Организация венчурного финансирования в странах с континентальным подходом к венчурным инвестициям
Автор: Вадковский Александр Алексеевич
Рубрика: 8. Мировая экономика
Опубликовано в
Дата публикации: 20.11.2015
Статья просмотрена: 696 раз
Библиографическое описание:
Вадковский, А. А. Организация венчурного финансирования в странах с континентальным подходом к венчурным инвестициям / А. А. Вадковский. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/171/9188/ (дата обращения: 18.11.2024).
Исследователи разделяют всю совокупность подходов к организации венчурной деятельности на следующие группы [3, c. 48]:
- Англосаксонский (рыночный) подход (Великобритания, США, Канада, Австралия и др.).
- Континентальный (кластерный) подход (Германия, Франция, Финляндия, Нидерланды и др.).
- Корпоративный подход (главным образом, азиатские страны).
Основные различия использующихся в рамках национальных систем организации венчурного предпринимательства подходов обусловлены следующими специфическими чертами каждой страны:
основных аспектов организации бизнеса;
традиций предпринимательской деятельности и развитости институтов, регулирующих предпринимательство;
развитости социальных институтов и человеческого капитала;
степени научно-технологического развития;
уровня развитости финансовой системы в стране;
масштабов национальной экономики;
региональной специфики.
Среди стран с континентальным подходом к организации венчурного предпринимательства интерес представляет опыт Франции в данной сфере.
Для венчурной индустрии Франции характерны следующие особенности:
- Реализация профильных государственных программ поддержки венчурных предприятий на основе участия в их издержках путём предоставления дотаций, налоговых льгот, льготного кредитования и др.
- Наличие и действенность системы гарантирования кредитов и капитала, выдаваемого малым предприятиями. Государство в этом случае выступает вторичным гарантом.
- Реализация программ инновационного развития на основе кластерного подхода. Территория страны поделена на специальные экономические зоны, в которых вокруг предприятия-ядра создаётся множество мелких и средних предприятий.
- Основными институциональными инвесторами в сфере венчурного предпринимательства во Франции являются банковские структуры и страховые компании (такая особенность характерна и для Нидерландов).
- Значительная интеграция венчурных проектов в международную венчурную индустрию.
Государством стран ЕС, чей опыт создания национальной системы венчурного предпринимательства также представляет интерес является Германия.
Зарождение основных компонентов системы венчурного предпринимательства в Германии приходится на 70-е гг. 20 в. В 1980-х гг. в стране создаются сети региональных инновационных фондов — государственным приоритетом становится перенос инновационной деятельности в сферу малого и среднего бизнеса. Однако активно развиваться венчурная индустрия Германии начала только в 90-е гг.
За период с 1994 г. по 1998 г. венчурный капитал в стране вырос с 70 млн. евро до 424 млн., а в 2000 г. составил уже 1 млрд. Евро [4,c.169]. Толчком развития венчурного предпринимательства в стране стали долгосрочные государственные программы. Так, в 1998 г. Министерством образования и научных исследований Германии была запущена Программа долгосрочных инвестиций в технологические предприятия (объём финансирования составил около 1,7 млрд. евро). По результатам программы было создано около 220 тыс. рабочих мест и сгенерирован поток инвестиций в сферу малого и среднего бизнеса в размере 700 млн. Евро [1, c.87].
Однако одной из наиболее действенных программ в венчурной индустрии Германии стала специализированная Программа развития венчурного инвестирования в технологии (BTU), целью которой являлось быстрое развитие рынка венчурного капитала в стране. Данная программа позволила превратить Германию в страну ЕС с самым динамичным регионом по развитию инноваций и частного венчурного капитала [4, c.300].
В дальнейшем в стране создаются специальные институты, функционирование которых имело целью совершенствования системы венчурного предпринимательства. Так, в 2004 г. создан Государственный фонд венчурного капитала задачей которого было обеспечение начальным капиталом вновь создаваемых или молодых компаний в области высоких технологий. Данный фонд стал, по сути, заменой Программе BTU.
В 2005 г. в Германии создаётся Фонд высокотехнологичных стартапов, который представлял собой государственно-частное партнёрство Правительства страны и крупных частных структур — BASF, German Telekom, Siemens и др.
В целом, среди специфических черт венчурной индустрии Германии выделяются:
- Высокая развитость сферы научно-исследовательской подготовки для венчурной деятельности, которая интегрирована в деятельность более 20 тысяч промышленных предприятий.
- Значительная поддержка малого и среднего предпринимательства в рамках множества государственных программ.
- Предоставление налоговых льгот для предприятий венчурной индустрии.
- Основным институциональным инвестором на рынке венчурного капитала являются банки.
- Значимую роль на рынке венчурного капитала играют частные инвесторы.
Венчурная индустрия другого государства ЕС — Нидерландов — во многом схожа с американской моделью организации венчурного предпринимательства. Так, в Голландии разработаны и активно используются особые механизмы государственной поддержки венчурных фондов, в рамках которых правительство может, к примеру, гарантировать возврат до 50 % возможных убытков, обусловленных вложениями венчурных фондов в частные проекты. Основными инвесторами венчурных фондов в Голландии являются крупнейшие банки и страховые компании страны.
Интересным представляется также опыт организации системы венчурного предпринимательства Ирландии. Развитие венчурной индустрии в этой стране во многом связано с внедрёнными государством программами развития инновационной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства. К примеру, начиная с 1985 г. в Ирландии действовала программа расширения бизнеса (Business Expansion Scheme (BES)) и Программа «посевного» капитала (Seed Capital Scheme (SCS)) [5]. В соответствии с данными программами в стране предоставлялись налоговые стимулы организациям, осуществляющим инвестиции в частные проекты. Программа SCS была направлена на молодые компании, которые были созданы на личные средства их владельцев. Указанные программы действуют и на нынешнем этапе развития.
В стране также создавались специальные фонды по поддержке венчурного капитала и инновационных проектов. К примеру, в 1998 г. был создан фонд «Enterprise Ireland», целью которого было стимулирование развития ирландских компаний путём предоставления им финансовой и иной поддержки. После своего создания фондом были предприняты инициативные меры по преодолению нехватки венчурного капитала, особенно на ранних стадиях развития, а также «посевного» капитала для инновационных компаний. Государство выполняло роль соучредителя фонда и, таким образом, становилось одновременно катализатором инвестиционной деятельности в сфере венчуринга.
На сегодняшний день в странах ЕС действует несколько крупных проектов и фондов, сотрудничающих с профессиональными венчурными организациями в сфере малого и среднего бизнеса. Множество инновационных проектов сферы малого и среднего бизнеса достигают приемлемых экономических результатов, что объясняется тем, что частные и общественные деньги не вступают в «конфликт» между собой. Большинство европейских стран видит перспективы венчурного финансирования, — одним из возможных ожидаемых событий является создание единой комплексной системы венчуринга в странах ЕС.
Важным элементом в системе венчурного предпринимательства стран ЕС является такой международный институт, как Европейская ассоциация прямого инвестирования и венчурного капитала (EVCA). Целью функционирования организации является обеспечение в странах ЕС благоприятных условий для развития венчурной индустрии. В числе приоритетных направлений деятельности Ассоциации:
поиск и привлечение крупных инвесторов для участия в венчурном финансировании;
представление интересов членов Ассоциации в странах ЕС;
разработка методических документов по эффективным стратегиям выхода из венчурных проектов и др.
Характеризуя институциональные основы венчурного финансирования в странах ЕС, следует отметить, что при участии Европейской ассоциации венчурного финансирования была создана Европейская ассоциация биржевых дилеров, — объединение венчурных капиталистов, биржевых дилеров, инвестиционных банков и прочих институтов для создания механизмов поддержки экономического развития и инноваций в странах Европы [2, c.5].
В числе важнейших инициатив указанной международной организации можно выделить создание Европейской фондовой биржи для активно растущих молодых компаний — Системы автоматической котировки Европейской ассоциации биржевых дилеров (EasdAQ). Структура и принципы функционирования данной организации аналогичны американской структуре.
Литература:
- Абрамова С. В. Реформирование системы налогообложения венчурного бизнеса в Германии // Инновации. — 2008. — № 2(112).
- Мухамедшин И. С. Опыт решения проблем венчурного финансирования в странах с развитой рыночной экономикой // Экономика, предпринимательство и право. — 2014. — № 4 (4).
- Петрова Ю. И., Довгаль С. А., Судибье А. О. Зарубежные подходы к венчурной инновационной деятельности и возможности их использования в российской практике // Вестник Академии. 2013. № 2.
- Сабиров М. Р. Зарубежный опыт венчурного инвестирования и его интернационализация // Вестник ТИСБИ. 2012. № 4.
- Финансирование инновационного развития. Сравнительный обзор стран ЕЭК ООН в области финансирования на ранних стадиях развития предприятий: Пер. с англ. — СПБ.: РАВИ, 2008.
- Финансирование инновационного развития. Сравнительный обзор опыта стран ЕЭК в области финансирования предприятий на ранних стадиях развития. // Европейская экономическая комиссия Организации объединенных наций. [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://www.un.org/ru/publications/pdfs/innovative_development_funding_rus.pdf (дата обращения 18.08.2015)
Похожие статьи
Региональный венчурный фонд как условие финансирования инвестиционного процесса в Вологодской области
В данной статье рассмотрена тенденция развития венчурных фондов в России, обоснована необходимость создания в Вологодской области инвестиционно-венчурного фонда, определены приоритетные направления его инвестирования.
Венчурное финансирование проектов как способ инновационного развития компании
В статье представлены особенности венчурного финансирования инновационных проектов в компании, рассмотрены преимущества и недостатки, которые присущи данному виду инвестирования. В статье приведен обзор венчурной индустрии за 2014 год. Также рассмотр...
Похожие статьи
Региональный венчурный фонд как условие финансирования инвестиционного процесса в Вологодской области
В данной статье рассмотрена тенденция развития венчурных фондов в России, обоснована необходимость создания в Вологодской области инвестиционно-венчурного фонда, определены приоритетные направления его инвестирования.
Венчурное финансирование проектов как способ инновационного развития компании
В статье представлены особенности венчурного финансирования инновационных проектов в компании, рассмотрены преимущества и недостатки, которые присущи данному виду инвестирования. В статье приведен обзор венчурной индустрии за 2014 год. Также рассмотр...