Позиции Самарского государственного аэрокосмического университета имени С. П. Королева на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Есипова, О. В. Позиции Самарского государственного аэрокосмического университета имени С. П. Королева на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ / О. В. Есипова, М. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 26-27. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/204/8418/ (дата обращения: 19.11.2024).

В 2013 году стартовала программа повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (национальный исследовательский университет)» (СГАУ) на 2013–2020 годы. Главными целями, которой являются: укрепление позиций университета как одного из лидеров российского технического образования, ведение образовательной и научной деятельности на мировом уровне. Продуктивность данной программы была выявлена уже на следующий год. В 2014 году СГАУ впервые был включен в рейтинг QS University Rankings: БРИКС летом 2014 г.

QS University Rankings: БРИКС- международный рейтинг университетов стран БРИКС, составленного рэнкером QS, был создан в 2013 году. Рейтинг предназначен для выделения лучших университетов в пяти странах БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Рейтинг сформировался на восьми показателях, которые используются для оценки эффективности университета в четырех областях: исследования, обучения, трудоустройства и международные перспективы.

Восемь показателей, используемых для создания БРИКС рейтинг, являются:

1.                  Академическая репутация (30 %) — рассчитывается исходя из результатов опросов мировых профессоров, преподавателей входящих в состав академического сообщества.

2.                  Репутация среди работодателей (20 %) — рассчитывается исходя из результата глобального опроса компаний, которым предлагается определить университеты, производящие лучших выпускников.

3.                  Соотношение числа студентов к числу сотрудников профессорско-преподавательского состава (ППС) (20 %) — число студентов, приходящихся на одного преподавателя.

4.                  Доля сотрудников с ученой степенью (10 %) — соотношение числа профессорско-преподавательского состава, имеющих научную степень, к общему числу ППС.

5.                  Количество опубликованных статей, приходящихся на одного сотрудника профессорско-преподавательского состава (10 %).

6.                  Количество цитат, приходящихся на одну опубликованную статью (5 %) — частота, с которой исследования данного учреждения цитируется другими исследователями.

7.                  Доля международных сотрудников (2,5 %).

8.                  Доля иностранных студентов (2,5 %).

Таким образом, из вышеперечисленных показателей, видно, что половину итоговой оценки образовывают академическая репутация университета и его репутации среди работодателей. (50 %)

В работе проведен сравнительный анализ двух российский вузов, Московского Государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ) и Самарского Государственного Аэрокосмического университета имени С. П. Королева (СГАУ).

МГУ с начала формирования рейтинга и по сей день занимает лидирующую третью позицию. СГАУ был включен в рейтинг в 2014 г., университет вошел в группу вузов, занявших места на 151–200 строчках рейтингах.

Для сравнения университетов, были взяты показатели формирующие рейтинг. Данные показатели представлены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование показателя

МГУ

СГАУ

Академическая репутация (балл)

100

-

Репутация среди работодателей (балл)

99

-

Соотношение числа студентов к числу сотрудников профессорско-преподавательского состава

2,8/1

11,9/1

Доля сотрудников с ученой степенью

81,5

80

Количество опубликованных статей, приходящихся на одного сотрудника профессорско-преподавательского состава (ед.)

1,76

0,9

Количество цитат, приходящихся на одну опубликованную статью (ед.)

7,5

1,45

Доля международных сотрудников

7,12

0,29

Доля иностранных студентов

4,75

0,02

 

Из таблицы видно, что все показатели эффективности СГАУ значительно меньше чем показатели МГУ.

Это обусловлено тем, что:

1)                 МГУ является более масштабным университетом: имеет 5 филиалов в разных городах мира (Баку, Севастополь, Душанбе, Астана, Ташкент).

2)                 Поток абитуриентов значительно больше, т. к. предоставляется возможность поступления на 116 специальностей, а в СГАУ только на 34.

3)                 Количество опубликованных статей на много больше чем в СГАУ. Этот показатель в большей степени зависит от мотивации студентов, так в МГУ студентам, молодым преподавателям и научным сотрудникам за их заслуги выплачиваются более 200 стипендий и грантов, что превышает число стипендий СГАУ почти в 4 раза.

4)                 Сотрудничество с международными университетами позволяет, привлекать студентов по обмену, а так же иностранных преподавателей.

Проанализировав ряд преимуществ МГУ, можно составить предположительную программу для повышения показателей СГАУ:

1)                 Привлечение абитуриентов. Проводить дни открытых дверей, выставки, посещать школы. Проводить профориентационные игры для абитуриентов.

2)                 Для привлечения иностранных абитуриентов, необходимо организовывать online-выставки, на базе университета. Проводить телемосты, где студенты СГАУ смогут представить свой ВУЗ и ответить на все интересующие вопросы иностранных абитуриентов. Взаимодействие с различными международными ВУЗами, дает возможность участвовать в международных конференциях, программах как очных, так и заочных, тем самым не только налаживая коммуникацию, но и повышая количество опубликованных статей. В совокупности это позволяет повышать такой показатель, как «академическая репутация университета».

Итак, в заключении, следует отметить, хоть СГАУ имеет и не самые высокие показатели конкурентоспособности, но если провести сравнение с показателями прошлых лет, то СГАУ значительно улучшил свои позиции на глобальном рынке образовательных услуг. Уже к 2020 году СГАУ планирует войти в рейтинг QS — World University Rankings и ТОП-100 мирового рейтинга «Аэронавтика и механика».

 

Литература:

 

1.      http://www.topuniversities.com/brics-rankings

2.      http://www.ssau.ru/

3.      http://www.msu.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): профессорско-преподавательский состав, рейтинг, академическая репутация, доля сотрудников, МГУ, показатель, Самарский Государственный Аэрокосмический университет, соотношение числа студентов, сотрудник, число сотрудников.

Похожие статьи

Роль современных информационных технологий в формировании профессиональной компетентности студентов

Роль Самарского НИИСХ в инновационных процессах АПК Поволжского региона

Место и роль интерактивных технологий в процессе формирования профессиональной компетенции выпускников вузов

Основные направления и проблемы развития инновационных процессов в городском пассажирском транспорте мегаполисов

Роль бренда «Сбер» в системе международного маркетинга развивающихся стран

Роль академической мобильности в повышении мотивации студентов ТПУ в изучении иностранного языка

Первичная оценка потенциального новшества в структуре жизненного цикла научно-технических исследований

Формирование профессиональных компетенций бакалавров в поликультурном пространстве вуза

Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательном пространстве ВУЗа

Тенденции и перспективы развития рынка информационных технологий в банковском секторе России

Похожие статьи

Роль современных информационных технологий в формировании профессиональной компетентности студентов

Роль Самарского НИИСХ в инновационных процессах АПК Поволжского региона

Место и роль интерактивных технологий в процессе формирования профессиональной компетенции выпускников вузов

Основные направления и проблемы развития инновационных процессов в городском пассажирском транспорте мегаполисов

Роль бренда «Сбер» в системе международного маркетинга развивающихся стран

Роль академической мобильности в повышении мотивации студентов ТПУ в изучении иностранного языка

Первичная оценка потенциального новшества в структуре жизненного цикла научно-технических исследований

Формирование профессиональных компетенций бакалавров в поликультурном пространстве вуза

Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательном пространстве ВУЗа

Тенденции и перспективы развития рынка информационных технологий в банковском секторе России