Основы антикризисного управления в коммерческом банке
Автор: Садыкова Алина Эдуардовна
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, апрель 2015)
Дата публикации: 09.04.2015
Статья просмотрена: 4049 раз
Библиографическое описание:
Садыкова, А. Э. Основы антикризисного управления в коммерческом банке / А. Э. Садыкова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/7667/ (дата обращения: 15.11.2024).
Под кризисом (слово происходит из греческого языка и в переводе означает решение, поворотный пункт) понимается острое затруднение с чем-либо, тяжелое положение, под банковским кризисом понимается состояние банковской системы, характеризующееся банкротствами банков, в результате чего значительное количество банков в стране не в состоянии выполнять свои обязательства и осуществлять свои операции[4. с.36].
Хотя банковские кризисы имеют много общих характеристик, часто их протекание отличается, они могут различаться по характеру распространения кризисных явлений в национальной экономике, по глубине и остроте, по числу затронутых финансовых институтов и ряду других признаков. Так, по масштабам охвата банковские кризисы можно разделить на следующие виды[3, с.102]:
– локальный банковский кризис — кризис отдельного некрупного банка;
– региональный банковский кризис — кризис банков в рамках одного региона;
– системный банковский кризис — затрагивает деятельность банков в масштабах всей страны или большинства ее регионов;
– международный (глобальный) банковский кризис — охватывает банковские системы нескольких государств.
Наиболее опасным и разрушительным является так называемый системный банковский кризис, т. е. кризис, затронувший всю национальную банковскую систему (что не означает, однако, что в кризисном состоянии находятся все кредитные организации).
Термин «антикризисное управление (менеджмент)» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления — это возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства[1, с.83].
Развитие каждой банковской системы необратимо сталкивается с проблемой выхода их кризисного состояния. Задачей антикризисного менеджмента является минимизировать негативный эффект воздействия кризиса на социально-экономический объект управления, а также максимизировать его полезный результат.
Особое значение в организации кризис-менеджмента является диагностика кризиса. Основными задачами процесса диагностики кризисных ситуаций и состояния банкротства являются анализ финансового состояния банка и его прогноз на предстоящий период, своевременное обнаружение причин и основных факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций, мониторинг внешней и внутренней среды банка и прогноз ее развития.
В целях своевременной диагностики банковского кризиса, прежде всего, осуществляется мониторинг внешних и внутренних условий деятельности банка (выявление, анализ и прогнозирование). С этой целью осуществляются сбор и обработка информации, формирование и накопление баз данных, анализ информации, оценка факторов кризиса. При этом необходимо уделить особое внимание быстроте, полноте, корректности проведенной работы[2, с.101].
Также для диагностики потенциальных кризисов следует провести экспертное оценивание некоторых характерных показателей. Экспертный анализ можно расширить в зависимости от конкретной ситуации и других факторов, весомых с точки зрения риска. При анализе кризисных явлений характерными являются: финансово-экономические показатели, оценка действий руководства и сотрудников, другие показатели. Результаты экспертного оценивания оформляются в виде аналитической записки, справки, прогноза или рекомендаций. На следующем этапе эти материалы могут использоваться в качестве исходных данных для выработки стратегии преодоления кризиса.
Главную роль в общем управлении кредитными организациями играет антикризисное управление.
Антикризисное управление кредитными организациями представляет собой самостоятельную область знаний, фиксируемую специальными нормативными актами, а также наличием собственного специфического предмета исследования.
Антикризисное управление кредитными организациями ставит в центр внимания, решение таких задач как [3, с.102]:
1. анализ и оценка кризисных ситуаций;
2. управление банковскими рисками;
3. стратегия управления банком;
4. прогнозирование кризисов;
5. механизм преодоления и предотвращения кризисов;
6. реструктуризация кредитной организации;
7. санация и ликвидация кредитной организации;
8. оценка и мотивация персонала.
Идентификация наступившего кризиса необходима для разработки и принятия стратегии его преодоления. Исходя из накопленного опыта разрешения кризисов, можно выделить ряд стратегических решений и элементов, которые применяли многие страны для возвращения стабильности и эффективного функционирования своих банковских систем.
В мире нет стран, имеющих абсолютно одинаковые финансовые и правовые системы, правила регулирования и банковского надзора отличаются друг от друга в силу особенностей исторического развития, построения и степени открытости банковских систем, числа, размера и концентрации кредитных организаций, следовательно, не может быть и универсального набора методов поддержания финансовой стабильности. Тем не менее можно выделить наличие общих тенденций и инструментов, наиболее эффективных в каждом из выделенных нами трех состояний банковской системы.
Так, при системном банковском кризисе недостаточно применения локальных антикризисных мер, поскольку его возникновение означает глубокий кризис, затронувший всю системную организацию банков в стране, включая систему регулирования их деятельности. Принятие некоторых мер, способствующих снятию напряженности в банковской сфере, не будет эффективно, поскольку помимо ликвидационных процедур в отношении нежизнеспособных кредитных организаций необходимо принятие емких всесторонних решений, охватывающих все уровни и элементы банковской системы, а также методы регулирования банковской деятельности в стране. В этом случае применяется комплекс мер, именуемый реструктуризацией банковской системы.
При несистемных банковских кризисах и кризисных состояниях отдельных элементов банковской системы также необходимы специальные антикризисные меры, в первую очередь препятствующие перерастанию банковского кризиса в системный. Единого «рецепта» здесь нет, но накопленный российский и зарубежный опыт в данной области позволяет выделить следующие основные используемые при этом меры[5, с.7].:
– поддержка ликвидности отдельных банков «кредитором последней инстанции», установление особых правил рефинансирования, размещение бюджетных средств в некоторых банках или депозитов на льготных для них условиях;
– уменьшение обязательных резервных требований, возможность для банков более частого их регулирования;
– дифференциация или изменение обязательных нормативов;
– смягчение правил регулирования и надзора в краткосрочном плане (например, неприменение штрафных санкций к банкам, допустившим нарушения некоторых нормативов);
– рекапитализация и/или национализация социально значимых банков;
– специальные налоговые льготы (например, при финансовом оздоровлении или при реорганизации банков с целью оздоровления), сокращение налогов;
– выкуп государством у банков безнадежных долгов;
– отсрочки платежей, введение моратория на удовлетворение требований кредиторов;
– перевод депозитов из «пострадавших» в устойчивые банки;
– гарантии государства по обязательствам банков;
– ликвидация отдельных банков.
Новым (его активно стали использовать только во время глобального финансового кризиса 2007–2009 гг.), нужным и важным государственным антикризисным инструментом является стимулирование экономического спроса, что не напрямую затрагивает банковскую систему, но отражается на ее показателях — величине выданных кредитов, уровне процентных ставок. В России и в странах Европы действует, например, программа стимулирования покупки новых автомобилей.
Также достаточно действенными антикризисными мерами можно считать государственную поддержку отдельных программ, например, кредитования малого бизнеса или ипотеки. Так, в России в 2009 г. для противодействия кризису было создано Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов, задачей которого стало развитие и поддержка ипотечного рынка и помощь заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, при посредстве указанного Агентства государство содействовало восстановлению платежеспособности заемщиков ипотечных кредитов, что, безусловно, поддерживало в период кризиса не только заемщиков, но и банки, которые их кредитовали.
Российским банкам, в отличие от европейских, приходится рассчитывать только на себя и поддержку государства, особенно на нее рассчитывают банки с государственным участием — это наибольшая часть крупнейших кредитных организаций страны.
Российская банковская система в большей степени национализирована была еще до кризиса. Отечественные банки всегда полагались в первую очередь на помощь государства, оценка экономического капитала в качестве механизма управления рисками и доходностью по сути не рассматривалась. Банки оценивали и оценивают риск-капитал, как рекомендации Базель II в условиях перехода системы к внедрению положений «нового» Соглашения в России и приобретения статуса развитой банковской системы.
Таким образом, главная роль в управлении банка является антикризисная политика, причем антикризисным управлением коммерческим банком следует признать комплексную деятельность банка.
Литература:
1. Киселев, П. В. Коммерческие банки — отечественный и зарубежный опыт выживания [Текст]: учебное пособие / под ред. П. В. Киселева. — М.: ЭкономЪ, 2009. — 477с.
2. Семибратова, О. И. Банковское дело: учебник / М.: Академия, 2012. — 312с.
3. Тавасиев А. М., Мурычев А. В. Антикризисное управление кредитными организациями: учеб. пособие. м.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
4. Симановский А. Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора и их реализация в России // Деньги и кредит. — 2014. — 31 марта. — с. 7.
5. Хогарт Г., Рейдхилл Дж., Синклер П. Разрешение банковских кризисов: основные инструменты и издержки // банки: мировой опыт. 2009. № 5.