Анализ новых информационных технологий, используемых в логистике
Автор: Пахолкова Анна Юрьевна
Рубрика: 19. Логистика и транспорт
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 22.05.2016
Статья просмотрена: 5659 раз
Библиографическое описание:
Пахолкова, А. Ю. Анализ новых информационных технологий, используемых в логистике / А. Ю. Пахолкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 170-174. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10535/ (дата обращения: 22.11.2024).
Информационные технологии (ИТ) — это набор инструментов, процессов, методик и связанного с ними оборудования, используемого для сбора, обработки, передачи и хранения имеющейся информации. В широком смысле, понятие включает в себя автоматизацию офиса, мультимедиа и телекоммуникации. Цель информационных технологий — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия [1].
Мы живем в век информации, когда она — повсюду, и нам нужно добыть как можно больше данных для того, чтобы понять полную картину событий, проанализировать ситуацию и найти достойное решение. Информационные технологии, главным образом, служат человеку для поиска нужной ему информации.
Для понятия «логистика» существует множество определений, но наиболее удачным, полным и отражающим суть понятия, на мой взгляд, является следующее: «логистика — наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой, складированием и другими материальным и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации» [2].
Нуждается ли логистика в информационных технологиях? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь, нужно понять, какова роль информационных потоков в логистике. Исходя из определения логистики, можно сделать вывод о том, что информационные потоки в логистике — везде. Ведь управление, контроль и планирование, а также все процессы, связанные с доведением до потребителя соответствующей продукции, неотрывно связанны с информацией и процессом ее передачи, и эта информация образует логистическую информационную систему (ЛИС). ЛИС — это «интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы» [2]. Такая логистическая система должна справляться с четырьмя задачами, такими как управление заказами, проведение научных исследование и отслеживание взаимосвязей системы, поддержка функционирования логистической цепи, а также генерирование форм выходных данных. Эти задачи представляют собой подсистемы структуры ЛИС, взаимосвязи между ними представлены на схеме:
Рис. 1. Организационная структура ЛИС
Достижение обозначенных задач, выполнение функций логистического менеджмента, а также взаимодействие с окружающей средой обеспечивается компьютерными системами, а значит, логистика неразрывно связана с ИТ.
История развития взаимоотношений логистики иИТ.
Логистика как управление материальными потоками появилась только в 20-х годах XX века. Выделяется 4 периода развития логистики [2]:
− I период (1920–1950): выделение логистики как отрасли из маркетинга, формирование принципов логистики как науки и концепций общего снижения затрат, поиск решения «насыщения» рынка (поиск резервных ресурсов);
− II период (1950–1970): распространение маркетинговых теорий по всему миру (что положительно сказывается и на развитии логистики), поиск новых путей снижения затрат (концепция общих затрат в физическом распределении, позволяющая перераспределить затраты на логистику, чтобы их общий уровень уменьшился), развитие рыночной конкуренции, изменения на производственном рынке в отношении к клиенту, научно-технический прогресс, развитие ИТ-технологий и внедрение их в бизнес;
− III период: (1970–1980): внедрение новых путей снижения затрат на основе стратегий бизнес-логистики, акцентирование внимания предпринимателя на производстве, внедрение автоматизированных систем управления (АСУ) в производство, развитие транспортного и складского оборудования, повышение эффективности деятельности компании;
− IV период: (1980-настоящее время): появление логистических цепей, повсеместное использование персональных компьютеров (ПК) во всей логистической системе, развитие роли ИТ в логистике, осознание предпринимателями значимости интеграции ИТ и логистики компании, появление новых ИТ.
Опираясь на историческую справку, можно сделать вывод о том, что логистика и ИТ тесно связаны еще с 50-х годов XX века, ИТ дали толчок к эффективному и актуальному развитию отрасли. Первый компьютер «Марк I» производства фирмы IBM появился в 1943 году, и хотя компьютеры создавались для нужд, в первую очередь, армии, в 50-х годах они начали активно внедряться в бизнес, и с тех пор компьютерные технологии помогают развиваться логистике и бизнесу, в целом.
В своей работе я буду рассматривать технологии, появившееся в IV период и используемые в настоящее время.
Анализ новых ИТ влогистике.
На сегодняшний день логистика активно использует информационные технологии по всем своим направлениям: WMS-системы для управления складом, электронный обмен данными EDI, технологии бесконтактной идентификации для определения уникальности товара, технологии радиочастотной идентификации для автоматической идентификации данных, спутниковые технологии (GPS, ГЛОНАСС) для контроля перемещения товаров, интернет-технологии [4]. Значение интернет-технологий в мире и, в частности, в логистике, действительно, огромно, зачастую использование той или иной системы или технологии напрямую зависит от интернет-составляющей, к тому же, многие технологии без интернета не появились бы вовсе. Принимая во внимание значительную роль интернет-составляющей в логистике, в моей работе будет исследована данная область.
Интернет оказал влияние на каждый аспект нашего общества, в том числе, и на организацию работы предприятий. История создания глобальной сети Интернет началась в 1969 г. в Калифорнийском университете, где был установлен первый узел сети ARPAnet (по имени главной компании, финансировавшей проект). К 1980 году к ARPAnet были подключены локальные сети, был адаптирован набор протоколов TransmissionControlProtocol/InternetProtocol (TCP/IP), была создана коммуникационная отказоустойчивая сеть, продолжающая работу даже после сбоев в ее частя, сеть стала называться Internet. Такая сеть имела строгую иерархическую структуру: высокоскоростная магистраль, к которой подключались региональные поставщики Internet, а к ним, в свою очередь, подключались сети локального уровня. После 1995 года темп роста сети Internet сильно увеличился, что связано с появлением системы WWW (WorldWideWeb), благодаря которой сеть превратилась в коммерческую и потеряла свою трехуровневую иерархическую структуру [8]. В настоящее время интернет прочно вошел в жизнь современного человека, изменил потребительский рынок и рынок сбыта.
Рассмотрим технологическую составляющую логистики до появления интернета в ней. Итак, программные платформы и приложения были неотъемлемой частью логистической цепочки в течение десятилетий. Хотя они были полезны в оптимизации общих внутренних операций, они не могли связать задачи, выполняемые в разных локациях, не помогали при общении поставщика и заказчика, не обеспечивали удаленный доступ к системе, к примеру, для мониторинга состояния входящих поставок, не позволяли быстро взаимодействовать персоналу с информационной системой. Такие приложения, как правило, были, дорогостоящими и неудобными в использовании: для их обслуживания, контроля и поддержки программного обеспечения требовался целый отдел службы технической поддержки. Как и большинство технологий, они быстро устаревали и требовали частого обновления и замены.
Начало использования интернет-технологий в логистике фактически изменило логистическую концепцию. Для кого-то первое, что приходит на ум при упоминании термина «Интернет», — адрес электронной почты. Но электронная почта — не только средство общения с поставщиками, заказчиками и сотрудниками, это еще и технология, используемая в погрузочно-разгрузочных операциях. Не менее важным является программное обеспечение, разрабатываемое или находящееся в разработке. Для покупки ПО в точках розничной торговли больше не нужен специальный оператор. Теперь компаниям не требуется нанимать программистов или отдельных ИТ-специалистов для внедрения и контроля сложного ПО. Сегодня программное обеспечение, предназначенное для управления логистической цепочкой, доступно для покупки прямо через интернет, а в некоторых случаях, даже не требует установки или загрузки, такие технологии известны как «облачные» приложения [10].
Облачные технологии, в свою очередь, можно назвать прорывом в интернет-технологиях XXI века, так как они предоставляют совершенно новые возможности по удобному и эффективному хранению данных. Облачные технологии — это модель предоставления повсеместного и удобного сетевого доступа к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, серверы, приложения, сети, системы хранения и сервисы), которые могут быть быстро предоставлены и освобождены с минимальными усилиями по управлению и необходимости взаимодействия с провайдером [9]. Проще говоря, облачные технологии предоставляют пользователю возможность работать непосредственно с программами и данными, хранящимися в сети, не прибегая к услугам приложений и специальных ПО. Как данный сервис полезен в логистике?
Стоит отметить, что рынок облачной логистики в России не развит, но в Европе, Америке и Бразилии большой популярностью пользуются следующие сервисы: Cloud Marketplace for Logistics Sector (T-Systems Company), Electronic Logistics Marketplace (Camsac), Brazil's Ship. Облачные технологии позволяют решить в логистике три важные задачи. Во-первых, задачу создания единой платформы для грузовладельца и подрядчика, что упрощает их взаимодействие: при размещении ключевых параметров перевозки, на сервисах видны лучшие предложения подрядчиков (сервисы ati.su, Gruzobzor, российская платформа Log4pro.com). Во-вторых, задачу оптимизации процесса хранения данных о грузоперевозках. Конкурентным преимуществом облачных технологий перед «необлачными» программами (1С, Oracle) является автоматизация процесса вноса данных в систему (при наличии совместного доступа к сервису может выполняться не компанией-продавцом, а грузоперевозчиком, к примеру), отсутствие необходимости обновлять и переустанавливать программы. В-третьих, задачу отслеживания местоположения груза, что позволяет эффективно планировать поставки, рассчитывать время прибытия и отбытия груза, решить проблему пустых и переполненных полок на складах [11].
Отслеживание груза предполагает не только определение местоположения транспортного средства, перевозящего груз, но еще и слежение за состоянием груза, за его статусом (погрузка и выгрузка в транспортное средство, ожидание на складе и т. п.). Ранее для того, чтобы понять, где и в каком состоянии находится груз, оператору по телефону или по факсу следовало связаться с другим оператором — представителем грузоперевозчика. Теперь данные задачи могут быть выполнены сотрудником в любое время дня и ночи быстро и эффективно через любой компьютер, имея лишь логин и пароль для входа в сеть.
Высокое влияние на сегмент поставки товаров оказывает так называемый «Интернет вещей». Интернет вещей — концепция физических объектов, оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом и внешней средой [3]. Благодаря данной технологии в логистике появляются новые стандарты контроля, прозрачности, гибкости и эффективности, снижаются затраты и риски, повышается скорость доставки. Как это работает?
Интернет вещей подразумевает оснащение некогда инертных предметов специальными датчиками, которые позволяют предмету «общаться» с привычными для нас электронными устройствами — компьютерами, планшетами и смартфонами, посылая тот или иной сигнал, передающий информацию о статусе объекта. Первые мобильные устройства, используемые водителями при доставке грузов, приносили пользу, прежде всего, за счет упрощения и автоматизации существующих «бумажных» процессов. Нынешнее поколение мобильных технологий, доступных по низкой цене, позволяет логистическим компаниям работать более эффективно, предоставляя возможность динамического отслеживания транспортных средств и доставляемых грузов: теперь местоположение грузоперевозчика всегда известно как заказчику, так и отправителю.
Интернет вещей пока не развит в достаточной мере, потому что объекты, оснащенные данной технологией, имеют ограниченный пользовательский интерфейс и не могут выйти за рамки сбора данных и отправки их на другие устройства. Однако технология имеет перспективной будущее, в котором, возможно, нас ждут «умные» вещи, доступные для управления по клику со смартфона.
Интернет изменил концепцию покупки, а у логистики появилась такая удобная функция как интернет-заказ, что важно для всей логистической цепочки. Онлайн-коммерция в России появилась в 1995 году с появлением первого интернет-магазина компакт-дисков, но широкое развитие интернет-торговля получила лишь в 2006 году [13]. С появлением интернет-магазина у заказчика появилась возможность покупки не выходя из дома, а предприятия, осуществляющие онлайн-торговлю, смогли уменьшить издержки — аренда помещения для продажи больше не нужна, а магазинам-перекупщикам зачастую не нужен склад. Те магазины, основной деятельностью которых является оффлайн-продажа, смогли расширить рынок и приобрести новых клиентов. Что касается самого заказа, данные о всех заказах стали автоматически вносится в базу данных магазина, что помогает предприятию систематизировать информацию о покупках. Онлайн-оплата упрощает процесс бухгалтерского учета, снижает риски мошенничества с наличным расчетом.
Выводы.
Логистика сегодня — сложный и многофункциональный процесс, информационные технологии в логистике сегодня незаменимы, так как выполняют свои основные задачи, а именно, управление заказами, проведение научных исследование и отслеживание взаимосвязей системы, поддержка функционирования логистической цепи, а также генерирование форм выходных данных. Без сотрудничества ИТ и логистики хороший результат поставки продукции потребителю сегодня невозможен, но логистика идет в ногу со временем и использует технологии для эффективного развития.
Наиболее успешными и важными для логистики оказались интернет-технологии. Появление интернета в логистике изменило всю логистическую концепцию, появились совершенно новые способы хранения и обработки данных, такие как облачные технологии. Произошла автоматизация многих «бумажных» процессов. Обмен данными между заказчиком и грузовладельцем стал простым благодаря ресурсам интернет-почты. Большие изменения принесли логистике и новые возможности по отслеживанию грузов, а также развитие интернета вещей. Торговля пришла в интернет с появлением интернет-магазинов, что изменило систему заказа.
На примере Российского рынка можно проследить тренды в развитии онлайн-торговли и системы онлайн-доставки. Наиболее популярными стали проекты Ozon, laModa, Утконос, Отто, многие сервисы по доставке электроники и еды из ресторанов. Тем не менее, многие российские пользователи покупают непищевые продукты на зарубежный сайтах, среди которых особым успехом пользуется китайский проект AliExpress. Исследованию процесса доставки из интернет-магазина я посвящу практическую часть своей работы с целью выявить недостатки и преимущества современной логистической цепочки, понятной и доступной интернет-пользователю.
Литература:
- Information technologies, англоязычныйбизнес-словарь, http://www.businessdictionary.com/definition/information-technology-IT.html
- Л. Б. Миротин, В. И. Сергеев. «Основы логистики», Инфра-М, 1999 г.
- «Drivers Behind the Internet of Things», Manufacturing & Logistics IT Magazine, October 2014
- Т. В. Алесинская. «Основы логистики. Функциональные области логистического управления», ТРТУ, 2005 г.
- Алексей Кичатов. «Почему логистику стоит автоматизировать именно сейчас», проект «iBusiness», http://ibusiness.ru/blog/upravlyeniye_logistikoy
- «Новые технологии в складской логистике», RBK http://rbcdaily.ru/addition/article/562949989576933
- А. Гончарова. «Ситуация в стране заставляет задуматься о контроле над логистикой», проект «iBusiness», http://ibusiness.ru/blog/upravlyeniye_logistikoy/36277
- А. П. Пятибратов. «Вычислительный системы, сети и телекоммуникации», Конрус, 2013 г.
- С. Глазунов. «Бизнес в облаках. Чем полезны облачные технологии для предпринимателя», бизнес-портал «Контур», https://kontur.ru/articles/225
- «The Growing Role of the Internet in Logistics Supply Chains», «Material Handling Network», http://www.mhnetwork.com/news/the-growing-role-of-the-internet-in-logistics-supply-chains/
- К. Власов. «Логистика в «облаках»: как передовые технологии устраняют проблемы», бизнес-портал «Контур», https://kontur.ru/articles/452
- «Tracking Everything Everywhere: How The Internet Of Things Is Changing The Logistics Industry», Forbes, November 2014
- «Развитие Интернет-торговли в России», «РИА Новости», http://ria.ru/infografika/20140123/990873591.html