Библиографическое описание:

Баландина А. С., Герб А. А. Сущность налогового мониторинга в России и особенности его осуществления в зарубежных странах [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 5-7.



 

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля был введен Федеральным законом № 348-ФЗ от 4 ноября 2014 года. Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, осуществляемая в добровольном порядке в соответствии с регламентом информационного взаимодействия налогоплательщика и налоговой инспекции по представлению информации или доступа к информационным системам организации. Цель налогового мониторинга соответствует основной цели налогового контроля — проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, но, естественно, существует ряд особенностей, характерных именно для этой формы контроля. Главной из них является то, что инициатором проведения мониторинга является не налоговые органы, а сами предприятия. Преимущество для налогоплательщиков заключается в том, что процедура мониторинга избавляет от возможности подвергнуться выездным или камеральным налоговым проверкам. Для того чтобы осуществить мониторинг, предприятию необходимо направить в налоговую инспекцию заявление не позднее 1 июля текущего года. Однако не все компании могут претендовать на налоговый мониторинг. Налоговым кодексом определены три критерия: [6]

1)                совокупная сумма НДС, налога на прибыль, НДПИ, акцизов (без налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) должна быть не менее 300 млн. рублей за календарный год, предшествующий году подачи заявления;

2)                суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, предшествующий году подачи заявления, должен быть не менее 3 млрд. рублей;

3)                совокупная стоимость активов организации по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности по состоянию на 31 декабря календарного года, предшествующего году подачи заявления, должна быть не менее 3 млрд. рублей.

Организации имеют право отозвать заявление до принятия налоговым органом решения о проведении мониторинга, которое принимается последним не позднее 1 ноября.

Предполагается, что введение процедуры налогового мониторинга сократит затрачиваемое на налоговые проверки время и позволит работникам налоговых органов расходовать его более эффективно.

Немало плюсов в нововведении и для самих предприятий. Самый явный из них — это возможность избежать выездной налоговой проверки, которая является несомненным стрессом для компании. Модель налогового мониторинга устраняет саму процедуру проверки и спор по ее результатам — длительной административной и судебной тяжбы. Все спорные ситуации решаются в процессе. [2]. Второе несомненное преимущество — планировать организацию деятельности с помощью тесной координации с налоговыми органами. Деятельность компании согласуется с позицией налоговых органов путем мотивированных мнений. Мотивированные мнения компания может запросить самостоятельно, имея сомнения или налоговые риски и в последующем действуя исходя из позиции налогового органа, либо предоставить свои аргументы для согласования. Компании, регулярно подвергающиеся налоговому контролю, могут рассчитывать на увеличение инвестиционной привлекательности.

Однако компаниям-претендентам на прохождение процедуры налогового мониторинга стоит помнить о ряде проблем, с которыми они могут столкнуться. Первое это то, что по критериям отбора пройти могут только крупные налогоплательщики с большим объёмом доходов и солидной стоимостью активов, то есть имеющие существенную налоговую базу. Неудобства может составить наличие множества отсылочных норм в тексте закона, которые имеют меньшую юридическую силу по сравнению с основным текстом закона, что может вызвать множество споров и разночтений.

Однако главным недостатком для фирм является обязанность раскрывать информацию: организации используют различные электронные системы учета, хранения и передачи данных, которые охраняются правилами информационной безопасности.

Следует обратить внимание на то, как осуществляется налоговый контроль в разных странах мира. В развитых странах собираемость налогов и сборов превышает показатели развивающихся стран в разы. В России по ряду оценок экономистов показатель собираемости варьируется от 40-60 %, при том, как в ведущих индустриальных странах со сложившейся и успешно функционирующей системой налогообложения показатели составляют примерно 90-92 %.

Самой первой страной, которая ввела горизонтальный налоговый мониторинг в систему осуществления налогового контроля, была Нидерланды. В 2005 году налоговая служба впервые предложила налогоплательщикам взаимодействие по поводу правильности исчисления налогов по средствам добровольного заключения соглашений. Соглашения охватывали все виды налогов и устанавливали обязательство субъекта налогообложения сообщать в налоговые органы обо всех операциях, содержащих возможные налоговые риски, давать собственную оценку юридическим последствиям сделки. В свою очередь, налоговая служба в оперативном порядке сообщает свое мотивированное мнение относительно такой операции, оценивает сумму налога, обсуждает возможные риски с хозяйствующем субъектом. [5, с. 36,37] Опыт внедрения налогового мониторинга был позитивным — большинство компаний, заключивших соглашения захотели продолжить сотрудничество с налоговыми органами по средствам соглашений.

Согласно налоговому законодательству Франции, у налогоплательщика есть право отправить запрос в налоговый орган для уточнения правомерности планируемой операции и получить консультацию по интересующим вопросам, связанным с налогообложением. В случае отсутствия ответа от налоговых органов в предусмотренные сроки, налогоплательщик совершает действия с позиции их полной правомерности и в этом случае налоговые органы не имеют права расценивать это действие как правонарушение. [4, с. 68]

Наиболее примечателен опыт США, т. к. система налогообложения этого государства признана одной из самых эффективных — при низких административных издержках, налоговая служба добивается высоких результатов собираемости налогов и высокой дисциплины налогоплательщиков в части добровольности уплаты налоговых платежей. [7, с. 39,40] Органом, осуществляющий контроль и администрирование в США является Служба внутренних доходов (СВД) — крупнейшее подразделение Министерства финансов США. Налоговый мониторинг отсутствует как таковой, но имеются механизмы, действующие аналогично. Каждый налогоплательщик может получить консультацию, по имеющемуся вопросу, в том числе по сделке, которую он намеревается заключить в форме информационных писем. [1, с. 34] Ответы, полученные налогоплательщиком, могут быть использованы в судах, при решении спорных ситуаций.

В Великобритании бухгалтеры и налоговые консультанты обязаны уведомлять налоговые и таможенные органы при смене действующего порядка организации бизнеса. [3, с. 42]

В странах СНГ так же уже несколько лет успешно применяется налоговый мониторинг. Как и в России, распространяется он на крупные предприятия. В Казахстане в список проверяемых входит триста крупнейших компаний, на Украине всего пять, которые впоследствии из — за нечетких условий организации взаимодействия отказались от сотрудничества с налоговыми органами. [5, с. 38]

Интересен опыт организации системы мониторинга в Белоруссии. Данная форма налогового контроля была введена в 2012 году и была ориентирована на компании, злоупотребляющие занижением доходов для целей налогообложения. Налоговые органы курируют деятельность таких налогоплательщиков. В случае выявления недоимок, такие предприятия обязаны предоставить корректировочную декларацию и доплатить налог, в таком случае никакой ответственности за правонарушение она не понесет. Это характеризует большую степень доверия государства к субъектам хозяйственной деятельности. Однако если такой субъект не прислушается к рекомендациям налоговых органов и не устранит нарушения в срок, то нести ответственность он будет в полном объеме.

С 2014 года в Белоруссии введен повышенный контроль по отношению к крупнейшим налогоплательщикам. Список таковых утверждается до 1 октября и действует в течение следующих двух лет. Организации, попавшие в список, будут обязаны предоставлять помимо стандартной отчетности дополнительных сведений о ходе ведения деятельности. Решение о проведении мониторинга в отношении этих организаций исходит от налоговых органов и является принудительным для субъектов хозяйственной деятельности.

В заключение можно сделать вывод, что с введением налогового мониторинга как формы налогового контроля, Россия приблизилась к модели организации налогового администрирования ведущих стран мира. Налоговая система Российской Федерации еще молодая и ей есть куда стремиться, поэтому необходимо использовать положительный опыт зарубежных стран в части успешно функционирующих механизмов налогового контроля, стремиться к совершенствованию законодательства и выработке налоговой дисциплины у налогоплательщиков.

 

Литература:

 

  1.              Васильева М.В., Надточий Е.В. Зарубежный опыт организации сотрудничества налогоплательщиков и налоговых органов в сфере налогового контроля [Текст] / М.В. Васильева / Е.В. Надточий // Финансы и кредит. — 2010. — № 4(388). — С. 31-36.
  2.              Дмитрий Кириллов: Кому и зачем нужен налоговый мониторинг. URL: http:// www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/01/26/komu-i-zachem-nuzhen-nalogovyj-monitoring. Дата обращения: 20.01.2016 г.
  3.              Линовицкий Ю.А. Практика налогового контроля в зарубежных странах [Текст]/ Ю.А. Линовицкий // Налоги и налогообложение. — 2009. — № 11. — С. 40-44.
  4.              Максимовских Д.В. Перспективы совершенствования налогового контроля в Российской Федерации: сближение механизмов налогового контроля в России и за рубежом [Текст]/ Д.В. Максимовских // Академический вестник. — 2015. — № 2(32). — С. 57-70.
  5.              Мониторинг как новая форма налогового контроля: обзорная информация [Текст] // Вестник Приднестровского республиканского банка. — 2014. — № 3. — С. 32-39.
  6.              Налоговый кодекс РФ. Часть 1 (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 386-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». Дата обращения: 12.01.2016 г.
  7.              Пономарева Н.В. США: опыт организации контрольной работы в налоговых органах [Текст] / Н.В. Пономарева // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 28. — С. 37—42.
Основные термины (генерируются автоматически): налогового контроля, налогового мониторинга, форма налогового контроля, налоговых органов, налоговый мониторинг, процедуры налогового мониторинга, зарубежных странах, механизмов налогового контроля, Сущность налогового мониторинга, налоговые органы, Цель налогового мониторинга, Модель налогового мониторинга, внедрения налогового мониторинга, осуществления налогового контроля, мониторинг — форма налогового, введением налогового мониторинга, налоговыми органами, налогового контроля — проверка, совершенствования налогового контроля, формы налогового контроля.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос