Краудсорсинг и краудфандинг — современные механизмы интеграции рыночных субъектов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Санинский, С. А. Краудсорсинг и краудфандинг — современные механизмы интеграции рыночных субъектов / С. А. Санинский, А. С. Лобанова, Л. Л. Аверьянова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/172/9719/ (дата обращения: 18.04.2024).



 

В статье рассмотрена эволюция поведения потребителя. Дана оценка активизации роли потребителя, превращения его в равноценного участника процесса создания новой стоимости. По мнению автора, в современных условиях потребитель стал выступать в качестве инициатора создания новых продуктов. На примере успешной деятельности некоторых компаний доказано, что участие потребителя в процессе создания новых благ позволяет создать востребованный рынком продукт и снизить реализационные риски производителя. Раскрыта роль потребителя в процессе формирования конкурентоспособности современного бизнеса.

Ключевые слова: краудсорсинг, краудфандинг, потребитель, производитель, SWOT-анализ, Интернет-платформа.

 

В современных реалиях высокой информатизации, глобализации, а также постоянно растущей конкуренции на рынках мы становимся свидетелями принципиальных трансформаций, которые служат причиной активизации роли потребителя в тандеме производитель — потребитель. Традиционно производитель стоял у истоков зарождения идеи и создания нового продукта, выступая в качестве инициирующей стороны. Потребителю в рассматриваемой цепочке (производитель — потребитель) отводилось более скромное место. Теперь же производитель стал направлять покупателя в сторону активного выбора, предполагающего предварительный анализ, включающий поиск информации о товаре, его качественных характеристиках, функциональных свойствах и т. д. На смену пассивному потребителю, готовому приобретать все то, что предлагалось к продаже, сегодня пришел активный игрок рынка. Потребитель стал выступать в качестве инициатора создания новых продуктов, становясь непосредственным участником производственного процесса и генератором новых идей. Изменение роли потребителя, в свою очередь, привело к необычайной популяризации и широкому распространению новых терминов, таких как краудсорсинг и краудфандинг [1, с. 7-14].

В данной статье мы постараемся раскрыть понятия «краудсорсинг» и «краудфандинг», а также дать ответы на следующие вопросы: каковы преимущества, недостатки и эффективность новых способов привлечения капитала? как происходит взаимодействие между производителями и потребителями сегодня? каково мнение специалистов о новых формах привлечения ресурсов? и некоторые другие вопросы.

Так в чем же суть и особенности краудсорсинга и краудфандинга? Это инструменты будущего для серьезного бизнеса, панацея для стартапов или же «строительство замков на песке» [2]? Чтобы понять это, для начала стоит рассмотреть этимологию данных понятий.

Краудсорсинг (от англ. «crowd» — толпа; «source» — источник) — это процесс передачи определённых производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора [3, с.17-28].Это инновационный подход в методологии решения комплексных задач с использованием интеллектуального потенциала и знаний миллионов людей при создании новых продуктов, сервисов, внедрении инноваций и развитии бизнес-идей, решении текущих бизнес-задач, проведении маркетинговых исследований, формировании лояльности среди клиентов, взаимодействии с поставщиками [4, с. 230-232].Чаще всего краудсорсинговые кампании запускаются как «препарат местного воздействия» или с целью инновационного развития в сегменте B2C [5].

Краудфандинг (от англ. «crowd» — толпа; «funding» — финансирование) — это финансовый инструмент привлечения финансовых ресурсов путём добровольного коллективного сотрудничества людей посредством особых Интернет-платформ [6]. Существующие способы финансирования предпринимательской деятельности часто недоступны на ранних этапах и, в целом, имеют свои минусы, будь то зависимость и давление от инвестора или «дороговизна» способа. Поэтому с недавних пор всё большую популярность набирает новый, революционный способ финансирования, которым выступает «краудфандинг».

В сложившейся на сегодняшний день экономической ситуации в мире важным является вопрос о привлечении денежных средств и генерации идей на запуск и дальнейшее развитие бизнеса. Получение информации о потребителе «из первых уст», т. е. в ходе прямого взаимодействия с клиентами помогает компании «чувствовать» своего клиента для того, чтобы определять приоритетные направления работы [1, с. 27]. Современный потребитель наряду с производителем становится полноценным участником процесса создания новой стоимости. Популяризация и широкое распространение таких явлений, как краудсорсинг и краудфандинг, в очередной раз доказывают значение роли потребителя в процессе создания конкурентоспособного продукта. Имеет место превращение покупателя в силу, укрепляющую позиции бизнеса на рынке и направляющую производителя по пути создания востребованного рынком продукта. Удержание конкурентных позиций в современном мире становится возможным при условии более тесного взаимодействия с потребителем. Непременным условием формирования конкурентоспособного бизнеса является участие потребителя в процессе создания новых стоимостей.

Чтобы более детально ознакомиться с процессами краудфандинга и краудсорсинга, стоит провести SWOT — анализ данных рынков.

Сильные стороны.

Основным преимуществом краудсорсинга и краудфандинга является то, что данные способы привлечения ресурсов значительно облегчают процесс создания и развития бизнеса и могут быть задействованы в любой индустрии и бизнесе любой величины. Кроме того, затраты на популяризацию несущественны. Также существует возможность получения обратной связи, что в свою очередь, способствует формированию постоянной клиентской базы. Еще одним преимуществом данных инструментов является возможность установить связь между потребителем и производителем: они могут обмениваться идеями, и, как следствие, производитель имеет четкое представление о том, что хочет получить от проекта потребитель. Или компании могут выбрать лучшие идеи, предложенные большим количеством людей, и не полагаться на креативность одного человека или одного агентства.

Слабые стороны.

Успех краудфандинга зависит от связи между разработчиком и пользователем. Для разработчика это означает то, что необходимо придумать такую идею проекта, которая привлечет людей и заинтересует их. Кроме того, краудсорсинг и краудфандинг — это нестандартные инструменты финансирования проектов и привлечения новых идей, которые требуют выполнения некоторых правил, наличия инновационной идеи проекта, маркетинговых навыков создателей проектов и т.п., а это значит, что данные методы подходят «не для всех». Также для производителя возможность установить наценку на товар сводится к минимуму, а в случае если товаров-аналогов нет на рынке, тяжело установить цену. Еще одним недостатком краудсорсинга и краудфандинга является то, что требуется большое количество времени для того, чтобы просеять огромное количество ответов и предложений от людей, которые хотят принять участие в вашем проекте. И, наконец, данные методы постепенно вытесняют традиционные виды занятости, тем самым уничтожая рабочие места.

Возможности.

При успешном финансировании на платформах компания получает гарантированного потребителя выпускаемой продукции из числа спонсоров, профинансировавших проект. Также создатели проектов имеют возможность без дополнительных затрат рекламировать свою продукцию, так как СМИ сами заинтересованы в обзоре новинок крадсорсинговых ми краудфандинговых проектов. Помимо этого, в случае успешного финансирования и создания работающей компании, при необходимости расширения и роста создателям своих проектов гораздо проще найти дополнительные источники финансирования, так как стоимость компании вырастает во много раз, и, как следствие, количество желающих инвестировать в успешную инновационную компанию увеличится в геометрической прогрессии. Также есть возможность изучить потребности пользователей, понять, какой проект будет актуальным и востребованным.

Угрозы.

Главной угрозой в краудсорсинге и краудфандинге является отсутствие реализации проекта, который был успешно профинансирован. Это может быть связано с неудачным бизнес-планированием, экономическим расчетом, а также с тем, что после реализации проект не получит широкой популярности уже на рынке. Еще одна угроза — это вероятность попадания на площадки проектов мошенников, собирающих средства на несуществующую продукцию и после успешного финансирования присваивающих себе все собранные средства. Угрозой является и то, что должного финансирования может и вовсе не поступить. Это связано с тем, что обычные Интернет-пользователи могут быть не готовы инвестировать, пусть даже небольшие средства, в малопонятные проекты. Также существует высокая конкуренция между проектами близкой тематики. И, наконец, могут возникнуть трудности в обеспечении логистики и контроля. Это зависит от размера привлеченной группы и числа проектов.

Какова же потенциальная эффективность и результативность процессов краудсорсинга и краудфандинга? С помощью данных способов взаимодействия между потребителем и производителем могут быть достигнуты такие результаты, как:

                   Усиление приверженности аудитории. Исполнитель берется выполнять задание, генерирует идеи, обсуждает их с друзьями, распространяет информацию о компании и размещает полученный результат на площадке от своего имени. Таким образом, он сам мотивирует себя на качественный результат и становится приверженцем компании, реализующей какой-либо проект. Стратегия краудсорсинга и краудфандинга предполагает вовлечение сотен подобных исполнителей.

                   Улучшение реализуемых продуктов и услуг. Собранная в рамках краудсорсинга и краудфандинга информация может значительно улучшить продукт и положительно сказаться на росте всего бизнеса.

                   Повышение общей репутации компании. Вовлечение огромного количества людей, активно участвующих в каком-то проекте, постоянное обсуждение деятельности компании и ее продуктов создает положительный общественный резонанс, а также привлекает внимание СМИ.

Чтобы не быть голословными, необходимо рассмотреть, как работают краудсорсинг и краудфандинг на конкретных примерах. Преимущества данных методов уже успели оценить такие всемирно известные компании, как:

                   Procter&Gamble. На специальном сайте (www.ideaconnection.com) публикуются задания, которые можно выполнить за денежные вознаграждения.

                   Lego. Lego использует краудсорсинг для большинства своих продуктов. Компания предлагает потребителям скачать специальную программу на компьютер, спроектировать и построить свой собственный конструктор. Таким образом, Lego получает достаточно прототипов конструктора, а также узнает потребности клиентов. Более того, стоимость разработки новых моделей конструктора благодаря таким инновациям поразительно снизилась, а удовлетворенность покупателей выросла практически до 99,9 %. Любую свою идею можно предложить на сайте (https://ideas.lego.com/) [5].

                   Sony. Sony анонимно размещает проекты перспективных устройств в Интернете, чтобы оценить их рыночные возможности и реакцию потребителей, а также доработать продукт с учетом обратной связи [7].

                   Disney. В октябре 2014 года Disney совместно с XPrize запустили конкурс «Disney’s Create Tomorrowland XPRIZE Challenge» для аудитории от 8 до 17 лет. Условия предельно просты: рассказать о своих инновациях или изобретениях, которые сделают мир лучше. Для презентации идеи можно использовать текст, аудио и видео. Победитель получает от 3000$.

Что касается стартапов, различных социальных, научных, инновационных проектов, а также менее известных компании меньшего масштаба, то на просторах Интернета созданы специальные платформы. Чтобы собрать средства и идеи с помощью краудфандинга и краудсорсинга, необходимо: выбрать Интернет-платформу; обозначить конкретную цель проекта; составить убедительное описание проекта; определить необходимую сумму; предъявить калькуляцию всех расходов. Самой популярной и успешной зарубежной платформой является Kickstarter. По данным этой платформы, с даты основания (2009г) с помощью нее были успешно профинансированы 99 638 тыс. проектов. В России аналогом Kickstarter выступает Boomstarter. В силу того, что в нашей стране данный вид бизнеса появился относительно недавно, и люди с долей недоверия к нему относятся, то цифра проектов, реализованных с помощью платформ, в разы ниже: на данный момент насчитывается лишь 935 реализованных проектов, получивших финансовую помощь благодаря данному сервису [8].

Большинство экспертов положительно высказываются относительно краудсорсинга и краудфандинга, считая, что благодаря данным методам генерируются исключительные идеи, которые затем дают ход масштабным исследованиям. Таким образом, это результативные инструменты развития и сохранения приверженности клиентов. Однако, есть и негативные отзывы специалистов, считающих, что главный недостаток краудфандинга и краудсорсинга — низкое качество большого объема информации, получаемой от участников и, соответственно, снижение качества конечного продукта. Подавляющее большинство людей создает так называемый «шум» идей, который осложняет поиск действительно полезной, нужной и качественной информации.

Так есть ли будущее у краудсорсинга и краудфандинга? На наш взгляд, безусловно, да. Несмотря на все отрицательные моменты, в мировой практике наблюдается положительная тенденция к развитию нового, революционного типа бизнеса. Это происходит, потому что в условиях конкуренции лидерство на рынках сохранят те компании, которые будут более клиентоориентированными. Краудсорсинг и краудфандинг как раз и являются такими инструментами. Благодаря им происходит сближение и интеграция между производителем и потребителем. Сегодня потребитель в праве сам создавать свой продукт, вкладываясь материально либо идейно в тот или иной проект.

 

Литература:

 

  1.              Санинский, С.А. Производители и потребители: рыночное взаимодействие и партнерство / С.А. Санинский. — Москва: СПС Гарант, 2009. С.7-14, 27.
  2.              Интернет-журнал «Стратегии»: http://www.strategy.com.ua/Articles/Content?Id=1677#sthash.GGl6Cqag.dpuf
  3.              Hawe J. Rise of Crowdcourcing [Текст] //The Wired. № 6, 2006. С. 17–28
  4.              ХауДж.Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2012. С. 230-232
  5.              Интернет-издание о маркетинге и коммуникациях в цифровой среде — Cossa: http://www.cossa.ru/152/101739/
  6.              Портал крауд-сервисов: www.crowdsourcing.ru
  7.              Обзор консалтинговой компании Ernst&Young «Ключевые тренды в ИТ-индустрии»: http://www.ey.com/RU/ru/Industries/Technology/EY-key-trends-in-it-industry#.VqwErLKLTIU
  8.              Российская краудфандинговая платформа Boomstarter: www.boomstarter.ru
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, проект, производитель, компания, успешное финансирование, SWOT, XPRIZE, качество инициатора создания новых продуктов, обратная связь, процесс создания.

Похожие статьи

Содержание и этапы инновационного процесса. Задачи создания...

Задачи создания нового продукта.

‒ незнакомые потребителям блага (новый продукт, услуга)

Основные задачи процесса создания нового продукта.

1) Разработать программу или конкретный проект по созданию новой продукции.

Организация разработки нового продукта | Статья в журнале...

Выявить системы сбыта новой продукции. Провести SWOT-анализ условий обеспечения

2) нацелить инновационный процесс на нужду потребителей и сформировать дополнительный спрос

Содержание и этапы инновационного процесса. Задачи создания нового продукта.

Особенности использования проектного менеджмента при...

Успешная реализация проектов по выводу новых продуктов на рынок — залог стратегического развития

Артемьев Д. Г. Критерии успеха проектов по разработке нового продукта на разных стадиях их

Ельчинова Е. А. Управление проектом создания нового продукта / Е. А...

Определение отношения потребителей к инновациям...

В качестве потребителей инноваций обычно рассматривают только рыночных

Данные действия способны сделать процесс внедрения нового продукта менее болезненным.

Развитие радикальных инноваций, обеспечивающих создание качественно новых технологий...

Выведение нового товара на региональный рынок: основные этапы

Процесс выведения нового товара на рынок можно рассматривать как с точки зрения

Рекламные и брендинговые агентства. «Заказ» создания идеи и/или бренда, покупка готовых

Обратная связь от потребителей, розничных торговых точек и субдистрибьюторов (работа с...

Клиентский опыт как инструмент конкурентоспособности...

При этом процесс дифференциации товаров и услуг, производителей, поиск новых сегментов рынков

‒ в какой степени предложение соответствует потребностям клиента? насколько удачно продукт «упакован» с точки зрения создания дополнительных выгод для клиента?

Роль и место брендинга в маркетинговой деятельности организации

Данный вид маркетинга предусматривает создание ажиотажа, создание «шумихи» вокруг продукта

Является способом формирования эмоциональной связи покупателя и торговой марки.

– увеличение целевой аудитории бренда (привлечение новых потребителей).

Роль брендинга в концепции развития компании

Предприниматель должен быть готов к тому, что проект создания бренда — это долгосрочный процесс.

Если при создании бренда компания взяла вектор на использование только натуральных и высококачественных продуктов, то сейчас самое время проверить, так ли оно в...

Влияние инновационных технологий на конкурентоспособность...

создание новой гибкой инновационной компании; ‒ диверсификация деятельности.

В связи с этим для успешной инновационной политики предприятию необходимо не только обладать

В 2011 году производители анонсировали 163 новые модели фотокамер.

Похожие статьи

Содержание и этапы инновационного процесса. Задачи создания...

Задачи создания нового продукта.

‒ незнакомые потребителям блага (новый продукт, услуга)

Основные задачи процесса создания нового продукта.

1) Разработать программу или конкретный проект по созданию новой продукции.

Организация разработки нового продукта | Статья в журнале...

Выявить системы сбыта новой продукции. Провести SWOT-анализ условий обеспечения

2) нацелить инновационный процесс на нужду потребителей и сформировать дополнительный спрос

Содержание и этапы инновационного процесса. Задачи создания нового продукта.

Особенности использования проектного менеджмента при...

Успешная реализация проектов по выводу новых продуктов на рынок — залог стратегического развития

Артемьев Д. Г. Критерии успеха проектов по разработке нового продукта на разных стадиях их

Ельчинова Е. А. Управление проектом создания нового продукта / Е. А...

Определение отношения потребителей к инновациям...

В качестве потребителей инноваций обычно рассматривают только рыночных

Данные действия способны сделать процесс внедрения нового продукта менее болезненным.

Развитие радикальных инноваций, обеспечивающих создание качественно новых технологий...

Выведение нового товара на региональный рынок: основные этапы

Процесс выведения нового товара на рынок можно рассматривать как с точки зрения

Рекламные и брендинговые агентства. «Заказ» создания идеи и/или бренда, покупка готовых

Обратная связь от потребителей, розничных торговых точек и субдистрибьюторов (работа с...

Клиентский опыт как инструмент конкурентоспособности...

При этом процесс дифференциации товаров и услуг, производителей, поиск новых сегментов рынков

‒ в какой степени предложение соответствует потребностям клиента? насколько удачно продукт «упакован» с точки зрения создания дополнительных выгод для клиента?

Роль и место брендинга в маркетинговой деятельности организации

Данный вид маркетинга предусматривает создание ажиотажа, создание «шумихи» вокруг продукта

Является способом формирования эмоциональной связи покупателя и торговой марки.

– увеличение целевой аудитории бренда (привлечение новых потребителей).

Роль брендинга в концепции развития компании

Предприниматель должен быть готов к тому, что проект создания бренда — это долгосрочный процесс.

Если при создании бренда компания взяла вектор на использование только натуральных и высококачественных продуктов, то сейчас самое время проверить, так ли оно в...

Влияние инновационных технологий на конкурентоспособность...

создание новой гибкой инновационной компании; ‒ диверсификация деятельности.

В связи с этим для успешной инновационной политики предприятию необходимо не только обладать

В 2011 году производители анонсировали 163 новые модели фотокамер.