Инновационные процессы в образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Елжанова, Р. К. Инновационные процессы в образовании / Р. К. Елжанова, Э. Р. Давлетгильдеев. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7107/ (дата обращения: 24.04.2024).

Встав на путь рыночной экономики, наша страна должна внедряться в мировое экономическое пространство, в его рынки, в том числе и рынок инновационных технологий в профессиональном образовании. Важнейшей движущей силой развития мировой экономики становится инновация, то есть процесс постоянного обновления во всех сферах жизни. Общеизвестным фактом является то, что инновационные технологии в любой отрасли позволяют повышать свой рейтинг среди стран конкурентов в условиях жесткой экономической борьбы на мировых рынках, что способствует достижению желаемых результатов.

В связи с этим, целью данной работы является выявление актуальности проблем инновационной деятельности в сфере образования.

Для достижения данной цели была поставлена задача: по данным литературы проанализировать состояние образовательных инноваций на современном этапе.

Инновация: (англ. innovation нововведение, фактически означает «инвестиция в новацию») конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, или же нового усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновации в образовании — необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. Они с одной стороны способствуют сохранению непреходящих ценностей, а с другой несут отказ от всего устаревшего и отжившего, при этом закладывая основы социальных преобразований.

Система инноваций в сфере образования разделяется на 2 основных пункта:

1.      Производственные инновации в сфере образования:

-        технологические;

-        педагогические (новые методы и приемы преподавания и обучения).

1.      Управленческие инновации:

-        экономические;

-        организационные.

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в своей программной лекции «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» определил три базовых аспекта проекта «Интеллектуальная нация — 2020»:

1.      Прорыв в развитии системы образования Казахстана;

2.      Развитие науки и повышение научного потенциала страны;

3.      Развитие системы инноваций.

Пункты, перечисленные ранее, задают вектор инновационного развития интеллектуально-образовательных возможностей казахстанского общества. Основная социальная группа, на которую влияют инновации образования это казахстанское студенчество. Образование и наука являются приоритетами на национальном уровне государственной политики современного Казахстана, это обусловлено тем, что образование является вложением в будущее общества. Инвестиции в интеллектуальный капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Все большую долю средств фирм и компаний начинают занимать нематериальные ресурсы. Система образования одна из немногих отраслей экономики, которая тесно связывает интересы всех членов общества. В современном мире возрастает значение образовательной системы как в развитии экономической, так и национальной безопасности государства. Для реализации современной модели образования указом президента была разработана «Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы». Целями данной программы являются: повышение конкурентоспособности образования и развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования. Реализация данной программы происходит путем: совершенствования системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам; повышения престижа профессии педагога; формирования государственно-общественной системы управления образованием; обеспечения равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире; перехода на 12-летнюю модель обучения и многие другие пути реализации данной программы [1].

Задачами же данного проекта являются: разработка новых механизмов финансирования образования; обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами; усилие поддержки и стимулирование труда педагогов; совершенствование системы мониторинга развития образования; создание условий для внедрения автоматизации учебного процесса; решение проблем малокомплектных школ; развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики индустриально-инновационного развития страны и др. пункты [1].

Преобразования, проводимые данной программой, дают возможность сохранить образовательный потенциал народа и обеспечить его дальнейшее развитие. Основными ориентирами новой национальной модели образования являются: формирование интеллектуальной нации, переход на международные стандарты образования, повышение качества образовательных услуг и интеграция в мировое образовательное сообщество. Механизмом их реализации является разработка и внедрение инновационных образовательных программ. Главная цель инновационного образования это ориентация человека на сознательный выбор альтернатив и его быструю адаптацию к изменениям в окружающем его мире, оно позволяет развить в человека инновационное мышление через новые формы представления ситуаций.

Во многих образовательных учреждениях вследствие воздействия инновационных движений образуются два подхода к обучению: традиционный и инновационный. Среди инновационных подходов к организации учебного процесса активно внедряются интерактивное обучение, тренинги, групповая работа, проблемное обучение и многие другие виды неклассического обучения [3]. В педагогике различают несколько моделей обучения: активная, пассивная, интерактивная [3,4]. Пассивная модель характеризуется тем, что обучаемый выступает в роли «объекта» обучения; активная тем, что обучаемый выступает «субъектом» обучения. В интерактивном обучении основное внимание уделяется практической обработке изучаемого материала, в ходе моделирования специально заданных ситуаций студент имеет возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки. Помимо интерактивного обучения широкую практику получили тренинги, где используются различные методы и техники активного обучения к ним можно отнести: деловые, ролевые, имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. По численности участвующих методы разделяют на: индивидуальные; групповые; коллективные и работающих в диадах, триадах. Так же они делятся по характеру учебно-познавательной деятельности на: имитационные и не имитационные. Имитационные делятся на: игровые, неигровые. Игровые включают в себя: учебные игры, деловые игры, игровые ситуации, тренинги в активном режиме, игровые приемы и процедуры. К неигровым относится разбор деловой почты, ТРИЗ-работа. Не имитационные делятся на: лекции пресс-конференции, лекции с заранее запланированными ошибками, поисковые лабораторные работы, семинары, дискуссии и СРС с литературой. Отличительной чертой данных методов обучения является то, что обучение происходит в более комфортных, для ученика, условиях, он ощущает себя успешным и интеллектуально состоятельным. Обучение, опирающееся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом вовлечения в процесс познания всех студентов группы. Совместная деятельность позволяет каждому студенты внести свой, индивидуальный вклад, при этом идет обмен знаниями и идеями при этом преподаватель выполняет функцию помощника в работе и является одним из источников информации. Эти факторы делают образовательный процесс более продуктивным [5,6].

Мне, студенту медицинского университета более продуктивными кажутся инновационные методы обучения способствуют качественному усвоению материала, так как работа в группах более удобная, в таком случае каждый вносит свой вклад в общее дело, при этом проявляются коммуникативные качества, умение работать в команде, чувство ответственности перед коллегами, желание преуспеть в достижении цели, соревновательный дух, что требует детального изучения материала, работы с литературой.

Несмотря на приоритетность инновационной политики образования в Казахстане пока остается много нерешенных проблем: в инновационной системе отсутствуют важные элементы, связанные с практической реализацией инноваций; бюджетная поддержка слабо дополняется стимулирующими мерами; выбираемые приоритеты не сопровождаются конкретными мерами; инновационная политика пока не имеет системного характера, она не объединяет действий в области науки и технологий, промышленности, образования.

 

Литература:

 

1.      Указ президента Республики Казахстан «Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы»

2.      Бордовская Н. В. Педагогика / Бордовская Н. В., Реан А. А. — СПб: Питер, 2011. (Глава IV. Образование в мире: история и современность).

3.      Гретченко А. И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. — М.: КноРус, 2009.

4.      Педагогика / Под ред. Л. П. Крившенко. — М.: Проспект, 2008.

5.      Подласый И. П. Педагогика. — 2-е изд., доп. — М.: Юрайт, 2011

6.      Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. — М.: АCADEMIA, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, интерактивное обучение, сфера образования, инновационная деятельность, инновация, интеллектуальная нация, образование, образовательный процесс, обучение, учебный процесс.

Похожие статьи

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

Дистанционное образование как инновационная форма обучения. дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

Инновационные технологии в обучении | Статья в журнале...

учебно-воспитательный процесс, образование, инновация, педагогическая деятельность, образовательный процесс, инновационная деятельность, инновационная направленность...

Инновационные технологии в образовательном процессе

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло.

Педагогическая инновациянововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие...

Образовательная инноватика: к постановке вопроса

Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная

инновация, образовательная инновация, услуга, товар, образование, высшая школа, инновационная сфера, инновационный тип...

Инновационные процессы и тенденции в образовательном...

Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности. Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать улучшению педагогической системы детского сада...

Электронное обучение как инновационная педагогическая...

Ключевые слова: модернизация системы образования, инновационность образовательного процесса, система электронного обучения. Национальная доктрина образования в Российской Федерации — основополагающий государственный документ...

Инновации в области методики обучения и воспитания

Интерактивные методы обучения в образовательном процессе. Интерактивное обучение — это прежде всего диалоговое обучение и в ходе которого. При интерактивном обучений учебный процесс строится так, что вовлеченными в него.

Использование инновационных методов в образовании

Проблемное обучение как образовательная технология. проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, учебный процесс, преподаватель, развивающее обучение, задача, проблемное изложение, проблемный подход, дидактическая система.

Инновационные образовательные технологии в обучении

Инновационные образовательные технологии в обучении. Автор: Суркина Зинаида Петровна.

Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Похожие статьи

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

Дистанционное образование как инновационная форма обучения. дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

Инновационные технологии в обучении | Статья в журнале...

учебно-воспитательный процесс, образование, инновация, педагогическая деятельность, образовательный процесс, инновационная деятельность, инновационная направленность...

Инновационные технологии в образовательном процессе

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло.

Педагогическая инновациянововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие...

Образовательная инноватика: к постановке вопроса

Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная

инновация, образовательная инновация, услуга, товар, образование, высшая школа, инновационная сфера, инновационный тип...

Инновационные процессы и тенденции в образовательном...

Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности. Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать улучшению педагогической системы детского сада...

Электронное обучение как инновационная педагогическая...

Ключевые слова: модернизация системы образования, инновационность образовательного процесса, система электронного обучения. Национальная доктрина образования в Российской Федерации — основополагающий государственный документ...

Инновации в области методики обучения и воспитания

Интерактивные методы обучения в образовательном процессе. Интерактивное обучение — это прежде всего диалоговое обучение и в ходе которого. При интерактивном обучений учебный процесс строится так, что вовлеченными в него.

Использование инновационных методов в образовании

Проблемное обучение как образовательная технология. проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, учебный процесс, преподаватель, развивающее обучение, задача, проблемное изложение, проблемный подход, дидактическая система.

Инновационные образовательные технологии в обучении

Инновационные образовательные технологии в обучении. Автор: Суркина Зинаида Петровна.

Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.