Комплексная туристическая услуга как инструмент межотраслевого взаимодействия государственных (муниципальных) учреждений
Автор: Моисеева Екатерина Константиновна
Рубрика: 18. Туризм
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, апрель 2015)
Дата публикации: 07.04.2015
Статья просмотрена: 339 раз
Библиографическое описание:
Моисеева, Е. К. Комплексная туристическая услуга как инструмент межотраслевого взаимодействия государственных (муниципальных) учреждений / Е. К. Моисеева. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/7846/ (дата обращения: 16.11.2024).
Образовательный туризм в условиях рыночных преобразований в России должен быть направлен на подготовку менеджеров качественно нового уровня, соответствующего концепции «экономики знаний», имеющей исключительное важное значение для инновационно-инвестиционного направления развития предприятий среднего и малого бизнеса. В настоящее время для успешных предприятий среднего бизнеса характерен опережающий рост нематериальных активов по сравнению с материальными. Из европейской практики, начиная с 1980-х гг. также известно, что рыночная капитализация существенно превышает стоимость материальных активов предприятий. Выявленное превышение представляет стоимость нематериальных активов предприятий, а именно вложений в человеческий капитал, репутацию компаний, развитие компетенций, ноу-хау, совершенствование процессов управления, корпоративную культуру и т. п. Система рыночных отношений в России характеризуется постоянными экономическими изменениями, а также изменениями среды: социальной, демографической, природной. Поэтому управление нематериальными активами предприятий является наиболее важной и значимой проблемой в настоящее время. При решении данной задачи надо учитывать не только кардинальные изменения в технологии, информатизации, наукоемкости производства и продукции, но и изменения происходящие в культуре, образовании. Формирование единого культурного, образовательного и бизнес-пространства становится неотъемлемой части создания программ, способствующих реализации инновационной стратегии развития предприятий. Осуществление динамичной организации экономики предусматривает существенное возрастание роли государства в управлении инновационной деятельностью предприятий. В качестве инструмента, который использует возможности государственных учреждений (бюджетных, автономных, казенных) и направлен на подготовку менеджеров для инновационной экономики, является комплексная туристическая услуга. Комплексная туристическая услуга включает следующие направления: образовательный туризм, деловой туризм, культурный туризм. Руководство и администрирование данной услугой осуществляет тур-оператор, который также должен заниматься подготовкой необходимого управленческого персонала, продвижением, рекламой данной услуги, а также внедрением системы продажи, учитывая реализацию услуги в регионах России. К разработке программ, подготовки специалистов по направлениям (образование, культура, деловой туризм), включенных в комплексную услугу, должны привлекаться государственные учреждения (бюджетные, автономные). Основной целью реформы, проводимой в соответствии с Федеральным законом N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [1], является повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг. На этой основе государственные (муниципальные) учреждения могут оказывать платные услуги. Платные услуги (работы) бюджетных и автономных учреждений можно разделить на две части:
- услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности учреждения, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, эти услуги (работы) включаются в государственное (муниципальное) задание;
- услуги (работы), не отнесенные уставом к основным видам деятельности, но которые учреждение вправе оказывать (выполнять) для достижения целей, ради которых это учреждение создано (далее — неосновные платные услуги).
Таким образом, разработка продукта — комплексная туристическая услуга — может осуществляться за счет бюджетных средств или за счет средств внебюджетных фондов и должна быть ориентирована на инновационное развитие регионов России и учитывать социально-экономические стратегии регионов. Приносящая доход деятельность государственных (муниципальных) учреждений будет связана с реализацией комплексной туристической услуги. Для привлечения предприятий малого и среднего бизнеса на программы, включенные в комплексную туристическую услугу, необходимо разработать анкету. В анкете должны быть представлены программы по направлениям подготовки инновационных менеджеров (с указанием субъектов, осуществляющих эти программы), указана ориентировочно стоимость участия, а также стоимость сопутствующих услуг проживание, питание, транспорт и пр. с учетом класса обслуживания. Кроме этого, в анкету должны быть включены вопросы, касающиеся влияния данных программ на эффективность деятельности предприятий в будущем. Для составления этих вопросов может быть использована система сбалансированных показателей на верхнем уровне которой находится миссия, стратегия развития предприятия, на нижнем — вклад каждого работника в достижении поставленной миссии или цели предприятия.
Для того, чтобы деятельность различных субъектов инновационного бизнеса в долгосрочной перспективе не противоречила общественным интересам, государство должно обеспечить эффективное «встраивание» указанных субъектов в процессы разработки и реализации общегосударственной стратегии и политики [3]. Встраивание комплексной туристической услуги для подготовки специалистов для инновационной экономики в планы социально-экономического развития территорий предполагает активное участие в этих программах бизнес-сообщества и общественных организаций рассматриваемого региона (территории) [2].
Научиться создавать стоимость из нематериальных активов, овладевать искусством управления ими — эти задачи неумолимо выходят на первый план во всей деятельности по обеспечению непрерывного и устойчивого экономического роста. Для формирования инновационной модели развития необходимы значительные накопления капитала, повышенная мобильность всех ресурсов, преобразование всего организационного, культурного и мировоззренческого контекста развития. В такой момент ломаются прежние связи хозяйственных субъектов, многие устоявшиеся пропорции, нормы и стандарты, взаимосвязи и взаимозависимости, рассыпается большинство устоявшихся закономерностей.
Большинство функционирующих предприятий имеют устоявшуюся систему внутренних ценностных ориентиров и правил поведения, однако корпоративная культура предполагает проведение необходимых корректировок: замену устаревших ценностей, норм и правил на элементы, отвечающие современным реалиям. Прежде чем приступать к корректировке, необходимо провести диагностику имеющейся корпоративной культуры в целом и каждой ее составляющей в отдельности.
Разработка и реализация комплексной туристической услуги для туристической отрасли также является очень актуальным, так как в связи с экономической ситуацией в настоящее время увеличился спрос на российские туристические продукты. В таблице приведены статистические данные по въездному туризму в Санкт-Петербурге за 2005–2013гг. по данным Комитета по развитию туризма.
В России действует Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011–2018 годы». Федеральное агентство по туризму — государственный заказчик-координатор программы.
Въездной туризм в Санкт-Петербурге |
|
год |
млн. чел |
2005 |
1,9 |
2006 |
2,0 |
2007 |
2,2 |
2008 |
2,5 |
2009 |
2,5 |
2010 |
2,8 |
2011 |
2,9 |
2012 |
3,1 |
2013 |
3,2 |
Общий объем финансирования программы 139,5 млрд. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета — 32,8 млрд. рублей; за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — 9,0 млрд. рублей; за счет средств внебюджетных источников — 97,7 млрд. рублей. Руководство туристической отраслью говоря об успехах и эффективности реализации Программы, вместе с тем отмечает низкое освоение некоторыми субъектами Российской Федерации субсидированных бюджетных средств на реализацию мероприятий. Растущий внутренний туристический поток — залог устойчивого развития туризма в любой стране. Именно поэтому основной задачей, решаемой государственными туристическими администрациями во всех странах мира, является развитие, прежде всего, внутреннего и въездного туризма. Важной задачей является развертывание информационно-пропагандистских кампаний, создания сетей информационных центров и пунктов, проведения межрегиональных, общероссийских и международных выставок, форумов, пресс-туров и иных мероприятий, направленных на создание положительного имиджа России как привлекательного направления для туристов [4].
Литература:
1. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
2. Радионова С. П. Обоснование необходимости использования кластерного подхода для управления инвестиционными процессами территории (региона) как основы повышения социальной активности населения территории (региона)/Россия: технология и перспективы развития. Ежегодник. Вып.9, ч.2, РАН. ИНИОН, М. 2014.- 657–661с.
3. Экономика инновационного развития /под ред М. В. Кудиной и М. А. Сажиной. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014. -256с.
4. http://www.russiatourism.ru