Управление качеством машиностроительной продукции | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

III международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 03.12.2014

Статья просмотрена: 612 раз

Библиографическое описание:

Герасимова Г. А. Управление качеством машиностроительной продукции [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 191-193. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6862/ (дата обращения: 18.08.2018).

В существующих микроэкономических и макроэкономических условиях, когда Россия вступила в ВТО, когда США и ЕС вводят санкции в отношении Российской Федерации промышленные предприятия и предприятия машиностроения должны все больше внимания уделять теме качества производимой продукции. Качество является задачей номер один в условиях рыночной экономики. С помощью современных и действенных подходов к управлению качеством машиностроительные предприятия достигнут лидирующие позиции на российском и зарубежных рынках.

ГОСТ 15467–79, Международный стандарт ISO 8402–1986, Международный стандарт ISO 8402–1994 формулируют качество, как совокупность свойств и характеристик продукции, услуг, объекта, которые удовлетворяют установленные и предполагаемые потребности. Согласно Международному стандарту ISO 9000–2008 качество — это степень соответствия присущих характеристик требованиям [5, с. 7].

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000–2001 менеджмент качества представляет собой скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству [1, п. 3.2.8].

Управление качеством — составная часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Управление качеством представляет собой методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству и ориентированные на устранение недостатков на всех стадиях «петли качества» [4, с. 6].

В настоящее время теория управления качеством машиностроительной продукции предусматривает, во-первых, полное удовлетворение потребностей потребителя с наименьшими общими затратами для предприятия, а во-вторых, использование всех резервов для повышения качества изготовляемой продукции.

Основными принципами менеджмента качества являются [6, с. 115–116]:

1)        Ориентация на потребителя. Предприятия зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

2)        Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности предприятия. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач предприятия.

3)        Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу предприятия, и их полное вовлечение дает возможность предприятию с выгодой использовать их способности.

4)        Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, если деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

5)        Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность и эффективность при достижении целей.

6)        Постоянное (непрерывное) улучшение. Постоянное улучшение деятельности предприятия в целом следует рассматривать как его неизменную цель.

7)        Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

8)        Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Предприятие и его поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

На этих основных принципах выстраиваются системы качества.

Система менеджмента качества — это управляющая система, используемая руководством и менеджментом компании для решения внутренних задач управления, подкрепленная соответствующей организационной структурой, подходами, процессами, ресурсами [5, с. 39].

Управление качеством обычно упоминается в контексте двух систем: total quality management (TQM) и стандартов системы качества ИСО-9000.

Стандартом, позволяющим подтвердить качество различных аспектов работы предприятия, является группа стандартов ISO 9000 — серия международных стандартов управления качеством и подтверждения качества, которые приняты более чем 90 странами мира. Стандарты ISO 9000 применимы к любым предприятиям независимо от их размера и сферы деятельности. Созданная в 1946 году Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization — ISO) разработала более 17 000 специальных стандартов.

Серия стандартов ISO 9000 описывает модель, по которой с позиции гарантии качества формируется система управления предприятием. Важной особенностью стандартов ISO 9000 является их применимость для любой сферы бизнеса, любой компании — от крупного производственного холдинга до небольшой фирмы [5, с. 37].

Семейство стандартов ISO 9000 включает комплекс, состоящий из 4 основных документов [5, с. 38]:

-          ISO 9000–2008 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для этих систем;

-          ISO 9001–2008 устанавливает требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организация должна продемонстрировать возможность изготавливать продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;

-          ISO 9004–2008 содержит рекомендации по повышению результативности и эффективности систем менеджмента качествами предназначен для улучшения деятельности организации и повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;

-          ISO 19011 содержит методические указания по проведению аудита систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

Универсальность семейства стандартов ISO заключается в том, что они не предлагают абсолютных измеримых критериев качества для каждого отдельного вида продукции и услуг (например, требуемых технических характеристик продукции). Стандарты семейства ISO 9000 задают лишь методологию функционирования системы качества, которая, в свою очередь, должна обеспечивать высокое качество продукции и услуг, производимых предприятием [5, с. 38].

Total Quality Management (TQM) — нацеленный на качество подход к руководству организацией, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения запросов потребителя и выгоды для всех членов организации и общества [5, с. 41].

Основными принципами, на которых базируется данная концепция, служат [5, с. 41]:

-          ориентация всей деятельности предприятия на потребителей;

-          установление производственных отношений между работниками как отношений потребителя с поставщиком;

-          непрерывное совершенствование производства и деятельности в области качества;

-          осуществление обеспечения качества как непрерывного процесса (качество объекта на конечном этапе должно стать следствием достижения качества на всех предыдущих);

-          комплексное и системное решение задач обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции;

-          смещение усилий в области качества в сторону человеческих ресурсов;

-          участие всех работников в решении проблем обеспечения качества;

-          непрерывное повышение компетентности сотрудников предприятия;

-          концентрация внимания не на выявлении, а на предупреждении несоответствий;

-          оптимизация соотношения «качество — затраты — время»;

-          применение статистических методов.

Концепция всеобщего управления качеством отличается от стандартов ISO по установленным целям. Стандарты ISO предназначены, прежде всего, для регулирования отношений между производителем и потребителем продукции или услуг на основе предварительной оценки способности производителя гарантировать необходимое потребителю качество. Концепция TQM реализовывается, главным образом, для повышения конкурентоспособности предприятия путем непрерывного улучшения и совершенствования менеджмента качества. В отличие от стандартов ISO, в концепции TQM достижение качества рассматривается как текущий процесс, а не как конечная цель [5, с. 42].

В последние годы все большую популярность в компаниях получает концепция «Шесть сигм», разработанная в корпорации Motorola в 1980-е годы и популяризированная в середине 1990-х после того, как Джек Уэлч применил её как ключевую стратегию в General Electric.

Суть концепции сводится к необходимости улучшения качества выходов каждого из процессов, минимизации дефектов и статистических отклонений в операционной деятельности. Концепция использует методы управления качеством, в том числе, статистические методы, а также предполагает создание специальных рабочих групп на предприятии, осуществляющих проекты по устранению проблем и совершенствованию процессов.

Концепция «Шесть сигм» представляет собой способ управлять отдельными подразделениями и организацией в целом. Она направлена на полное удовлетворение потребностей клиента, сокращение продукции с браком и дефектами, а также времени производственного цикла.

Метод повышения качества «Шесть сигм» — это система, основанная: на понимании потребительских нужд; четком использовании фактов, данных и статистико-аналитических методов; управлении и развитии производственных и деловых процессов [2, с. 171].

Основные элементы концепции «Шесть сигм» [3, с. 31]:

-          Ориентация на потребителя. Все показатели в системе «шесть сигм» начинаются с показателей, относящихся к потребителю.

-          Управление на основе данных и фактов. Многие решения в бизнесе все еще принимаются на основе мнений и предположений. Концепция «Шесть сигм» советует в первую очередь выяснить, какие показатели являются ключевыми для определения эффективности бизнеса. Только затем можно собирать факты и анализировать ключевые параметры. Система «шесть сигм» помогает менеджерам ответить на два вопроса, существенных для принятия решений на основе данных: в каких данных я действительно нуждаюсь? как использовать эти данные с максимальной выгодой?

-          Действия совместно с процессами. Одним из наиболее выдающихся прорывов концепции «шесть сигм» было то, что руководителей и менеджеров удалось убедить в том, что овладение процессным подходом — ключ к созданию конкурентных преимуществ и повышению ценности для потребителей.

-          Проактивный менеджмент. Акцентируя внимание не на «тушении пожаров», а на предотвращении проблем, а также постоянно задавать вопросы: почему мы занимаемся вот этим и этим, вместо того, чтобы бездумно защищать статус-кво.

-          Безграничное сотрудничество. Возможности, открывающиеся при улучшении сотрудничества внутри компаний, а также с поставщиками и потребителями, огромны. Миллиарды долларов ежедневно теряются из-за разобщенности и открытой конкуренции между группами, которые должны работать для общей цели — создания ценности для потребителей.

-          Стремиться к совершенству, но не бояться поражений. Ни одна компания не сможет даже приблизиться к уровню шести сигм без претворения в жизнь новых идей и подходов, которые всегда содержат определенную степень риска.

В дополнение к концепции управления качеством продукции «Шесть сигм» Жариковым В. Д. и Герасимовой Г. А. была разработана и предложена система управления качеством машиностроительной продукции на основе 10М ключей, в которой было уделено больше внимания организационно-экономическим и морально-этическим подходам.

Система 10М включает [2, с. 173]:

-          организационно-экономические 6М ключей: маркетинг, материалы, машина, методы, мониторинг, механизмы;

-          морально-этические 4М ключа: менталитет, мышление, мораль, мотивация.

Система 10М является дополнением к уже давно используемой концепции «Шесть сигм» и ведет к успеху на предприятии и в то же время имеет свои направления в управлении качеством машиностроительной продукции. А вместе система «Шесть сигм» и система 10М образуют инструмент в управлении качеством машиностроительной продукции.

Таким образом, разнообразие существующих систем качества очень велико, но все они имеют общую цель, связанную с повышением качества продукции, в том числе и машиностроительной, а также увеличением конкурентоспособности предприятий в существующих микроэкономических и макроэкономических условиях.

 

Литература:

 

1.         ГОСТ Р 9000–2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.

2.         Жариков В. Д., Герасимова Г. А. Система 10М в управлении качеством машиностроительной продукции // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2013. № 2(46). С. 171–175.

3.         Панде П., Холп Л. Что такое «шесть сигм»? Революционный метод управления качеством / перевод с англ. — 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 160 с.

4.         Розова Н. К. Менеджмент качества: учебное пособие. СПб.: «Вектор», 2005. — 192 с.

5.         Челнокова В. М. Управление качеством: учеб.пособие. СПб.: СПбГАС, 2010. — 135 с.

6.         Юрасова М. В. Современные подходы к управлению качеством // Вестник Московского Университета. Серия 18. Социология и политология. 2011. № 1 С. 112–125.

Основные термины (генерируются автоматически): ISO, TQM, управление качеством, качество, сигма, предприятие, машиностроительная продукция, Международный стандарт, концепция, потребитель.

Похожие статьи

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его...

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, стандарты ISO 9000, качество продукции, потребитель, предприятие, рынок, СМК, TQM.

Принципы всеобщего управления качеством | Статья в журнале...

Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM) — бизнес-стратегия, нацеленная

Опыт управления качеством продукции на предприятиях Японии. Нам можно принять многие из их принципов на отечественных предприятиях, вследствие наличия опыта.

Теоретические вопросы управления качеством в системе...

Управление качеством машиностроительной продукции. Total Quality Management (TQM) — нацеленный на качество подход к руководству. Концепция всеобщего управления качеством отличается от стандартов ISO по.

Проблемы управления качеством в государственной корпорации

Total Quality Management, или TQM — это теория по мировому управлению качеством.

Управление качеством машиностроительной продукции.

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, стандарты ISO 9000, качество продукции...

Управление качеством выпускаемой продукции | Молодой ученый

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, стандарты ISO 9000, качество продукции, потребитель, предприятие, рынок, СМК, TQM.

Сущность и основные принципы управления качеством на...

Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM) — бизнес-стратегия, нацеленная на повышение качества всех

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, стандарты ISO 9000, качество продукции, потребитель...

Процессный подход как принцип системы менеджмента качества

Total Quality Management, TQM). TQM — общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов. ISO 9000 — серия международных стандартов...

Формирование системы менеджмента качества на предприятиях...

качество, TQM, повышение качества, управление качеством, услуга, система управления, стандарт управления, стандарт качества, конечный потребитель, эффективная система управления.

Особенности применения стоимостного подхода при разработке...

качество, TQM, повышение качества, управление качеством, услуга, система управления, стандарт управления, стандарт качества, конечный потребитель, эффективная система управления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его...

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, стандарты ISO 9000, качество продукции, потребитель, предприятие, рынок, СМК, TQM.

Принципы всеобщего управления качеством | Статья в журнале...

Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM) — бизнес-стратегия, нацеленная

Опыт управления качеством продукции на предприятиях Японии. Нам можно принять многие из их принципов на отечественных предприятиях, вследствие наличия опыта.

Теоретические вопросы управления качеством в системе...

Управление качеством машиностроительной продукции. Total Quality Management (TQM) — нацеленный на качество подход к руководству. Концепция всеобщего управления качеством отличается от стандартов ISO по.

Проблемы управления качеством в государственной корпорации

Total Quality Management, или TQM — это теория по мировому управлению качеством.

Управление качеством машиностроительной продукции.

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, стандарты ISO 9000, качество продукции...

Управление качеством выпускаемой продукции | Молодой ученый

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, стандарты ISO 9000, качество продукции, потребитель, предприятие, рынок, СМК, TQM.

Сущность и основные принципы управления качеством на...

Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM) — бизнес-стратегия, нацеленная на повышение качества всех

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, стандарты ISO 9000, качество продукции, потребитель...

Процессный подход как принцип системы менеджмента качества

Total Quality Management, TQM). TQM — общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов. ISO 9000 — серия международных стандартов...

Формирование системы менеджмента качества на предприятиях...

качество, TQM, повышение качества, управление качеством, услуга, система управления, стандарт управления, стандарт качества, конечный потребитель, эффективная система управления.

Особенности применения стоимостного подхода при разработке...

качество, TQM, повышение качества, управление качеством, услуга, система управления, стандарт управления, стандарт качества, конечный потребитель, эффективная система управления.

Задать вопрос