Библиографическое описание:

Иванова А. О., Русакова А. А., Корепанова Е. Г. В противовес кризису: анализ рынка дискаунтеров города Красноярска [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 76-79.



В данной статье проведен анализ дискаунтеров города Красноярска по базовой модели маркетинга. Представлены данные о сравнении по критериям: расположение, цена, предоставляемая продукция и отношение к рекламе.

Ключевые слова: дискаунтер, цена, продукт.

В настоящее время, большая часть населения России находится около или за чертой бедности, и относится к категории малообеспеченных слоев населения. Постоянный рост инфляции приводит к увеличению цен на продукты питания, но при этом рост заработной платы не наблюдается. В связи с этим население стремится сократить расходы на еду, доля которых составляет 40–45 %, а из-за нестабильности рубля затраты могут увеличится до 70 %. В такой ситуации большой спрос приобретут дискаунтеры.

Дискаунтер — это предприятие розничной торговли, деятельность которого направлена на снижение издержек обращения и цен на товары, что достигается за счет минималистского исполнения торгового зала, упрощённой выкладки товаров, снижения количества работающего персонала, ограничения ассортимента, который должен продаваться достаточно большими партиями из-за низких цен. Существуют два вида дискаунтеров: жесткий дискаунтер, который пренебрегает услугами мерчендайзеров и маркетологов, занимаясь продажей товаров первой необходимости; мягкий дискаунтер — магазин самообслуживания, в котором представлены товары, выходящие за ассортимент потребительской корзины [1].

В связи с непростой экономической ситуацией, дискаунтеры стремительно набирают популярность и открываются по всей стране, в том числе и в Красноярске. На сегодняшний день в нашем городе насчитывается порядка трех крупных магазинов формата дискаунтер. Долгое время первым и единственным дискаунтером в Красноярске был «Светофор», но со временем сети супермаркетов «Командор» и «Красный яр» открыли собственные дискаунтеры под брендами «Хороший» и «Батон». Отметим, что вышеперечисленные дискаунтеры являются жесткими.

Изучим дискаунтеры более подробно через базовую модель маркетинга [2]. Первым элементом модели является продукт. Ассортимент в дискаунтерах колеблется от 1 до 2 тысяч товаров в то время как в супермаркетах ассортимент насчитывает порядка 20 тысяч товаров. Дело в том, что супермаркеты привлекают потребителей широким ассортиментом, а дискаунтеры — низкими ценами, продавая товары, без которых не обходится ни одна семья, такие как: мясо, рыба, овощи, фрукты, хлебная продукция, молочная продукция, крупы и макаронные изделия, сахар и кондитерские изделия, многие из которых продаются на разновес [3].

Следующим элементом модели является цена. Для более детального анализа данные о ценах на социально-значимые товары в дискаунтере и в супермаркете представим в Таблице 1.

Таблица 1

Сравнение цен на некоторые продукты из потребительской корзины вдискаунтере ив супермаркете

Продукт

Дискаунтер

Супермаркет

Название и производитель

Цена

Название и производитель

Цена

На сколько

% дороже всупермаркете

Подсолнечное масло

«Сто рецептов»

Юг Руси

г. Ростов

68.98

за 0.8 л

(86.23

за 1 л)

«Золотая семечка»

Юг Руси

г. Ростов

126.25

за 1 л

46.41 %

Мука

«Алейка»

Алейскзернопродукт

Алтайский край

г. Алейск

109.98 за 5 кг

(21.99

за 1 кг)

«Макфа»

ОАО Макфа

Челябинская обл., пос. Рощино

96,38

за 2 кг

(48.19

за 1 кг)

119.15 %

Крупа гречневая

«Ларица»

Калманский комбинат

Алтайский край

С.Новороманово

39.98

за 650 г

(61.51

за 1 кг)

«Националь»

Ангстрем

Г. Санкт-Петербург

104.88

за 900 г

(116.53

за 1 кг)

89.45 %

Сахар-песок

Весовой

Россия

49.98

за 1 кг

Весовой

Россия

73.98

за 1 кг

48.02 %

Чай

«Беседа»

Юнилевер Русь

Г. Санкт-Петербург

28.76

за шт.

(25 пак.)

«Lipton»

Юнилевер

Г. Санкт-Петербург

68.38

за шт.

(25 пак.)

137.76 %

Проанализировав ценовую политику, можно заметить, что цены на все товары в дискаунтере намного меньше, чем в супермаркете. Прежде всего, это связано с тем, что дискаунтеры продают товары менее известных производителей, которые значительно экономят на рекламе, а, следовательно, не включают её стоимость в себестоимость товара. Так же цена сокращается за счет сокращения издержек на содержание персонала и отсутствия рекламы магазинов. Кроме этого в дискаунтерах можно заметить безопасные товары с истекающими сроками годности.

Третьим элементом в базовой модели является место расположения магазина, для анализа этих данных обратимся к Таблице 2 [4].

Таблица 2

Сравнение основных дискаунтеров г. Красноярска

Сравнительная характеристика

«Светофор»

«Батон»

«Хороший»

В Красноярске с…

2009 г.

2015 г.

2014 г.

Количество магазинов в городе

17

(58.62 %)

7

(24.14 %)

5

(17.24 %)

Расположение по районам, % по городу

Количество магазинов

Свердловский (4)

13.79 %

2

1

1

Кировский (6)

20.69 %

3

3

0

Ленинский (7)

24.15 %

4

1

2

Центральный (2)

3.44 %

2

0

0

Железнодорожный (4)

13.79 %

2

1

1

Октябрьский (0)

0 %

0

0

0

Советский (4)

13.79 %

2

1

1

Пригород (3)

(Емельяново, Березовка)

10.35 %

3

0

0

Средняя торговая площадь

1000

300

1000

Ассортимент

2000

1200

1000

Количество рабочих мест на магазин

10

4

7

Цена по сравнению со среднерыночной

Ниже на 20 %

Ниже на 10–50 %

Ниже на 18–20 %

Перспективы

500 магазинов по России к 2017 г.

30 магазинов по Красноярску за 2016 г.

Открытия в других регионах

Изучив данные о расположении дискаунтеров, видно, что большее их количество находятся в Ленинском и Кировском районах, где в основном проживает рабочий класс, имеющий средний доход. Кроме того, можно заметить, что дискаунтеры стали открывать и в Центральном районе, где расположен один из самых дорогих домов города, в котором проживают состоятельные люди, но несмотря на это, Центральный район всё же является «районом стареющего населения». Отсутствие магазинов в Октябрьском районе объясняется высокой ценой за квадратный метр, но открытие магазинов в этом районе является одной из перспектив развития дискаунтеров в Красноярске.

Помимо сравнительных таблиц, авторами было проведено наблюдение, в ходе которого удалось установить, что в период с 9:00 до 13:00 основной покупательской аудиторией являются жители пенсионного возраста, в период с 13:00 до 17:00 магазины чаще посещают школьники и студенты, в вечернее время с 17:00 и до 21:00 основными покупателями становятся рабочие люди.

Четвертый элемент базовой модели — продвижение товара, как уже говорилось выше, дискаунтеры экономят на рекламе и за счёт этого понижают цену на свои товары, так же они стараются выбирать наименее «раскрученные» марки, чтобы посетители не переплачивали за бренд.

В заключении, можно сказать что мы стали свидетелями бурной трансформации розничной торговли. Были времена ларьков и палаток, стихийных и организованных розничных рынков, затем были времена супермаркетов, имеющих большую долю импорта, что сделало их уязвимыми во время кризиса, но с временем изменения в покупательских настроениях заставили ритейлеров изменить подходы к ассортименту и даже форматы магазинов. Так появилась волна дискаунтеров. Супермаркеты и гипермаркеты, ранее привлекавшие покупателей более широким выбором, были вынуждены начать конкурировать по цене с дискаунтерами, а ассортимент расширять за счет российских товаров. Но с другой стороны, присутствие магазинов формата дискаунтер возле супермаркетов и рынков не создает угрозы для существования и развития первых. Достаточно супермаркетам перестроить ассортимент, т. е. добавить то, чего нет у дискаунтера, изменить график работы, и положение выправлено. [5]

Литература:

  1. «Что такое дискаунтер?» // Записки маркетолога. [Электронный ресурс]. URL: http://marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_d/disconter/ (дата обращения: (10.03.2016).
  2. Одинец Т. А., Томко С. А. Чего следует ожидать обществу от системы маркетинга в современных условиях // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: материалы XI Междунар. науч. конф. (06–10 апреля 2015, г. Красноярск): в 2 т. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. С. 325–328.
  3. «Дискаунтер — наиболее перспективное развитие розничной торговли в регионах России» // Метроном-К: технологии построения и развития розничной сети магазинов. [Электронный ресурс]. URL: http://metronomk.ru/statya-diskaunter-naiboleye-perspektivnoye-razvitiye-roznichnoy-torgovli-v-regionakh-rossii (дата обращения: (10.03.2016).
  4. «Технологии управления розничными сетями Дискаунтер — перспективное развитие розницы» // Subscribe.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://subscribe.ru/archive/trade.discounter/200904/06134031.html (дата обращения: (15.03.2016)
  5. Кислицина, В. В. Маркетинг: учебник для вузов. — Киров: Изд-во ВятГТУ, 2011. — 489 с.
Основные термины (генерируются автоматически): магазинов формата дискаунтер, базовой модели, дискаунтеров города Красноярска, розничной торговли, дата обращения, Электронный ресурс, элементом модели, потребительской корзины, перспективное развитие, базовой модели маркетинга, Первым элементом модели, Следующим элементом модели, крупных магазинов формата, рынка дискаунтеров города, анализ дискаунтеров города, основных дискаунтеров г, ассортимент потребительской корзины, отсутствия рекламы магазинов, розничной сети магазинов, присутствие магазинов формата.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle