Применение мониторинга в туристской индустрии
Автор: Якимова Ольга Валерьевна
Рубрика: 18. Туризм
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, апрель 2015)
Дата публикации: 27.03.2015
Статья просмотрена: 6183 раза
Библиографическое описание:
Якимова, О. В. Применение мониторинга в туристской индустрии / О. В. Якимова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/7704/ (дата обращения: 17.12.2024).
Сфера туризма является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей мировой экономики. В настоящее время совершенствуется инфраструктура туризма, формируется соответствующий сегмент рынка труда, возникают новые подходы к формированию государственной политики в сфере туризма, само его развитие постепенно становится приоритетной национальной задачей, имеющей целью социально- экономическое развитие и наполнение бюджетов региона финансовыми ресурсами. В этой связи туризм в Российской Федерации включен в основные направления развития социально-экономической политики на долгосрочную перспективу, и является одной из важнейших составных частей экономической политики современного российского государства.
Развитие туризма и ее влияние на экономику в целом во взаимодействии с другими секторами экономики, а также в ее воздействии на качество жизни населения страны, экономических районов и областей характеризуется целостной системой показателей, которые используются статистической наукой для осуществления широкого спектра международных сопоставлений в данной сфере: показателей производства, финансовых результатов, числа предприятий, используемых в них фондов, численности работников, удовлетворения потребностей населения и общества в услугах. В связи с этим возникает потребность в развитии действенных инструментов управления развитием сферы услуг.
Налаживание полноценного статистического наблюдения за туристской отраслью России является одной из первостепенных задач в области развития этой сферы [1, С.139]. Поэтому возникает необходимость формирования системы мониторинга туристской сферы, предусматривающего выработку необходимых решений, направленных на придание социально-экономическим процессам позитивной динамики. Наличие полной своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в сфере туризма, является необходимым условием организации эффективного управления его развитием.
Под мониторингом туристской индустрии понимается система постоянного наблюдения, оценки, прогноза состояния и развития туриндустрии, а также выработку рекомендаций по принятию рациональных управленческих решений.
Главными целями проведения мониторинга в туристской отрасли являются: непрерывное отслеживание социально-экономических изменений в отрасли, своевременное выявление происходящих изменений, анализ факторов, влияющих на состояние изучаемой отрасли, своевременное предупреждение возможных негативных явлений, выявление проблем, разработка и внедрение мероприятий по их решению, планирование и прогнозирования направлений развития анализируемой сферы.
Объектом мониторинга туризма выступает туристская сфера, представляющая собой совокупность субъектов экономики, включающая организации и предприятия, занятые в той или мере туристской деятельностью.
Основными задачами являются:
1) организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о процессах, происходящих в сфере туризма;
2) оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер протекания экономических процессов;
3) прогнозная оценка развития туристской сферы на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;
4) подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций;
5) обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан информацией, полученной при проведении мониторинга [2, С.7].
К основным принципам организации мониторинга можно отнести:
1) Принцип соответствия, предполагающий соответствие выбранных статистических показателей целям мониторинга. В данном случае — наблюдение при помощи набора социально-экономических показателей за изменениями в сфере рекреации и туризма.
2) Принцип согласованности, который предполагает единство системы оценки развития рекреационно-туристской сферы на всех уровнях управления, в результате чего достигается подчиненность всех исследований, проводимых на региональном уровне, федеральному уровню.
3) Принцип комплексности, основанный на взаимосвязи и взаимозависимости отдельных экономических процессов при проведении мониторинга.
4) Принцип преемственности, т. е. необходимости в максимальной степени использовать существующую систему наблюдений за состоянием туристской сферы региона.
5) Принцип целенаправленности — направленность всей системы мониторинга на решение конкретных задач.
6) Принцип обеспечения сопоставимости информации по объему, качеству, срокам и методам получения.
7) Принцип непрерывности наблюдения за исследуемым объектом.
8) Принцип оперативности и своевременности.
9) Принцип количественной определенности.
Мониторинг должен включать общеобязательные стадии сбора строго определенной информации, ее анализа и оценки (диагностики) уровня и тенденций развития туриндустрии [2, с. 8].
Одна из важнейших функций мониторинга в сфере туристской деятельности — это подготовка предложений и рекомендации по развитию и совершенствованию туристской деятельности, механизмов государственного регулирования и управления в сфере туризма. Совершенствование системы мониторинга и статистического наблюдения необходимо, прежде всего, с позиций получения реальной картины состояния отрасли, динамики ее развития и достижимости целевых ориентиров, предусматриваемых стратегий развития, оценки рисков и угроз для дальнейшего поступательного развития. Информационное обеспечение необходимо для выработки мер государственного регулирования и управления развитием отрасли, корректировки государственной политики и принимаемых программных документов.
Современная статистика, как на государственном уровне, так и региональном не дает достаточно полной картины состояния туризма. Более того, методологически еще не отработаны способы учета деятельности туристских организаций, разграничения учета потоков въездного, выездного и внутреннего направления. Например, при передаче туриста от одной туристической компании другой возникает повторный учет прибытий при сдаче статотчетности обеими компаниями. Понятийный аппарат принятый законодательно и используемый в официальной российской статистике порой затрудняет создание ясной картины состояния туризма и выработку дальнейшей схемы действий. К примеру, относимые в соответствии с законодательством перемещения граждан России из одного субъекта Федерации в другой отнесены к внутреннему туризму. Однако для каждого отдельно взятого субъекта Федерации туристы, въехавшие на его территорию из других районов России как и въехавшие из-за рубежа, по сути, представляют «въездной туризм». Для целей планирования, учета, выработки стратегии и конкретных направлений туристской деятельности, создания необходимой инфраструктуры необходимо уточнение понятий и способов учета туристических потоков.
Мониторинг туристских ресурсов, объектов туристской индустрии должны давать ясную картину взаимодействия различных отраслей хозяйства республики для целей комплексной оценки направлений совершенствования и эффективности функционирования связанных отраслей, исключения межотраслевых диспропорций, отрицательно сказывающихся на общем развитии.
Таким образом, для увеличения темпов роста туристской индустрии, формирования положительного туристского образа региона, повышения его узнаваемости необходим постоянный мониторинг состояния и развития туристского рынка. Проведение мониторинга позволит прослеживать тенденции развития туристского рынка в динамике и оперативно вносить изменения в разработанные программы и планы развития индустрии туризма, выработать рекомендации по их корректировке, повысить результативность управления туристской отраслью.
Литература:
1. Еремина, И. А. Мониторинг туристской отрасли как средство повышения эффективности государственного регулирования экономики / И. А. Еремина // Рос. предпринимательство. — 2008. — № 6, вып. 1. — С. 139–142.
2. Отто, О. В. Мониторинг туристской индустрии: учебное пособие для студентов геогр.фак. /О. В. Отто. — Барнаул: Издательство Алтайского гос.университет, 2013.-82 с.
3. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).