Библиографическое описание:

Каримова И. Р., Владимиров И. А. Экономический анализ коррупции [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 10-12.

Показателем измерения коррупции является индекс восприятия коррупции (ИВК) , вычисляемый Университетом Пассау в Германии и Transparency International. Этот индекс представляет собой порядковый рейтинг по странам, определяемый на основе социологических опросов, проводимых, как считается, среди людей посвященных. ИВК — пожалуй самый распространенный коррупционный индекс; в последние годы он активно используется в СМИ. Но также существуют и другие показатели измерения коррупции — например, индикатор, публикуемый в «Международном справочнике страновых рисков» (International Country Risk Guide).

Большинство специалистов сходится на том, что основной причиной высокой коррупции является несовершенство политических системы, которая обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания:

1. Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

2. Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

3. Профессиональная некомпетентность бюрократии.

4. Родственные связи и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

5. Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

6. Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.


Предельно лаконичное определение основных причин коррупции некоторые зарубежные экономисты выражают следующей формулой:

коррупция = монополия + произвол – ответственность.

Устойчивый, стабильный рост внутренней экономики государства принято характеризовать по следующим показателям:

  • увеличением объема ВВП;

  • увеличение средней заработной платы населения;

  • создание новых рабочих мест;

  • рост кредитов банков экономике;

  • переход от чистого оттока к чистому притоку частного капитала

Но можем ли мы говорить о росте экономики нашего государства в условиях столь высокого уровня коррупции?!

Рассмотрим влияние коррупции на основные показатели роста экономики в точки зрения экономического анализа.

ВВП и коррупция

Некоторые экономисты утверждают, что между коррупцией и уровнем экономической активности существует обратная связь. К примеру, рост ВВП может привести к усилению коррупции, поскольку сама основа для расхищения увеличивается.

Расчет объема рынка коррупционных услуг

Измерение объемов коррупционных рынков, основанное на предположениях о вероятностной природе такихсобытий, как коррупционные взаимодействия, было про-ведено российским Фондом ИНДЕМ принимает во внимание такие параметры как доля взяткодателей, средняяинтенсивность коррупции и средний размер взяток.

По результатам исследования Фонда ИНДЕМ объемырынка бытовой коррупции для некоторых сфер деятельности в России приведены ниже:


Сфера

Объем рынка, млн.долларов

Рейтинг

Вузы
Гаи
Поликлиники
Военкоматы
Получение жилья
Суды
Милиция
Паспортная служба
Школы
Земельная регистрация
Пенсии и социальные льготы
Детсады

2484,8
1012,8
891,1
699,5
555,6
512,0
306,9
303,6
294.3
246,2
318,4
72,4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12


По этим данным нетрудно вычислить общий объем бытовой коррупции России. Он составляет более 7 трлн. долларов.

Наиболее коррумпированными сферами и институтами общества россияне считают ГИБДД (33%), власть на местах (28%) и милицию (26%). Во второй "тройке" следуют: "все общество в целом" (23%), "медицина" (16%) и "образование" (15%).

По сравнению с 2006 годом с 20% до 15% снизилась доля тех респондентов, кто признает высоко коррумпированной федеральную власть и правительство в целом, но выросло количество отмечающих коррупцию в сфере образования (с 10% до 15%) и в медицине (с 11% до 16%).

Чаще всего опрошенные отмечали, что давали подарки и деньги работникам медицины (52%). Более трети респондентов (36%) заявили, что для решения своих проблем им приходилось "вознаграждать" работников образования, а 28% россиян доводилось прибегать к подобным методам при общении с сотрудниками ГАИ (28%).

За последние годы средний размер взятки увеличился с 10 тыс. до 136 тыс. долл. Объем рынка деловой коррупции возрос с 34 млрд. до 318 млрд. долл. 7 Конечно, с учетом происходившего одновременно роста экономики сравнение показателей в абсолютном выражении не вполне корректно.

Цели борьбы с коррупцией могут выбираться по-разному: немедленное повышение эффективности в частном секторе, долгосрочная динамическая эффективность экономики, ее рост, социальная справедливость, политическая стабильность. Соответственно избранной цели используют наиболее подходящие меры по борьбе с коррупцией.

В качестве наиболее простого инструмента часто выбирают реформы законодательства – не только и не столько ужесточение наказаний за коррупцию, сколько упрощение и уменьшение государственного контроля (уменьшение частоты проверок, понижение налогов) для снижения самих возможностей злоупотреблять служебным положением. В арсенале государственных мер по борьбе с коррупцией есть и довольно простые меры по элементарному ужесточению контроля. В постсоветской Грузии, например, введена система, в соответствие с которой правительственные чиновники обязаны декларировать свои доходы, когда они вступают в должность, так же как и тогда, когда они покидают свои посты.

Международной борьбе против коррупции серьезно мешают различия между правовыми системами разных стран в трактовке коррупции как экономического правонарушения. Так, в одних странах (например, в Тайване) наказывают только взяткополучателей, а предложение взятки не является уголовно наказуемым деянием. В других странах (например, в Чили) ситуация диаметрально противоположная: дача взятки – уголовное преступление, а получение взятки таковым не считается, если только чиновник не совершил иные злоупотребления. Помимо расхождений в признаках уголовно наказуемого коррупционного правонарушения есть сильные отличия в мерах наказания за него.

Хотя эти меры должны осуществляться центральным правительством, они требуют также поддержки со стороны гражданского общества. Когда воля политических лидеров опирается на активную общественную поддержку, то удается в достаточно короткий срок добиться сильных изменений (как это было в 1990-е в Италии при проведении компании «Чистые руки»). Напротив, если граждане возлагают все надежды на «мудрых правителей», а сами пассивно ждут результата, то шумная компания борьбы с коррупцией может закончиться еще большим ее ростом (именно так произошло в нашей стране в начале 1990-х) или вылиться в репрессии против политических противников правящего режима.

Возможность реализации этих мер зависит не столько от политической воли правителей, сколько от культуры управляемого общества. Например, в странах Востока со слабыми традициями самоуправления лучше делать ставку на престижность и высокую оплату государственной службы. Именно этим путем пошла Япония и «азиатские тигры» (особенно, Сингапур и Гонконг), где высокий авторитет госчиновников позволил создать высокоэффективную экономическую систему при относительно малочисленном управленческом аппарате и слабой коррупции. В западных же странах с характерным для них недоверием к «государственной мудрости», напротив, чаще акцентируют внимание на развитии действий неправительственных организаций, гражданского самоуправления и контроля.

Успешная борьба с коррупцией, как доказывают экономисты, дает немедленные выгоды, которые во много раз превышают связанные с нею расходы. Согласно некоторым оценкам, затрата одной денежной единицы (доллара, фунта стерлингов, рубля…) на противодействие коррупции приносит в среднем 23 единицы при борьбе с коррупцией на уровне отдельной страны и около 250 при борьбе с нею на международном уровне.


Литература:

1) Региональный общественный фонд «Информатика для демократии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.indem.ru


Основные термины (генерируются автоматически): измерения коррупции, Похожая статья, индекс восприятия коррупции, Экономический анализ коррупции, показатели измерения коррупции, причиной высокой коррупции, основных причин коррупции, объемырынка бытовой коррупции, усилению коррупции, рынка деловой коррупции, влияние коррупции, слабой коррупции, средняяинтенсивность коррупции, противодействие коррупции, трактовке коррупции, коррупции серьезно, роста экономики, средний размер взятки, последние годы, увеличением объема ВВП.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос