Библиографическое описание:

Байтенова А. Т. Развитие малого и среднего бизнеса в республике Казахстан [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 50-53. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/1648/ (дата обращения: 13.12.2017).

Становление малого бизнеса в Республике с первых дней экономических реформ является одним из приоритетов экономической политики государства. Предпринимательский класс выступает неотъемлемым атрибутом рыночной экономики, самостоятельным субъектом экономических отношений. Большая часть предпринимателей относится к так называемому среднему классу, который обеспечивает устойчивость не только экономики государства, базирующейся на рыночной системе хозяйствования, но и оказывает влияние на политические процессы в обществе, не допуская отхода от либеральных и рыночных ценностей.

В Казахстане переход к рынку произошел спонтанно, без подготовки. Это был период постсоциалистического «экономического романтизма», когда правящая элита придерживалась взгляда группы крупных советских ученых-экономистов и политиков под руководством академика Шаталова В. и лидера движения «Яблоко» Явлинского Г. о «форсированном и молниеносном» переходе к рынку за 1,5-2 года. Они считали, что преодоление социально-экономического кризиса и реформирование экономики можно проводить синхронно и быстро по стандартной модели. На начальном этапе перехода к рынку радикальные реформы проводились «на марше», без какой-либо серьезной теоретико-методологической подготовки.

Экономическая политика вырабатывалась в сжатые сроки узким кругом специалистов и базировалась, преимущественно, на опыте развитых рыночных стран.

В той сложной и критической обстановке, имевших место в начале 90-х годов в Казахстане, когда остановились крупные предприятия, и сотни тысяч людей потеряли работу, естественным решением руководства страны было введение либерализации цен. Сейчас, по истечении более 15 лет суверенного Казахстана, развитие экономики и вместе с ней развитие малого предпринимательства можно разделить на 4 этапа, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.

Первый этап - либерализация цен (1991-1992 гг.). Первые субъекты рыночной экономики - малые предприятия - появились в период либерализации в сфере торговли и услуг, то есть там, где был быстрый оборот денег. Крупные предприятия сразу обзавелись многочисленными малыми предприятиями по сбыту своей продукции, ремонту, обслуживанию основных и вспомогательных производств. Создание «красными» директорами при крупных производствах кооперативов и малых предприятий по снабжению и реализации продукции, а также искусственное раздробление предприятий под новым модным словом «сегментирование» привело к перераспределению прибыли крупных предприятий и бывшей всенародной собственности в интересах отдельных групп и лиц. Тогда эти «серые» схемы были началом возникновения казахстанской «теневой» экономики. В Республике в этот период было создано и действовало 34,5 тысяч субъектов малого предпринимательства. В них было занято 6,0% от общего числа работающих в стране, а доля производимой ими продукции, работ и услуг составила 7,0% от валового внутреннего продукта страны. Именно в конце 1992 года прошел первый Форум предпринимателей Казахстана, в котором принял участие президент Республики Казахстан и правительство РК. На этом Форуме впервые в истории СНГ была определена первая программа развития предпринимательства в республике Казахстан.

Второй этап — жесткая монетарная и реструкционная фискальная политика государства (1993-1995 гг.). На этом этапе для достижения макроэкономической стабилизации в стране упразднялись налоговые льготы, стимулирующие производственную деятельность. Упразднение налоговых льгот, направленных на стимулирование производственной деятельности и развитие малого предпринимательства, в 1994 году имело негативные последствия. Резко сократилась численность работающих в производственной сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий. Из-за малодоступности кредитных и нехватки собственных средств и высокой инфляции произошел отток основной части субъектов предпринимательства из производственной сферы в сферу торгово-посреднической и коммерческой деятельности. Ужесточение налогового пресса привело к ситуации, когда заниматься производственной деятельностью стало невыгодным и бесперспективным. Особый интерес в условиях постсоветского периода, а именно, дефицита товаров на рынках, с точки зрения, быстрой оборачиваемости вложенных средств, стал представлять для предпринимателей так называемый «челночный» бизнес. Это был период пышного расцвета «челночного» бизнеса в торговле, свирепствующей гиперинфляции, перераспределения бюджетных и кредитных денежных средств в пользу очень узкого круга лиц имеющих доступ к этим ресурсам. Инфляция и валютные операции — махинации в банковской и тесно связанной с ней торгово-посреднической деятельностью - на тот момент оказались наиболее прибыльными, в отличие умирающему реальному производственному сектору экономики республики. Продавать деньги по схеме «нал-безнал-нал», с «шапками и откатами», взять доллар в кредит по 4 тенге, а через год вернуть его по 70 тенге, получив сверхприбыль или вообще не вернуть, стало выгодней, чем что-то производить. (Большинство кредитов того времени так и не было возвращено). Именно в этот период появились первые ростки так называемой национальной олигархии в только начавшемся непомерно разрастаться финансово-кредитном и банковском секторе экономики.

Банковская и торговая деятельность оказалась наиболее прибыльной в ущерб реальному сектору экономики. В 1995 году, против 1992 года, удельный вес продукции субъектов малого предпринимательства в ВВП страны снизился на одну треть, с 7,0% до 4,7%, а численность работающих в этом секторе экономики сократилась в 2 раза, с 6,0% до 3,0%, соответственно.

В этот период ослабленное предпринимательство не могло сдерживать рост безработицы.

Третий этап - бум малой приватизации (1996-1997 гг.). В конце 1996 и в начале 1997 годов в стране произошла некоторая макроэкономическая стабилизация. Для поддержки малого бизнеса был принят Указ президента Республики Казахстан от 6. 03. 1997 г. «О мерах по государственной поддержке и активизации развития малого предпринимательства». Во исполнение этого Указа в Республике субъектам малого предпринимательства продано 1520 пустующих объектов и сооружений, передано в аренду - 1334 объекта. По выбору предпринимателей, для использования в производственных целях, передано в доверительное управление 571, на безвозмездной основе - 204 объекта. На перепланировку квартир нижних этажей жилых строений под магазины, кафе, аптеки и другие объекты было получено 5664 разрешений. Увеличилось число проданных в рассрочку и переданных по актам на землевладение земельных участков. Адресная приватизация была особенно актуальна в сфере мелкотоварного производства, бытового обслуживания, общественного питания и торговли. Было бы логичным начинать адресную приватизацию, которая предполагала бы передачу объектов вышеперечисленных отраслей в них работающим коллективам по остаточной стоимости, либо в доверительное управление на конкурсной основе. В таком случае, был бы и сохранен технический и трудовой потенциал, а предприятия, не прекращая работы, имели бы возможность технического перевооружения и плавного входа в рынок.

Предприятия этих oтpаcлей, лишившись централизованного управления в форме трестов, управлений торговли и общественного питания районного и городского уровня, явились бы основой формирования малого бизнеса в стране. К сожалению, адресная приватизация была проведена с опозданием, и существующая инфраструктура вышеперечисленных отраслей была уже практически уничтожена. При воссоздании данной инфраструктуры теперь требуется освоение новых площадей, полное обновление оборудования и основных средств, подготовка новых кадров, ибо старые квалифицированные кадры уже потеряны и дисквалифицировались. Таким образом, был упущен важный сектор экономики, ориентированный на социальное обслуживание населения. Но, как ни странно, после сокращения многих отраслевых министерств в 1988-1990 годах (Минторговли, Минбыта, Минкоммунхоза и др.) именно эти отрасли, лишившись централизованного управления и мелочной опеки со стороны государства, стали развиваться наиболее динамично и вовлекать в работу наибольшее количество населения. Это явилось еще одним доказательством того, что рынок малого бизнеса является саморегулируемым и наиболее подверженным рыночной конъюнктуре, основанной на спросе и предложениях.

Четвертый этап - период качественного развития экономики республики (1998-2001 гг.), сопровождавшегося ростом промышленного производства, объемов валового внутреннего продукта, стабильным развитием финансово-кредитной сферы республики. В соответствие с этой программой, основными источниками финансирования проектов малого предпринимательства являются Государственный фонд содействия занятости, банки второго уровня, средства местных бюджетов, а также средства кредитных линий Азиатского Банка Развития и Европейского Банка Реконструкции и Развития. В отдельных регионах для заинтересованного кредитования субъектов малого бизнеса коммерческими банками были созданы ликвидные залоговые фонды из коммунальной собственности.

Малый бизнес в Казахстане развивается быстрыми темпами. Сегодня субъекты малого предпринимательства играют ключевую роль в развитии экономики любого государства. Несмотря на пристальное внимание, уделяемое в нашей стране развитию малого и среднего бизнеса, его влияние на социально-экономическое развитие все еще недостаточно ощутимо. Вместе с тем сегодня в нашем государстве постепенно начинают оправдывать себя все те усилия, которые направлены на планомерное и повсеместное развитие предпринимательства. Реализуется государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан, созданы социально-предпринимательские корпорации (СПК), основанные на тесном сотрудничестве государства и бизнеса. ВВП Казахстана в двенадцать раза меньше российского, однако республика выделила в три раза больше денежных средств на поддержку малого и среднего бизнеса (МСБ) в период кризиса. Доля кредитов МСБ в портфеле банков второго уровня за последний год выросла на один процент, а сам портфель кредитов вырос на девять процентов. Экономики Казахстана и России схожи в своей сырьевой направленности, вопросы поддержки малого и среднего бизнеса представляют большую важность, т.к. развитие этого сектора создает стабилизирующий стержень в целом для национальных экономик. В связи с этим развитие МСБ в Казахстане является одним из приоритетов экономической политики страны.

Предпринятые в Казахстане меры по поддержке МСБ в период кризиса являются беспрецедентными по своему масштабу в сравнении с другими странами СНГ. За последние два года в рамках антикризисных программ было выделено около 2,8 млрд. долларов США с новыми, более мягкими условиями. В результате было поддержано 9 тысяч субъектов МСБ, а также поддержано и создано 27 тысяч рабочих мест. В докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса 2010: Проведение реформ в трудные времена» Казахстан занял 63-е место среди 183 стран, охваченных исследованием.

Согласно данным Агентства РК по статистике количество активных субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 января 2011 года в целом по республике составило 675 937 единиц: в том числе индивидуальных предпринимателей – 430 614 (63,7%), крестьянских/фермерских хозяйств – 170 119 (25,2%), юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, – 66 492 (9,8%), юридических лиц, являющихся субъектами среднего предпринимательства, – 8 712 (1,3%). По количеству активных субъектов и численности занятых в МСП на 1 января 2011 года в процентном соотношении к 1 января 2010 года рост составил всего 1,3%. Что касается выпуска продукции, согласно оперативным данным Агентства, то в 2010 году он увеличился относительно 2009 года всего на 1,9%.

Улучшение экономической ситуации в стране во многом зависит от решения проблем, препятствующих развитию предпринимательства. На сегодняшний день рейтинг проблем выглядит следующим образом:

Источник: По данным Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

Если на продукты и услуги, которые способны производить предприятия малого и среднего бизнеса, не будет проявлен платежеспособный спрос со стороны населения, то данная область не сможет активно развиваться. А спрос, как известно, вещь весьма изменчивая. Тем же, кто сейчас решился реализовать свой потенциал именно в этой области, необходимо четко понимать, какие услуги будут наиболее востребованы на рынке в ближайшее время. Кроме того, малый бизнес для того, чтобы выжить, должен быть максимально мобильным. Это следует понимать так, что если спрос на товары или услуги в одной области начинает снижаться, а в перспективе данная тенденция будет только усиливаться, то представителю малого бизнеса следует очень быстро переориентироваться и выходить на потенциально растущие рынки, без сожаления оставив в прошлом прежнее направление. Стоит ли говорить, что для этого необходимо не только пресловутое «чутье», но и умение анализировать и прогнозировать ситуацию на рынке, знание законов экономики и способность применять их в конкретных ситуациях, готовность рисковать и одновременно правильно дифференцировать имеющийся в наличии весьма скромный капитал. К сожалению, ситуация в сегменте малого и среднего бизнеса сегодня такова, что человек, занятый в данной области, должен быть гораздо более активным, знающим и обладающим значительно большим количеством навыков и более солидной эрудицией, чем те, кто работает на крупные компании.

Необходимо отметить, что основной кадровый резерв для предприятий МСБ – это те самые 5,8% населения, которые числятся безработными. Какой завтра будет их доля в ВВП – это уже вопрос второй. На самом деле, малый и средний бизнес предоставляет людям возможность сохранить человеческое достоинство, во-первых, не пополняя собой категорию маргинальных личностей, а, во-вторых, избежав унизительной жизни на пособие по безработице. Создание своего дела – это не только вопрос выживания, для многих граждан Казахстана – это еще и вопрос самоуважения, самосовершенствования и самореализации. Словом, разговор о необходимости развития малого и среднего бизнеса постепенно выходит из области экономики, перемещаясь в область общечеловеческих ценностей, но это уже совсем другая история…


Литература:

1. Аллахвердиев Р.А., Аллахвердиева Э.А. Вестник КАСУ №4 - 2006

2. Предпринимательство: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

3. Дина Гальберг. Банки Казахстана/Расти бизнес малый и средний.-2011 г

Основные термины (генерируются автоматически): малого предпринимательства, малого бизнеса, среднего бизнеса, субъектов малого, субъектов малого предпринимательства, развитие малого предпринимательства, поддержки малого, Развитие малого, развития малого, субъектам малого предпринимательства, Становление малого бизнеса, субъекты малого предпринимательства, субъектов малого бизнеса, поддержки малого предпринимательства, субъектами малого предпринимательства, проектов малого предпринимательства, рыночной экономики, Развитие малого бизнеса, поддержки малого бизнеса, среднего предпринимательства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос