Технологические изменения в государственном управлении и качество предоставления электронных услуг в регионе (на примере Республики Башкортостан) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Общественно-экономическая структура

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления» (Санкт-Петербург, декабрь 2015)

Дата публикации: 26.11.2015

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Сидорова, О. В. Технологические изменения в государственном управлении и качество предоставления электронных услуг в регионе (на примере Республики Башкортостан) / О. В. Сидорова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/171/9225/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

Шаги российских регионов по развитию и доступности инфо-коммуникационных технологий (ИКТ) населению, предпринимаемые в современных социально-экономических условиях, не проходят незамеченными: в глобальных индексах по развитию сетевого общества позиции Российской Федерации улучшаются год от года, хотя пока ей не удалось выбиться в первую двадцатку мировых стран. По результатам 2014 года, Россия заняла 50-е место в мире по готовности к сетевому обществу и 27-е место по готовности к электронному правительству.

Главным российским IТ-проектом последних лет в РФ стал переход к оказанию государственных услуг в электронном виде. С 1 июля 2012 года все регионы и муниципалитеты начали постепенный переход на электронное межведомственное взаимодействие. В соответствии с Концепцией развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства от 25 декабря 2013 г. № 2516-р, доля населения России, «пользующаяся преимуществами получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде», к 2018 г. должна достичь 70 % от общей численности. Этот показатель зафиксирован и в указе Президента Российской Федерации В. В. Путина от 7 мая 2012 г. и является единственным контрольным показателем дорожной карты развития электронных госуслуг.

Наиболее полные официальные данные, характеризующие современные особенности получения населением Российской Федерации государственных и муниципальных услуг в электронной форме, представлены показателями федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, проводимого Федеральной службой государственной статистики с 2013 г. [1], материалы которого были использованы далее.

Ни по одному из составных индикаторов, формирующих показатель удельного веса населения, взаимодействовавшего с органами государственной власти и местного самоуправления, Республика Башкортостан не входит в первую десятку российских регионов, занимая позиции среди субъектов Российской Федерации со средними показателями. Безусловными лидерами среди регионов ПФО по приведенным показателям в 2014 г. являлись Кировская область, Республика Татарстан и Чувашская Республика. Перечисленные регионы входят и в первую пятерку субъектов Российской Федерации по соответствующим группам показателей. Республика Башкортостан находится в тройке замыкающих перечень регионов ПФО по данной группе показателей, опережая Оренбургскую и Саратовскую области. Низкая позиция региона обусловлена, в том числе, относительно большой долей населения (74,0 %), вообще не взаимодействовавшего с органами государственной власти и местного самоуправления и поставщиками государственных и муниципальных услуг, и высоким удельным весом (по сравнению с регионами-лидерами) сельского населения, где доля граждан, использовавших сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, составила только 9,7 % от общей численности населения, получившего государственные и муниципальные услуги.

Данное значение показателя обусловлено и тем, что потенциальными пользователями электронных сервисов сети Интернет, электронных услуг являются преимущественно представители работающих слоев населения среднего возраста со средним уровнем доходов, с высшим образованием, чаще служащие или офисные работники. А набор услуг, в первую очередь подлежащих переводу в электронный вид, представлен «социальными» услугами, заявителями в которых являются преимущественно пенсионеры, инвалиды, многодетные родители, малоимущие и другие социально незащищённые категории граждан.

По показателю доли населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг по субъектам РФ, Башкортостан занимает позиции ниже средних значений других регионов Приволжского федерального округа. Лидерами среди субъектов ПФО являются Республика Татарстан, Республика Мордовия и Чувашская Республика. При этом Республика Башкортостан входит в первую десятку регионов-лидеров РФ по показателю доли населения, зарегистрированного на Едином портале государственных и муниципальных услуг (в процентах от общей численности населения в возрасте 15–72 лет, соответствующего субъекта Российской Федерации), занимая второе место среди регионов ПФО.

В настоящее время в РБ функционируют 25 филиалов и отделений РГАУ МФЦ. На их базе можно получить 546 государственных и муниципальных услуг. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг РБ признан лучшим по итогам Всероссийского конкурса «Лучший многофункциональный центр России»2014 года, победивший в номинациях: «Лучший МФЦ (с количеством окон обслуживания не менее 20)» и «Лучшая практика по информатизации МФЦ».

Республика Башкортостан не входит в первую десятку регионов Российской Федерации, в которых удельный вес населения, сталкивавшегося с проблемами при получении государственных и муниципальных услуг через официальные веб-сайты и порталы, наименьший. Однако показатели РБ лучше среднероссийских — 25,3 % против 33,5 % в РФ. В разрезе регионов ПФО по данному показателю Башкортостан занимает третье место, уступая позиции Республике Татарстан и Республике Мордовия. А по уровню удовлетворенности качеством предоставленных государственных и муниципальных услуг в электронной форме Башкортостан входит в первую десятку российских регионов и занимает первое место в ПФО по данному показателю.

Одним из наиболее амбициозных проектов России в сфере информационных технологий сегодня является внедрение универсальной электронной карты (УЭК) в масштабах страны. Несмотря на то, что пока использование УЭК продвигается медленно, по темпам внедрения и использования УЭК Башкортостан входит в группу регионов-лидеров. В рейтинге реализации субъектами Российской Федерации

проекта «Универсальная электронная карта». Республика Башкортостан занимает 9 место.

Приведенные данные свидетельствуют, что по ряду основных показателей, характеризующих технологические изменения в государственном управлении и внедрение новшеств в сферу государственного управления, Республика Башкортостан занимает позиции, в первой десятке субъектов РФ.

Стоит обратить внимание на то, что хотя считается, что прямой зависимости качества сайтов органов власти и их информационного наполнения от суммы затрат на них нет, наиболее серьезным экономическим риском в долгосрочной перспективе является именно риск недостатка финансовых ресурсов для реализации мероприятий по развитию информационного общества в РБ.

Одним из самых показательных индикаторов, позволяющих судить не столько о темпах технологических изменений в государственном управлении, сколько об их стоимости для субфедеральных бюджетов (с учетом субсидий, выделяемых из бюджета Российской Федерации) и перспективах дальнейшего развития, является рейтинг IТ-бюджетов регионов, который составляется на основании данных о расходах на ИКТ, содержащихся в утвержденных бюджетах субъектов РФ.

В 2013 г. российские регионы израсходовали на проекты в сфере ИКТ около 69,6 млрд руб. В числе лидеров 2013 г. — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская область. В 2014 году, с учетом предоставленных Минкомсвязью субсидий на информатизацию субъектов Федерации было выделено 62,8 млрд руб. В числе лидеров по итогам 2014 года оказались Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Хабаровский край и Новосибирская область. Суммарные расходы регионов на ИКТ в 2014 году сократились в среднем на 9,7 %, в Республике Башкортостан на 25,3 %!

Мерами по предотвращению наступления риска недостаточности финансовых ресурсов на развитие ИТ-составляющей органов власти и снижению возможных последствий могут стать следующие:

1)        сосредоточение бюджетных средств для финансирования различных направлений развития информационного общества под управлением одной структуры в исполнительном органе государственной власти;

2)        формирование и развитие частно-государственных партнерств, нацеленных на привлечение бизнеса к реализации отдельных мероприятий по развитию информационного общества с использованием собственных ресурсов бизнес-организаций (при создании для них соответствующих механизмов компенсации);

3)        вовлечение гражданского общества в отдельные процессы реализации мероприятий по развитию гражданского общества (краудсорсинг);

4)        ранжирование мер по развитию информационного общества по значимости на следующие группы:

          ключевые меры, от реализации которых зависят осуществление данного и остальных направлений развития информационного общества (при невыполнении этих мероприятий, зависящие от него не могут быть реализованы);

          меры высокой степени значимости, которые по тем или иным основаниям должны быть осуществлены в заданный срок и/или за короткий период;

          меры средней степени значимости, реализация которых может быть перенесена и/или пролонгирована;

          меры, реализация которых может быть отложена на неопределенный срок.

Международная и российская практика свидетельствуют, что развитие построение информационного общества и создание «электронного правительства» может быть обеспечено только при условии соответствующей профессиональной компетентности кадров государственного управления в области современных информационно-коммуникационных технологий.

Одной из причин недостаточной профессиональной ИКТ-подготовки кадров является невысокая внутренняя мотивация к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих. Однако сам по себе рост технической оснащенности органов государственной власти и муниципального управления не приводит к упрощению и улучшению механизмов принятия административных решений. Часть государственных и муниципальных служащих относительно далеки от понимания целей построения информационного общества и «электронного правительства», современных технологий и их места в повышении эффективности управления и качества жизни людей. Несмотря на утверждение еще в 2005 г. «Квалификационных требований к государственным служащим в области использования информационных технологий» [2], содержащих обязательные, вспомогательные и специализированные требования, практика применения этих требований в органах власти федерального и регионального уровней необязательна, поскольку данные требования носят лишь рекомендательный характер.

Решение этой проблемы возможно, прежде всего, за счет развития ИКТ-компетентности государственных и муниципальных служащих. Однако чисто технократические решения, при всей их необходимости и важности, не дадут полноценного результата без изменения психологии поведения как чиновников, так и населения, неформальных правил в этой среде.

Далеко не все слои населения могут ясно определить сегодня свой интерес и потребности в электронном взаимодействии с органами власти, так как недостаточно хорошо представляют себе преимущества использования данных возможностей в повседневной жизни. Поэтому любые оптимизационные мероприятия следует дополнить новациями в кадровой политике, активными пропагандистскими мерами, личным примером со стороны широкого круга руководителей высокого ранга и расширением возможностей общественного контроля в данной сфере.

 

Литература:

 

  1.      Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2191-р // Российская газета от 4 декабря 2012 г.
  2.      Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.05.2012 г. N 147 «Об утверждении Требований к форматам заявлений и иных документов, представляемых в форме электронных документов, необходимых для предоставления государственных услуг Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» // Российская газета — Федеральный выпуск № 5847 от 1 августа 2012 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, Российская Федерация, информационное общество, услуга, государственная власть, государственное управление, Республика, электронный вид, показатель, Татарстан.

Похожие статьи

Инновации в сфере предоставления государственных...

Башкортостан, Российская Федерация, информационное общество, услуга, Республика, государственное управление, государственная власть, электронный вид, показатель, Татарстан.

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы

государственное управление, государственная служба, государственный менеджмент, государственная власть, административная реформа, услуга, Россия, концепция, общество, федеральный уровень.

Электронное правительство: его перспективы, возможности...

услуга, государственное управление, электронный вид, Россия, государственная власть, Единый портал, орган власти, повышение качества, качество, орган. Эффективность государственного и муниципального управления.

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

электронное правительство, государственное управление, EGDI, гражданин, государственная власть, услуга, российская Федерация, Россия, деятельность органов, повышение эффективности.

Анализ деятельности субъектов реализации государственной...

Башкортостан, Российская Федерация, информационное общество, услуга, Республика, государственное управление, государственная власть, электронный вид, показатель, Татарстан.

Состояние электронного правительства в Республике Беларусь

В результате выполнения Государственной программы информатизации Республики Беларусь «Электронная Беларусь» и Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на...

Актуальность внедрения технологий электронного правительства...

Ведь особая роль информационного обеспечения управления МО и предоставления электронных информационных услуг даже отмечена Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным...

Предоставление государственных услуг | Статья в журнале...

электронное правительство, государственное управление, EGDI, гражданин, государственная власть, услуга, российская Федерация, Россия, деятельность органов, повышение эффективности.

Структура механизмов электронного правительства России

услуга, государственное управление, электронный вид, Россия, государственная власть, Единый портал, орган власти, повышение качества, качество, орган. Современное состояние и перспективы развития электронного...

Похожие статьи

Инновации в сфере предоставления государственных...

Башкортостан, Российская Федерация, информационное общество, услуга, Республика, государственное управление, государственная власть, электронный вид, показатель, Татарстан.

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы

государственное управление, государственная служба, государственный менеджмент, государственная власть, административная реформа, услуга, Россия, концепция, общество, федеральный уровень.

Электронное правительство: его перспективы, возможности...

услуга, государственное управление, электронный вид, Россия, государственная власть, Единый портал, орган власти, повышение качества, качество, орган. Эффективность государственного и муниципального управления.

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

электронное правительство, государственное управление, EGDI, гражданин, государственная власть, услуга, российская Федерация, Россия, деятельность органов, повышение эффективности.

Анализ деятельности субъектов реализации государственной...

Башкортостан, Российская Федерация, информационное общество, услуга, Республика, государственное управление, государственная власть, электронный вид, показатель, Татарстан.

Состояние электронного правительства в Республике Беларусь

В результате выполнения Государственной программы информатизации Республики Беларусь «Электронная Беларусь» и Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на...

Актуальность внедрения технологий электронного правительства...

Ведь особая роль информационного обеспечения управления МО и предоставления электронных информационных услуг даже отмечена Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным...

Предоставление государственных услуг | Статья в журнале...

электронное правительство, государственное управление, EGDI, гражданин, государственная власть, услуга, российская Федерация, Россия, деятельность органов, повышение эффективности.

Структура механизмов электронного правительства России

услуга, государственное управление, электронный вид, Россия, государственная власть, Единый портал, орган власти, повышение качества, качество, орган. Современное состояние и перспективы развития электронного...