Перспективы развития малых инновационных предприятий при вузах | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Толочко Е. А. Перспективы развития малых инновационных предприятий при вузах [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 37-40. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6848/ (дата обращения: 18.08.2018).

В настоящее время государство проводит реформы и предлагает различные варианты решения задач инновационного развития России. Необходимым условием для формирования инновационной экономики и подготовки квалифицированных кадров является эффективная система инновационной деятельности высших учебных заведений.

В связи с этим, был принят Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ, согласно которому вузам, НИИ и Академиям наук разрешено создание малых инновационных предприятий (далее — МИП). Малые инновационные предприятия являются важным составляющим компонентом инновационной системы, а также ключевым фактором в обеспечении устойчивого экономического роста и инновационного развития регионов. МИП нацелены на получение прибыли за счет реализации востребованной на рынке наукоемкой продукции и оказания высокотехнологичных услуг.

Целью создания данных предприятий при вузах является, в том числе, адаптация исследований и разработок к требованиям реального сектора экономики и обеспечение их коммерциализации. МИП при вузах должны стать механизмом по стимулированию развития эффективных связей: между научно-образовательным и производственным сектором экономики.

С принятием Федерального закона от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ вузы получили возможность создавать малые инновационные предприятия, причем как единолично быть его учредителем, так и привлекать других лиц в качестве соучредителей данного предприятия. Федеральный закон обеспечил нормативно-правовую основу для создания бюджетными образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения принадлежащих и стоящих на бухгалтерском балансе результатов интеллектуальной деятельности (РИД): программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау). Также, физические и юридические лица получили возможность вкладывать в уставной капитал предприятия не только денежные средства, но и оборудование, а также иное имущество, необходимое для деятельности МИП.

Малые инновационные предприятия вправе получить в аренду помещения на территории вуза без проведения последним конкурсов и аукционов, а также применить упрощенную систему налогообложения, что позволит им снизить налоговую нагрузку и упростить ведение налогового и бухгалтерского учета [1].

В условиях заявленного руководством страны перехода к экономике инновационного типа МИП должны обеспечить рост числа коммерциализированных в экономике инноваций, позволить преподавательскому составу высших учебных заведений реализовать на практике творческие замыслы и инновационные бизнес-идеи, а также активнее привлекать к процессу создания РИДов студентов и аспирантов.

С момента принятия 217-ФЗ прошло уже более 5 лет, и за это время в деятельности МИП выделился целый ряд проблем. Первой проблемой является выявление интеллектуальной собственности, которую необходимо внести в качестве вклада в уставной капитал МИП, соответствующей профилю деятельности МИП. Многие вузы имеют патенты и авторские свидетельства в основном ориентированные на достижения формальных признаков в кандидатских и докторских диссертациях. Второй проблемой является то, что число энтузиастов, которые были бы готовы делать инновационный бизнес, не так велико. Отсюда — неготовность преподавательского состава взять ответственность за создание МИП и выступить в качестве учредителя или директора.

Третья проблема слабая заинтересованность предприятий, венчурных инвесторов в реализации и внедрении РИД. Четвертой проблемой является множество трудно решаемых вопросов таких как, несовершенная законодательная база, слабая инновационная структура вуза в начальный момент становления МИПов, отсутствие опыта маркетинга инноваций и практики работы на открытом рынке, трудности с арендой и т. п. С сентября 2013 года в силу вступили долгожданные изменения законодательства, позволяющие вузам решить одну из ключевых проблем, связанных с привлечением внешних инвестиций в малые инновационные предприятия. Снятие ограничений на размер минимальной доли образовательного учреждения в уставном капитале создаваемых хозяйственных обществ.

По итогам 1-го квартала 2014 года в Базу данных учета уведомлений о создании научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ Министерства образования и науки РФ занесено 1744 МИП, из них1702 МИП создано в 248 вузах и 42 МИП создано в 31 научно-исследовательских институтах (далее — НИИ) [4]. Таким образом, основной интерес к созданию МИП проявляют вузы, учредитель которых — Министерство образования и науки РФ. Остальные министерства и ведомства, являющиеся учредителями вузов и НИИ, не проявляют видимой активности в стимулировании создания и деятельности МИП, создании нормативного поля для деятельности МИП.

Отдельные вузы формируют собственные механизмы поддержки предпринимательской деятельности, находя новые способы мотивации различных групп научно-образовательного сообщества к предпринимательству даже в условиях неблагоприятного инвестиционного климата.

В настоящее время создание МИП идет не только на базе вузов, которые имеют технический или технологический профиль деятельности, но и при гуманитарных и классических университетах (включая юридические и экономические, а также вузы в области сервиса, транспорта, государственной службы и пр.)

Формирование пояса МИП вокруг вузов Алтайского края реализуется с осознанием серьезной необходимости совершенствования комплексной системы развития научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ региона.

По итогам 1-го квартала 2014 года в БД Министерства образования и науки РФ от Алтайского края занесено 43 МИП. Из которых 27 малых инновационных предприятий функционируют при «АлтГТУ им. И. И. Ползунова», в «Алтайском государственном университете» — 13, в «Алтайском государственном аграрном университете» -2, на базе ГНУ Алтайского НИИ животноводства и ветеринарии -1.

По данным Управления по науке, инноваций и кластерной политики Алтайского края в 2013 году объем господдержки инновационного бизнеса составил 30 млн рублей. Объем господдержки был увеличен вдвое за счет краевых и федеральных средств. Гранты в размере 500 тыс. рублей в прошлом году получили 10 начинающих компаний, субсидии в размере до 2 млн рублей — 14 действующих предприятий [5].

Чтобы более четко обозначить проблемы, существующие у МИП при вузах, в январе 2014г. было проведено социологическое исследование руководителей МИП при вузах Алтайского края посредством анкетирования. Анкета состояла из 23 вопросов и позволила выявить текущее положение деятельности, количество сотрудников и пр. В опросе приняли участие руководители 38 малых инновационных предприятий из 43 возможных. По мнению 14 % респондентов несомненным плюсом ФЗ-217, являются налоговые льготы для малых инновационных предприятий в части налогов.

Что касается средней заработной платы сотрудников, задействованных в МИП, то в «АлтГТУ им. И. И. Ползунова» она составляет 9500 рублей, в «Алтайском государственном университете» -8000 рублей, в «Алтайском государственном аграрном университете» -6200рублей, в ГНУ Алтайском НИИ животноводства и ветеринарии -6800 рублей. В то время как величина прожиточного минимума в целом по краю за первый квартал 2014 года для трудоспособного населения составляет — 7548 рублей [3]. По количеству привлеченных преподавателей, аспирантов и студентов, работающих в МИП лидирует «АлтГТУ им. И. И. Ползунова»- 201 человек, второе место занимает «Алтайский государственный университет»- 88 человек, в деятельность предприятий «Алтайского государственного аграрного университета» привлечено 13 человек и ГНУ Алтайском НИИ животноводства и ветеринарии-6 человек (Рис.1).

Рис. 1. Количество работников МИП в вузах Алтайского края

 

В тоже время руководители МИП выделяют некоторые барьеры, мешающие успешному функционированию МИП. Слабую материально — техническую базу отмечают 18,5 % респондентов, недостаточное развитие инфраструктуры в вузе 13,2 %, низкий уровень государственной поддержки 16 %, несовершенство нормативно-правовой базы 7,7 %, недостаток финансовых средств испытывают 42 % респондентов и 2,6 % не испытывают никаких проблем.

На вопрос «Каковы причины низкой эффективности вашего МИП?» 50 % респондентов выделяют незаинтересованность предпринимательского сектора экономики, 28,9 % отмечают отсутствие стабильного спроса на продукцию и услуги, бюрократические барьеры 7,7 % и трудности с коммерциализацией РИД испытывают 13,4 %.

Делая вывод по полученным данным о деятельности малых инновационных предприятий, созданных по Федеральному закону № 217-ФЗ можно сказать, что число привлеченных сотрудников к деятельности предприятий не велико, и во многом причины пока еще скромного развития МИП связаны с инфраструктурной поддержкой, менеджментом и наличием заказов на инновационные разработки со стороны потенциальных потребителей.

В связи с тем, что основные проблемы, которые препятствуют развитию МИП, заключаются в сфере коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, можно сформулировать следующие задачи в направлении развития малых инновационных предприятий в Алтайском крае:

-          стимулирование участия МИП в конкурсах поддержки малому предпринимательству на региональном и Федеральном уровнях;

-          ежегодное проведение в вузах инвентаризации РИД, с целью создания профессорско-преподавательским составом вузов коммерчески привлекательной интеллектуальной собственности;

-          проведение маркетинга и оценки привлекательности разработок и результатов деятельности МИП на региональном уровне

-          повышение активности ППС, аспирантов и студентов в работе МИП;

-          организация методической помощи МИП по проблемам защиты интеллектуальной собственности, составлению бизнес-планов, экспертной оценки проектов и др.

 

Литература:

 

1.                  Власов, А. Ф. Реализация 217-ФЗ как составляющая развития инновационной инфраструктуры вузов. Первые итоги и перспективы. Материалы 6 международного форума от науки к бизнесу. Власов, А.Ф. — М.: Изд-во «СОЛО». — 2012 г.

2.                  S&TRF — Наука и технологии РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=41450. — (Дата обращения: 16.09.2014).

3.                  Прожиточный минимум в Алтайском крае [Электронный ресурс]. — Режим доступа://http://www.altairegion22.ru/region_news/prozhitochnyi-minimum-v-altaiskom-krae-za-ii-kvartal-2014-goda-sostavil-7-tysyach-586-rublei_371692.html –(Дата обращения: 28.11.2014).

4.                  Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: // https://mip.extech.ru/ — (Дата обращения: 28.11.2014).

5.                  Алтайский Краевой Инновационный Банк Данных [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.altkibd.ru/ientrepreneurship/– (Дата обращения:16.09.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): Алтайский край, вуз, предприятие, проблема, наука РФ, Алтайский НИИ животноводства, инновационный бизнес, интеллектуальная деятельность, интеллектуальная собственность, преподавательский состав.

Похожие статьи

Деятельность Центра интеллектуальной собственности...

Актуальные проблемы управления интеллектуальной... Ключевые слова: интеллектуальная собственность, акты, государственное регулирование

инновационная деятельность, государственная поддержка, интеллектуальная собственность, льгота, налоговый кредит...

Малое инновационное предпринимательство как часть...

малое инновационное предприятие, РФ, предприятие, малый, интеллектуальная собственность, время, данные. Ключевые слова. инновации, преимущества, малое предприятие, стадии.

Управление инновационной деятельностью высшего учебного...

Успешная инновационная деятельность вуза — результат эффективной работы инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных технологических центров, центров трансфера технологий, служб по защите интеллектуальной...

Научный журнал «Молодой ученый» №10 (114) май-2 2016 г.

Проблемы финансирования малых инновационных предприятий в вузах.

Разработка и внедрение информационной системы в деятельность предприятия.

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ — начала XXI вв.

Роль центров трансфера технологий в инновационном процессе

инновационная инфраструктура, инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационная продукция, разработка, предприятие, аграрное производство, интеллектуальная собственность... Управление инновационной деятельностью высшего...

Проблемы финансирования малых инновационных...

Российская Федерация, предприятие, средство, венчурный бизнес, инновационный бизнес, последнее время, интеллектуальная деятельность, венчурное инвестирование, фонд, компания.

О поддержке инновационной деятельности в субъектах...

Ряд субъектов РФ имеют отдельные законы о государственной поддержке инновационной деятельности, (Калужская область, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Алтайский край, Свердловская область)...

Инновационное развитие учебно-опытных хозяйств как фактор...

Несмотря на относительно невысокий удельный вес предприятий и организаций государственной и муниципальной форм собственности в общем числе хозяйствующих субъектов, проблемы повышения эффективности и оптимизации состава государственного...

Институциональные основы управления инновационной...

инновационная деятельность, институт развития, предприятие, инновационная активность, инновационная продукция, интеллектуальная деятельность, мировая практика, уставной капитал...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Деятельность Центра интеллектуальной собственности...

Актуальные проблемы управления интеллектуальной... Ключевые слова: интеллектуальная собственность, акты, государственное регулирование

инновационная деятельность, государственная поддержка, интеллектуальная собственность, льгота, налоговый кредит...

Малое инновационное предпринимательство как часть...

малое инновационное предприятие, РФ, предприятие, малый, интеллектуальная собственность, время, данные. Ключевые слова. инновации, преимущества, малое предприятие, стадии.

Управление инновационной деятельностью высшего учебного...

Успешная инновационная деятельность вуза — результат эффективной работы инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных технологических центров, центров трансфера технологий, служб по защите интеллектуальной...

Научный журнал «Молодой ученый» №10 (114) май-2 2016 г.

Проблемы финансирования малых инновационных предприятий в вузах.

Разработка и внедрение информационной системы в деятельность предприятия.

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ — начала XXI вв.

Роль центров трансфера технологий в инновационном процессе

инновационная инфраструктура, инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационная продукция, разработка, предприятие, аграрное производство, интеллектуальная собственность... Управление инновационной деятельностью высшего...

Проблемы финансирования малых инновационных...

Российская Федерация, предприятие, средство, венчурный бизнес, инновационный бизнес, последнее время, интеллектуальная деятельность, венчурное инвестирование, фонд, компания.

О поддержке инновационной деятельности в субъектах...

Ряд субъектов РФ имеют отдельные законы о государственной поддержке инновационной деятельности, (Калужская область, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Алтайский край, Свердловская область)...

Инновационное развитие учебно-опытных хозяйств как фактор...

Несмотря на относительно невысокий удельный вес предприятий и организаций государственной и муниципальной форм собственности в общем числе хозяйствующих субъектов, проблемы повышения эффективности и оптимизации состава государственного...

Институциональные основы управления инновационной...

инновационная деятельность, институт развития, предприятие, инновационная активность, инновационная продукция, интеллектуальная деятельность, мировая практика, уставной капитал...

Задать вопрос