперечисленных показателей, видно, что половину итоговой оценки образовывают академическая репутация университета и его репутации среди работодателей. (50 %)

В работе проведен сравнительный анализ двух российский вузов, Московского Государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ) и Самарского Государственного Аэрокосмического университета имени С. П. Королева (СГАУ).

МГУ с начала формирования рейтинга и по сей день занимает лидирующую третью позицию. СГАУ был включен в рейтинг в 2014 г., университет вошел в группу вузов, занявших места на 151–200 строчках рейтингах.

Для сравнения университетов, были взяты показатели формирующие рейтинг. Данные показатели представлены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование показателя

МГУ

СГАУ

Академическая репутация (балл)

100

-

Репутация среди работодателей (балл)

99

-

Соотношение числа студентов к числу сотрудников профессорско-преподавательского состава

2,8/1

11,9/1

Доля сотрудников с ученой степенью

81,5

80

Количество опубликованных статей, приходящихся на одного сотрудника профессорско-преподавательского состава (ед.)

1,76

0,9

Количество цитат, приходящихся на одну опубликованную статью (ед.)

7,5

1,45

Доля международных сотрудников

7,12

0,29

Доля иностранных студентов

4,75

0,02

 

Из таблицы видно, что все показатели эффективности СГАУ значительно меньше чем показатели МГУ.

Это обусловлено тем, что:

1)                 МГУ является более масштабным университетом: имеет 5 филиалов в разных городах мира (Баку, Севастополь, Душанбе, Астана, Ташкент).

2)                 Поток абитуриентов значительно больше, т. к. предоставляется возможность поступления на 116 специальностей, а в СГАУ только на 34.

3)                 Количество опубликованных статей на много больше чем в СГАУ. Этот показатель в большей степени зависит от мотивации студентов, так в МГУ студентам, молодым преподавателям и научным сотрудникам за их заслуги выплачиваются более 200 стипендий и грантов, что превышает число стипендий СГАУ почти в 4 раза.

4)                 Сотрудничество с международными университетами позволяет, привлекать студентов по обмену, а так же иностранных преподавателей.

Проанализировав ряд преимуществ МГУ, можно составить предположительную программу для повышения показателей СГАУ:

1)                 Привлечение абитуриентов. Проводить дни открытых дверей, выставки, посещать школы. Проводить профориентационные игры для абитуриентов.

2)                 Для привлечения иностранных абитуриентов, необходимо организовывать online-выставки, на базе университета. Проводить телемосты, где студенты СГАУ смогут представить свой ВУЗ и ответить на все интересующие вопросы иностранных абитуриентов. Взаимодействие с различными международными ВУЗами, дает возможность участвовать в международных конференциях, программах как очных, так и заочных, тем самым не только налаживая коммуникацию, но и повышая количество опубликованных статей. В совокупности это позволяет повышать такой показатель, как «академическая репутация университета».

Итак, в заключении, следует отметить, хоть СГАУ имеет и не самые высокие показатели конкурентоспособности, но если провести сравнение с показателями прошлых лет, то СГАУ значительно улучшил свои позиции на глобальном рынке образовательных услуг. Уже к 2020 году СГАУ планирует войти в рейтинг QS — World University Rankings и ТОП-100 мирового рейтинга «Аэронавтика и механика».

 

Литература:

 

1.      http://www.topuniversities.com/brics-rankings

2.      http://www.ssau.ru/

3.      http://www.msu.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): профессорско-преподавательский состав, рейтинг, сотрудник, соотношение числа студентов, Самарский Государственный Аэрокосмический университет, академическая репутация, показатель, МГУ, доля сотрудников, число сотрудников.

Похожие статьи

Критерии качества деятельности преподавателей...

...рейтингах университетов [9]. Научный потенциал и методический профессионализм профессорско-преподавательского состава всегда воспринимались в обществе, как репутация, гарантирующая качество образования в университете [6]. Особенно, актуально...

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

Стабилизировалась ситуация с ростом численности учебных организаций и числом студентов лишь к 2005 году (1068 вузов, 7054,6 тыс. студентов).

Начиная с 2014 года наблюдается снижение численности профессорско-преподавательского состава как в государственных...

Как получить доцента и профессора — Молодой ученый

Список должностей профессорско-преподавательского состава вуза выглядит

Они ведут учебную и методическую работу, читают студентам лекции, проводят научные

Общий стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, в том числе не менее трех лет в вузах и...

Иностранные студенты в российском вузе: повышение...

Показательчисло международных студентов, обучающихся по образовательным программам в российских университетах, несмотря на свою незначительную долю (всего 5 %) от общего числа совсем не прост в выполнении, особенно для университетов...

Россия на международном рынке образовательных услуг

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева занимает ведущее место в регионе по общему числу обучавшихся иностранных граждан, их число составляет 221 человек, что составляет всего 3...

Академическая мобильность научно-педагогических...

...в том числе развитие академической мобильности научно-педагогических работников.

показатель «Удельный вес научно-педагогических работников вузов-участников

№ 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях...

Российские университеты в международных рейтингах

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ).

Положительная динамика наблюдается среди показателей доли иностранных студентов и индекса

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.

Академическая мобильность как фактор формирования...

Таким образом, нами выявлено уточненное определение понятия академической мобильности. Это форма (или одна из форм) организации обучения студентов, связанная с перемещением обучающихся или профессорско-преподавательского состава (ППС)...

Рейтинговая оценка деятельности студента | Статья в сборнике...

Ведь преподаватели и сотрудники существуют для студентов, а не наоборот!

Самарский государственный университет путей сообщения стал лауреатом Конкурса «100 лучших вузов и НИИ России» и был отмечен дипломом и золотой медалью.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Критерии качества деятельности преподавателей...

...рейтингах университетов [9]. Научный потенциал и методический профессионализм профессорско-преподавательского состава всегда воспринимались в обществе, как репутация, гарантирующая качество образования в университете [6]. Особенно, актуально...

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

Стабилизировалась ситуация с ростом численности учебных организаций и числом студентов лишь к 2005 году (1068 вузов, 7054,6 тыс. студентов).

Начиная с 2014 года наблюдается снижение численности профессорско-преподавательского состава как в государственных...

Как получить доцента и профессора — Молодой ученый

Список должностей профессорско-преподавательского состава вуза выглядит

Они ведут учебную и методическую работу, читают студентам лекции, проводят научные

Общий стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, в том числе не менее трех лет в вузах и...

Иностранные студенты в российском вузе: повышение...

Показательчисло международных студентов, обучающихся по образовательным программам в российских университетах, несмотря на свою незначительную долю (всего 5 %) от общего числа совсем не прост в выполнении, особенно для университетов...

Россия на международном рынке образовательных услуг

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева занимает ведущее место в регионе по общему числу обучавшихся иностранных граждан, их число составляет 221 человек, что составляет всего 3...

Академическая мобильность научно-педагогических...

...в том числе развитие академической мобильности научно-педагогических работников.

показатель «Удельный вес научно-педагогических работников вузов-участников

№ 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях...

Российские университеты в международных рейтингах

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ).

Положительная динамика наблюдается среди показателей доли иностранных студентов и индекса

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.

Академическая мобильность как фактор формирования...

Таким образом, нами выявлено уточненное определение понятия академической мобильности. Это форма (или одна из форм) организации обучения студентов, связанная с перемещением обучающихся или профессорско-преподавательского состава (ППС)...

Рейтинговая оценка деятельности студента | Статья в сборнике...

Ведь преподаватели и сотрудники существуют для студентов, а не наоборот!

Самарский государственный университет путей сообщения стал лауреатом Конкурса «100 лучших вузов и НИИ России» и был отмечен дипломом и золотой медалью.

Задать вопрос