Особенности методики анализа отчета о финансовых результатах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2015)

Дата публикации: 04.09.2015

Статья просмотрена: 11742 раза

Библиографическое описание:

Нурмагомедова, А. Н. Особенности методики анализа отчета о финансовых результатах / А. Н. Нурмагомедова. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/170/8363/ (дата обращения: 16.11.2024).

Анализ формы бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах» является неотъемлемым элементом анализа финансового состояния организации и оценки эффективности ее функционирования. Анализ данной формы бухгалтерской отчетности позволяет сопоставить доходы с расходами, определить различные показатели прибыли, а также рассчитать разнообразные показатели рентабельности.

Отчет о финансовых результатах — документ, характеризующий успешность деятельности компании за определенный период. В деловых и инвестиционных кругах он используется для определения рентабельности, инвестиционной ценности, кредитоспособности компании. Он предоставляет инвесторам и кредиторам информацию, с помощью которой они прогнозируют объемы будущих денежных потоков.

В. В. Ковалев предлагает при формировании показателей деятельности организации, а именно, прибыли от основной деятельности использовать алгоритм, представленный в виде схемы (рисунок 1).

Приведенный алгоритм формирования прибыли от продаж отражает ее расчет согласно бухгалтерским требованиям. Однако, конечный финансовый результат зависит не только от внутренней финансовой политики, но и от многих факторов внешнего порядка, основным из которых является налоговая политика государства. [1, c 59]

Согласно отчету о финансовых результатах, если из выручки вычесть себестоимость, то получим показатель прибыли — валовая прибыль (рис. 1).

Однако этот показатель прибыли не является информативным с точки зрения использования в экономическом анализе. Дело в том, что следующими строками за валовой прибылью в отчете о финансовых результатах идут коммерческие и управленческие расходы, которые вычитаются из валовой прибыли и формируют прибыль от продаж.

Рис. 1. Формирование валовой прибыли и прибыли от продаж в соответствии с формой «Отчет о финансовых результатах»

 

Коммерческие и управленческие расходы могут показываться отдельно, а могут включаться в себестоимость (в зависимости от учетной политики организации). Поэтому у одних компаний отражаются коммерческие и управленческие расходы отдельно, а себестоимость при этом имеет относительно небольшую величину. У других компаний себестоимость значительная, зато коммерческие и управленческие расходы отсутствуют. Поэтому сравнение двух компаний с разными подходами к отражению коммерческих и управленских расходов по показателю валовой прибыли неуместно.

Первым этапом анализа отчета о финансовых результатах является анализ выручки, себестоимости (включая коммерческие и управленческие расходы) и прибыли от продаж. Это позволяет получить определенную аналитическую информацию:

1.         Сопоставить выручку и себестоимость и определить степень превышения первой, что будет выражаться в прибыли (убытке) от продаж.

2.         Сопоставить темпы прироста выручки с темпами прироста себестоимости. Темпы прироста выручки должны превышать темпы прироста себестоимости, что будет приводить к росту прибыли от продаж. Темпы снижения выручки должны быть меньше темпов снижения себестоимости, что приведет к менее существенному снижению прибыли от продаж.

3.         Рассчитать удельные веса себестоимости (включая коммерческие и управленческие расходы) и прибыли от продаж в выручке от продаж, а также оценить динамику их изменения за период исследования (оптимально за 3 года). Необходимо, чтобы удельный вес себестоимости сокращался, а удельный вес прибыли от продаж, соответственно, увеличивался.

На втором этапе анализа отчета о финансовых результатах необходимо сопоставить прибыль от продаж с прибылью до налогообложения. Согласно этой форме бухгалтерской отчетности для определения прибыли до налогообложения необходимо к прибыли от продаж прибавить доходы от участия в других организациях, проценты к получению и прочие доходы, а также нужно вычесть проценты к уплате и прочие расходы.

Как правило, прибыль до налогообложения существенно ниже прибыли от продаж, т. е. совокупные прочие и внереализационные доходы (доходы от участия в других организациях, проценты к получению и прочие доходы) ниже совокупных прочих и внереализационных расходов (проценты к уплате и прочие расходы). Это связано с тем, что:

1)        величины доходов от участия в других организациях и проценты к получению либо имеют небольшие значения, либо вообще равны нулю;

2)        величина процентов к уплате бывает очень значительной, причем их величина тем больше, чем больше объем банковских кредитов в составе капитала организации;

3)        достаточно часто наблюдается превышение прочих расходов над прочими доходами.

В результате перечисленных факторов прибыль до налогообложения существенно меньше прибыли от продаж.

Достаточно часто прибыль от продаж имеет существенную величину, но за счет больших процентов к уплате и прочих расходов прибыль до налогообложения сильно сокращается или вообще принимает отрицательное значение.

Бывают и противоположные ситуации. Прибыль от незначительная или отрицательная, но значительные суммы процентов к получению (или доходов от участия в других организациях) и/или прочих доходов позволяют получить значительные суммы прибыли до налогообложения. В таких организациях величина прочих доходов может составлять значительные суммы, иногда даже превышающие значение выручки. [2, с 32]

Также стоит обратить внимание еще на следующее.

Во-первых, необходимо посмотреть величину финансовых вложений (долгосрочных и краткосрочных) и сопоставить их с величиной процентов к получению и доходов от участия в других организациях. Часто организации имеют существенные величины финансовых вложений, а доходы от них в виде процентов к получению и доходов от участия в других организациях незначительные, что говорит о низкой их эффективности.

Во-вторых, ситуация может осложняться тем, что финансовые вложения могут осуществляться за счет привлеченных кредитов (в данном случае необходимо обратить внимание на состав и структуру капитала организации). В результате суммы процентов к получению и доходов от участия в других организациях перекрываются значительными суммами процентов к уплате, что также приводит к неэффективному использованию финансовых вложений.

На третьем этапе проведения анализа отчета о финансовых результатах необходимо определить величину и динамику чистой прибыли организации.

Изначально в соответствии с этой формой бухгалтерской отчетности предполагается, что для определения чистой прибыли необходимо из прибыли до налогообложения вычесть текущий налог на прибыль, изменение отложенных налоговых обязательств и пр., и при этом прибавить изменение отложенных налоговых активов. Однако на практике такая последовательность не всегда соблюдается.

Как правило, величина текущего налога на прибыль имеет отрицательное значение, однако встречаются организации, у которых в определенные периоды он имеет положительную величину (особенно у убыточных организаций). Остальные элементы (изменение отложенных налоговых обязательств, изменение отложенных налоговых активов и пр.) могут иметь как отрицательные, так и положительные значения. Поэтому при определении величины чистой прибыли необходимо обязательно обращать внимание на знак данных статей (если отрицательное значение, то ставится минус или берется цифра в скобках).

Анализ показателей «Отчета о финансовых результатах» необходимо проводить как минимум за три смежных года. При этом необходимо рассчитывать цепные темпы прироста, т. е. последовательное изменение показателей из года в год. Анализ финансовых результатов за три года позволяет получить более полную информацию о тенденциях изменения показателей, о динамике развития организации и об эффективности ее деятельности. Также расчет темпов прироста можно дополнить расчетом абсолютных отклонений.

Подводя итог представленному подходу к проведению анализа отчета о финансовых результатах, необходимо сформулировать основные моменты, на которые следует обратить внимание при проведении подобного анализа:

1.         При анализе различных показателей прибыли важно, чтобы они были положительными и имели тенденцию к росту, при этом желательно превышение темпов роста показателей прибыли над темпами роста выручки, активов и капитала.

2.         В отчете о финансовых результатах важными показателями являются не только показатели прибыли, но также такие статьи, как выручка и себестоимость, анализу которых необходимо уделить внимание. Так, необходимо (с позиции эффективного и устойчивого развития), чтобы выручка росла на протяжении всего периода исследования, и чем больше темпы роста, тем лучше. Очень важно, чтобы темпы роста выручки были выше темпов роста себестоимости (при сокращении выручки, чтобы темпы сокращения выручки были ниже темпов сокращения себестоимости).

 

Литература:

 

1.                  Греченюк А. В., Греченюк О. Н. Проблемы и содержание анализа отчета о финансовых результатах // Экономический анализ: теория и практика. — 2014

2.                  Выборова, Е. Н. Методологические аспекты финансового анализа // Бухгалтерский учет. — 2013

3.                  Бдайциева Л. Ж. Бухгалтерский учет, 2012

4.                  Бабаев Ю. А. Бухгалтерский учёт: учеб. для бакалавров. — 4-е изд., перераб. и доп., 2013

5.                  Бочкарева И. И. Бухгалтерский финансовый учёт: учебник / Бочкарева, Ирина Ивановна, Г. Г. Левина; под ред. Я. В. Соколова., 2012

Основные термины (генерируются автоматически): прибыль, доход, продажа, бухгалтерская отчетность, расход, отрицательное значение, показатель прибыли, валовая прибыль, значительная сумма процентов, различный показатель прибыли.