Инновации как фактор повышения конкурентоспособности российских предприятий
Авторы: Марков Денис Анатольевич, Кузнецова Нина Анатольевна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, февраль 2012)
Статья просмотрена: 4182 раза
Библиографическое описание:
Марков, Д. А. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности российских предприятий / Д. А. Марков, Н. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/1873/ (дата обращения: 22.11.2024).
С развитием научно-технического прогресса требования потребителей к качеству товаров и услуг постоянно растут, а по мере роста предприятий и выхода их на новые рынки конкуренция становится все более ожесточенной. Сама же конкуренция является неотъемлемым рыночным механизмом, двигателем прогресса и экономического роста. Оценку конкурентоспособности предприятия на рынке покупатель осуществляет опосредованно через предпочтение (конкурентоспособность) товаров данного товаропроизводителя по отношению к конкурентам [1, С.233]. По мнению Р.А. Фатхутдинова [2, С.17; 3, с.17], конкурентоспособность синтезирует в себе всеобщее качество, ресурсоемкость товаров на всех стадиях их жизненного цикла, имидж, правовую надежность, оперативность и организованность государственных органов управления, изготовителей, торговой и сервисной организаций. Упустив хотя бы одну из перечисленных составляющих, невозможно продать свой товар и удовлетворить как потребности потребителей, так и собственные нужды.
Для успеха в конкурентной борьбе предприятия стремятся достичь превосходства в своей отрасли, чтобы опередить конкурентов и завоевать долю рынка. Из этого следует, что предприятию необходимо производить такие товары (оказывать услуги), производство которых будет недоступно для конкурентов на протяжении нескольких лет. Предприятия, добившиеся успеха в создании и реализации инновационных товаров, все чаще являются монополистами, в результате чего они захватывают рынок и получают прибыль за счет снижения своих издержек в долгосрочной перспективе.
Т.Г.Философова [1, С.9] выделяет несколько уровней конкурентоспособности, которые можно представить в виде пирамиды (рис.1)
Рис.1 – Пирамида конкурентоспособности
Так, конкурентоспособность предприятия будет складываться из конкурентоспособности каждого товара, произведенного им. Каждое предприятие, входя в какую-либо отрасль, формирует конкурентоспособность экономики и страны в целом, что особенно важно для России в условиях вступления в ВТО. Однако по данным Мирового экономического форума (World Economic Forum), делающего ежегодный Отчет о глобальной конкуренции (The Competitiveness Report 2011-2012) [4, С.15,16,19-22], Россия занимает лишь 66 место из 142 стран по уровню конкуренции на глобальном рынке.
Западные страны, завоевывающие иностранных потребителей, уже давно поняли, как сделать товар конкурентоспособным. Они сформировали свою политику, направленную на инновации, предоставляя предприятиям, занимающимся разработкой инновационных товаров (работ, услуг) налоговые льготы в виде ускоренной амортизации нематериальных активов и оборудования; перенос накопленных льгот на длительный период времени; создание центров поддержки инновационной деятельности. Ярким примером может стать Финляндия, занимающая лидирующие позиции в рейтинге Европейского Табло Инноваций (European Innovation Scoreboard) [5], который проводится ежегодно среди 27 стран Евросоюза. В Финляндии работает Государственный совет по науке и технологиям, который курируется премьер-министром страны. В дополнение к Совету функционируют Академия Финляндии, «Ситра» (Национальный фонд исследований и развития), отвечающий за основные направления инновационной политики государства, и «Текес» (Центр развития технологий), осуществляющий финансирование прикладных исследований и научных разработок. Деятельность по созданию этих институтов («Ситра» и «Текес») направлена на содействие государственно-частному партнерству.
По уровню развития инноваций Россия также отстает от передовых стран: доля расходов на НИОКР в ВВП России по-прежнему составила 1%, в то время как в США – 2,7 %, в Японии – 3,3% [6].
Необходимо помнить, что все предприятия, осуществляя свою деятельность, находятся не в изоляции, а в тесном взаимодействии с другими объектами экономики. Поэтому и рассматривать инновационную деятельность предприятий следует во взаимосвязи с объектами экономической системы. На основе межуровневого подхода, предложенного профессором Ю.К.Перским [7, С.33], представим иерархию экономической системы в виде треугольника (рис.2).
Рис.2 – Субъекты уровней иерархии
Совместив субъекты уровней иерархии с пирамидой конкурентоспособности, мы видим, что между ними существует взаимосвязь т.е., например, для достижения высокой конкурентоспособности страны на мировой арене (уровень государства) требуется создание большого количества конкурентоспособных товаров, в которых нуждается общество.
На наш взгляд, повышение уровня конкурентоспособности отечественной продукции возможно благодаря развитию инновационной деятельности, которой необходимо управлять не только на уровне предприятий, создавая центры инноваций, но и на уровне государства, оказывая существенную поддержку таким предприятиям.
Поэтому для успешного развития инновационной деятельности на всех уровнях экономической системы мы предлагаем внедрить следующие мероприятия, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Мероприятия по уровням иерархии экономической системы
Уровень иерархии |
Объект управления |
Субъект управления |
Мероприятия по повышению инновационной активности российских предприятий |
Макроуровень |
Государство |
Федеральные органы управления |
|
Мезоуровень |
Регионы, муниципальные образования |
Региональные органы государственной власти, местного самоуправления |
|
Микроуровень |
Предприятия |
Персонал предприятий |
|
Предложенные мероприятия будут способствовать развитию инновационной деятельности на всех уровнях экономической системы, а также повысить конкурентоспособность отечественной продукции.
- Литература:
Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие для вузов / Т.Г.Философова, В.А.Быков; Под ред. Т.Г. Философовой. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 271 с.
Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992-2015 / Р. А. Фатхутдинов .— Москва : Экономика, 2005 .— 606 с.
Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент : учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов .— 6-е изд., испр. и доп .— Санкт-Петербург : Питер, 2008 .— 442 с.
The Competitiveness Report 2011-2012 [Электронный ресурс]. – URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-2011-2012/ (дата обращения: 25.10.2011)
Европейское табло новшеств [Электронный ресурс]. - URL: http://innovus.biz/media/uploads/resources/4European-Innovation-Scoreboard-2009.pdf (дата обращения: 10.01.2011)
Мировые расходы на НИОКР в 2011 г. составят 1,2 трлн. дол. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=414734 (дата обращения: 31.01.2012)
Перский Ю.К. Иерархический анализ социально-экономических систем: подходы, модели, приложения: моногр.: в 2 ч. / под общ.ред. д-ра экон.наук, проф. Ю.К.Перского. – Пермь: Изд-во Перм.нац.исслед.политехн.ун-та, 2011. – Ч.1. – 412 с.