Управление и развитие персонала. Перспективы построения карьеры в научно-образовательной сфере | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Общие вопросы экономических наук

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 29.05.2015

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Бородулина, А. В. Управление и развитие персонала. Перспективы построения карьеры в научно-образовательной сфере / А. В. Бородулина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/134/8261/ (дата обращения: 19.04.2024).

Every year in Russia the number wishing to pursue post-graduate studies is reduced, and how to turn this process, or at least reduce the rate of outflow of scientific talent, are still poorly understood, therefore, first of all, you should understand the causes of.

Key words: building a career; scientific educational sector.

 

Суть рыночной экономики вовсе не в том, чтобы стимулировать людей трудиться, а как раз в том, чтобы регулировать сферу приложения их трудовых усилий. «В условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры даже простое поддержание определенного уровня благосостояния общества требует непрерывной смены деятельности определенной части его членов и постоянного профессионального развития». [1, с. 206] Закон «перемены труда» и профессионального развития диктует необходимость для выпускников вузов гибко выстраивать траекторию своей профессиональной карьеры, одновременно осуществляя карьерный рост в профессиональной сфере и продолжая непрерывно повышать свой образовательный уровень.

После получения диплома о высшем образовании, в принципе, существует два пути развития: продолжить “научно-образовательную” дорогу, т. е. послевузовское образование, или уйти «в профессию». С каждым годом в России количество желающих продолжить обучение в аспирантуре уменьшается, и как повернуть этот процесс, или хотя бы снизить процент оттока научно-одаренных людей, пока слабо понятно, поэтому, в первую очередь, следует разобраться в причинах. Жизнеспособность и потенциал науки напрямую зависят от притока наиболее способных специалистов.

Сложилась неоднозначная ситуация: декларируется построение нового общества, основанного, прежде всего, на знаниях и информации в целом, повышается внимание государства к образовательной сфере, а реально наблюдается старение научных кадров и снижение интереса к научной деятельности среди одаренной молодежи. Социологи, занимающиеся проблемами образования и науки, выделяют несколько основных причин снижения интереса молодежи к занятости в научно-образовательной сфере. На первый план выходит проблема изменения шкалы престижа профессий и смены профессиональных ориентаций молодежи, результатом чего является изменение статуса научных работников, и, следовательно, статуса ученых в целом. Как следствие — низкая конкурентоспособность аспирантуры по сравнению, например, со вторым высшим образованием или карьерой в бизнесе.

Другая проблема — это недостаточная оплата труда. Ярко иллюстрирует эту проблему сравнение зарплат научных работников в России и в СССР. К примеру, в СССР доцент получал 320 рублей, в то же время судья- 210, в настоящее время средняя зарплата доцента с ученой степенью 12 тысяч, а у судьи она примерно составляет в среднем 100 тысяч рублей. То есть, престиж самой научной деятельности упал не только среди молодежи, но и на уровне государственной поддержки. Такая оплата труда не соответствует современным представлениям и ожиданиям выпускников и является одной из главных причин отсутствия желания продолжить карьеру в рамках научно-образовательной сферы. Еще одна проблема — низкий уровень образованности выпускников на выходе из ВУЗов. Студент, недостаточно уверенный в полноте своих знаний и не попробовавший себя в науке навряд ли изберет ее своей профессиональной деятельностью, скорее всего он выберет профессию, где не будет требоваться «насыщенность» и полнота знаний. [2]

Кроме прочего, стоит вопрос о проблеме «застаивания» кадров, своеобразная мода оставаться после наступления пенсионного возраста в основном преподавательском составе ВУЗов, НИИ и пр., и, как следствие, отсутствие достаточного количества свободных рабочих мест. В дополнение к предыдущим причинам относится непривлекательность построения научно-образовательной карьеры в пределах своей страны (России). Так многие одаренные молодые специалисты стремятся продолжить научную деятельность за рубежом. Что касается престижа ученого в России, то здесь доминируют негативные оценки, а в западных странах — позитивные. Привлекательность и престижность научного труда в развитых странах обеспечивают высокие достижения в области развития науки и технологий. Опросы общественного мнения позволяют сопоставить место ученого в рейтинге профессий и занятий в России и США. Так, в США, по данным Wall Street Journal, наиболее престижной является профессия ученого. В России, по данным опросов, в глазах жителей страны профессия ученого занимает только 22-ю позицию. [3] Если взять социологический опрос 2007 года, посвященный исследованию вопроса направленности молодежи Екатеринбурга на карьеру в сфере науки и образования, то, в итоге, процент студентов, желающих продолжить научно-образовательную карьеру, составил только 7 %. Тем не менее, 23 % опрошенных рассматривали научную деятельность как один из возможных вариантов своей занятости.

Таким образом, только около 30 % старшекурсников допускают мысль о возможности научной деятельности, при этом, значительная часть рассматривает науку не как основную свою занятость, а лишь дополнительную к своему бизнесу или карьере в крупной организации. То есть 1/3 выпускников, в принципе, не против стать учеными, но не пойдут этим путем из-за неудовлетворительной экономической составляющей.

В итоге, существующий, хоть и не столь значительный, интерес к научно-образовательной деятельности не подкреплен серьезными мотивами, следовательно, и ориентация на нее не является устойчивой С 2009 по 2013 год работает Федеральная целевая программа «Научные и научно-преподавательские кадры инновационной России», целью которой является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании. В результате реализации программы ожидается повышение качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала сферы науки, высшего образования и высоких технологий, преодоление негативной тенденции повышения среднего возраста исследователей, увеличение доли исследователей высшей квалификации, увеличение доли профессорско-преподавательского состава высшей квалификации. Каковы будут реальные результаты — пока неизвестно, но на данный момент ясно, что государство начало поворачиваться к ученому, к молодому ученому.

Открываются новые научные центры, например, инновационный центр Сколково, реально действует система грантов (РГНФ, РФФИ), заключаются договоры сотрудничества с западными образовательными институтами, налаживается система стажировок и пр. В связи с чем, есть надежда на улучшение условий для молодых, талантливых ученых и ученых в целом. Что же ждет молодого ученого, если он все-таки решил сделать карьеру в научно-образовательной сфере? Аспирантура — это очень удобный инструмент, позволяющий молодым людям попробовать себя в науке, это, так называемое, промежуточное звено между выпускником ВУЗа и научным сотрудником.

Есть два способа существования в науке: «научный» и «учебно-научный». Первый заключается в исследовательской научной деятельности, главная проблема здесь — это отсутствие постоянных вакансий в университетах. Выход — участие в исследовательских проектах, во-первых, это поиск проектов с помощью научного руководителя, во-вторых, это может быть самостоятельный поиск на досках объявлений и подача заявлений, и третий вариант — создание собственного проекта для стипендиальных фондов. Но опять же, обычно «научные» вакансии всегда раздаются на конкретный, фиксированный срок, чаще всего от года до трех лет. Второй способ — «учебно-научный» — т. е. попытка занять место в профессорско-преподавательском составе, как правило, начиная с самых низких должностей.

После 3–4 лет участия в образовательной деятельности, в научных конференциях, публикаций в научных изданиях, работы в научных лабораториях и пр., итогом обучения в аспирантуре должен стать научный труд соискателя ученой степени — диссертация, в которой должны содержаться новые научные и практические выводы и рекомендации. Но на практике защищают диссертации, по последним данным соц. исследований, лишь чуть больше 30 % аспирантов, из не защищающих значительная доля мужчин, с помощью аспирантуры избегающих службу в армии.

Самыми популярными отраслями для аспирантов сейчас принято считать экономические и юридические отрасли (более 40 % по каждому направлению), при этом среди аспирантов экономических направлений самая низкая доля тех, кто по завершении аспирантуры собирается заниматься научной или преподавательской работой (43 %). Это говорит о том, что повышается значимость социально-статусных мотивов поступления в аспирантуру, аспирантская подготовка все в большей степени рассматривается как ступень будущей карьеры (причем не всегда связанной со специальностью) вне рамок академической (научно-исследовательской и преподавательской) траектории. [4]

Ситуация в системе российского образования меняется и совсем скоро будут видны первые результаты. Но при всем при этом, основная проблема — в отношении к образованию, поэтому в первую очередь, для улучшения ситуации необходимо изменить это отношение молодежи, показать, какие возможности предоставляет послевузовское образование, доказать, что ВУЗ — это не только «корочка» для устройства на работу, но и реальные знания в развитом информационном российском обществе.

 

Литература:

 

1.         Алексеев О. А., Мухаметлатыпов Ф. У. Социэкономическая модель труда и предпринимательства: Монография-Уфа: РИО БашГУ, 2005. — 278 с.

2.         Ельчина А. С. Перспективы построения карьеры в научно-образовательной сфере. // Гуманитарные научные исследования. — № 11 Ноябрь 2012 URL:http: //human.snauka.ru/2012

3.         Иванов В. В., Макоско А. А., Миндели Л. Э., Преснякова И. В., Данилевич А. Г. Фундаметальная наука России: состояние и перспективы развития.- М.: Научно-организационное управление РАН, 2009.

4.         Программа социально-экономического развития муниципального образования на 2010–2014годы URL:http://votkinsk.ru/ index.php?pg=docs&str=project_program (дата обращения: 20.11.2013)

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, научная деятельность, высшее образование, научно-образовательная сфера, высшая квалификация, научно-образовательная карьера, послевузовское образование, профессиональное развитие, профессорско-преподавательский состав, СССР.

Ключевые слова

, , building a career, scientific educational sector

Похожие статьи

Качество подготовки научных кадров | Статья в сборнике...

кадр, показатель, качество, состояние НИР, профессорско-преподавательский состав, научная организация, научная деятельность, взвешенная интегральная оценка, высшая квалификация, довузовская подготовка.

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование, профессорско-преподавательский...

Как получить доцента и профессора — Молодой ученый

Список должностей профессорско-преподавательского состава вуза выглядит следующим образом

Для получения должности доцента или профессора требуется лишь высшее образование и опыт преподавания в вузе (для доцента — 3 года, для профессора — 5 лет).

Система непрерывного образования в профессиональной...

Технические вузы сегодня должны обеспечивать интеграцию образования, научных исследований и бизнеса.

Перед профессорско-преподавательским составом стоит задача сформировать у студентов профессиональные компетенции и предоставить возможность уже...

Проблемы развития высшего профессионального...

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование, профессорско-преподавательский...

Понятие и сущность инновационного развития в сегменте...

Ключевые слова: инноватика, научно-исследовательская деятельность,инновация, ВУЗ, образование.

Одной из главных составляющих инновационной деятельности ВУЗа является научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава ВУЗа.

Состояние системы образования в современной России и ее...

Опираясь на статистические данные «Росстат» высшее профессиональное образование получили примерно 24 % населения РФ; неполное высшее образование — 1,5 %; среднее профессиональное — 25 %; среднее общее — 18,3 %; послевузовское профессиональное...

Инклюзивное образование в России | Статья в журнале...

Основной целью научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и студентов, помимо чисто профессиональных направлений, является разработка проблем инклюзивного образования...

Проблемы совершенствования высшего образования

3. Проблема заработной платы преподавательскому составу. Безусловно, оказывает отрицательное влияние на процесс обучения и то, что профессорско-преподавательскому составу

6. Образцов П. И. Актуальные проблемы развития высшего образования в России.

Структура высшего образования в России

Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование.

Похожие статьи

Качество подготовки научных кадров | Статья в сборнике...

кадр, показатель, качество, состояние НИР, профессорско-преподавательский состав, научная организация, научная деятельность, взвешенная интегральная оценка, высшая квалификация, довузовская подготовка.

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование, профессорско-преподавательский...

Как получить доцента и профессора — Молодой ученый

Список должностей профессорско-преподавательского состава вуза выглядит следующим образом

Для получения должности доцента или профессора требуется лишь высшее образование и опыт преподавания в вузе (для доцента — 3 года, для профессора — 5 лет).

Система непрерывного образования в профессиональной...

Технические вузы сегодня должны обеспечивать интеграцию образования, научных исследований и бизнеса.

Перед профессорско-преподавательским составом стоит задача сформировать у студентов профессиональные компетенции и предоставить возможность уже...

Проблемы развития высшего профессионального...

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование, профессорско-преподавательский...

Понятие и сущность инновационного развития в сегменте...

Ключевые слова: инноватика, научно-исследовательская деятельность,инновация, ВУЗ, образование.

Одной из главных составляющих инновационной деятельности ВУЗа является научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава ВУЗа.

Состояние системы образования в современной России и ее...

Опираясь на статистические данные «Росстат» высшее профессиональное образование получили примерно 24 % населения РФ; неполное высшее образование — 1,5 %; среднее профессиональное — 25 %; среднее общее — 18,3 %; послевузовское профессиональное...

Инклюзивное образование в России | Статья в журнале...

Основной целью научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и студентов, помимо чисто профессиональных направлений, является разработка проблем инклюзивного образования...

Проблемы совершенствования высшего образования

3. Проблема заработной платы преподавательскому составу. Безусловно, оказывает отрицательное влияние на процесс обучения и то, что профессорско-преподавательскому составу

6. Образцов П. И. Актуальные проблемы развития высшего образования в России.

Структура высшего образования в России

Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование.