Межрегиональная интеграция как фактор развития внутреннего туризма | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 15. Региональная экономика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 03.02.2016

Статья просмотрена: 888 раз

Библиографическое описание:

Анисимова, Ю. В. Межрегиональная интеграция как фактор развития внутреннего туризма / Ю. В. Анисимова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/172/9561/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

На сегодняшний день существует задача поиска новых инструментов эффективного реформирования региональной экономики. Каждый регион России обладает рядом преимуществ, способных послужить основанием для эффективного развития туристской отрасли. Поэтому вопрос совершенствования межрегиональной интеграции субъектов страны в области туристско-рекреационных услуг является актуальным. Создав единый комплексный туристский маршрут, включающий различные туристские направления ряда субъектов Приволжского федерального округа, будет достигнуто взаимодействие регионов в сфере туризма и появятся новые источники доходов соответствующих субъектов.

Ключевые слова: межрегиональная интеграция, внутренний туризм.

 

В условиях рыночного хозяйства России в важнейший сектор ее экономики превращается сфера услуг, которая связана с воспроизводством человеческой жизни и способствует созданию благоприятных условий развития производительных сил отдельных регионов.

В связи с последними событиями в сфере международного туризма и сложившейся ситуации в мировой экономике, в особенности для России, возникает самый подходящий момент времени задуматься о совершенствовании внутреннего туризма нашей страны.

Внутренний туризм означает перемещение туристов внутри одной страны. На его развитие оказывают влияние такие факторы, как особенности климата и природно-географических ресурсов, возможность удобного использования последних, экономическое положение страны, внутренняя политика и политическая стабильность, уровень развития производства, возможности льготирования и получения скидок на туристические услуги за государственный счет, за счет предприятий и учреждений, наличие и уровень развития туристической и транспортной инфраструктуры, структура и уровень благосостояния граждан, образовательный и культурный уровень населения.

Наша страна занимает огромную площадь (17 125 407 км²) и насчитывает 85 субъектов федерации, каждый из которых отличается своей историей, культурой, природно-климатическими условиями, географическим положением и иными факторами [1]. Это дает возможность существования многих видов туризма, например, лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, делового, событийного, сельского, экологического, спортивного и др.

Однако внутренний межрегиональный туризм в России развит недостаточно хорошо. Причем раньше, когда существовали трудности с выездом за границу, люди с удовольствием путешествовали по стране, например, по «Золотому кольцу». В настоящее время нашим городам и иным привлекательным территориям приходится буквально соревноваться за туриста на международном уровне, а не только внутри страны. Так как на протяжении последних десятилетий выездные туристские потоки из России превышали по численности внутренние и въездные, что объяснялось большим предложением туристских продуктов с более благоприятным соотношением цены и качества зарубежного отдыха относительно отечественного [2].

С экономической точки зрения, каждому региону выгодно иметь постоянный туристический поток, так как туристы посещают различные музеи, выставки, исторические памятники, останавливаются в гостиницах или снимают квартиры, пользуются общественным транспортом, покупают подарки и сувениры и ужинают в ресторанах, кафе. Что при достаточном развитии потока туристов приносит дополнительный доход региону.

Крупным представителем культурно — познавательного туризма России является Санкт-Петербург и его пригороды. Культурное наследие этого региона является основным ресурсом развития туризма, привлекающим туристов как во время осуществляемого ими путешествия, так и являющимся целью поездки жителей самого Северо-Западного округа [3]. Колорит этого места состоит из пейзажного ландшафта, климата и архитектурных форм, создававшихся на протяжении столетий, а также традиционной культуры проживающего на нем народа, что дарит туристам неповторимую массу впечатлений, а городу — дополнительные источники прибыли.

Для развития туризма во всей стране необходимо задействовать межрегиональную интеграцию. Под межрегиональной интеграцией подразумевается форма взаимодействия различных региональных структур. Так с помощью развития межрегиональной интеграции в сфере туризма возможны следующие благоприятные изменения.

  1.              Обмен опытом между регионами. В настоящее время туристические фирмы различных регионов не спешат обмениваться опытом друг с другом, так как представляют данные организации в роли конкурентов, а не коллег.

Изменив данную ситуацию в сфере турбизнеса, можно разработать массу успешных взаимовыгодных и укрепляющих целостность государства проектов, как, например, фестиваль ездового спорта «Волга Квест», объединяющий Ульяновскую и Самарскую области. Как отмечает Президент гонки, Светлана Семенова, благодаря проведению подобных мероприятий прививается любовь к природе, животным и здоровому образу жизни [4]. Кроме того, развивается интерес к массовому спорту, производится привлечение внимания общественности и, конечно же, укрепление международного и регионального сотрудничества.

  1.              Привлечение инвесторов. Развитие каждой сферы бизнеса нуждается в инвестировании, в том числе создание инфраструктуры для ведения туристской деятельности.
  2.              Развитие транспортной и туристской инфраструктуры. В результате проведения Универсиады — 2013 в республике Татарстан, г. Казань получил крупные международные, государственные и коммерческие вложения, благодаря чему стал обладателем современного аэропорта, качественных дорог, новых стадионов, гостиниц и многих других объектов деловой, культурной и спортивной инфраструктуры, которые в настоящее время способствуют притоку инвестиций, росту деловой активности и улучшению качества жизни граждан [5].
  3.              Создание межрегиональных маршрутов. В 2013 году по инициативе Вологодской области был создан комплексный проект «Узоры городов России», который объединяет культурно-познавательные туристические маршруты семи областей России (Владимирская, Вологодская, Ивановская, Костромская, Московская, Нижегородская и Ярославская области) в единый межрегиональный кольцевой маршрут [6].

Данный проект раскрывает культурно — исторический потенциал регионов: знакомит с народными традициями и промыслами, поддерживает развитие самодеятельного художественного творчества в регионах-участниках.

Благодаря тому, что обслуживание маршрутов проекта осуществляют региональные туроператоры по единым стандартам качества и единым ценам, в регионах-участниках развивается качество обслуживания туристического бизнеса, а также детский, социальный туризм.

  1.              Координация работы с федеральными органами исполнительной власти по развитию туризма [7]. В настоящий момент в России действует федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» [8].

Реализация данной программы позволяет не только повысить конкурентоспособность туристско-рекреационных услуг России и создать условия для развития туристской инфраструктуры, но привлечь значительные инвестиции в отрасль.

Однако для удобства реализации подобных мероприятий из-за большого количества регионов и их различия в уровнях развития туристской отрасли было бы правильно организовать специализированные центры по развитию туризма в округах РФ.

Министерство культуры РФ и Федеральное агентство по туризму смогут делегировать часть своих полномочий в сфере развития регионального туризма, что позволит улучшить скорость передачи информации, координировать участие регионов округа в федеральных программах, федеральных и международных мероприятиях по туризму.

Кроме того, совместная работа всех межрегиональных центров поможет объективно оценивать текущую ситуацию в сфере турбизнеса, что значительно повысит эффективность планирования развития данной отрасли на федеральном уровне.

Таким образом, межрегиональные связи охватывают все социально-экономические сферы: освоение и использование природных ресурсов, научно-техническое и культурное сотрудничество, взаимодействие в сфере финансов и кредита, инвестиционную и инновационную деятельность, перераспределение и использование трудовых ресурсов, производственные связи кооперации, сотрудничество в области энергетики, транспорта, связи и т. д. [9].

Развитая межрегиональная интеграция составляет фундамент единого экономического пространства страны, где на равных и с взаимной выгодой взаимодействуют федеральный центр, регионы, производители товаров и услуг и население.

 

Литература:

 

  1.              Россия. Свободная энциклопедия «Википедия». Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/
  2.              Корабейников, И. Н., Полякова, И. Л. Тенденции и проблемы развития внутреннего туризма в Российской Федерации / И. Н. Корабейников, И. Л. Полякова // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. — 2015. — № 3 (53). — С. 266–269.
  3.              Бондарева, В. Н. Традиционная культура «Петербургии» как основа для развития внутреннего туризма / В. Н. Бондарева Н. С. Сиченко // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2012. — № 2–1. — С. 44–48.
  4.              В Ульяновской области будут развивать межрегиональные туристические проекты. Официальный сайт Губернатора и Правительства Ульяновской области, 17.02.2015. Режим доступа: http://www.ulgov.ru/news/regional/2015.02.17/37667/
  5.              Муртазина, Г. Р. Комплексное развитие туристской инфраструктуры на примере г. Казань / Г. Р. Муртазина // Вестник ТИСБИ. — 2012. — № 3. — С. 108–115.
  6.              Межрегиональный культурно-познавательный туристический кольцевой маршрут «Узоры городов России». Официальный сайт Федерального агентства по туризму. Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/content/9/section/88/detail/4267/
  7.              Суханова, Н. Е. Туризм как фактор устойчивого развития регионов России / Н. Е. Суханова // Власть. — 2014. — № 6. — С. 107–112.
  8.              Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 (в ред. пост. Правительства РФ от 18.09.2012 № 936 от 18.02.2014 № 121). Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации. Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/content/2/section/28/detail/28/
  9.              Терехова, С. А. Межрегиональная интеграция в системе управления социально — экономическим развитием / С. А. Терехова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2010. — № 28. — С. 52–58.
Основные термины (генерируются автоматически): межрегиональная интеграция, Россия, внутренний туризм, развитие туризма, регион, время, сфера туризма, туристская инфраструктура, туристская отрасль, уровень развития.

Ключевые слова

внутренний туризм, межрегиональная интеграция

Похожие статьи

Проблемы развития туристической отрасли | Статья в журнале...

Россия, въездной туризм, туризм, Российская Федерация, развитие, развитие туризма, туристическая территория, внутренний туризм, народное

Факторы развития российского внутреннего туризма. Ключевые слова: внутренний туризм, конкуренция, туристский спрос.

Проблемы развития инфраструктуры туризма в России

Россия, российский туризм, международный туризм, время, российская туристическая отрасль, развитие инфраструктуры, развитие, проблема, въездной туризм, туризм. Деловой туризм – инструмент продвижения индустрии туризма.

Факторы развития российского внутреннего туризма

проблема, внутренний туризм, Россия, Российская Федерация, компания, инженерная инфраструктура, российский туризм, въездной туризм, туристическая отрасль, туристская сфера. Индивидуальный туризм как перспективное направление туризма...

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

Россия, въездной туризм, туризм, Российская Федерация, развитие, развитие туризма, туристическая территория, внутренний туризм, народное потребление, национальный туристический продукт. Факторы развития российского внутреннего туризма.

Влияние туризма на социально-экономическое развитие регионов

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма, турист, сфера туризма, отрасль, товар. Анализ тенденций развития туристической отрасли...

Туристическая отрасль в России | Статья в журнале...

Россия, въездной туризм, туризм, Российская Федерация, развитие, развитие туризма, туристическая территория, внутренний

Россия, российский туризм, международный туризм, время, российская туристическая отрасль, развитие инфраструктуры, развитие...

Основные проблемы развития туризма в России и за рубежом

Во всех сильных туристских державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой национальных программ развития туризма, называются они по-разному: в Великобритании – BTA(British Tourist Authority), в Ирландии...

Анализ современного состояния туризма в России

Ключевые слова:въездной туризм, внутренний туризм, развитие туризма, лидеры, туристический поток. Туристский потенциал РФ очень велик. Богатейшая культура, история и природа — основа роста популярности туров по нашей стране.

Понятие туризма как сферы экономической деятельности

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма, турист, сфера туризма, отрасль, товар.

Похожие статьи

Проблемы развития туристической отрасли | Статья в журнале...

Россия, въездной туризм, туризм, Российская Федерация, развитие, развитие туризма, туристическая территория, внутренний туризм, народное

Факторы развития российского внутреннего туризма. Ключевые слова: внутренний туризм, конкуренция, туристский спрос.

Проблемы развития инфраструктуры туризма в России

Россия, российский туризм, международный туризм, время, российская туристическая отрасль, развитие инфраструктуры, развитие, проблема, въездной туризм, туризм. Деловой туризм – инструмент продвижения индустрии туризма.

Факторы развития российского внутреннего туризма

проблема, внутренний туризм, Россия, Российская Федерация, компания, инженерная инфраструктура, российский туризм, въездной туризм, туристическая отрасль, туристская сфера. Индивидуальный туризм как перспективное направление туризма...

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

Россия, въездной туризм, туризм, Российская Федерация, развитие, развитие туризма, туристическая территория, внутренний туризм, народное потребление, национальный туристический продукт. Факторы развития российского внутреннего туризма.

Влияние туризма на социально-экономическое развитие регионов

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма, турист, сфера туризма, отрасль, товар. Анализ тенденций развития туристической отрасли...

Туристическая отрасль в России | Статья в журнале...

Россия, въездной туризм, туризм, Российская Федерация, развитие, развитие туризма, туристическая территория, внутренний

Россия, российский туризм, международный туризм, время, российская туристическая отрасль, развитие инфраструктуры, развитие...

Основные проблемы развития туризма в России и за рубежом

Во всех сильных туристских державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой национальных программ развития туризма, называются они по-разному: в Великобритании – BTA(British Tourist Authority), в Ирландии...

Анализ современного состояния туризма в России

Ключевые слова:въездной туризм, внутренний туризм, развитие туризма, лидеры, туристический поток. Туристский потенциал РФ очень велик. Богатейшая культура, история и природа — основа роста популярности туров по нашей стране.

Понятие туризма как сферы экономической деятельности

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма, турист, сфера туризма, отрасль, товар.