Новая версия международного стандарта ISO 9001:2015 | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 12. Стандартизация, метрология и сертификация

Опубликовано в

III международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 25.11.2014

Статья просмотрена: 10556 раз

Библиографическое описание:

Корягина К. А. Новая версия международного стандарта ISO 9001:2015 [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 175-179. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6678/ (дата обращения: 24.10.2018).

Происходят существенные изменения в мировой практике менеджмента, окружающей деловой среде, накапливаются новые знания, в связи с этим выходит новое издание стандарта качества ИСО 9001:2015.

Ключевые слова: менеджмент качества, ИСО 9001:2015, система менеджмента бизнеса.

 

Почти тридцать лет прошло с момента появления первоначального издания международного стандарта ISO 9000, устанавливающего требования к системам менеджмента качества организаций. Уже в 2015 году выйдет в свет пятое издание данного стандарта. Стандарт ISO 9000 за тридцатилетний период существования заслужил международное признание на всех континентах мира.

Появление пятого издания ISO 9001 вызвано несколькими причинами:

-          Во-первых, за прошедший период произошли существенные изменения в мировой практике менеджмента, окружающей деловой среде, накоплены новые знания.

-          Во-вторых, появились новые стандарты на системы менеджмента, что вызвало необходимость в создании единого подхода.

-          В-третьих, есть некоторые «рудименты», с которыми необходимо расстаться, чтобы двигаться дальше. Например, как «обязательные документированные процедуры» и «документированное руководство по качеству».

-          В-четвертых, единственный стандарт систем менеджмента, который не использует риск-менеджмент, был ИСО 9001. В целом получилось так, что стартовав первым, ИСО 9001 оказался в конце, отстав от других аналогичных стандартов менеджмента из-за своей устаревшей структуры.

-          В-пятых, нужна и вертикальная интеграция менеджмента организации. Система менеджмента качества должна соответствовать общей стратегии организации, т. е. ее бизнес-планам, а не быть отдельной автономной частью организации. [2, с. 19]

Подготовка версии FDIS (Final Draft International Standard — Окончательный Проект Международного Стандарта) стандарта ISO 9001:2015 планируется проводиться в январе 2015 года, а уже в сентябре предполагается принятие и утверждение окончательной версии.

Ключевым изменениям подверглась структура нового стандарта. В таблице 1 представлены отличительные особенности структур ИСО 9001:2008 и ИСО 9001:2015.

Таблица 1

Структуры стандартов ИСО 9001:2008 и ИСО 9001:2015 в сравнении

ИСО 9001:2008

ИСО 9001:2015

0 Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Система менеджмента качества

4 Организационная среда

5 Ответственность руководства

5 Лидерство

6 Планирование

6 Менеджмент ресурсов

7 Поддержание

7 Выпуск продукции

8 Операции

8 Измерение, анализ и улучшение

9 Оценивание показателей

10 Улучшение

 

Опираясь на данные Системы Международной Сертификации (System of International Certification) можно проследить изменения и дополнения в требованиях ISO 9001:2015 относительно предыдущей версии стандарта:

Раздел 0. Введение. Содержит общие сведения об ISO, стандартах ISO серии 9000, процессном подходе, цикле PDCA, управлении рисками, взаимосвязи стандарта ISO 9001:2015 со стандартами на другие системы менеджмента.

Раздел 1. Область применения. В этом разделе указана область применения стандарта ISO 9001:2015. В сравнении с версией 2008 года область применения осталась та же.

Раздел 2. Нормативные ссылки. В этом разделе указываются ссылки на взаимосвязанные стандарты.

Раздел 3. Термины и определения. Этот раздел содержит термины и определения, применяемые в стандарте. Многие из терминов стандарта входят в новую версию стандарта ISO 9000:2014. [3]

Раздел 4. Окружение организации

Таблица 2

Изменения в составных частях «Раздела 4»

4.1 Понимание организации и ее окружения. В этом разделе стандарт требует определить внутренние и внешние условия работы организации (ее окружение), которые влияют на результат работы и на систему менеджмента качества.

4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон. От организации требуется определить заинтересованные стороны, которые оказывают влияние на систему менеджмента качества, определить требования заинтересованных сторон и осуществлять регулярный мониторинг этих требований.

4.3 Область действия системы менеджмента качества. Организация должна определить границы применения системы менеджмента качества. Границы применения должны быть документально определены.

4.4 Система менеджмента качества и процессы организации. Этот раздел во многом схож с разделом 4.1 версии стандарта ISO 9001:2008. Организация должна определить процессы, необходимые для системы менеджмента качества и управлять этими процессами. Дополнительно организация должна определить риски и возможности каждого процесса.

 

Раздел 5. Лидерство

Таблица 3

Изменения в составных частях «Раздела 5»

5.1 Лидерство и обязательства. Раздел включает в себя требования к высшему руководству организации. Высшее руководство должно демонстрировать свое лидерство в системе менеджмента качества и взять на себя обязательства по внедрению и управлению этой системой. Другой составляющей лидерства и обязательства высшего руководства является демонстрация приверженности ориентации на заказчика.

5.2 Политика в области качества. Аналогично требованиям ISO 9001:2008 высшее руководство должно разрабатывать, анализировать и пересматривать политику в области качества. Политика в области качества должна быть документирована.

5.3 Роли, ответственность и полномочия в организации. Требования этого раздела обязывают высшее руководство организации определить ответственность и полномочия и распределить необходимые роли в организации для работы системы менеджмента качества, исполнения процессов, и выполнения требований потребителей.

 

Раздел 6. Планирование системы менеджмента качества.

Таблица 4

Изменения в составных частях «Раздела 6»

6.1 Действия по реагированию на риски и возможности. Это принципиально новый блок требований ISO 9001:2015. Организация должна определить риски и возможности, которые способны повлиять на систему менеджмента качества и результаты работы организации. Также требуется создать план реагирования на риски и возможности.

6.2 Цели в области качества и планирование достижения целей. Организация должна установить цели в области качества для всех уровней, функций и процессов. Для достижения целей должны быть разработаны планы и определены мероприятия.

6.3 Планирование изменений. Если организация определит необходимость в изменениях системы менеджмента качества, то такие изменения должны выполняться в соответствии с разработанными планами.

 

Раздел 7. Обеспечение

Таблица 5

Изменения в составных частях «Раздела 7»

7.1 Ресурсы. Раздел представляет общие требования по управлению ресурсами, требования по управлению человеческими ресурсами, инфраструктурой и производственной средой, ресурсами для проведения мониторинга и измерений, а также требования по управлению знаниями.

7.2 Компетенции. По своему содержанию, требования данного раздела схожи с требованиями п. п. 6.2 стандарта ISO 9001:2008. Он содержит в себе требования к компетенции персонала организации.

7.3 Осведомленность. Здесь ISO 9001:2015 устанавливает требования к осведомленности персонала по вопросам политики и целей в области качества, результативности системы менеджмента качества и выполнению требований системы менеджмента качества.

7.4 Взаимодействия. Этот раздел стандарта ISO 9001:2015 требует от организации определить внешние и внутренние взаимодействия, которые могут повлиять на систему менеджмента качества.

7.5 Документированная информация. Стандарт ISO 9001:2015 вводит новое понятие, которое заменяет собой применяющиеся в версии 2008 г. понятия «документированная процедура» и «записи». Раздел содержит общие требования к документированной информации, требования к ее созданию и обновлению, а также требования по управлению документированной информацией.

 

Раздел 8. Процессы

Таблица 6

Изменения в составных частях «Раздела 8»

8.1 Планирование и управление процессами. Организация должна планировать, применять и управлять процессами, необходимыми для системы менеджмента качества.

8.2 Определение требований к продукции и услугам. Организация должна определить и установить процессы взаимодействия с заказчиками, определить требования, связанные с продукцией и услугами и проводить регулярный анализ требований, связанных с продукцией и услугами. Для выполнения этих требований должны быть определены и соответствующие процессы.

8.3 Разработка и проектирование продукции и услуг. В этом разделе представлены общие требования по проектированию и разработке, требования по планированию проектирования и разработки, проектированию и разработки входных данных, проектированию и разработки методов контроля, проектированию и разработке выходных данных, проектированию и разработке изменений.

8.4 Управление внешним обеспечением продукции и услуг. Аналогично требованиям раздела 7.4 стандарта ISO 9001:2008. В раздел включены общие требования по управлению внешним обеспечением, требования к виду и степени управления внешним обеспечением, требования по управлению информацией по внешнему обеспечению.

8.5 Сохранение продукции и услуг. Содержит требования по управлению готовой продукцией и услугами, требования по идентификации и прослеживаемости, сохранению собственности заказчика или внешнего поставщика, защите продукции и действиям после поставки, а также по управлению изменениями продукции.

8.6 Выпуск продукции и предоставление услуги. Определены требования по выполнению действий до поставки продукции заказчика.

8.7 Управление несоответствующими процессами, продукцией или услугами. Содержит необходимые действия организации в случае возникновения несоответствий в процессах, продукции или услугах.

 

Раздел 9. Проведение оценки

Таблица 7

Изменения в составных частях «Раздела 9»

9.1 Мониторинг, измерения, анализ и оценка. Включены общие требования по проведению мониторинга, измерений, анализу и оценке, требования по измерению удовлетворенности заказчиков, а также требования по анализу и оценке работы организации и системы менеджмента качества.

9.2 Внутренний аудит. Представлены требования по планированию, организации и проведению внутренних аудит. В целом, требования данного раздела схожи с требованиями п. 8.2.2 стандарта ISO 9001:2008.

9.3 Анализ системы менеджмента. Раздел содержит требования к высшему руководству организации. Высшее руководство должно планировать и регулярно проводить анализ системы менеджмента организации.

 

Раздел 10. Улучшения

Таблица 8

Изменения в составных частях «Раздела 10»

10.1 Общие требования. Определены требования по проведению улучшений в процессах, продукции и услугах, а также системе менеджмента качества организации.

10.2 Несоответствия и корректирующие действия. Здесь представлены требования по действиям организации в случае обнаружения несоответствий. Также, этот раздел определяет необходимость проведения корректирующих действий.

10.3 Непрерывное улучшение. Требования этого раздела обязывают организацию использовать свои возможности для непрерывного совершенствования результатов работы и системы менеджмента качества.

 

Таким образом, ключевым изменением в новой версии стандарта ISO 9001:2015 является замена предупреждающих действий предшествующего стандарта на управление рисками. На смену ISO 9001:2008, как стандарту менеджмента качества, водворяется ISO 9001:2015, позиционирующийся как стандарт для систем менеджмента бизнеса. Новый стандарт организация может использовать как инструмент управления бизнесом для увеличения ценности, улучшения своей работы и снижения рисков.

 

Литература:

 

1.                  Бердалиев К. Б. Менеджмент: курс лекций — Алматы: Экономика, 2005. — 238 с.

2.                  Бизнес-журнал Казахстана «Успех-Success» (20 сентября 2014) — Статья «Новая версия международного стандарта ИСО 9001:2015»

3.                  Интернет портал Системы Международной Сертификации (System of International Certification) — статья «Новая версия международного стандарта ISO 9001:2015» от 16 сентября 2014 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.register-sic.com

4.                  Сайт АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.naceks.kz

 

Основные термины (генерируются автоматически): ISO, система менеджмента качества, требование, раздел, стандарт, область качества, высшее руководство, Изменение, внешнее обеспечение, высшее руководство организации.

Ключевые слова

менеджмент качества, ИСО 9001:2015, система менеджмента бизнеса.

Похожие статьи

Элементы система менеджмента качества по ISO9001.

Система менеджмента качества (СМК) — это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, что включает в себя разработку политики и целей и деятельность по достижению этих целей на всех уровнях управления [1]...

Документирование системы менеджмента качества

Статья посвящена анализу новой версии международного стандарта ISO 9001:2015 “Системы менеджмента качества. Требования” и преподаванию этой дисциплины в вузе по специальности “Документоведение и архивоведение”.

Процессы руководства в области качества | Статья в журнале...

область качества, руководство организации, требование потребителей, внутренний обмен, сторона руководства, ISO, деятельность организации, рамка системы менеджмента качества...

Внедрение системы менеджмента качества на малых...

система менеджмента качества, QMS, управление качеством, предприятие, повседневная жизнь, ISO, элемент менеджмента качества, Улучшение, процесс, оценка.

Ключевые слова: внедрение СМК, система менеджмента качества, сертификация, стандарт ISO 9001.

Качество образования и принципы ИСО 9000 | Статья в журнале...

Известно, что семейство стандартов ИСО 9000 было разработано «с целью оказания помощи организациям всех видов и размеров при внедрении и обеспечении функционирования эффективных систем менеджмента качества» (СМК)...

Использование специализированного программного обеспечения...

Формирование системы менеджмента качества на предприятиях... ISO, Узбекистан, качество, система менеджмента качества, стандарт, технологическое оборудование, налогооблагаемая база, TQM, предприятие республики систем управления, постановление Кабинета Министров...

Формирование системы менеджмента качества на предприятиях...

ISO, Узбекистан, качество, система менеджмента качества, стандарт, технологическое оборудование, налогооблагаемая база, TQM, предприятие республики систем управления, постановление Кабинета Министров...

Методика оценки результативности СМК предприятия

В стандартах ИСО серии 9000 одним из основных инструментов совершенствования деятельности компании в области качества является измерение результативности действующей системы менеджмента качества (далее - СМK).

Программное обеспечение системы менеджмента качества

Внедрение системы менеджмента качества на малых... Система менеджмента качества (СМК) — это способ, с помощью которого

Основные термины (генерируются автоматически): ISO, Узбекистан, качество, система менеджмента качества, стандарт, технологическое...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Элементы система менеджмента качества по ISO9001.

Система менеджмента качества (СМК) — это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, что включает в себя разработку политики и целей и деятельность по достижению этих целей на всех уровнях управления [1]...

Документирование системы менеджмента качества

Статья посвящена анализу новой версии международного стандарта ISO 9001:2015 “Системы менеджмента качества. Требования” и преподаванию этой дисциплины в вузе по специальности “Документоведение и архивоведение”.

Процессы руководства в области качества | Статья в журнале...

область качества, руководство организации, требование потребителей, внутренний обмен, сторона руководства, ISO, деятельность организации, рамка системы менеджмента качества...

Внедрение системы менеджмента качества на малых...

система менеджмента качества, QMS, управление качеством, предприятие, повседневная жизнь, ISO, элемент менеджмента качества, Улучшение, процесс, оценка.

Ключевые слова: внедрение СМК, система менеджмента качества, сертификация, стандарт ISO 9001.

Качество образования и принципы ИСО 9000 | Статья в журнале...

Известно, что семейство стандартов ИСО 9000 было разработано «с целью оказания помощи организациям всех видов и размеров при внедрении и обеспечении функционирования эффективных систем менеджмента качества» (СМК)...

Использование специализированного программного обеспечения...

Формирование системы менеджмента качества на предприятиях... ISO, Узбекистан, качество, система менеджмента качества, стандарт, технологическое оборудование, налогооблагаемая база, TQM, предприятие республики систем управления, постановление Кабинета Министров...

Формирование системы менеджмента качества на предприятиях...

ISO, Узбекистан, качество, система менеджмента качества, стандарт, технологическое оборудование, налогооблагаемая база, TQM, предприятие республики систем управления, постановление Кабинета Министров...

Методика оценки результативности СМК предприятия

В стандартах ИСО серии 9000 одним из основных инструментов совершенствования деятельности компании в области качества является измерение результативности действующей системы менеджмента качества (далее - СМK).

Программное обеспечение системы менеджмента качества

Внедрение системы менеджмента качества на малых... Система менеджмента качества (СМК) — это способ, с помощью которого

Основные термины (генерируются автоматически): ISO, Узбекистан, качество, система менеджмента качества, стандарт, технологическое...

Задать вопрос