Автор: Каримова Мавзуна Тимуровна

Рубрика: 7. Отраслевая экономика

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 20.05.2015

Статья просмотрена: 350 раз

Библиографическое описание:

Каримова М. Т. Изменения в сельском хозяйстве в связи с вступлением Таджикистана в ВТО [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 22-25.

В статье рассматриваются вопросы изменения в развитии сельского хозяйства, произошедшие после вступления страны во всемирную торговую организацию и проблемы развития сельского хозяйства Таджикистана.

Ключевые слова: сельское хозяйство, ВТО, внешнеторговый оборот, продовольственные товары.

 

Экономика Таджикистана развивается преимущественно за счет аграрного сектора. Сельское хозяйство является ключевым сектором экономики Таджикистана, формирующим 23,5 % ВВП в котором занято около 66,2 % [1, с.46] работающего населения страны. Значительная часть РТ покрыта горными массивами, и только 7 % площади страны заняты пахотными землями, большая часть которых орошаемые.

Рис.1. Доля сельского хозяйства в ВВП страны

 

Развитие сельского хозяйства Таджикистана происходит в сложной ситуации. Наиболее общими проблемами, с которыми сталкиваются сельхозпроизводители страны, являются:

-          слабая материально-техническая база;

-          ограниченный доступ к ресурсам;

-          засоление почв, эрозия, деградация пахотных земель и снижение плодородия почв, разрушение мелиоративной сети;

-          трудности со сбытом продукции дехкан;

-          низкие цены на сельскохозяйственную продукцию и высокие цены на производственные ресурсы и услуги;

-          ограниченность знаний производителей в области землеустройства, зоотехники, ветеринарии, экономике и других науках;

Лабиринт

-          низкая агрокультура производства сельскохозяйственной продукции на вновь созданных мелких дехканских хозяйствах.

Несмотря на целый ряд проблем, объем сельскохозяйственной продукции из года в год растет.

Рис. 2. Объем производства сельскохозяйственной продукции Таджикистана

 

По предварительным данным объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств за 2014 год по сравнению с 2013г. увеличился на 4,5 %, в том числе объем продукции растениеводства на 0,9 % и животноводства на 12,5 %. Несмотря на это Таджикистан по производству хлопка сырца, коконов и яиц еще не достиг уровня 1991г. Коэффициент структурной трансформации валовой продукции сельского хозяйства с 1991 по 2013г. составил 1,27 %. Это свидетельствует о том, что пропорции между долей растениеводства и животноводства в структуре продукции сильного изменения не получили. Наибольшую долю в производстве сельскохозяйственной продукции Таджикистана занимает растениеводство, доля которого в 2013г. составила 68,6 % в общем объеме сельскохозяйственной продукции. Из общего объема продукции сельского хозяйства в 2013 году доля общественных хозяйств составила 6,7 %, дехканских хозяйств -30,8 % и хозяйств населения -62,5 %.

Повышению доли личного подсобного хозяйства в производстве сельскохозяйственной продукции способствовали указы Президента Республики Таджикистан о выделении 75тыс. гектаров земель, что содействовало обеспечению населению продовольствием, особенно за счет увеличения производства зерна и картофеля, что способствовало созданию около 30–35 тыс. новых рабочих мест на селе.

В республике имеются все основные предпосылки для устойчивого развития сельского хозяйства. Однако создание предпосылок ещё не означает, что они автоматически реализуются. Ни одно государство ещё не могло и не может эффективно решать все свои проблемы в полной изоляции от других стран, от мирового сообщества. Одним из реальных путей интеграции стран в мировое сообщество стало вступление Республики Таджикистан во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Таджикистан 2 марта 2013 года стала официально 159 членом ВТО и приняла на себя все обязательства. В настоящее время ведутся работы по гармонизации требований ВТО в аграрном секторе. В частности, 1 августа 2012г. Постановлением № 383 Правительства страны принята Программа реформирования сельского хозяйства Республики Таджикистан на 2012–2020гг. 31 октября 2014 года Постановлением № 691 Правительства страны было принято Постановление «О Программе адаптации экономики Республики Таджикистан в связи с членством во Всемирной торговой, организации (ВТО)», в соответствии с которым была утверждена Программа адаптации экономики Республики Таджикистан в связи с членством во Всемирной торговой организации. Кроме того ведется повсеместно разъяснительная работа при технической помощи различных международных организаций по ключевым вопросам сельскохозяйственной политике в контексте вступления страны в ВТО.

Несмотря на ряд принятых мер, доля сельскохозяйственной продукции в импорте страны не уменьшается (рис.3).

Рис. 3. Доля продовольствия в экспорте и импорте, в %

 

Таджикистан сильно зависим от импорта продовольствия в страну, в результате встает проблема экономической безопасности страны. В настоящее время Таджикистан больше импортирует продукцию сельского хозяйства, чем экспортирует (табл. 1).

Лабиринт

По состоянию внешней торговли почти по всем сельскохозяйственным продуктам наблюдается отрицательное сальдо, кроме торгового оборота виноградом, сушенными плодами и прочими свежими плодами (рис.4).

Таблица 1

Импорт и экспорт Республики Таджикистан по товарным группам [2, с.47–49]

млн.долл.США

1996

2000

2010

2012

2013

Живые животные и продукты животного происхождения

 

 

 

 

 

Импорт

0,0

1,1

47,1

62,5

68,0

Экспорт

0,1

0,0

0,4

0,4

0,4

Сальдо

0,1

-1,1

- 46,7

- 62,1

-67,6

Продукты растительного происхождения

 

 

 

 

 

Импорт

57,1

46,9

220

392,8

384,9

Экспорт

0,0

19,2

59,7

49,9

53,2

Сальдо

-57,1

-27,7

-160,3

-342,9

-331,7

Жиры и мясо растительного и животного происхождения

 

 

 

 

 

Импорт

2,9

6,5

72,8

88,2

94,2

Экспорт

0,0

0,0

0,0

0,0

0,1

Сальдо

-2,9

-6,5

-72,8

-88,2

-94,1

 

Рис. 4. Внешнеторговый оборот Таджикистана сельскохозяйственной продукцией за 2013г, в тыс.тонн

 

Основными импортированными товарами являются: пшеница, мука, сахар, масло растительное, овощи, фрукты, картофель, изделия из муки (макароны, лапша, рожки, хлеб, пирожное, печенье), молочные продукты, яйца, чай и др. Импорт продовольственных товаров за 2014 год увеличился по сравнению с 2013 годом на 13,1 %, за счет импорта пшеницы на 21,0 %, сахара и кондитерских изделий на 16,8 %, масла растительного на 11,3 %, молока и молочных продуктов на 19,8 %, соков фруктов и овощей на 80,0 %. Вместе с тем, за этот период уменьшился импорт картошки на 31,2 %, муки 22,2 %, яиц на 28,9 %, макарон, лапши, рожков и другие на 16,8 %. Основными экспортными рынками для сельскохозяйственных и пищевых продуктов были Афганистан, Россия, Казахстан -для семян масличных культур и овощей; Казахстан, Пакистан, Россия и Украина- для фруктов и орехов, Афганистан- для томатов, картофеля, овощей и лука.

Средняя ставка всех «связанных» тарифов Таджикистана на все товары составляет 8,0 %. Для сельскохозяйственных товаров, средняя ставка «связанных» тарифов Таджикистана составляет 10,4 %. [3]. Средняя ставка импортных пошлин на сельскохозяйственные товары, примененная в 2011году (то есть до вступления) составляла 11,2 %. Никаких обязательств в виде тарифных квот Таджикистаном взяты не были. Сельскохозяйственный сектор Таджикистана может продолжить пользоваться инвестиционными субсидиями и прочими мерами поддержки, квалифицируемыми как «программы развития» в соответствии со Статьей 6.2 Соглашения по сельскому хозяйству. В течение 2008–2010 годов, Таджикистан предоставил такие виды субсидий, в качестве государственных расходов программам помощи финансируемым извне. Таджикистан взял обязательство по «связыванию» общего размера субсидий «янтарной корзины» до 182 млн. долларов США [4]. Таджикистан «связал» уровень экспортных субсидий сельскохозяйственной продукции к нулю. Это означает, что Таджикистан может больше не субсидировать объем сельскохозяйственного экспорта. Таджикистан исключил некоторые виды поддержки по мерам, относящимся к «корзине развития», и имеет право на использование десятипроцентного минимального уровня, установленного для развивающихся стран. Таджикистан может поддерживать аграрный сектор на уровне 8 % от ВВП отрасли. Республика Таджикистан выполнила определенную работу, связанную с согласованием законодательства республики к нормам ВТО, устранение несоответствия национального законодательства требованиям национального режима и режима наибольшего благоприятствования. В процессе вступления во ВТО были приняты более 100 нормативных правовых документов, связанных с вопросами ВТО.

 

Литература:

 

1.      Рынок труда в Республике Таджикистан. Статистический сборник. -Душанбе. 2014.

2.      Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан». Душанбе, 2014

3.      http://www.wto.org/english/news e/news12 e/acc tjk 26oct12 e.htm

4.      http://www.wto.org/english/news e/news12 e/acc tjk 26oct12 e.htm

Основные термины (генерируются автоматически): сельского хозяйства, Республики Таджикистан, сельскохозяйственной продукции, сельского хозяйства Таджикистана, продукции сельского хозяйства, Республики Таджикистан в связи, экономики Республики Таджикистан, сельскохозяйственной продукции Таджикистана, Таджикистан в связи с членством, хозяйства Республики Таджикистан, Республики Таджикистан о выделении, «связанных» тарифов Таджикистана, развития сельского хозяйства, вступление Республики Таджикистан, и экспорт Республики Таджикистан, валовой продукции сельского, в производстве сельскохозяйственной продукции, труда в Республике Таджикистан, Республика Таджикистан, адаптации экономики Республики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос